До Another Crab’s Treasure у студии Aggro Crab вышло всего два малоизвестных проекта – Going Under и Subway Midnight, но третья их игра ещё до релиза привлекла внимание аудитории. Появившуюся в Steam демку стримеры с упоением транслировали публике. И тут было на что посмотреть: разработчики одними из первых догадались взять механики souls-like игр и втиснуть это добро в очень яркий и забавный сеттинг. Проект американской команды на первый взгляд напоминает детский трёхмерный платформер в антуражах мультфильма про Губку Боба, но поверьте нам – это лишь внешняя оболочка, раковина, в которой притаился настоящий краб-убийца.
Another Crab’s Treasure приготовила для нас непростую историю малютки Криля, который остался без своего дома. Он спокойно наслаждался жизнью на побережье, когда вдруг возникло непонятное существо «Акула бизнеса» и потребовало заплатить налоги. В результате милый крабик расстался с любимой раковиной. Бросившись в погоню за лженалоговиком маленький герой, сам того не зная, стал частью большого приключения. Едва не погибнув от злых обитателей морского дна, он вооружился вилкой и начал давать отпор всем агрессивно настроенным существам, которых оказалось на удивление много.
Another Crab’s Treasure старается во всём походить на своих старших собратьев по жанру. Здесь есть условные костры, души и эстус, только называются иначе: раковины Лунной улитки, микропластик и благоросли. Дно морское усыпано всяческим мусором, и некоторых существ он буквально поразил, как скверна. Многие сородичи главного героя стали выглядеть по-настоящему опасно и жутко, поэтому, чтобы справиться с ними, недостаточно одной лишь храбрости и ржавой вилки. У крабика в рукаве есть несколько козырей. Например, раковины с особыми способностями.
Всего в игре представлено почти семь десятков импровизированных домиков. Они отличаются своими показателями: размером, прочностью и умениями. Запрыгнув в громоздкий диско-шар или в матрёшку, Криль не может перекатываться, зато такие твердыни враг долго будет ломать и не сумеет навредить герою. В более мелких предметах — пружинках, пивных банках и прочем — персонаж не только резво уклоняется, но и способен кататься внутри, немного разбежавшись. Они служат хорошим щитом и даже помогают парировать атаки. Кроме того, все раковины дают бонусные способности, на которые тратится местный аналог маны — умами.
Уничтожая морскую живность и рыская по бескрайним водным просторам, героический краб находит кучу полезных вещей, а не только заменивший души мусорный микропластик. Горы ценных прилипал, дающих бонус к характеристикам Криля, легко прикрепляются к нашему обладателю клешней. Ещё со временем в его арсенале появляется леска: с ней легко подтягивать врагов и взбираться на высоту. Хотя всё происходит на глубоководье, наш персонаж не может нормально плавать, он лишь способен недолго грести, что больше похоже на прыжок с замедлением. И для Another Crab’s Treasure это важное умение, поскольку игра почерпнула массу геймплейных находок у трёхмерных платформеров. Скакать по уступам над пропастями придётся часто, равно как и падать в них.
Прогрессия в Another Crab’s Treasure словно намеренно упрощена. Игроки, которые обыскивают каждый уголок мира и регулярно наведываются к торговцам в город за апгрейдами и полезными материалами, уже с середины прохождения легко смогут уничтожать боссов с первой попытки. До этого момента лишь пара главарей способна доставить мало-мальски серьёзные проблемы. Более того, в настройках есть целая подборка упрощающих игру опций, чтобы все, кто не знаком с жанром, могли комфортно добраться до титров. Никаких штрафов за это нет. Даже трофеи выпадают без проблем.
Визуально Another Crab’s Treasure очень похожа на мультфильм, причём на довольно дешёвый. Детализация, эффекты и графика получились скромными, но ситуацию спас дизайн. Всё выглядит органично, но немножко бедно. И не обошлось без багов с застреванием в объектах. Камни на дне морском коварно могут удержать нашего персонажа, если он неаккуратно запрыгнет в какую-нибудь ямку или стык. Музыка получилась безликой и не запоминающейся, хотя пара композиций неплохо легла на антуражи. Мрачные глубины, руины, подобие болот и свалок — тут полно биомов.
Персонажи в игре полностью озвучены, но перевод на русский язык здесь только текстовый. Зато он неплохо адаптирован. Чего стоят одни только «благоросли». Есть «беззвучные» NPC, но все диалоги дублируются на экране, поэтому вы не пропустите местные шутки. Юмор, к слову, на уровне. Жаль, что в какой-то момент история перестаёт быть ироничной и перепрыгивает на более суровые рельсы. Прохождение при этом дарит массу положительных эмоций, однако фанатам souls-like игр тут в какой-то момент станет слишком легко.
Большая часть раковин и способностей кажутся бесполезными, поэтому если поначалу Another Crab’s Treasure оставляет впечатление большого приключения с открытым миром, то постепенно возникает чувство, что тебя ведут за ручку и бояться некого. Плохо ли это? Учитывая, что разработчики хотели сделать доступный для всех проект — нет. Они прямо заявляют, что если вы не знакомы с хардкорными продуктами Миядзаки, меняйте настройки и играйте в своё удовольствие без штрафов. Поэтому основная претензия к приключению Криля всё же относится к полировке технической части, а геймплей суммарно вполне неплох.
Хватит одной клешни
Платина в Another Crab’s Treasure легко выбивается за одно прохождение. Львиная доля трофеев выдаётся за убийство боссов, причём не все из них сюжетные. Также необходимо найти восемь магических навыков умами для главного героя и открыть все раковины. Одну из них придётся добыть через упомянутые по тексту настройки облегчения игры. Крилю там могут выдать… пистолет!
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
80Another Crab’s Treasure танцует брейк-данс на эмоциях и впечатлениях игрока. Она начинается как забавный мультфильм, а ближе к концу становится слегка мрачной и суровой. Разработчики через свой проект затронули тему загрязнения водных ресурсов, но сделали это элегантно, выдвинув на первый план геймплей. Игру можно было бы назвать souls-like проектом для юной аудитории, но если вы не будете влиять на её сложность через настройки, которые есть в меню, то местами она обязательно покажет вам зубы и заставит немножко попотеть. Даже технические недостатки не портят впечатление от привычных механик и разных оригинальных находок, которые команда Aggro Crab сумела превратить в яркий, нестандартный, но всё-таки не идеальный продукт.
Обзор написан по физической версии игры для PS5, предоставленной редакции издателем.