[КОЛОНКА] Купить или подписаться? Мысли о сервисе Xbox Game Pass
С запуска Xbox Game Pass прошло уже полтора года. Microsoft не устаёт рапортовать о потрясающих успехах «прокатной» бизнес-модели на игровом направлении, строит многозначительные планы на будущее, где ставит Game Pass вместе с облаком чуть ли не во главе всей инфраструктуры, делает громкие заявления и в целом даёт понять, что не планирует сворачивать с выбранного пути. Библиотека сервиса постоянно пополняется новыми играми, а всё большее число разработчиков включают свои новые проекты в Game Pass одновременно с релизом. Кажется, в Microsoft наконец нащупали точку успеха. Но так ли на самом деле всё замечательно? И действительно ли будущее игровой индустрии скрывается за подобными сервисами «проката контента» с платной подпиской? В этом материале я попытаюсь выразить свой взгляд на ситуацию, а также попробую максимально субъективно рассмотреть текущее положение дел в Xbox Game Pass. Чтобы избежать недопонимания, сразу замечу, что это лишь одно из многих мнений – оно может не совпадать конкретно с Вашим или не отражать всей полноты картины.
Для начала попытаюсь изложить позицию относительно любых услуг, связанных с абонентской платой. В современную эпоху, когда подписки прочно вошли в нашу жизнь, мы не сильно задумываемся над этим – просто достаём из кармана заработанное, послушно перечисляя по адресу, если возникает необходимость. Но в данной системе меня всегда смущал один немаловажный нюанс – фактического учёта пользования сервисом для каждого конкретного человека не ведётся, то есть эффективной с точки зрения конечного потребителя назвать такую модель невозможно. Речь, разумеется, не только про Game Pass в данном случае, Xbox Live Gold и PS+ работают по аналогичному механизму. И если в случае с тем же интернетом провайдеры предоставляют возможность временно заблокировать договор, а также компенсируют средства на счёт в тех случаях, когда интернет-соединение отсутствовало не по вине клиента, то ответственность платформодержателей за свои сервисы минимальна. Казалось бы, тоже услуга, так почему потребителя ставят в заочно невыгодное положение?
Никто не позволит вам приостановить подписку на месяц, если она оплачена на год, никто не вернёт вам деньги, если доступа к услуге не предоставляется по вине самих же платформодержателей, либо, как пример, по вине интернет-провайдеров, которые оставили вас без связи или вызвали сбой в сети в попытках исполнить очередной сомнительный закон. Спрос с владельцев сервисов в этом случае минимален. По сути, конечному потребителю лишь остаётся мириться, ведь деньги уплачены, а чёткого контроля за качеством предоставляемых услуг не ведётся. Это условности, к которым мы привыкли и не придаём уже им большого значения, но отрицать слабую законодательную защиту потребителей в данном случае, думаю, бессмысленно. Да, есть техподдержка, которая, возможно, попытается уладить самые вопиющие нарушения, но это скорее выступает экстренной мерой. Поэтому моё отношение ко всем типам предоплаченных сервисов предусмотрительно настороженное. Возможно, кому-то ход моих мыслей покажется чересчур архаичным, но, тем не менее, он логичен.
Как и для многих других сервисов и услуг, распространяемых подобным образом, для использования Xbox Game Pass требуется 100% предоплата. Стандартная цена месячной подписки составляет 599 рублей, но достаточно часто проводятся разного рода акции и распродажи, на которых её можно приобрести по цене, существенно ниже установленной. К примеру, до 4 января 2019 года действует акция, по которой можно оплатить 1 месяц всего за 30 рублей, а всем пользователям Xbox единоразово предоставляется пробный 14-дневный ознакомительный период. Но если учесть, что вы приобретаете абонемент за полную стоимость, то 599 рублей не выглядит такой уж маленькой суммой. По сути, месячный доступ в интернет у многих провайдеров имеет сопоставимую цену. Что же вы получаете в обмен на эти деньги? На выбор нам предлагают порядка двух сотен игр с Xbox One, Xbox 360 и даже с оригинального Xbox в свободное пользование на срок подписки. То есть мы можем запускать и играть в них сколько угодно, участвовать в сетевых баталиях, получать достижения – одним словом, пользоваться как полноценно приобретенными продуктами.
В списке присутствуют как проверенные временем и малоизвестные проекты, так и новые, вполне себе крупные. В январе этого кода Microsoft объявили, что все игры от внутренних студий будут доступны в Xbox Game Pass в день релиза. Первым таким проектом стал кооперативный экшен Sea of Thieves, за ним последовали State of Decay 2 и Forza Horizon 4. Ближайшей игрой от Microsoft, которая станет доступна по подписке одновременно с релизом, выступает Crackdown 3. В ноябре одновременно с запуском в сервисе оказалась гоночная аркада GRIP: Combat Racing, в декабре к таким проектам добавятся кооперативный ролевой экшен Ashen, двухмерная стратегия с RPG-элементами Kingdom Two Crowns и роуглайк-приключение BELOW. Проекты, участвующие в программе ID@Xbox, также определяются в каталог в момент выхода.
Кроме этого, ежемесячно происходит пополнение библиотеки. Например, в декабре по подписке станут доступны Mortal Kombat X, Pro Evolution Soccer 2019, Hellblade: Senua’s Sacrifice, Ori and the Blind Forest: Definitive Edition и ряд других проектов. Вроде бы картина вырисовывается радужная и безоблачная, но есть одно но. Периодически, время от времени, игры по очереди покидают библиотеку Game Pass навсегда. Как правило, об этом предупреждают заранее, за несколько недель или даже за месяц, но бывают случаи, когда проекты удаляются из библиотеки внезапно, и мы лишь постфактум узнаём об их отсутствии. Нет и четкого понимания, сколько та или иная игра продержится в сервисе. В целом, по наблюдаемой статистике можно сказать, что минимальный срок составляет от 8 до 12 месяцев (и разнится, в зависимости от игр), что более чем достаточно для ознакомления. Собственные проекты, по заверениям Microsoft, оказавшись в библиотеке после 1 марта 2018 года, задержатся там навсегда. Существуют и такие случаи, как с Forza Horizon 2, когда из-за лицензионных ограничений по истечении определенного срока цифровое распространение игры и вовсе прекращается в любом виде. В этом случае игры, видимо, также перестанут быть доступными по подписке. Но если вы приобрели игру на свой аккаунт, то доступ к ней у вас сохранится. Стоит также заметить, что все подписчики Xbox Game Pass имеют возможность покупать любые проекты, представленные в библиотеке, со скидкой.
Когда сервис только был анонсирован, лично у меня он не вызвал особого интереса. Я просто не понимал, зачем это мне. Игры я предпочитаю приобретать полноценно, в цифровом или физическом виде, к тому же чаще всего заранее знаю, что точно куплю, вне зависимости от обзоров и мнений. Возможность одолжить во временное пользование ряд условно-интересных проектов виделась хоть и любопытной, но тоже не сильно прельщала. Впрочем, пробный шаг навстречу все-таки был сделан. Надо сказать, что после этого я оформил подписку на месяц, спустя еще некоторое время купил её по акции, да и в целом периодически стал использовать Xbox Game Pass. О постоянной круглогодичной подписке речь не идёт, но подобное интервальное использование сервиса на текущем этапе меня более чем устраивает. А учитывая частые и достаточно щедрые акции удержаться от приобретения месячного абонемента получается далеко не всегда.
Так зачем же я использую сервис и что именно в нем обнаружил? На самом деле, причин здесь несколько. Прежде всего, хочется заметить, что Game Pass никак не повлиял на мои обычные покупки. Они остались в том же виде, в котором и были до этого, но определённые возможности сервис все-таки приоткрыл. Например, благодаря ему я познакомился с проектами, на которые, скорее всего, никогда бы не обратил внимания и с большой вероятностью вообще бы их не заметил. К таким относятся, например, Dandara, Hue, Flame in the Flood, Graveyard Keeper, The Final Station и ряд других. Стоит сказать, что до выхода я о них почти ничего не слышал, а те немногочисленные демонстрации в большинстве своём не вызывали никакого желания дать им хоть какой-либо шанс. Одновременно приятно и неприятно осознавать, что на их счёт я по-крупному ошибался. Чему несказанно рад.
Для небольших издательств и малоизвестных разработчиков выпуск игры в Xbox Game Pass является неплохим шансом привлечь дополнительное внимание и хоть как-либо о себе заявить. Это отличная реклама на большую аудиторию, да и сами Microsoft оперативно информируют обо всех новых пополнениях в библиотеке, прилагая к играм дополнительное описание и медиаматериалы. В этом смысле для индии-разработчиков Xbox Game Pass стал ещё одной площадкой реализации. Но не "инди" единым. В век, когда демоверсии стали большой редкостью и выходят зачастую уже после релиза (да и сам их выпуск свидетельствует скорее о финансовых неудачах проекта), Game Pass в состоянии послужить своеобразным аналогом, предлагая ознакомиться с полной версией. Лично я неоднозначно отношусь к демоверсиям, но знаю, что многие не прочь их оценить перед приобретением, в особенности спорных проектов.
Среди старых игр, присутствующих в Xbox Game Pass, также с удовольствием обнаружил и повторно ознакомился с некоторыми. Одни остались на дисках для PC, а сам PC давно канул в Лету, другие безвозвратно затерялись во времени или нужной платформы под рукой уже давно нет. Здесь же я смог вдоволь поностальгировать и с минимальными потерями насладиться оригинальными версиями в отличном виде. Кстати, более 50 игр из присутствующих в каталоге поддерживают возможности Xbox One X, то есть имеют существенные визуальные улучшения на мощной версии устройства. На фоне постоянно расширяющейся библиотеки, думаю, каждый сможет найти что-то, во что ему хотелось бы поиграть, но по каким-то причинам этого сделать не удалось. Допускаю вариант, когда человек приобрёл консоль и не имеет игр вообще. В этом случае Game Pass также послужит спасением, ведь, кроме старичков, там присутствует немало свежих тайтлов, а с каждым месяцем всё больше игр одновременно поступают в продажу и появляются в библиотеке.
Естественно, у каждого будут свои интересы и мотивации, ведь наши вкусы различаются, но после детального ознакомления сервис приобретает очевидный смысл и пользу. Не могу сказать, что он является чем-то поистине уникальным, но в своём сегменте на сегодняшний день он предоставляет явно один из наиболее удобных форматов. Xbox Game Pass постепенно экспансирует и на другие платформы. На PC под управлением Windows 10 сервис пока функционирует только для тайтлов категории Xbox Play Anywhere, но Microsoft явно на этом на остановятся. С развитием их облачного стримингового сервиса Project xCloud возможность наслаждаться в полной мере всей библиотекой Game Pass может стать доступна игрокам в том числе на мобильных платформах. Таким образом, охват потенциальной аудитории увеличится многократно, а вместе с этим вырастет и заинтересованность у большего числа издателей продвигать свои проекты посредством данной площадки. Вот такие интересные перспективы.
Руководитель игрового подразделения Microsoft и глава Xbox Фил Спенсер:
Цитата:
Xbox Game Pass зародился на консоли, со временем появился на PC и в конечном итоге будет доступен на каждом устройстве. Мы используем клиентскую базу Xbox, чтобы создать стартовую площадку для Xbox Game Pass. Но поскольку многих интересуют долгосрочные перспективы развития наших сервисов, я рекомендую им рассматривать Game Pass как будущую бизнес-модель, которая, как мы считаем, сможет привлечь миллиарды людей, а не сотни миллионов, как это делает розничная торговля
Что до текущего положения дел, то у Microsoft, на мой взгляд, получился добротный каркас будущего сервиса по прокату игр, требующий, тем не менее, ещё длительной доводки и доработки. Необходимо предоставить пользователям более гибкие тарифные планы, работать над дальнейшим расширением библиотеки с крупными сторонними издателями, раскрывать подробные данные о сроках пребывания в сервисе абсолютно всех игр в момент их добавления в каталог. И это лишь самое основное. Структура подобных услуг нуждается в чётких регламентах и законодательной проработке, предполагающей полноценную ответственность компаний за количество и качество предоставляемых услуг. Сейчас это всё присутствует лишь на зачаточном уровне. Конечная цель должна состоять в том, чтобы свести к минимуму число белых пятен и неочевидных нюансов в использовании, а также сделать сервис максимально привлекательным для людей разных предпочтений, с различающимся ритмом жизни, предпочитающим играть долго и много либо мало, но часто. Если уж Microsoft замахнулись на столь широкие перспективы, то и услуги им придётся доставлять в максимально удобном формате для каждого.
А что вы думаете об Xbox Game Pass и подобных сервисах? Пользовались ли ими когда-нибудь? И если да, то какие сложились у вас впечатления? Считаете ли вы, что сервисы с регулярной подпиской в будущем смогут заменить для большинства полноценное приобретение игрового контента?