«Друг за друга, если надо
Вступим в драку, и умрем.
И за это нам награда:
Вместе весело живем!»
«Песня мушкетёров», группа Король и Шут
Бэтмен мёртв! Рекламный слоган игры говорил нам правду, но мы этого не поняли. Потому, что смысл фразы был шире, чем предполагалось изначально. Бэтмен, как игровой персонаж, которого долгие годы скрупулёзно создавала и развивала студия Rocksteady Studios, действительно умер. Gotham Knights, безусловно, будут сравнивать с серией Arkham, и в этом плане игра получилась действительно беспрецедентной — она проигрывает предшественницам абсолютно во всём. Бэтмен мёртв...
При первом запуске Gotham Knights радует 15-ти (!) минутным вступительным роликом, который рассказывает нам о смерти Брюса Уэйна. И если из многочисленных трейлеров игры вы подумали, что Бэтмен набрёл на легендарный Суд Сов и не смог скрыться от таинственной организации, то будете несколько разочарованы. Тёмный рыцарь погибает в схватке со своим старым противником, Ра’с аль Гулом. Суду Сов вообще уделяется слишком мало времени в основном сюжете. Да, есть несколько миссий, в которых мы должны раскрыть нынешнего главаря группировки, но в финальной схватке их участие невелико.
В распоряжении у нас четверо героев:
- Дик Грейсон, он же Найтвинг;
- Джейсон Тодд, он же Красный колпак;
- Тим Дрейк, он же Робин;
- Барбара Гордон, она же Бэтгёрл.
Персонажи получились действительно разными, как по характеру, так и по способностям. У каждого из них небольшое сюжетное ответвление, в котором немного приоткрываются их шкафы со скелетами. Но есть и некоторое упущение разработчиков — если Найтвинг достаточно известен, а Красный колпак даже удостоился отдельного мультипликационного фильма, то вот о Робине можно было бы и поподробнее рассказать. Игра часто опирается на некоторые факты из биографии героев, но не торопится раскрывать.
Интересной находкой стало разделение игры на эпизоды-ночи. В самом начале бэт-пещера оказывается разрушенной, и герои используют в качестве базы верхние этажи одного из зданий. Собственно, те моменты, когда мы возвращаемся в штаб, игра позиционирует как день. В это время мы можем восстановить силы, пообщаться с напарниками и скрафтить новую экипировку. А когда герои отправляются патрулировать улицы, наступает ночь, и мы оказываемся в открытом мире. Первое впечатление от местного города — это не Готэм. Нет ни одной заметной достопримечательности: Ace Chemicals не освещает город зеленоватым светом (потому, что её вообще нет), а башня Уэйна — просто очередное здание, которое ничем не отличается от десятка других. Названия на неоновых вывесках не говорят вообще ничего. Это вообще не тот Готэм, который сотни раз видели на страницах комиксов или на большом экране. Самое страшное “преступление” — дождь, который выглядит как банальная рябь на экране, а не как неотъемлемая декорация нуарного города.
Сам по себе игровой мир весьма велик — несколько островов, поделённые на отдельные районы. Передвигаться по нему можно несколькими способами. Крюк-кошка, которым можно цепляться за выступы, мотоцикл, что едет немного быстрее обычного бега, и индивидуальное приспособление для каждого героя. Бэтгёрл, например, может планировать, используя плащ, а Найтвинг летает на дроне. К сожалению, описывать всё это намного приятней и интересней, чем использовать в игре. Marvel's Spider-Man в 2018 году показал игрокам, как должно быть реализовано передвижение по плотно застроенному городу. Когда изображение на экране настолько скрупулёзно передаёт ощущение от полётов, что кажется, будто сам игрок проносится мимо небоскрёбов. В Gotham Knights мы прицеливаемся в уступ, нажимаем кнопку и смотрим, как персонаж лениво притягивается к зданию. Всё. То же самое и на мотоцикле. Игра пытается передать ощущение скорости пост-эффектами, но человеческий глаз мгновенно замечает обман. Кстати, попасть в аварию на транспорте нельзя — даже если столкнуться с другим участником дорожного движения, то никаких последствий не последует, будто мы управляем бетонным блоком.
Наполнение открытого мира также оставляет желать лучшего. Сюжетных миссий всего восемь и особой режиссурой они не отличаются. При желании игру можно пробежать часов за 5-6. Что касается второстепенных миссий, то тут всё ещё хуже. На карте раскиданы разные значки — ограбления, нападения на полицейских, базы преступников, "гнёзда" Сов и т. д. Но в итоге всё сводится к банальному рукоприкладству.
Драки же на 95% состоят из безостановочного нажатия кнопки "удар". Да, завораживающий балет из серии Arkham ушёл в прошлое, громко хлопнув дверью. Никакого микроменеджмента поля боя нет и в помине. Противники наваливаются толпой и берут чаще числом, чем мастерством. Особенно если уровни врагов и героев не отличаются. Если же преимущество за злодеями, то бой может неплохо так затянуться, и тогда происходящее на экране начинает банально утомлять. Рядовые преступники применяют одни те же приёмы раз за разом, и уже через пару-тройку схваток вы выучите их наизусть. Бойцы Сов и наёмники Лиги убийц хоть и требуют к себе особого подхода, но он тоже не меняется со временем.
Особые приёмы могли бы привнести некоторое разнообразие. Но надо понимать, что это всего лишь дополнительная возможность нанести урон противнику. Болевых приёмов или глушилок не предусмотрено. Сам по себе такой нюанс не сильно обескураживает, но в сравнении с Arkham Knight (да, даже Arkham Asylum) боевая система Gotham Knights выглядит обычным, заурядным и утомительным Beat'em Up'ом. Rocksteady ловко комбинировала боевые механики и исследование локаций. Например, взрывчатый гель можно было использовать и для разрушения тонких стен, и для подрыва противников в битве. Ограничений не было. Здесь боевые приёмы никак не используются в отрыве от схваток. Собственно, их просто негде применять — головоломок в игре нет, а исследовать открытый мир попросту незачем. Конечно, разработчики добавили в игру коллекционные предметы, но это ни разу не загадки Риддлера. Разбросанные по городу Бэтаранги просто подбираются, без каких-либо заморочек, равно как и другие предметы.
Здесь хочется сделать небольшое лирическое отступление. На любом форуме комикс-энтузиастов можно найти тему с вопросом — какой комикс лучше всего подойдёт читателю, незнакомому с Бэт-вселенной? В большинстве случаев ответ будет: "Batman. Hush" ("Бэтмен. Тихо" в русском переводе). Чем же этот комикс так хорош? Ответ очень прост: в нём представлены все основные действующие лица из вселенной Тёмного рыцаря. Всего за 12 выпусков новый читатель знакомится с Бэтменом, Женщиной-кошкой, комиссаром Гордоном, Барбарой, Охотницей, Джокером, Двуликим, Риддлером, убийцей Кроком и ещё многими персонажами. Концентрация героев и злодеев просто высочайшая... и одновременно с этим, в Gotham Knight за шесть часов сюжета мы встречаем от силы десяток персонажей (вместе с квартетом главных героев). Для такой масштабной игры это непростительно. Разработчики хоть и спустя рукава, но воссоздали огромный город, а наполнить его известными личностями либо не успели, либо забыли.
Если вы захотите поиграть в одиночку, то вас ждёт ещё одно досадное упущение. Нет, проблема совсем не в сложности, хотя в определённые моменты без прокачки персонажа будет достаточно тяжело. Несмотря на то, что в игре четыре главных героя, во время ночных вылазок вы остаетесь совершенно одни. Выбираем персонажа, отправляемся разбивать лица преступникам, а остальные будто просто прохлаждаются на базе, изредка связываясь с нами по рации. Это очень сильно контрастирует с мирными эпизодами, где в сценках нам показывают достаточно интересные диалоги, которые даже немного меняются в зависимости от выбранного протагониста.
Помимо диалогов на базе можно заняться крафтом новой экипировки. Выбор невелик — костюм и по одному оружию для ближнего и дальнего боя. Компоненты выпадают из поверженных врагов и в награду за выполнение заданий. Прямо как в какой-нибудь Diablo II снаряжение делится на обычное, редкое, легендарное, героическое и т. д. Более крутая экипировка не только имеет повышенные характеристики защиты или урона, но и может накладывать элементальный урон, типа огня или холода. Ресурсы для всех персонажей общие, но вот снаряжение придётся подбирать для каждого индивидуально. Интересная находка разработчиков — убирать старые низкоуровневые рецепты. Благодаря этому на 30-м уровне меню крафта не выглядит как бесконечная простыня. В отличие от снаряжения, прокачка передаётся между персонажами и потому можно свободно переключаться между героями, не задумываясь об их уровне. Умения у всех разные, но меню прокачки выглядит примерно одинаково — дюжина пассивных умений, повышающих характеристики персонажа, и несколько профильных боевых способностей.
Heir to the Cowl
Платина в игре значительно проще любой игры из серии Arkham и достаточно стандартна для проектов с открытым миром. Для её получения нужно будет собрать все коллекционные предметы, предотвратить 250 преступлений, прокачаться до максимального уровня и т. д. Ещё полтора десятка трофеев выдаются за прохождение сюжетных и побочных миссий. Единственное, что встанет между заветным кубком и игроками — зевота, которая неумолимо настигнет всех, кто решится выполнять две с половиной сотни однотипных заданий.
Ну и напоследок, техническая составляющая. Уже немало было сказано о том, что 30 кадров в секунду — это показатель слабой оптимизации и лени разработчиков. Поспорить с этим тяжело. Можно было предположить, что огромный мир требует больших ресурсов, но переходя с острова на остров, мы можем лицезреть сильные подтормаживания, свидетельствующие о том, что игры выгружает из памяти один район и подгружает другой. Аналогичная картина проявляется при банальной паузе — если остановить игру и вернуться к ней минут через пять, то первое время происходящее на экране будет реально тормозить. И это при том, что игра не выглядит как проект нового поколения: ни внешне, ни геймплейно. Не таким мы представляли себе "некстген".

|
Gotham Knights не выдерживает никакого сравнения с серией Arkham, каждый элемент реализован на порядок хуже. Если же отбросить пример трилогии Rocksteady Studios, то перед нами весьма заурядный проект с открытым миром, который ничем особенным не выделяется и выигрывает исключительно за счёт известных героев. Но и тут незадача — персонажей в игре катастрофически мало. А вот чего много, так это однотипных активностей и технических проблем. И если баги ещё можно поправить, то геймплейные проблемы устранить будет намного сложнее. |
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции Брюсом Уэйном. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи.