Star Ocean — серия, рождённая конфликтом (часть первая)

У многих игровых серий довольно непростые начала. Пожалуй,
поклонникам jRPG при таких словах приходит в голову популярная и
активно пополняемая играми разной степени вменяемости серия
Final Fantasy, название которой не только сказочно, но и
символично — разработчики были на том рубеже, когда новый проект
мог стать либо их «Последней фантазией», либо путёвкой в мир
безработицы, по крайней мере на какое-то время. Но сегодня пойдёт
речь о другой серии игр в этом же жанре, которая многими своими
аспектами сумела поразить игроков — Star Ocean. Но до этого,
её разработчикам пришлось пройти непростой путь, и начался он со
своеобразного противостояния.
Возвращаясь к началу начал, будет разумно рассказать о другой игре, не имеющей серийного отношения к Star Ocean, но сыгравшей, наверное, самую значительную роль в появлении этой космической jRPG-франшизы — Tales of Phantasia, также ставшая отправной точкой для собственной масштабной серии. Над её созданием работала команда Wolf Team, состоявшая на тот момент из трёх ключевых фигур — Ёсихару Готанда, сценарист и программист, Масаки Норимото, игровой дизайнер, и Джо Асанума, руководитель проекта. В основу игры лег масштабный сценарий, написанный лично Готандой — Tale Phantasia, и в свете достаточной финансовой поддержки издательства Namco, в то время ещё без Bandai, начались активные работы над проектом.
Но всё шло, скажем так, не совсем по плану. Компания Namco то и дело вставляла палки в колёса своей «Волчьей команде» — немало людей покинули коллектив, а множество игровых аспектов было изменено в угоду издательства, которое настаивало на эксклюзивности своих авторских прав и пользовалось ими напропалую. Было изменено и названием оригинального проекта — Tale Phantasia на Tales of Phantasia, под которым мы знаем игру и по сей день. Далеко не все разработчики, и не только разработчики, даже если из них неудержимым потоком хлещет энтузиазм и жажда творчества, смогут работать в условиях давления и постоянного вмешательства в какое-никакое, но личное творческое пространство. Первым не выдержат Джо Асанума.
Написав 退職願 и покинув Wolf Team, Асанума-сан решил основать собственную команду и в этом начинании к нему присоединились Есихару Готанда и Масаки Норимото. Три аса, стоявшие у истоков Wolf Team, создали новую команду — tri-Ace (с названием не скромничали), и ушли под крыло издательства Enix, тогда ещё без Square. Уход ведущих разработчиков серьёзно подкосил Namco и компании пришлось сделать два хода: во-первых, на целый год задержать релиз Tales of Phantasia, а во-вторых, нанять совершенно новую команду разработчиков, которая быстро войдёт в курс дела и выведет утопающий проект на поверхность. Так родился новый коллектив, нынче известный как Tales Studios и радующий своих поклонников весьма качественными проектами. Но это уже другая история, о серии Tales мы ещё обязательно поговорим. А сейчас вернёмся к «Звёздному океану».
Моё личное знакомство с серией Star Ocean можно назвать очень близким — полностью пройдены все игры, кроме последней вышедшей части, The Last Hope. Поэтому в данном материале будут как факты, так и банальное личное мнение. Например, что Star Ocean: Till the End of Time, несмотря на хороший сюжет и харизматичных персонажей, является самой затянутой и самой скучной игрой в серии. Вторую же часть я наоборот хочу отметить как лучшую в серии и вообще одну из лучших японских RPG своего времени и на своей платформе — PlayStation One. Кто-то будет с этим согласен, кто-то — не очень. Информативности материала подобные ремарки и вопиющий субъективизм в любом случае не помешают, но мне хочется думаю, что большинство наших читателей уже привыкли к ним в моих текстах. Частенько не могу удержаться от соблазна, таков уж характер!
Я долго раздумывал над тем, в каком порядке лучше представить серию Star Ocean — по хронологии выхода игр или происходящих в них событий. И решил, что лучше выбрать первый вариант. Поэтому наше сегодняшнее путешествие начнётся со Star Ocean: Fantastic Space Odyssey. Это не только первая игра серии, но и первая игра новообразованной студии tri-Ace, которая впитала в себя большинство наработок, ранее выброшенных компанией Namco из будущей Tales of Phantasia. В работе над новой серией, Готанда-сан сотоварищи отталкивались от своей глубокой любви к популярному во все времена произведению «Звёздный путь», поэтому и выбор пар на научно-фантастическую тематику, с путешествиями как между планетами, так и во времени. Но осталось здесь место и любви разработчиков к фэнтезийным мирам, с магией, драконами и антуражем средневековья. Такое необычное совмещение — одна из ключевых причин большой любви к серии.
История Star Ocean: Fantastic Space Odyssey начиналась в 346-м году
местного летоисчисления — S.D., то есть Космический год. Перед нами
раскидываются просторы неразвитой планеты Роак, которая населена
людьми и гуманоидной расой феллпулов — полулюдей-полукотов. Кто
знаком с четвёртой частью серии наверняка вспомнит милашку Меракл
Шамлотт, синеволосую и юркую девочку-кошку. Она именно из этой
расы. А также из неё происходят главные герои первой игры — члены
самопровозглашённой группы «Защитников городка» от воров и
разбойников: воины-мечники Роддик и Дорн, при поддержке
целительницы Милли. Их грандиозное звёздно-временное путешествие
начинается в тот момент, когда страшная болезнь, вызывающая
окаменение живого организма, невероятными темпами поражает соседнее
поселение и добирается до Кратуса, родного городка нашей
троицы.
Выбор у ребят невелик — опираясь на мифы, сказания и минимальные зацепки, выловленные из диалогов со встреченными в пути людьми, искать хоть какое-то лекарство от этой жестокой каменной чумы. Их цель — вершина горы Меторкс, где, если верить сплетням, растёт некая чудо-трынь-трава, которая способна исцелить окаменение. Но оказавшись на месте, никакого волшебного куста наши герои не находят, но встречают странную парочку. которая возникает перед ними прямо из воздуха, в яркой вспышке света. Это молодые мужчина и женщина, одетые в странные комбинезоны, ранее невиданные на Роаке — Роникс Джей Кенни, капитан космического корабля «Кальнус» принадлежащего к Земному Альянсу, и Илия Сильвестри, глава научно-исследовательского отделения на том же корабле.
В результате некоторых событий, связанных с троицей главных героев
и внезапно возникшей парочкой космических путешественников с Земли,
становится известно, что окаменение вполне излечимо, но для этого
нужно добыть оригинальный штамм вируса. И вот здесь таится главная
проблема — его носитель, древний демон Асмодей, вполне успешно
отправился к своим праотцам, если таковые вообще у демона есть, 300
лет тому назад. Казалось бы, для неразвитой планеты и. как
следствие, не шибко технологически развитых феллпулов такая задача
попросту неразрешима, но присутствие продвинутых Роникса и Илии
меняет дело. Они прибыли с развитой планеты, принеся с собой
передовые технологии, при помощи которых группа ныряет в далёкое
прошлое — Роак 46 S.D., то есть ровно на 300 лет назад.
Дважды пройдя первую часть Star Ocean — как на эмуляторе, так и PSP-ремейк Star Ocean: First Departure, я на удивление детально помню большинство событий игры, поэтому мог бы пересказать весь её сюжет, но целью данного материала является привлечение игроков к серии и краткий экскурс в её сеттинг, а не забег с препятствиями в виде заборов из спойлеров. Та же история во второй и третьей частями — третью лишь один раз прошёл, правда. Поэтому рассказ о сюжете я буду останавливать там, где начинается главное приключение персонажей, допуская лёгкие спойлеры, но по возможности огибая их. Теперь же хочу обратить внимание на две яркие особенности игры, касающиеся сюжета, при этом обязательно учитывайте, что перед нами игра 20-летней давности.
Именно в серии Star Ocean впервые были представлены так называемые Private Actions, «личные события» (далее просто PA) — короткие сценки между несколькими персонажами, которые возникают при выполнении определённых условий. Во время таких сценок мы становимся свидетелями дополнительных диалогов, частенько имеющих некий романтический или юморной окрас. Также PA влияют на отношения между героями, а они, в свою очередь — на концовку игры. И вот это уже вторая особенность, в то время не часто встречавшаяся в играх — разветвлённость сюжета. Я точно не могу вспомнить, но когда-то читал, что в оригинальной версии Star Ocean: Fantastic Space Odyssey было 40 с чем-то концовок, которые могли отличаться как существенно, так и не очень — парой-тройкой диалогов, которые вносили свой колорит в завершение, или напрочь меняли его смысл. В ремейке First Departure количество РА было здорово увеличено, а концовок стало более 80!
Даже сейчас, в 2015 году, данное число кажется более чем внушительным — ещё бы, ведь для каждого из завершений нужно не только прописать свои триггеры, но и проработать диалоги. Каждое решение, каждый лишний активированный РА может повлиять на дальнейшее развитие событий. Такие смелые и нестандартные решения были необходимы в то время, потому что даже космическими перелётами внутри игры мало кого можно было удивить. Над этим хорошо поработала серия Phantasy Star, особенно II-iV её части, и игра Chrono Trigger с её путешествиями во времени. Но также было очевидно, что большого количества концовок и системы личных событий будет категорически недостаточно для того, чтобы взорвать индустрию хотя бы в рамках жанра jRPG, и уж тем более на консоли SNES, где сей жанр был представлен десятками шикарных игр.
Следовательно, команде tri-Ace было категорически необходимо плотно поработать над игровым процессом и визуальными достоинствами новой игры. За основу было взято очень много наработок из прошлого проекта команды. который они были вынуждены оставить за плечами в недоделанном состоянии — Tales of Phantasia. В то же время, новый издатель был не столь щедрым, как Namco, поэтому разработчикам приходилось отказываться от ряда «фишек», выходящих за рамки бюджета. Например, представленный в «Фантазии» красивый эффект обработки частиц не вписался в бюджет. Зато улучшилось общее качество графики, благодаря использованию ускоряющего чипа и дополнительной ОЗУ. Таким образом, Star Ocean было, что ответить Tales of Phantasia. Возможно, с высоты времени это уже не заметно, или не важно, но поскольку разработка «Звёздного океана» для tri-Ace началась с конфликта, то переросла она именно в соревнование талантов.
В результате мы получили две отличные игры, у каждой из которых был собственный особый игровой дизайн, с преимущественно сильными сторонами. И у истоков обеих стояли одни и те же люди. В то время, как имея более серьёзный бюджет, разработчики Tales занимались качеством и масштабом карты мира, столь любимой поклонниками японских RPG, команда tri-Ace, испытывая некоторый недостаток финансирования, занималась оттачиванием качества текстур окружения. А ещё плотной работой над боевой. В середине девяностых, наиболее распространённой концепцией боевой системы были пошаговые сражения со статичными фигурками противников на выделенном поле сражения. Но в Star Ocean решили это изменить, обратившись к опыту работы над Tales of Phantasia.
Новая боевая система использовала уже привычный большинству игроков перенос персонажей из режима исследования на отдельный боевой экран, но теперь противники были не статичными фигурками. Как персонажи игрока, так и всевозможные монстры двигались в реальном времени, игроку приходилось быстро соображать и отдавать команды не затягивая время. Наблюдали за происходящим мы сверху, а что ещё было довольно необычно — так это возможность настройки поведения управляемых компьютером напарников на поле боя. Можно было установить стиль сражения и лимит использования магической энергии. Многим играм и по сей день не хватает даже такого минимума. В дальнейшем, серии Star Ocean и Tales ещё больше развили эту систему стратегий/тактик, позволив игрокам едва ли не на микро-уровне настраивать нюансы поведения напарников. Особенно детальна эта система в Tales of Hearts.
Говоря о том, что привнесла серия Star Ocean в жанр jRPG — может не всегда новаторски, но во многом наиболее продумано на момент своего выхода — нельзя не упомянуть систему создания предметов. Она позволяла игроку создавать собственные ценные предметы из накопленных в результате успешных сражений ингредиентов, но для этого требовался определённый уровень мастерства. Зато можно было создать очень полезные, а порой и эксклюзивные предметы, которые иными способами просто не добыть. В первой игре сия система была довольно сырой — слишком высокий процент неудачи, слишком много требовалось рутинного «гринда» для того, чтобы сделать большинство предметов. Тем не менее, это была очень интересная «фишка», которая спустя два года была существенно доработана во второй части — Star Ocean: The Second Story. А в ремейке Star Ocean: First Departure с созданием предметов нам помогает милашка Велч Вайнярд.
Пожалуй, этого персонажа надо представить отдельно от всех
остальных. Знакомьтесь, Велч Вайнярд — своего рода персонаж-маскот.
Эта забавная девушка с указкой в форме руки впервые появилась в
Star Ocean: Till the End of Time, третьей части серии, но затем её
включили в PSP-ремейки первых двух частей, а также в четвёртую, The
Last Hope. Причём в ремейках Велч можно было взять в команду, в
качестве игрового персонажа и весьма уверенного бойца. Во всех
играх, Вэлч — это такая местная Гаечка, то есть миловидная
девушка-изобретатель, со светлыми волосами, неунывающей мордашкой и
неуёмным фонтаном эксцентричности. Очень любит флиртовать с
парнями, это для неё такая своеобразная игра, чем очень раздражает
других девушек — в особенности Илию из первой части и Рэну из
второй.
Любопытно, что в четвёртой части серии, The Last Hope, Вэлч является нам в образе вполне взрослой девушки с фиолетовыми волосами, и является главой научно-исследовательской лаборатории на «Кальнусе» — знакомое название, правда? — но ведёт себя как ребёнок. Возможно, большинство гениев именно такие. Она то и дело подкалывает персонажей, постоянно пытается влезть в их личные дела. Но при этом Велч очень добрая и заботливая. А любопытно это тем, что четвёртая часть по хронологии является прологом и её события развиваются в 10-м космическом году, то есть за 336 лет до событий первой части. И это не единственный такой крутой разрыв в серии!
Кроме доработки системы создания предметов, Star Ocean: The Second Story привнёс в серию обновлённую графику, выполненную в более красочном и я бы даже сказал акварельном стиле. Трудно сказать, насколько это пошло проекту на пользу. С одной стороны, визуально игра выглядит лучше первой части, но при этом окружение немного потеряло в детальности, стало более смазанным, что ли. Куда более неоднозначным моментом стало управление — при использовании обычного цифрового контроллера для PlayStation One, не укомплектованного аналогами, перемещение в бою обеспечивается крестовиной при зажатой кнопке «круг». Недостаток в том, что такой вариант полностью исключает ручное переключение между целями. Мягко говоря, это было не очень удобно.
Впрочем, все спорные моменты игры с лихвой перекрываются её
многочисленными плюсами. Команда tri-Ace отлично потрудилась над
РА, теми самыми личными сценками между персонажами игры, которых
стало значительно больше, чем в первой игре. Выросло и количество
игровых персонажей, которых можно взять к себе в команду. Но стоит
заметить, что в отличие от ряда японских RPG, вроде серии
Suikoden, в Star Ocean в принципе нельзя завербовать всех
персонажей в одну команду. Присутствие одного может исключать
присутствие другого, это норма для данной серии. Кроме того,
некоторых персонажей нельзя было пригласить в группу без
предварительного выполнения ряда условий. Не в диковинку для жанра,
да и в Star Ocean: Fantastic Space Odyssey такое уже было, но во
второй части события более масштабные.
События второй части Star Ocean развиваются спустя 20 лет после событий первой игры, в 366 S.D. Мечта Илии Сильвестри, которую она преследовала на протяжении львиной доли РА в оригинальном Star Ocean, всё-таки сбылась, хотя официально это не подтверждается — она вышла замуж за Роникса Джей Кенни, в это время уже адмирала космического флота Галактической Федерации, и у них родился сын по имени Клод Си Кенни. В начале игры он становится энсином под началом своего отца и отправляется на первое настоящее задание — исследование древних руин на одной из неразвитых планет. Там-то и случается событие, которое круто поворачивает судьбу молодого Кенни — какой-то хитрый механизм приводится в действие и телепортирует парнишку на планету Экспел.
Эта планета представляет собой аналог нашего с вами позднего средневековья, где короли всё ещё правят своими королевствами. А учитывая, что Клод зело похож на Кресса из Tales of Phantasia, создаётся впечатление, будто и не в Star Ocean играешь, настолько тут фэнтезийный антураж! Пожалуй, это свойство присуще всей серии и мне кажется, что оно очень крутое — окружение не успевает приесться. Телепортирует Клод не на пустое место, а прямо в разгар неприятного события — некое чудище пытается подкрепиться девушкой, слишком далеко отошедшей от собственной деревни. Не долго думая, наш светловолосый герой бросается на выручку, паля по недругу из энергетического пистолета. Спасённая девушка, её имя Рэна Ленфорд, видя, как Клод разобрался с монстром, вспоминает легенду о Герое Света и принимает за него своего спасителя. А всё из-за светового оружия.
Слово за слово, только что познакомившаяся парочка отказывается в Арлии, родной деревне Рэны, где местный староста рассказывает Клоду о том, что вообще происходит вокруг. Некоторое время тому назад, на планету Экспел грохнулось какое-то небесное тело, метеорит, и после этого на города, городки и деревни стали нападать всевозможные монстры. Люди прозвали метеорит «Колдовским шаром» и уверены, что он — концентрированное зло. Поразмыслив, Клод принимает решение исследовать место крушения метеорита, потому как считает, что это может помочь ему вернуться домой, на свою планету. Веря в своего спасителя, Героя Света, Рэна отправляется вместе с ним. Отсюда начинается очень интересная и многогранная история с 86 вариантами завершения.
На момент своего релиза в 1998 году, Star Ocean: The Second Story была одной из немногих игр в жанре jRPG, которая предлагала игрокам выбор основного персонажа. Мы могли начать игру как за Клода, так и за Рэну. Конечно, их пути всё равно сходятся на одном и том же месте, но начальные сцены разительно отличаются. Кроме того, выбор персонажа влиял и на доступные варианты концовок. Когда в 2008 году для системы PlayStation Portable появился полноценный ремейк этого проекта, Star Ocean: Second Evolution, перед игрокам возникла одна из лучших классических японских RPG своего года в совершенно новом свете и со множеством значительных улучшений. Конечно же, разница была не столь внушительной, как между первой игрой и её ремейком. Разработчики добавили новые концовки, будто 86 было мало, новые личные сценки, новые сюжетные вставки, немного переработали боевую систему, убрав из неё неудобства оригинала, и многое другое.
Если вы интересуетесь jRPG и каким-то чудесным образом пропустили первые две части Star Ocean, то обязательно наверстайте. Лучше всего, обратившись к ремейкам для PlayStation Portable — они очень качественные, более современные и в них исправлено множество начальных недоработок. Плюс, явно похорошевший дизайн персонажей и сюжетные видеоставки от студии Production I.G. не могут не радовать. Беря во внимание состоявшийся недавно анонс пятой части, знакомство с этими двумя играми уж точно не повредит! Ежели вы новичок в жанре и всё-таки соберётесь погружаться в «Звёздный океан», не забудьте озаботиться наличием хорошего гида по РА, потому что львиную их долю можно легко пропустить.
Поразмыслив, я принял решение разделить общую работу по серии Star Ocean на две части. Сейчас вы прочитали первую из них, в которой представлены две связанные друг с другом игры серии. Знакомство с третьей и четвёртой частями, Till the End of Time и The Last Hope, ждёт вас через некоторое время на нашем сайте, а объединены они будут уже по другому признаку в рамках серии — по хронологии, эти игры самые дальние друг от дружки: события третьей развиваются в далёком будущем, а четвёртой — в столь же далёком прошлом.
Возвращаясь к началу начал, будет разумно рассказать о другой игре, не имеющей серийного отношения к Star Ocean, но сыгравшей, наверное, самую значительную роль в появлении этой космической jRPG-франшизы — Tales of Phantasia, также ставшая отправной точкой для собственной масштабной серии. Над её созданием работала команда Wolf Team, состоявшая на тот момент из трёх ключевых фигур — Ёсихару Готанда, сценарист и программист, Масаки Норимото, игровой дизайнер, и Джо Асанума, руководитель проекта. В основу игры лег масштабный сценарий, написанный лично Готандой — Tale Phantasia, и в свете достаточной финансовой поддержки издательства Namco, в то время ещё без Bandai, начались активные работы над проектом.
Но всё шло, скажем так, не совсем по плану. Компания Namco то и дело вставляла палки в колёса своей «Волчьей команде» — немало людей покинули коллектив, а множество игровых аспектов было изменено в угоду издательства, которое настаивало на эксклюзивности своих авторских прав и пользовалось ими напропалую. Было изменено и названием оригинального проекта — Tale Phantasia на Tales of Phantasia, под которым мы знаем игру и по сей день. Далеко не все разработчики, и не только разработчики, даже если из них неудержимым потоком хлещет энтузиазм и жажда творчества, смогут работать в условиях давления и постоянного вмешательства в какое-никакое, но личное творческое пространство. Первым не выдержат Джо Асанума.
Написав 退職願 и покинув Wolf Team, Асанума-сан решил основать собственную команду и в этом начинании к нему присоединились Есихару Готанда и Масаки Норимото. Три аса, стоявшие у истоков Wolf Team, создали новую команду — tri-Ace (с названием не скромничали), и ушли под крыло издательства Enix, тогда ещё без Square. Уход ведущих разработчиков серьёзно подкосил Namco и компании пришлось сделать два хода: во-первых, на целый год задержать релиз Tales of Phantasia, а во-вторых, нанять совершенно новую команду разработчиков, которая быстро войдёт в курс дела и выведет утопающий проект на поверхность. Так родился новый коллектив, нынче известный как Tales Studios и радующий своих поклонников весьма качественными проектами. Но это уже другая история, о серии Tales мы ещё обязательно поговорим. А сейчас вернёмся к «Звёздному океану».
Моё личное знакомство с серией Star Ocean можно назвать очень близким — полностью пройдены все игры, кроме последней вышедшей части, The Last Hope. Поэтому в данном материале будут как факты, так и банальное личное мнение. Например, что Star Ocean: Till the End of Time, несмотря на хороший сюжет и харизматичных персонажей, является самой затянутой и самой скучной игрой в серии. Вторую же часть я наоборот хочу отметить как лучшую в серии и вообще одну из лучших японских RPG своего времени и на своей платформе — PlayStation One. Кто-то будет с этим согласен, кто-то — не очень. Информативности материала подобные ремарки и вопиющий субъективизм в любом случае не помешают, но мне хочется думаю, что большинство наших читателей уже привыкли к ним в моих текстах. Частенько не могу удержаться от соблазна, таков уж характер!
Хронология игр серии по внутриигровым
годам:
- Star Ocean: The Last Hope // Star Ocean: The Last Hope ~International~ (X360/PS3)
- Star Ocean: Fantastic Space Odyssey // Star Ocean: First Departure (SNES/PSP)
- Star Ocean: The Second Story // Star Ocean: Second Evolution (PSOne/PSP)
- Star Ocean: Blue Shphere (Game Boy Color // Mobile) — только для Японии.
- Star Ocean: Till the End of Time (PS2)
Я долго раздумывал над тем, в каком порядке лучше представить серию Star Ocean — по хронологии выхода игр или происходящих в них событий. И решил, что лучше выбрать первый вариант. Поэтому наше сегодняшнее путешествие начнётся со Star Ocean: Fantastic Space Odyssey. Это не только первая игра серии, но и первая игра новообразованной студии tri-Ace, которая впитала в себя большинство наработок, ранее выброшенных компанией Namco из будущей Tales of Phantasia. В работе над новой серией, Готанда-сан сотоварищи отталкивались от своей глубокой любви к популярному во все времена произведению «Звёздный путь», поэтому и выбор пар на научно-фантастическую тематику, с путешествиями как между планетами, так и во времени. Но осталось здесь место и любви разработчиков к фэнтезийным мирам, с магией, драконами и антуражем средневековья. Такое необычное совмещение — одна из ключевых причин большой любви к серии.

Выбор у ребят невелик — опираясь на мифы, сказания и минимальные зацепки, выловленные из диалогов со встреченными в пути людьми, искать хоть какое-то лекарство от этой жестокой каменной чумы. Их цель — вершина горы Меторкс, где, если верить сплетням, растёт некая чудо-трынь-трава, которая способна исцелить окаменение. Но оказавшись на месте, никакого волшебного куста наши герои не находят, но встречают странную парочку. которая возникает перед ними прямо из воздуха, в яркой вспышке света. Это молодые мужчина и женщина, одетые в странные комбинезоны, ранее невиданные на Роаке — Роникс Джей Кенни, капитан космического корабля «Кальнус» принадлежащего к Земному Альянсу, и Илия Сильвестри, глава научно-исследовательского отделения на том же корабле.

Дважды пройдя первую часть Star Ocean — как на эмуляторе, так и PSP-ремейк Star Ocean: First Departure, я на удивление детально помню большинство событий игры, поэтому мог бы пересказать весь её сюжет, но целью данного материала является привлечение игроков к серии и краткий экскурс в её сеттинг, а не забег с препятствиями в виде заборов из спойлеров. Та же история во второй и третьей частями — третью лишь один раз прошёл, правда. Поэтому рассказ о сюжете я буду останавливать там, где начинается главное приключение персонажей, допуская лёгкие спойлеры, но по возможности огибая их. Теперь же хочу обратить внимание на две яркие особенности игры, касающиеся сюжета, при этом обязательно учитывайте, что перед нами игра 20-летней давности.
Именно в серии Star Ocean впервые были представлены так называемые Private Actions, «личные события» (далее просто PA) — короткие сценки между несколькими персонажами, которые возникают при выполнении определённых условий. Во время таких сценок мы становимся свидетелями дополнительных диалогов, частенько имеющих некий романтический или юморной окрас. Также PA влияют на отношения между героями, а они, в свою очередь — на концовку игры. И вот это уже вторая особенность, в то время не часто встречавшаяся в играх — разветвлённость сюжета. Я точно не могу вспомнить, но когда-то читал, что в оригинальной версии Star Ocean: Fantastic Space Odyssey было 40 с чем-то концовок, которые могли отличаться как существенно, так и не очень — парой-тройкой диалогов, которые вносили свой колорит в завершение, или напрочь меняли его смысл. В ремейке First Departure количество РА было здорово увеличено, а концовок стало более 80!
Даже сейчас, в 2015 году, данное число кажется более чем внушительным — ещё бы, ведь для каждого из завершений нужно не только прописать свои триггеры, но и проработать диалоги. Каждое решение, каждый лишний активированный РА может повлиять на дальнейшее развитие событий. Такие смелые и нестандартные решения были необходимы в то время, потому что даже космическими перелётами внутри игры мало кого можно было удивить. Над этим хорошо поработала серия Phantasy Star, особенно II-iV её части, и игра Chrono Trigger с её путешествиями во времени. Но также было очевидно, что большого количества концовок и системы личных событий будет категорически недостаточно для того, чтобы взорвать индустрию хотя бы в рамках жанра jRPG, и уж тем более на консоли SNES, где сей жанр был представлен десятками шикарных игр.
Следовательно, команде tri-Ace было категорически необходимо плотно поработать над игровым процессом и визуальными достоинствами новой игры. За основу было взято очень много наработок из прошлого проекта команды. который они были вынуждены оставить за плечами в недоделанном состоянии — Tales of Phantasia. В то же время, новый издатель был не столь щедрым, как Namco, поэтому разработчикам приходилось отказываться от ряда «фишек», выходящих за рамки бюджета. Например, представленный в «Фантазии» красивый эффект обработки частиц не вписался в бюджет. Зато улучшилось общее качество графики, благодаря использованию ускоряющего чипа и дополнительной ОЗУ. Таким образом, Star Ocean было, что ответить Tales of Phantasia. Возможно, с высоты времени это уже не заметно, или не важно, но поскольку разработка «Звёздного океана» для tri-Ace началась с конфликта, то переросла она именно в соревнование талантов.
В результате мы получили две отличные игры, у каждой из которых был собственный особый игровой дизайн, с преимущественно сильными сторонами. И у истоков обеих стояли одни и те же люди. В то время, как имея более серьёзный бюджет, разработчики Tales занимались качеством и масштабом карты мира, столь любимой поклонниками японских RPG, команда tri-Ace, испытывая некоторый недостаток финансирования, занималась оттачиванием качества текстур окружения. А ещё плотной работой над боевой. В середине девяностых, наиболее распространённой концепцией боевой системы были пошаговые сражения со статичными фигурками противников на выделенном поле сражения. Но в Star Ocean решили это изменить, обратившись к опыту работы над Tales of Phantasia.
Новая боевая система использовала уже привычный большинству игроков перенос персонажей из режима исследования на отдельный боевой экран, но теперь противники были не статичными фигурками. Как персонажи игрока, так и всевозможные монстры двигались в реальном времени, игроку приходилось быстро соображать и отдавать команды не затягивая время. Наблюдали за происходящим мы сверху, а что ещё было довольно необычно — так это возможность настройки поведения управляемых компьютером напарников на поле боя. Можно было установить стиль сражения и лимит использования магической энергии. Многим играм и по сей день не хватает даже такого минимума. В дальнейшем, серии Star Ocean и Tales ещё больше развили эту систему стратегий/тактик, позволив игрокам едва ли не на микро-уровне настраивать нюансы поведения напарников. Особенно детальна эта система в Tales of Hearts.
Говоря о том, что привнесла серия Star Ocean в жанр jRPG — может не всегда новаторски, но во многом наиболее продумано на момент своего выхода — нельзя не упомянуть систему создания предметов. Она позволяла игроку создавать собственные ценные предметы из накопленных в результате успешных сражений ингредиентов, но для этого требовался определённый уровень мастерства. Зато можно было создать очень полезные, а порой и эксклюзивные предметы, которые иными способами просто не добыть. В первой игре сия система была довольно сырой — слишком высокий процент неудачи, слишком много требовалось рутинного «гринда» для того, чтобы сделать большинство предметов. Тем не менее, это была очень интересная «фишка», которая спустя два года была существенно доработана во второй части — Star Ocean: The Second Story. А в ремейке Star Ocean: First Departure с созданием предметов нам помогает милашка Велч Вайнярд.

Любопытно, что в четвёртой части серии, The Last Hope, Вэлч является нам в образе вполне взрослой девушки с фиолетовыми волосами, и является главой научно-исследовательской лаборатории на «Кальнусе» — знакомое название, правда? — но ведёт себя как ребёнок. Возможно, большинство гениев именно такие. Она то и дело подкалывает персонажей, постоянно пытается влезть в их личные дела. Но при этом Велч очень добрая и заботливая. А любопытно это тем, что четвёртая часть по хронологии является прологом и её события развиваются в 10-м космическом году, то есть за 336 лет до событий первой части. И это не единственный такой крутой разрыв в серии!
Кроме доработки системы создания предметов, Star Ocean: The Second Story привнёс в серию обновлённую графику, выполненную в более красочном и я бы даже сказал акварельном стиле. Трудно сказать, насколько это пошло проекту на пользу. С одной стороны, визуально игра выглядит лучше первой части, но при этом окружение немного потеряло в детальности, стало более смазанным, что ли. Куда более неоднозначным моментом стало управление — при использовании обычного цифрового контроллера для PlayStation One, не укомплектованного аналогами, перемещение в бою обеспечивается крестовиной при зажатой кнопке «круг». Недостаток в том, что такой вариант полностью исключает ручное переключение между целями. Мягко говоря, это было не очень удобно.

События второй части Star Ocean развиваются спустя 20 лет после событий первой игры, в 366 S.D. Мечта Илии Сильвестри, которую она преследовала на протяжении львиной доли РА в оригинальном Star Ocean, всё-таки сбылась, хотя официально это не подтверждается — она вышла замуж за Роникса Джей Кенни, в это время уже адмирала космического флота Галактической Федерации, и у них родился сын по имени Клод Си Кенни. В начале игры он становится энсином под началом своего отца и отправляется на первое настоящее задание — исследование древних руин на одной из неразвитых планет. Там-то и случается событие, которое круто поворачивает судьбу молодого Кенни — какой-то хитрый механизм приводится в действие и телепортирует парнишку на планету Экспел.
Эта планета представляет собой аналог нашего с вами позднего средневековья, где короли всё ещё правят своими королевствами. А учитывая, что Клод зело похож на Кресса из Tales of Phantasia, создаётся впечатление, будто и не в Star Ocean играешь, настолько тут фэнтезийный антураж! Пожалуй, это свойство присуще всей серии и мне кажется, что оно очень крутое — окружение не успевает приесться. Телепортирует Клод не на пустое место, а прямо в разгар неприятного события — некое чудище пытается подкрепиться девушкой, слишком далеко отошедшей от собственной деревни. Не долго думая, наш светловолосый герой бросается на выручку, паля по недругу из энергетического пистолета. Спасённая девушка, её имя Рэна Ленфорд, видя, как Клод разобрался с монстром, вспоминает легенду о Герое Света и принимает за него своего спасителя. А всё из-за светового оружия.
Слово за слово, только что познакомившаяся парочка отказывается в Арлии, родной деревне Рэны, где местный староста рассказывает Клоду о том, что вообще происходит вокруг. Некоторое время тому назад, на планету Экспел грохнулось какое-то небесное тело, метеорит, и после этого на города, городки и деревни стали нападать всевозможные монстры. Люди прозвали метеорит «Колдовским шаром» и уверены, что он — концентрированное зло. Поразмыслив, Клод принимает решение исследовать место крушения метеорита, потому как считает, что это может помочь ему вернуться домой, на свою планету. Веря в своего спасителя, Героя Света, Рэна отправляется вместе с ним. Отсюда начинается очень интересная и многогранная история с 86 вариантами завершения.
На момент своего релиза в 1998 году, Star Ocean: The Second Story была одной из немногих игр в жанре jRPG, которая предлагала игрокам выбор основного персонажа. Мы могли начать игру как за Клода, так и за Рэну. Конечно, их пути всё равно сходятся на одном и том же месте, но начальные сцены разительно отличаются. Кроме того, выбор персонажа влиял и на доступные варианты концовок. Когда в 2008 году для системы PlayStation Portable появился полноценный ремейк этого проекта, Star Ocean: Second Evolution, перед игрокам возникла одна из лучших классических японских RPG своего года в совершенно новом свете и со множеством значительных улучшений. Конечно же, разница была не столь внушительной, как между первой игрой и её ремейком. Разработчики добавили новые концовки, будто 86 было мало, новые личные сценки, новые сюжетные вставки, немного переработали боевую систему, убрав из неё неудобства оригинала, и многое другое.
Если вы интересуетесь jRPG и каким-то чудесным образом пропустили первые две части Star Ocean, то обязательно наверстайте. Лучше всего, обратившись к ремейкам для PlayStation Portable — они очень качественные, более современные и в них исправлено множество начальных недоработок. Плюс, явно похорошевший дизайн персонажей и сюжетные видеоставки от студии Production I.G. не могут не радовать. Беря во внимание состоявшийся недавно анонс пятой части, знакомство с этими двумя играми уж точно не повредит! Ежели вы новичок в жанре и всё-таки соберётесь погружаться в «Звёздный океан», не забудьте озаботиться наличием хорошего гида по РА, потому что львиную их долю можно легко пропустить.
Поразмыслив, я принял решение разделить общую работу по серии Star Ocean на две части. Сейчас вы прочитали первую из них, в которой представлены две связанные друг с другом игры серии. Знакомство с третьей и четвёртой частями, Till the End of Time и The Last Hope, ждёт вас через некоторое время на нашем сайте, а объединены они будут уже по другому признаку в рамках серии — по хронологии, эти игры самые дальние друг от дружки: события третьей развиваются в далёком будущем, а четвёртой — в столь же далёком прошлом.
собрали 50 144 из 300 000 рублей
21 комментарий, 33 967 просмотров
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
Yokaichirou — 03.05.2015 в 14:44
Hardcore Trophy Hunter YouTuber
Довольно-таки интересная и полезная статья, особенно для тех, кто
ещё не знаком с серией, но собирается это сделать в будущем (как
раз для меня
). Спасибо,
Варь, буду ждать продолжения.

ioxan — 03.05.2015 в 14:50
Пластмассовый охотник за трофеями
Спасибо большое за статью, очень интересно было читать, хоть и не
являюсь ярым поклонником jRPG. уж очень долго их надо проходить, и
не всегда хватает усидчивости чтобы допройти до конца !
Vaan891 — 03.05.2015 в 15:27
Бронзовый охотник за трофеями
все здорово написано. На днях проходил Second Evolution, все бы
ничего. но последний босс как мне показалось очень уж крут, фиг
угонишся за ним. Сейчас играю в First Departure/
jiqwenn — 03.05.2015 в 16:56
Металлический охотник за трофеями
а можно в кратком списке указать все части игр и соответственно
платформы на которых выходила указанная часть?
Arvy — 03.05.2015 в 17:46
THE IDOLM@STER
jiqwenn, Если тебе для ознакомления, то
1. First Departure на псп
2. The Second Story на псп
3. Blue Sphere на геймбойколор, только на японском.
4. Star Ocean: Till the End of Time на пс2
5. The Last Hope на пс3
Все части самодостаточны (кроме, может быть, Blue Sphere, в которую я не играл) и при желании можно играть в любом порядке.
1. First Departure на псп
2. The Second Story на псп
3. Blue Sphere на геймбойколор, только на японском.
4. Star Ocean: Till the End of Time на пс2
5. The Last Hope на пс3
Все части самодостаточны (кроме, может быть, Blue Sphere, в которую я не играл) и при желании можно играть в любом порядке.
Varyag_Ericsson — 03.05.2015 в 18:45
Nippon Ichi Fan
Varyag_Ericsson — 03.05.2015 в 18:44
Nippon Ichi Fan
Готово, как-то это вылетело из башки. Бывает, дырявая 
Проходить можно в любом порядке, конечно, но рекомендую начать с ремейков для PSP, потом перейти к The Last Hope на PS3/X360. А потом уже, при наличии настроения и желания возвращаться в эпоху PS2, можно взяться за Till the End of Time.

Проходить можно в любом порядке, конечно, но рекомендую начать с ремейков для PSP, потом перейти к The Last Hope на PS3/X360. А потом уже, при наличии настроения и желания возвращаться в эпоху PS2, можно взяться за Till the End of Time.

Voland — 03.05.2015 в 19:45
Золотой охотник за трофеями
жаль что в нашем псн нет ремейков. опробовал бы на витьке. видимо
придется ограничится твоими статьями, в ожидании 5й части.
хотел бы уточнить, следующий сет скриншотов после "Снимки экрана из ремейка Star Ocean: Second Evolution", это оригинал 2й части?
блин, что теперь на вики лезть?
жаль, думал ты
сюжеты тоже затронешь 
хотел бы уточнить, следующий сет скриншотов после "Снимки экрана из ремейка Star Ocean: Second Evolution", это оригинал 2й части?
блин, что теперь на вики лезть?


Jaur_Kuruta — 03.05.2015 в 20:01
Пластмассовый охотник за трофеями
Не знаю чем 3-я часть затянута, скорее слишком масштабна.
А вот четвертая вобрала в себя все лучшее, прихватив даже неплохой сюжет.
А вот четвертая вобрала в себя все лучшее, прихватив даже неплохой сюжет.
Varyag_Ericsson — 04.05.2015 в 09:30
Nippon Ichi Fan
В четвёртой части, как мне покамест кажется, худший сюжет в серии.
История с "Землёй-2" настолько нелепа, что вместе с гриндинговыми
трофеями надолго оттолкнула от прохождения проекта. По геймплею,
масштабу, дизайну, фишкам — четвёртая просто превосходна, одна из
лучших jRPG в поколении платформ, ящитаю.
Третья часть очень неторопливая, в отличие от 1, 2 и 4, отличающихся своей крутой динамикой. Оттого и ощущается скучной-затянутой. В третьей части разработчики всё ещё экспериментировали с боевой системой, она вышла интересной, но довольно сырой. В четвёртой части мы видим её эволюцию и доведение до ума. Ещё мне кажется, но могу ошибаться, что в третьей части самая долгая прокачка, которую я вообще встречал в jRPG.
А переиграл я
очень много игр этого жанра. Любимый жанр, как-никак, хоть любимая
игровая серия — Metal Gear — к нему и не принадлежит.
Третья часть очень неторопливая, в отличие от 1, 2 и 4, отличающихся своей крутой динамикой. Оттого и ощущается скучной-затянутой. В третьей части разработчики всё ещё экспериментировали с боевой системой, она вышла интересной, но довольно сырой. В четвёртой части мы видим её эволюцию и доведение до ума. Ещё мне кажется, но могу ошибаться, что в третьей части самая долгая прокачка, которую я вообще встречал в jRPG.

Lifiya — 03.05.2015 в 22:32
Пластмассовый охотник за трофеями
Блин, ребят, офигенная статья! Делайте побольше таких 

buraspo — 04.05.2015 в 10:02
Металлический охотник за трофеями
Уух , интересно ,получится ли что нибудь новеннькое преподнести в 5
части ? Меня ,правда ,больше всего затягивает мир Star Ocean . Вот
именно то сходстово с 'какими то там' фантастишными сериалами или
фильмами , вообще я даже считаю , что Камерун своего аватара
придумал когда играл во что то японское и ролевое . Я не играл в
Phantasy Star ( я помню добыл какуюто из частеи почти вместе с пс3
и завис в Disgaea ) , я не играю в серию Tales of, наверное как раз
потому , что весь мои аппетит к sci-fi jrpg компенсирует Star
Ocean.
Krevedko — 04.05.2015 в 10:10
Бронзовый охотник за трофеями
Классная статья. Я уже давно хочу ознакомиться с данной серией, да
только не был уверен стоит ли оно своего времени. Очевидно стоит.
Так что громаднейшее спасибо за материал и ждем вторую часть
статьи.
"сюжетные видеоставки от студии Production G.I"
Только не G.I. а I.G.
"сюжетные видеоставки от студии Production G.I"
Только не G.I. а I.G.
Varyag_Ericsson — 04.05.2015 в 12:33
Nippon Ichi Fan
BlizzardWizard — 04.05.2015 в 15:51
Начинающий охотник за трофеями
Отличная, легко читаемая, информативная статья. Жду продолжения.
Zidane — 05.05.2015 в 00:40
Деревянный охотник за трофеями
Статья отличная =)
Хотя я и прошёл 3 и 4 часть, но с удовольствием прочитаю продолжение =)
Шикарная серия игр, каждую часть с удовольствием прошёл, хочу в скором времени снова засесть и пройти =)
Кстати, есть ли где-нить видео всех концовок 1й и 2й части? (на англе)
Хотя я и прошёл 3 и 4 часть, но с удовольствием прочитаю продолжение =)
Шикарная серия игр, каждую часть с удовольствием прошёл, хочу в скором времени снова засесть и пройти =)
Кстати, есть ли где-нить видео всех концовок 1й и 2й части? (на англе)
saintninja — 05.05.2015 в 09:14
Деревянный охотник за трофеями
Автору спасибо огромное за статью. Очень интересно было читать, жду
продолжения! Много нового для себя открыл, узнал! Хотя я играл в
Star Ocean Last Hope только.
sshirogumi — 05.05.2015 в 18:48
Деревянный охотник за трофеями
Что я жду от JRPG с названием Star Ocean? Серьезную космооперу с
серьезным сюжетом и взрослыми персонажами, хотя бы уровня
Xenosaga.
Что я каждый раз получаю в итоге? Толпу раздражающих аниме-детей, которые в средневековых пещерах дубасят скелетов со щитами деревянными палками.
Еще со времен обладания PSOne не могу понять почему эта серия носит именно такое название.
Что я каждый раз получаю в итоге? Толпу раздражающих аниме-детей, которые в средневековых пещерах дубасят скелетов со щитами деревянными палками.
Еще со времен обладания PSOne не могу понять почему эта серия носит именно такое название.
NEHAY_I_R — 23.06.2015 в 18:18
Пластмассовый охотник за трофеями
Когда вторую часть ждать?Очень жду.
Varyag_Ericsson — 27.06.2015 в 13:06
Nippon Ichi Fan