Etrian Mystery Dungeon
Обзор Etrian Mystery Dungeon
FenixBK
113
Отрицать некоторую уникальность серии Etrian Odyssey, отличающую ее от прочих восточных ролевых игр, нельзя. Не смотря на отсутствие многомиллионных продаж Atlus продолжает издавать проекты этой франшизы и, более того, ставит эксперименты, совмещая Etrian Odyssey с другими играми и вселенными. Если вы следили за ролевыми проектами на Nintendo 3DS, то наверняка запомнили красивую и довольно интересную Persona Q: Shadow of the Labyrinth. Именно она была первым опытом в плане скрещивания вселенной «одиссеи» с играми линейки Persona. Большая часть игрового процесса была позаимствована из Etrian Odyssey, в то время как стиль, подача сюжета и сами герои принадлежали серии Persona. Удивительно, но новый симбиоз - Etrian Mystery Dungeon, созданный силами не самой Atlus, а студией Spike Chunsoft, сделан по противоположному принципу - здесь игровой процесс небезызвестной Mystery Dungeon тщательно запрятан в неповторимую атмосферу Etrian Odyssey.

Визуальная составляющая, музыкальные композиции, система развития героев и даже меню – во всем читается присутствие «одиссеи», однако, это происходит ровно до того момента, пока мы не спустимся в подземелье. В этот момент Etrian Mystery Dungeon, как хороший актер, быстро меняет образ, предлагая нам то, чем славится Mystery Dungeon – позиционную боевую систему, наполненную тактическими задачами, варьирующимися от битвы к битве. Тем, кто привык к статичным сражениям из Etrian Odyssey здесь будет туго, поскольку партия не просто передвигается во время битв, но и получает благодаря этому преимущество. Связку из четырех героев всегда возглавляет лидер, за которыми следуют остальные бойцы. Лидера можно поменять в любой момент, таким образом передавая возможность хода, но делать это необязательно, ведь искусственный интеллект автоматически подхватывает управление за игроком. Конечно, сам игрок может действовать бойцами эффективнее, однако ИИ тоже справляется с подконтрольными членами партии вполне сносно, спрашивая разрешение на атаку при наличии нескольких вариантов или прося подтверждение на применение магии.


Типичные сражения в Etrian Mystery Dungeon напоминают пляски шахматных фигур по доске с чередой рокировок и гамбитов, ведь классов у героев не один и даже не два. Каждая специализация по-своему полезна в битве. Например, гамбит с жертвованием персонажа класса «защитник» - привычное дело. Ведь цель этого воина со щитом – собирать на себя урон, оберегая товарищей от смерти. Стрелки и маги способны творить чудеса, убивая с одного выстрела, но собственно и с жизнью они расстаются так же быстро, как и забирают ее. Именно баланс классов и пошаговая система с клетками превращает Etrian Mystery Dungeon в упрощенную и одновременно дополненную различными возможностями версию шахмат. Пока герои не сделают движение или не атакуют, ход не применяется, поэтому ничто не мешает думать, считать и планировать, опираясь на навыки героев, дальность их атак и специфику классов. Неправильное построение, спешка и наплевательское отношение к умениям героев чаще всего приводит к смерти… Но смерть в Etrian Mystery Dungeon – это не конец. Из города можно отправить спасательную экспедицию, чтобы вынести павших товарищей с поля боя, спася не только их самих, но и часть добычи. У спасателей есть целых три попытки, после чего герои, павшие в бою, вернутся в город, но абсолютно пустые и потерявшие часть экипировки. Но не беда, магазины города Асларга полны товаров, здесь можно найти оружие, полезные предметы и прочие вещи, необходимые каждому путешественнику и авантюристу. К слову, местный сюжет не слишком разнообразен, он повествует как раз о гильдиях путешественников, которые прибыли (как это часто бывает в Etrian Odyssey) снискать славы покорителей подземелий. И это все, что нам нужно знать!


Основная сюжетная линия предлагает не слишком разнообразные квесты, которые кое-как вплетаются в общий сюжет. Сторонние задания ничуть не привязаны к истории, да и разнообразием они не блещут. Пойди туда, не знаю куда, приведи того, не знаю кого, ну или принеси то, не знаю что. Хотя, простите, есть и еще один тип заданий, который может неслабо потрепать нервишки – выслать героя определенного класса в одиночку сражаться в лабиринт. И все бы ничего, когда речь идет о воине, но есть же и другие, более слабые типы бойцов! Но ладно, отложим в сторону квесты. Какими еще занятиями предлагает заняться Etrian Mystery Dungeon? Обустройством города! Звучит сильно, но по факту все очень просто. Различные городские строения, такие как отель, магазин, ресторан и гильдия исследователей могут быть улучшены. С каждым уровнем они даруют различные бонусы. Улучшение ресторана открывает квесты, магазин радует появлением новых товаров и так далее. Деньги на это требуются не малые, но, собственно за чем, как не за деньгами мы ходим в лабиринты, наполненные монстрами? Принесенные из подземелий материалы, различный лут и прочее можно продать и разблокировать новую экипировку или улучшить старую. Арсенал местной лавки хоть и может помочь одеть героев, но далеко не в самые мощные вещи. Наиболее ценные образцы средств противостояния монстрам можно обнаружить в самих лабиринтах. Они либо валяются на земле, либо находятся в телепортирующихся сундуках, за которыми приходится побегать по коридорам и залам обителей монстров.


Красоты лабиринтов Etrian Mystery Dungeon сразу же заставляют вспомнить Etrian Odyssey. Их будто с небольшой потерей качества перенесли из последней, при этом мы смотрим на них не из глаз героев, а сверху. Впрочем, от витиеватых проходов и срезов здесь не осталось и следа. Etrian Mystery Dungeon предлагает просто коридоры и комнаты, которые соединяются между собой. Перемещение по этому геометрическому безобразию затрачивает FP (food points), которые восстанавливаются обычной пищей. Чтобы преодоление длинных «колбасок» коридоров не заставило игроков скучать, в Etrian Mystery Dungeon добавлена возможность немного ускорить время. Решение, мягко говоря, неоднозначное, ведь достаточно было просто изменить концепцию самих катакомб, сделав их разнообразнее. Впрочем, подземелья поделены на сектора, которые видны на одной большой карте, каждый раз они располагаются по-разному, но их можно зафиксировать, установив форт в одном из секторов. Для этого в первую очередь нужно находиться в желанном секторе, а во вторых иметь с собой кругленькую сумму денег. Постройка происходит быстро, а после того как она завершена, в форт можно отправить героев из своей гильдии, чтобы они получали опыт и охраняли территорию на случай появления DOE!


Кто это такие? Это аналог особо мощных чудовищ, которые в Etrian Odyssey именовались FOE. Они не стоят на месте, а перемещаются по всем секторам подземелий, медленно, но верно продвигаясь к городу. Герои в фортах совместно с вашей мобильной партией могут ему противостоять, однако если DOE доберется до города и атакует его, миновав защитников, он разрушит часть построек, а то и все их. Чем это чревато? В первую очередь – финансовыми трудностями (ведь восстановление требует вложения денег), ну и, конечно, перебоями с поставками необходимых вещей, таких как зелья здоровья, телепорты, пища и т.д. Сломанный ресторан не сможет кормить партию, оставив ее без дополнительных положительных эффектов. Чтобы избежать всего этого, нужно заранее заботиться об обороне, грамотно выставляя форты и бойцов в них. Если DOE сломает твердыню внутри лабиринта, он отступит назад на какое-то время. Идеальная оборонительная ситуация – группа воинов из форта объединяется с бойцами из мобильной партии, исследующей катакомбы. В такой ситуации можно довольно уверенно сражаться, но стоит зазеваться и все 8 храбрых героев отправятся залечивать раны в город.


Но не стоит думать, что DOE – это единственные сильные противники в игре. Практически каждое подземелье, состоящее из узоров секторов, заканчивается комнатой с боссом. Хотя почти все эти монстры убиваются по сюжету, они все равно представляют довольно интересный игровой элемент Etrian Mystery Dungeon. Сражения с ними проходят в классическом для восточных ролевых игр формате. Пошаговая битва, где герои ходят по очереди. После немного непривычной системы Mystery Dungeon сражаться подобным образом довольно приятно. Что хотелось бы
отметить, в Etrian Mystery Dungeon взяты далеко не все самые интересные особенности серий прародительниц. Например, ставшая визитной карточкой Etrian Odyssey возможность рисовать карты здесь отсутствует, хотя она гарантированно не была бы лишней. Отказались от нее наверняка из-за упомянутого выше сомнительного дизайна подземелий. И это при том, что графически они выполнены довольно неплохо, а вот героям и монстрам явно недостает деталей, хотя боссы составляют исключение.

Вообще идея взять дизайн из Etrian Odyssey – сама по себе прекрасна, когда мы находимся в городе, мы будто играем в новую часть «одиссеи», но подземелья несколько меняют обстановку. Чиби-герои, знакомая атмосфера и великолепная музыка. Некоторые мелодии перекочевали сюда прямиком из Etrian Odyssey, не обошлось без обработки, но выполнена она ювелирно и нисколько не режет слух, а только воодушевляет на новые исследования и свершения. Вот только желание продвигаться по подземельям в поисках новых интересных мест и вещей разбивается об стену однообразия. Ворох коридоров и комнат не удивляет абсолютно ничем, кроме редких путников, которых можно пригласить в гильдию, и барахолок, созданных непосредственно в самом подземелье. Еще одна проблема состоит в том, что герои, будучи заблокированными врагами в проходе между комнат, оказываются настолько скованны в движениях и действиях, что это воспринимается как досадная ошибка геймдизайнеров, а не особенность боевой системы. Но давайте подведем черту. Стилистика Etrian Odyssey, прекрасная музыка, хорошая атмосфера, вдумчивые битвы и интересные идеи со строительством встают против сомнительного дизайна подземелий, а так же легкого однообразия в плане заданий – битва противоречий, в которой положительные качества одерживают победу – вот что такое Etrian Mystery Dungeon.



70
Etrian Mystery Dungeon не сможет полностью заменить ни одну из игр линейки Etrian Odyssey, но она вполне может считаться достойным представителем проектов, выходивших под эгидой Mystery Dungeon. Если вы с нетерпением ждете Etrian Odyssey 2 Untold: The Fafnir Knight, то Etrian Mystery Dungeon определенно поможет вам скоротать время до релиза, погрузив вас в знакомую атмосферу, но не более. Эта ролевая игра далеко не для каждого, не только потому, что она довольно сложная, но и потому, что в ней есть несколько очень сомнительных решений, которые, впрочем, не смогли перекрыть общее положительное впечатление от игры.

Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo 3DS, предоставленной компанией Nintendo.
Скриншоты и видео в материале сделаны напрямую с системы Nintendo 3DS.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
0 комментариев, 8 224 просмотра
Подождите, идёт загрузка...