Разработка игры, мир которой основывается на извращённых религиозных понятиях и соответствующей символике – смелая задача и весьма неблагодарный труд. Не поэтому ли на это решилась именно испанская инди-студия The Game Kitchen? Ведь где, как не в стране, «подарившей» миру известную своей жестокостью Испанскую инквизицию, искать тёмное вдохновение для кровавой метроидвании вроде Blasphemous?
Уже при первом знакомстве с проектом очевидно, что его создатели вдохновлялись также серией Dark Souls. Это касается не только стилистики мрачного фэнтези и в меру хардкорной сложности, но и манеры подачи сюжета. Однако именно историю игры, пожалуй, больше всего критикуют за её замороченность. А потому давайте сперва посмотрим, насколько цельным и упорядоченным получился «лор» Blasphemous.
Сродни творчеству FromSoftware, пресловутый «лор» выдаётся нам строго дозированно, и наибольшая его доля содержится не в монологах NPC, а среди описаний находимых протагонистом предметов. Тут же предположу, что многих игроков пугает и сбивает с толку присутствующее в Blapshemous обилие непривычных религиозных терминов. Однако главная сюжетная линия находится на поверхности, да и в основе сеттинга разобраться не сложно – просто получится это, скорее всего, не в первые часы игры.
Коротко о мире игры
Игрокам следует знать, что действие Blasphemous происходит в фэнтезийной стране Кастодия (не Кастовия!), жители которой издавна славились религиозностью. Это теократическое государство, во главе которого стоит Верховный понтифик со своими кардиналами, епископами и верной инквизицией. Необходимость безоговорочного преклонения перед богом и осознание своей греховности прочно укоренились в общественном сознании, а соборов, монастырей и разнообразных святых здесь чуть ли не больше, чем обычных жителей. И главное, все довольны – потому как не думают, что можно жить иначе.
Однако очередной Понтифик стал одержим мыслью, что граждане и духовенство недостаточно набожны, и необходимо добиться ещё большей праведности и смирения. Разумеется, путём новых запретов и «крестовых походов» против ереси. Сии размышления однако не помешали ему продолжать сидеть на золотом троне и купаться в роскоши.
Наблюдавшему за такой картиной верховному божеству, в конце концов, это надоело и оно наслало на Кастодию так называемое «Чудо» – ещё более извращённую версию того, к чему стремился последний Понтифик. А именно: бесконечные страдания плоти и разума большей части жителей страны. Получился аналог Ада Данте Алигьери – только на земле.
Наш протагонист – воин «Братства безмолвной печали», прозванный Кающимся (Penitent One), а его цель – остановить Чудо и вернуть хоть какой-то покой в многострадальную Кастодию. Название же игры (Blasphemous переводится, как «богохульный») очевидно именно на главного героя и намекает – это ему предстоит совершить главное святотатство и бросить вызов богу. И как нам красноречиво демонстрируют первые локации, наш персонаж отнюдь не первый, просто все его многочисленные предшественники потерпели неудачу.
Сражаться c порождениями Чуда в Blasphemous придётся часто, а ошибки и спешка будут караться преждевременной гибелью. Однако в смерти кроется важное отличие от классических Souls-like игр. Она не отбирает заработанного в боях опыта (называемого «слезами искупления), а только сокращает максимальный показатель рвения, которое используется для произнесения молитв (местный аналог заклинаний) и применения боевых умений.
Возродившись у ближайшего алтаря (и снова аналог костров из Dark Souls), достаточно добежать до места погибели и подобрать оставшийся там «фрагмент вины». А если вы снова сгинете по пути, шкала рвения сократится опять, и после вас останется новый фрагмент. Исчезнет ли предыдущий посмертный осколок? Нет, оба они, как и возможные другие, будут дожидаться там, где оборвался путь персонажа.
Имеющуюся боевая система одновременно проста, но интересна. Изначально Кающийся может лишь наносить обычные удары, прыгать, делать подкаты и парировать вражеские атаки. Такой протагонист очень слаб и неповоротлив. Однако игра просто напичкана усиливающими героя полезными предметами.
Не самый впечатляющий внешне противник, однако эта битва – тот случай, когда желательно вспомнить, что такое осторожность и чувство ритма
Молитвы-заклинания я уже упоминал. Есть также бусины для розария, дающие сопротивляемости и иммунитеты к вредным воздействиям (электричество, токсины и так далее) или иным образом влияющие на характеристики персонажа. Более редкие реликвии обычно позволяют получить доступ в новые уголки мира, а ценные сердцевины меча логично связаны с боем – например, одна из них увеличивает «окно» парирования. В итоге, правильный подбор упомянутой экипировки с лихвой заменяет в Blasphemous более разветвлённые ролевые системы из Souls-like игр. А к этому стоит добавить и боевые умения, приобретаемые за накопленные слёзы искупления – новые атаки, движения и так далее.
В целом, уровень сложности Blasphemous нельзя назвать очень высоким – достаточно быть собранным и иметь базовый опыт в подобных играх. И даже учитывая богатство возможностей по «настройке» протагониста, успех немало зависит именно от реакции и способностей самого игрока. И только отдельные боссы могут заставить вас поёрзать на стуле (кресле/диване), потея во время адреналиновых схваток с гигантскими порождениями извращённого Чуда.
Платформинга с ловушками в Blasphemous тоже хватает
Правда, расслабляться в перерывах между сражениями всё-таки не рекомендуется – обилие ловушек и каверзный платформинг запросто отправят вас на возрождение к ближайшему алтарю. Однако хочется сказать, что мир Кастодии исследовать интересно и приятно. Так любознательный игрок сможет обнаружить множество секретов и новых маршрутов, позволяющих быстро вернуться в ранее пройденные регионы карты. А ещё, вдохновившись играми FromSoftware, разработчики подготовили некоторое количество скрытых квестов и побочных сюжетных линий, связанных с NPC и загадочными объектами на карте. Причём многие задания ограничены по времени, и без гайда ничего не пропустить очень сложно.
Картинка в Blasphemous – аккуратно отрисованный пиксель-арт. Модельки персонажей и противников выглядят приятно, а фоны способны демонстрировать интересные детали. Кроме того, это – смелая и весьма кровавая игра. Например, особо жестокие сцены припасены для добивания оглушённых противников – достаточно нажать нужную кнопку и Кающийся проведёт эффектное «фаталити», которое было бы нестыдно подсмотреть даже персонажам Mortal Kombat.
С этой локацией связана интересная механика. Сильный ветер может не только сдуть героя в пропасть, но и помочь «долететь» до недоступных в обычной ситуации уступов
Музыкальное сопровождение в свою очередь способно порадовать атмосферностью, а его нарочитое ретро-звучание не в состоянии сокрыть тот факт, что саундтрек вдохновлён традиционной испанской и средиземноморской музыкой. Треки его разнятся от меланхолично печальных до более активных и мрачных во время сражений с боссами.
Зато за технической стороной проекта всё-таки водится пара грешков. Из встреченных мною: «вечный» чёрный экран при запуске Blasphemous из меню PS4 (легко исправляется перезапуском) и несколько вылетов во время игры. Хотя данные ошибки встречались всего пару раз и, скорее всего, легко решаемы будущими патчами. А вот игроки на персональных компьютерах в настоящий момент находятся в более выгодном положении – им уже доступна русская локализация, которая ещё не добралась до консолей.
80
Blasphemous – смелый и кровавый проект от испанцев из Game Kitchen, предлагающий добротный геймплей в духе метроидваний и весьма приличный, но комфортный уровень сложности с послевкусием Souls-like игр. И хотя сюжет и обилие религиозных терминов способны отпугнуть и запутать игрока, разобраться в сути происходящего совсем не сложно, а на восприятие геймплея данные особенности и вовсе влиять не должны. Главное в Blasphemous – игровой процесс, визуальный стиль и атмосфера, и над ними испанская студия поработала на славу.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
S1ne_Cura, Не обязательно изобретать, порой достаточно сделать максимально хорошо и Bloodstained та же была этим проектом и запомнилась, а это забыта и стёрта сразу после прохождения, таких метройдваний куча сделанных лучше. Играть в неё имеет смысл если всё пройдено и прям дикая тяга к играм жанра. Но если её пропустить ничего не потеряешь. Она не плохая. Она просто абсолютно средняя.
По мне так Blasphemous (Богохульство) обязательна к приобретению, очень нравится визуально (Аля ВВ в 2Д)), стиль, атмосфера, дизайн уровней, музон, да и геймплей глядел очень доставляет, вообщем беру однозначно!
Vadim, Vadim, бладстнейн был на слуху у кого надо, фанатов, что собственно и поспособствовало выходу игры ( я про ритуал блад. что там у проклятие луны дела были хз) + разработчик иминитый и тд и тд. а бласфемос мог разве что в скользь рекламы стима увидеть в разделе "что скоро выходит"..
"достаточно сделать максимально хорошо и Bloodstained та же была этим проектом"... мда. теперь любой платформер это метроидвания и геймплейно и по мелочам и артефакты вешаешь и мечи меняешь.. но как ты заметил, это же не оригинально.. так что надо было им котят-нунчак понаделать, и было бы "максимально хорошо" а чтобы не казалось метроиванией, надо запилить длииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии ииииный корридор...
ну средний проект и что? да, вот за счет визуала он и вытягивает игру, и что? как раз визуал это и есть игра, все остальное это долбеж кнопак, вот что сделанно максимально хорошо и вот что делает ее запоминающийся....
Сообщение от Vadim
кроме визуала
ты уж определись, в игре нет оригинального или все же есть
S1ne_Cura, ну если ты играешь в графику, тогда ясно) Для меня визуал почти никогда ничего не вытягивает. А геймплейно она очень примитивна. Один вид оружия, пара видов ударов, ненужная прокачка для галочки, сложность очень невысокая, по сути в игре один сложный босс, который потребовал больше 10 попыток. Все остальные ложились в пределах 5, так что от ДС несмотря на атмосферу сложность не передалась. Рядовые враги вообще слабаки, ловушки есть, но тоже простые, достаточно быть аккуратным и всё. Ещё и короткая и платина сверх уныла. Я слишком люблю этот жанр ещё со времён Супер Метройда на SNES и поэтому у меня очень высокие требования к его качеству. По сути у нас метройдвания и там 2 эталона - собственно Super Metroid (которая до сих пор намного лучше 90% игр жанра на рынке) и Castlevania Simphony of the night. И вот до этих 2 столпов игре как до Китая пешком во всём. Я б ей дал 70 прям максимум. Ну 80 лан, если оч вестись на стиль, можно дотянуть.
Vadim, после всего этого странно что ты почему то с бладстейндом сравнил ее а не с солт сенчури...если ты дс упомянул...хотя по твоему описанию, это секиро... ведь как раз ты примерно и сравниваешь секиро с дарк солсами..
Ты сам сказал что у тебя бзык на этот жанр. Тем самым ты уже заранее ее сравниваешь со своими эталонами. И начинается бред. Там он делает 2 атаки. А тут 1. Там 5 мечей. А тут 1. Там есть кольцо +3 силе. А тут нет.....
От дс сложность не передалась. Это фейспалм
Вот утомляют люди которые везде вставляют зачем то дс. При этом необоснованно абсолютно. Вот если в калдюти играть на сложном и умирать и появляться на кт., то это же как дарк сол.... Ах он такой дарк солс, везде корни пустил
Lennox, Игра очень атмосферная и для поклонников жанра зайдет на 100% ,очень крепкий представитель, по атмосферности и Лору , вовлечению в гемплей для меня стоит в одном в ряду с « Полым рыцарем» ( а это в моем личном списки «Метроидваний» эталон))единственное посоветовал бы подождать скидок, заодно добавили бы обещанный патч с локализацией
VOLcOM, вот тут полностью согласен. Игра и рассчитывает атмосферой взять - ад, грехи и т.д. всегда привлекают "маньяков")))
Цена ей до 500р. не больше. А это что уж погорячились с ценником.
S1ne_Cura, Как же сложно читать твои посты, ты и сам не понимаешь сути и доносишь её с трудом. Бладстэйн я сравнил потому что это абсолютно тот же жанр, а в Salt не играл, а после всех сравнений с ней и не хочется, раз она такого же уровня. А от ДС игра хапнула многие фишки, которые начались с неё, поэтому и получила сравнение. Но основная проблема в геймплее. Персом откровенно неприятно управлять и боёвка не вызывает приятной отдачи, к тому же очень часто перс делает не то, что хочешь от него, управление оставляет желать лучше. А ещё там критические баги, застревания перса и т.п., не раз приходилось игру перезапускать, что б реально было идти дальше.
Vadim, нет ( почти месяц с релиза прошёл , на самом деле этот факт очень ... отрицательно влияет в конечном мнении о издателе и разработчике. За неделю до релиза мне не отвечали вовсе о локализации в консольной версии, на момент релиза разработчик ответил что локализация будет с первым патчем в ближайшее время, на данный момент мне ответили что локализация будет в числе первых патчей , это при том что на консоли в данный момент версия 1.00 , а на пк 1.05 вообщем в этом плане можно делать выводы самостоятельно , но меня это очень расстроило .