Жизнь — странная штука. Вроде бы совсем недавно французская компания Dontnod Entertainment выпустила на свет свой дебютный проект Remember Me, запомнившийся многим игрокам неповторимыми пейзажами футуристического Парижа и необычной главной героиней Нилин, изменяющей чужие воспоминания. И вот уже на свет появляется Life is Strange — вторая работа талантливой команды, предлагающая игрокам более приземленную, но от этого не менее интересную тему взросления одной юной особы в современной «одноэтажной Америке». И после прохождения первого эпизода, получившего подзаголовок «Chrysalis» можно с уверенностью сказать, что у Telltale Games и Quantic Dreams наконец-то появился первый достойный конкурент, который ни в чем не уступает «отцам» жанра, а в чем-то даже их превосходит.
Но об этом мы еще успеем рассказать вам во всех подробностях где-то в середине данного обзора, а в начале по традиции стоит немного поведать о сюжетной завязке. Основное действие игры разворачивается в вымышленном городке Аркадия-Бэй, расположившимся где-то на живописном берегу штата Орегон. Игроки же в свою очередь берут на себя роль ранее упомянутой девушки, отзывающейся на имя Максин Колфилд или просто Макс. Она — типичный представитель современной молодежи, в меру застенчивая и не по годам талантливая, по крайней мере, так ей говорит её любимый преподаватель в самой престижной академии искусств округа, ради которой она и вернулся в родные края после пятилетнего отсутствия. И всё бы шло своим чередом, если бы однажды Макс не обнаружила в себе возможность обращать время вспять и, после этого, как вы уже могли догадаться, её жизнь уже не была прежней. И вот на такой интригующей ноте мы, пожалуй, остановимся, чтобы не испортить вам дальнейшие впечатления от самой игры. Скажем только вкратце, сценарий к игре писали крепкие профессионалы своего дела и хотя Life is Strange в чем-то слишком уж похож на американские подростковые фильмы и сериалы в духе того же «Джуно» или «Хора» («Лузеры»), это нисколечко не помешает вам по-настоящему насладиться виртуальным приключением Максин.
И все благодаря усердиям французской команды, сумевшей тщательно подойти к описанию характеров персонажей и своей безграничной любви к мелким деталям. Вселенная игры в противовес другим похожим проектам предлагает нам идеальную кальку с нашего с вами реального мира. Главная героиня не брезгует постоянно ссылаться на различные образцы современного искусства, приводя в пример названия популярных и не очень книг, а также кинокартин. В один из моментов кто-то из героев расскажет вам о своих впечатлениях от романа «Октябрьская страна» Рэя Брэдбери, а уже в другой сама Максин вспомнит о полнометражном научно-фантастическом компьютерном анимационном фильме 2001 года Final Fantasy: The Spirits Within. Вроде бы мелочи, но именно на них, как правило, выстраивается общая картинка, отлично отражающая внутренний мир героев.
В игру влюбляешь с первых минут её прохождения. Она не станет мучить вас бездумным нажатием на все кнопки подряд или сложными загадками, на решение которых у вас могли бы уйти драгоценные минуты, а то и часы. Разработчики провернули ту же схему, что и создатели The Walking Dead или Wolf Among Us, сделав основной упор на великолепную историю главной героини и интересных диалогах. Постановочных сцен не то, чтобы много, но выстроены они качественно, с хорошей режиссурой и правильными ракурсами камеры. Кроме того, в игре полностью отсутствуют QTE-сцены, так что забудьте о пресловутой фразе «Press X to Win». Само же управление в игре довольно простое: стики отвечают за передвижение, а несколько других кнопок на контроллере за взаимодействие с окружающими предметами и перемотку времени. Есть и еще одно существенное несоответствие по сравнению с ранее упомянутыми играми Telltale Games — вас никто насильно не загоняет в жесткие рамки отдельно взятой сцены, а позволяют спокойно прогуляться по локациям, пообщаться с второстепенными персонажами, а заодно отметить что-нибудь интересное для себя.
Основные заметки о своих приключениях Макс записывает в личном дневнике, который можно открыть и просмотреть, нажав всего лишь одну кнопку на геймпаде. По оформлению он мало чем отличается от реальных девчачьих прототипов, радуя глаз различными рисунками на полях, вырезками из газет и приклеенными фотографиями. С помощью него можно узнать много нового о других персонажах, а такой же о переживаниях самой Макс. Вдобавок ко всему прочему он полностью интерактивен и заполняется главной героиней практически сразу после того, как произойдет то или иное значимое событие в её жизни. Если же и дневника вам покажется мало, то к вашим услугам всегда представлен смартфон барышни, а также её переписка с однокурсниками, родителями и друзьями. Поверьте, чтение этих коротких переписок доставляют не меньшее удовольствие, чем выбор определенных реплик, от которых зависит дальнейшее развитие сюжета.
К слову о последних, с Life is Strange разработчики кардинально изменили подход к постановке диалогов. Все разговоры проходят без какого-либо накала страстей и судорожного выбора игроком одной нужной реплики среди множества других за отведенное игрой время. Вобрав в своей игре все самое лучшее от других проектов похожего жанра, Dontnod Entertainment внесла свою собственную маленькую корректировку, которая полностью изменила привычную всеми механику. Если в том же Heavy Rain у вас практически никогда не было шанса вернуться обратно и поступить как-то по-другому, предварительно не перезапустив сохранение, то в этой игре у вас такая возможность есть. Отмотав немного время вспять, Макс сможет не только снова пережить момент судьбоносного решения, но и сделать совсем другой выбор, который изменит дальнейший ход событий. Будь то позирование перед толстым мальчиком-изгоем с последующей публикацией получившегося портрета в социальной сети Facebook или «случайное» опрокидывание краски на дорогой кашемировый свитер надменной богачки.
Но не стоит обольщаться, способности героини не бесконечны и вам не удастся по щелчку пальцев отмотать всю игру назад до самой первой сцены в классе. «Перемотка» действует на всех локациях без исключения, но между ними, к сожалению или счастью, нет. При этом разработчики не принуждают проходить свою игру повторно ради только того, чтобы вы смогли посмотреть на результаты иного выбора — теперь можно воспользоваться «перемоткой», взвесить все «за и против» и выбрать окончательный вариант ответа в том или ином диалоге. Правда, стоит сразу оговориться, что на данный момент далеко не все решения так очевидны, как хотелось бы и сценаристы проекта оставляют достаточно много вопросов без ответа, которые мы, возможно, узнаем ближе к финалу сезона.
С визуальной точки зрения Life is Strange выглядит просто чудесно и намного краше всех последних проектов студии Telltale Games вместе взятых. Яркую цветовую гамму отлично дополняет искусная работа художников над окружением и мельчайшими составляющими. Разработчики в буквальном смысле «заставляют» игроков самостоятельно изучать тщательно выстроенный ими виртуальный мир, а интересные замечания главной героини по поводу того или иного объекта дают вам богатую пищу для размышления. После нескольких часов активной игры жалеешь только об одном — в таком проекте чертовски не хватает возможности фотографировать окружающий мир с помощью камеры Макс, а потом накладывать на получившиеся снимки какие-нибудь фильтры и публиковать их в местном аналоге Instagram. К тому же, в такой прекрасной игре нашлось место и мелкой, но неприятной мелочи — анимация персонажей, а если быть точнее, легкая рассинхронизацию голоса и анимации губ. Но к ней со временем привыкаешь и перестаешь обращать внимание, ведь во всем остальном первый эпизод сделан на высочайшем уровне.
Syd Matters — Obstacles
Помимо всего прочего, авторов Life is Strange стоит отдельно похвалить и за великолепную подборку песен для музыкального сопровождения к игре. Она не только органично вписывается в окружающий мир главной героини, но и, по сути, отражает её собственные переживания и внутренний настрой. Все начинается с небольшой прогулки Макс под аккомпанемент прекрасной французской группы Syd Matters и её хита «To All Of You», а заканчивается не менее симпатичной песней «Obstacles» того же инди-коллектива. И не стоит беспокоиться, если после первого прохождения у вас возникнет стойкое желание заполучить понравившиеся треки в вашу домашнюю коллекцию, такая уж у этого проекта волшебная аура. К озвучке игры и оригинальному актерскому составу у нас также не возникло претензий — все отыграли на высоком уровне, а каждому персонажу, безусловно искренне веришь до самых финальных титров.
90Талантливая команда Dontnod Entertainment еще раз сумела доказать всему миру, что из-под её пера выходят только качественные проекты, если дать ей всю полноту свободы и приложить к этому достаточное количество инвестиций. Life is Strange — Episode 1: Chrysalis — блестящая «пилотная» серия, после «просмотра» которой не терпится узнать, что же будет дальше в трогательных приключениях юной Макс и её подружки Хлои. В наши непростые времена редко увидишь столь качественного представителя своего жанра, ловко играющего на чувствах игроков. Если всё сложится хорошо и каждая последующая часть будет лучше предыдущей, то к финалу мы получим одну из лучших интерактивных драм этого года.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции разработчиками. Также была изучена цифровая версия для Xbox 360. Все скриншоты, представленные в материале, сделаны напрямую с указанных систем.