Кошки постоянно попадают в смешные видео и мемы, а вот игровыми протагонистами почему-то становятся не часто. Исправить несправедливость взялись французские разработчики из BlueTwelve Studio, а издатели Annapurna Interactive им в этом помогли. Результатом стала Stray – игра не про пушистого супергероя, выпавшего из рюкзака защитника города в трико, а про обычного рыжего кота (хоть и с собственным рюкзачком), вроде того, что, возможно, ждёт вас дома.
Главный герой Stray – бродяжка и потеряшка. Его кошачья рутина, полная суетливой беготни через поросшие буйной растительностью нагромождения труб и бетона, прерывается падением на дно глубокой шахты. Под безучастными взглядами усатых сородичей он срывается вниз и приходит в себя в незнакомом месте, не знающем ни луча солнца. Здесь любопытным глазам протагониста открывается подземный город, где освещённые яркими неоновыми вывесками улицы сменяют поросшие зловещей биомассой руины. Самые безопасные районы населены роботами, которые старательно имитируют поведение людей, носят одежду и ходят на работу. Здесь же кошак находит друга в лице маленького дрона, который становится его помощником, переводчиком и дарит тот самый рюкзачок (с зарядным устройством для дрона). Так начинается путь необычной парочки наверх – к солнцу и, если повезёт, за разгадками тайн, окружающих подземный мир.
Геймплейно Stray – приключение с поиском предметов, решением головоломок и преодолением препятствий. Встречаются даже элементы раннера и стелса, а вот свободного платформинга, напрашивающегося в игре про четвероногого прыгуна, как ни странно, нет. И это при том, что прыгать-то приходится постоянно, но только по заранее определённым для этого объектам. Причём доступных для кошачьего паркура поверхностей так много, что уже вскоре и не замечаешь этого ограничения! Однако, если речь идёт об отчаянном бегстве или поиске секретов, найти активные точки бывает не так просто, что хоть и является дизайнерским решением, не очень вяжется с природной ловкостью кошачьих! А ещё разработчики почему-то позабыли об отличном ночном зрении кошаков – вместо возможности видеть в темноте рыжий полагается на фонарик дрона.
Испортить партию в маджонг, поточить когти об диван, пройтись с бумажным пакетом на голове – (v)Сделано!
Однако надо отдать разработчикам должное – явно зная о повадках кошек не понаслышке, они максимально реализовали их в игре, да ещё и добавили небольшую, но приятную поддержку функций DualSense (мяуканье и урчание через динамик контроллера прилагаются) . Управляя рыжим героем, игрок может лично реализовать многое из того, с чем ассоциируются усатые: тереться об ноги, точить когти о стены и мебель (включая тот самый дорогой диван), бегать по клавиатуре, беспардонно скидывать вещи с полок и так далее. А уж когда на кота впервые надевают рюкзак, а он начинает пятиться и пригибаться к полу – это 100%-но верная передача реакции настоящего питомца на чуждый раздражающий аксессуар.
К чему такая проработка «арсенала» действий представителя семейства кошачьих? В основном, чтобы мы могли лучше вжиться в роль, но в некоторых эпизодах и головоломках мыслить как кот не просто можно, а даже желательно! Перед нами закрытая дверь? А что если поскрестись? Вдруг пустят? А как сделать так, чтобы нас не поймали патрульные дроны? Конечно же, спрятаться в коробку! Разве что в тапки написать нельзя… ну да ладно!
Прожорливые Зурки, нападающие на героя в некоторых сценах, сильно напоминают хэдкрабов из Half-Life. Создатели Stray вообще сильно вдохновлялись игрой Valve
В целом, Stray достаточно линейна и, если обшаривать каждый уголок, проходится за 7-10 часов. Однако в игре есть несколько крупных локаций с чуть большей свободой. Как правило, это районы города, где почти нет угроз, зато можно получить парочку побочных квестов от жителей или поискать секреты и коллекционные предметы (здесь это воспоминания). При этом все задания – как сюжетные, так и дополнительные – забавны и разнообразны. И хотя внимательный игрок найдёт большинство необходимых предметов, кодов от сейфов и других подсказок без лишних усилий, игровые механики и ситуации, как правило, сменяются достаточно часто. А это помогает поддерживать постоянный интерес если не сложностью (которая в Stray невелика),так ожиданием чего-то нового и необычного.
Другая удачная сторона проекта – визуальный дизайн и работа с освещением. И это при том, что хотя игра и аккуратно сделана, небольшие размеры команды нет-нет, а заметны в не всегда плавных анимациях кота и уж точно в слегка «пластиковой» шерсти героя. Зато со светом и тенью разработчики поработали на славу – да так, что рука так и тянется делать скриншот за скриншотом. Нельзя не отметить и потрясающую музыку, звучащую в Stray. Никому не навязываю своё мнение, но качественный и необычный звуковой ряд, похоже, часто является визитной карточкой именно европейского кино и геймдева. В итоге, картинка и звук потрясающе сочетаются вместе, эффективно передавая нужную атмосферу – от наполненной оптимизмом и азартом исследования до меланхоличной и даже на грани хоррора (в игре есть пара таких сцен). На фоне всего этого нарративная составляющая, умело рассказывающая о мире и героях как при помощи слов, так и чаще без них, выглядит в Stray особенно сильно.
Немного расстраивает только то, что пара потенциальных тайн и сюжетных линий словно повисла в воздухе. Будто разработчики хотели рассказать чуть больше, чем успели, или сознательно оставили задел на продолжение. А может, это мы, люди, часто хотим большей однозначности и определённости,а для кота всё понятно и так…
Игра имеет качественный текстовый перевод на русский язык. В плане стабильности, кроме проваливания в текстуру трубы в первые 2-3 минуты игры, к версии для PS5 нареканий не возникло – игра выдаёт 60 FPS в 4K и хоть и не молниеносные, но очень быстрые загрузки. А если вы пропустили какой-то коллекционный предмет, в меню есть удобный выбор глав.
Реплики персонажей не раз заставят вас улыбнуться или о чём-то задуматься. Кстати, экраны, заменяющие роботам лица, очень забавно показывают их «чувства» в виде своеобразных эмодзи
80Stray вышла невероятно уютным сюжетным приключением, которое раскрывает тему котиков почти на 100%. Возможно, больший бюджет и команда помогли бы лучше отполировать некоторые механики, зато проект успешно обращается к вопросу, который так долго игнорировала игровая индустрия. Может ли обычный кот стать героем? Как оказалось, всего, чем наши любимцы занимаются на досуге, для этого вполне хватает! Иными словами, если вы хотите отдохнуть этим летом за приятной приключенческой игрой и просто любите животных, Stray вас не разочарует. Если только вы не убеждённый собачник и на дух не переносите пушистых.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.