Демоверсия P.T., произошедшая от «не родившейся» Silent Hills, породила вокруг себя чуть ли не целый культ. Справедливо это или нет, каждый волен решать сам, и речь пойдёт не об этом. Другое дело, что после резонансной отмены проекта немало инди-команд кинулись создавать свою P.T., раз за разом дискредитируя жанр низкопробными «симуляторами ходьбы» со скримерами. Копаться в этой однообразной массе – дело неблагодарное. Поэтому, когда я услышал про Visage, возносимую немалым числом рецензентов в Steam до ближайшего подобия демки Кодзимы, я привычно улыбнулся. Однако игру от канадцев из SadSquare Studio всё же попробовал и… был приятно удивлён. Visage удалось выбраться за рамки пряток от нелепых монстров/духов/маньяков, создаваемых словно на конвейере посредством Unreal Engine, но обо всём по порядку.
Начнём с того, что Visage всё-таки использует Unreal Engine, но, к счастью, создатели вложили в неё гораздо больше труда и старания, чем многие их коллеги. Да, это снова хоррор от первого лица, и хотя во вступительном ролике у протагониста есть руки, впоследствии мы наблюдаем только летающие в воздухе предметы (словно это VR-игра). И да, снова нет отражений героя в зеркалах! Однако модельки призраков, демонов и даже редких живых людей на удивление не кажутся такими уж нелепыми, а интерьер дома и других локаций и вовсе очень хорош. Иными словами, визуальное впечатление Visage производит достойное.
Картинка картинкой, но что с атмосферой, с хоррором, геймплеем наконец? Эпитеты от впечатлительных игроков, вроде «самая страшная» и «непередаваемо жуткая», мы видели и раньше, но есть ли в этом хоть песчинка правды? Удивительно, но канадцы пришли к очень правильной мысли: пока есть непредсказуемость и сопутствующий ей дискомфорт – есть место и страху. А как только игрок освоился и почувствовал уверенность, эффект проходит, и остаётся привычный «симулятор ходьбы» с головоломками. И я бы сказал, что такого эффекта и запала создателям хватило примерно на две из трёх основных глав – а это весьма хороший результат на нынешнем «хоррор-безрыбье».
Начинается игра с уже упомянутого вступления, во время которого протагонист убивает свою семью и совершает самоубийство. После сей мощной сцены герой очухивается в своём жилище – огромном доме с большим количеством комнат и закрытых дверей. Здание – центральный «хаб» всей игры, в котором можно немного передохнуть перед стартом очередных глав, а также поискать секреты и предметы, служащие «ключами» к дальнейшим эпизодам. Дам небольшой совет: начинайте с глав, активируемых взаимодействием с детским рисунком и ключом в прихожей – это самые сильные сегменты, по-настоящему демонстрирующие потенциал Visage. Будь вся игра как они – результат был бы ещё более впечатляющим! На контрасте с ними эпизод, запускаемый после контакта с костылём, значительно слабее, а сам финал словно намекает, что разработчики «выдохлись» и не нашлись, как лучше закончить историю.
Выбрав главу из «хаба» (игра предупредит, что до её окончания поменять эпизод не получится), вы станете свидетелем истории кого-то из людей, живших в доме раньше. Происшествие с девочкой Люси и её воображаемым другом получилось по-хорошему жутким, а эпизод со страдающей от деменции женщиной Долорес самый нелинейный и наполнен наибольшим количеством загадок – пройти его без гайда за пару часов вряд ли получится. Есть ещё сегмент про бывшего спортсмена Ракана, действие которого часто переносит нас в больницу, но он запоминается меньше всего. Наконец, чтобы поставить точку в судьбе самого протагониста, понадобится не только проследить за трагедиями предыдущих жильцов – потребуется собрать семь видеокассет с подсказками, позволяющих найти открывающий эпилог предмет. Это и станет негласной четвёртой главой, в ходе которой в доме будет творится ещё большая чертовщина чем раньше.
Компас предстоит использовать по назначению и молот тоже не бутафорский. Головы инструментом проламывать не позволят, а вот некоторые стены – пожалуйста.
Отмечу, что три основные главы – качественные и самодостаточные законченные истории, на прохождение каждой из которых спокойно можно выделить по вечеру. Так что получилась, можно сказать, своеобразная хоррор-антология в рамках одной игры. Причём взаимопроникновение чужих трагедий в саму структуру неблагополучного дома будет с каждым моментом ощущаться всё сильнее, и сказать, что сегменты никак не связаны уж точно не получится.
Разработчики припасли для каждого эпизода какую-то свою механику, противников. Например, в истории Люси вспышка от фотоаппарата поможет увидеть скрытые подсказки и отгонять одну из злых сущность (привет, Fatal Frame!), а в сегменте Долорес необходимо искать зеркала и перемещаться по ним сквозь искажённое пространство проклятого дома. При этом ощутимое повторение врагов и угроз ощущается лишь в главе Ракана и финале – до них игра старается дарить исключительно свежие ощущения.
Из дробовика, к сожалению, стрелять не дадут, но «пасхалка» с его участием хороша. Других отсылок, например, к Silent Hill 4: The Room, тоже хватает
Общими для всего прохождения являются несколько механик. Во-первых, у героя есть шкала рассудка, страдающая от нахождения в темноте и отдельных шалостей полтергейстов (внезапно закрывающиеся перед носом двери и выключающийся свет). Если показатель рассудка падает до критических значений, поблизости появляется связанный с этой главой преследователь и с лёгкостью обрывает жизнь протагониста. Правда, от потустороннего сталкера всё же можно убежать, а всё прохождение играть в догонялки не просят, а это очень ценная черта для представителя жанра. А пряток тут и вовсе, считай, нет.
Рассудок можно поправить, находясь на ярком свету, но, к сожалению, способ не всегда срабатывает чётко – тут разработчики, думаю, что-то не доработали. Ещё есть таблетки с успокоительным, срабатывающие более эффективно. Кроме того, в игре достаточно загадок, закрытых дверей и даже какое-то число секретов и «пасхалок», поэтому у протагониста есть целый инвентарь для ношения найденных предметов.
Инвентарь поделён на две категории. Во-первых, это сюжетные предметы, в число которых входят ключи, записки с подсказками, видео- и аудиокассеты и так далее. Во-вторых, это весьма ограниченное количество динамических предметов: упомянутые таблетки, зажигалки, свечки, лампочки и несколько особых объектов. С источниками света, думаю, всё понятно – тут разработчики явно вдохновлялись серией «Амнезия» и, кстати, на мой взгляд, Visage даже превзошла по ряду параметров последнюю Amnesia: Rebirth.
Ещё создатели Visage сделали руки протагониста не только местами для хранения двух дополнительных вещей, но и полноценными участниками геймплея. Более-менее крупные предметы в карманы не засунешь – лом, строительную кувалду, стремянку. А некоторые объекты для полноценного использования требуют сразу двух конечностей! Кроме того, чтобы использовать освещающую темноту зажигалку, её надо держать именно в руке, и тоже самое касается таблеток и многого другого. И здесь понимаешь, насколько классно, что у человека сразу две ладони – и так-то рук иногда не хватает, а пользу использования сразу двух конечностей в Visage осознаёшь весьма быстро.
Добавлю, что игроку дают освоиться в доме, прежде чем начинается самая чертовщина. Перед запуском первой главы можно запомнить план здания, открыть большинство комнат, запастись зажигалками и успокоительными, а также запомнить, где остались лежать дополнительные расходники. Дело в том, что возможностей значительно пополнить запасы после начала глав будет не так много, но их действие будет часто возвращать нас в знакомые, становящиеся всё более опасными интерьеры дома.
80Главное оружие Visage: ощущение непредсказуемости и беспокойства на грани с дискомфортом, которые игра уверенно вызывает больше половины прохождения – а этих качеств часто не хватает хоррорам. Пускай ближе к финалу разработчики начинаются «выдыхаться», это не мешает ужастику выглядеть незаурядным явлением на фоне многих однотипных коллег. SadSquare Studio доказали, что не зря выходили на Kickstarter, и наработанный ими опыт наверняка поможет с потенциальным будущими проектами, на которые стоит обратить внимание любителям жанра. А пока не пропустите и саму Visage.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.