Реальная история штука такая, которая не знает сослагательного наклонения и которую нельзя повернуть вспять, изменить или просто отправиться в далёкое прошлое, поэтому она уже много лет притягивает множество людей, которые интересуются ей, желают узнать прошлое или даже побывать там, мысленно. С появлением высоких, и не очень, технологий, человечество сумело имитировать события прошлого в разнообразных кинематографических лентах, в ролевых «реконструкторских» играх, в литературе и, естественно, в игровой индустрии. Во всех этих отраслях история и познала сослагательное наклонение, когда множество авторов стали создавать свои произведения на почве реальных исторических событий с поправкой на «если бы». Сегодня мы рассмотрим игру, которая пошла по «исторической» тропке, частично взяв за основу реалии быта в небольшом портовом японском городке XIX века, приукрасила их политическими и национальными вопросами, а также предложила игроку пройти путь самурая того времени — Way of the Samurai 4 для PlayStation 3.
Итак, на дворе 1855 год, наш созданный в начальном игровом редакторе самурай, которому, на первом этапе, можно выбрать лишь поверхностные особенности вроде одной из трёх причёсок, одного из трёх лиц и так далее, прибывает в вымышленный японский портовой городок Амихама, где разворачиваются не сказать чтоб положительные события. Городок стоит на пороге интернационального скандала, ведь именно здесь разбили свой лагерь прибывшие из Великобритании миротворцы в лице молодой девушки Лауры и графа Джета Джеткинса, более известного как просто Джейджей. Они пытаются установить дружественные отношения между Британией и Японией, собираются открыть школу и лечебницу, но на пути у них встаёт организация борцов за чистоту японской культуры, то есть — ксенофобы, под руководством самурая Акаги Рэцудо. Но есть и третья сторона — правительственные силы. Она не проявляет открытой антипатии к миротворцам и ведёт открытую борьбу с группировкой Акаги, но при этом не всё здесь так гладко, как может показаться на первый взгляд. Прямо в сердце этого треугольника и попадаем мы, в облике созданного и ещё совершенно неумелого самурая, который, судя по всему, недавно понял, что держать меч надо за рукоятку, а колоть острым концом. Нам предстоит принимать решения, каждое из которых влияет не только на сюжетные события, но и на игровой мир в целом.
Так, например, можно идти исключительно по одной сюжетной ветке, приняв одну из трёх сторон, а можно оставаться независимым или дружить со всеми понемногу, равно как и ссориться. Говоря о влиянии действий на игровой мир, я подразумеваю то, что Way of the Samurai 4 — одна из тех. немногих игр, где очень грамотно реализована система «Новой игры плюс». Завершая одно прохождение, сохраняя данные и загружая их перед началом следующего, мы не только переносим все свои предметы — оружие, части оружия, одежду, навыки и другое — но и весь не сюжетный игровой мир продолжает свою жизнь. Если вы убивали много невинных людей, то на улицах будет больше охраны, если вы открыли собственное додзё (японская школа боевых искусств — прим. VE), нашли подходящего инструктора и взяли под крыло пару-тройку учеников, то во втором прохождении инструктор встретит вас в этом самом додзё, а все ученики будут усиленно тренироваться. То есть всё, что потребуется от нас, это вызвать инструктора на спарринг и одержать победу, таким образом, вновь взяв шефство над додзё. В силу подобной особенности игры, она сюжетно чрезвычайно короткая — четыре игровых дня. Моё самое быстрое прохождение от начала до конца составило чуть больше 13 минут, но это «скоростной пробег», в котором я проспал все сюжетные события. Ежели следовать какой-то ветке и делать побочные задания, то прохождение займёт десять и более часов игрового времени, не считая время сюжетных вставок. Каждый игровой день в Way of the Samurai 4 состоит из трёх времён суток — дня, вечера и ночи. В каждое из времён нам доступно какое-то сюжетное задание для выбранной фракции, а то и для нескольких сразу. Все доступные сюжетные события можно посмотреть в подменю «События», в «Журнале», куда можно попасть нажав кнопку «Start». Все они обладают собственным цветом и, следовательно, названием. Если событие выполнено, его название отображается в графике событий, отображаемом в соответствующем меню, во всех последующих прохождениях, неизвестные же события, как пропущенные, так и грядущие, отображаются цветом и знаками вопроса. Наведя курсор на доступные, хоть и отображённые в виде «?????????????» события, можно узнать, с кем они связаны и где будут происходить. Всего в игре девять небольших локаций:
- Маленькая Британия — место обитания миротворцев и чужестранцев вообще, которых изначально наш неискушённый в иностранных языках герой попросту не понимает, исключая, конечно, главных героев британской стороны, которые, будучи переговорщиками, всё-таки японский изучили. Чтобы научиться понимать всех чужестранцев, необходимо поспособствовать открытию языковой школы. На нижнем уровне локации можно найти бездомного старика, предлагающего работу.
- Кладбище — то самое место, куда ведёт большинство жизненных дорог.
- Задворки — здесь можно найти приятный магазинчик с онигири, очень полезными и вкусными рисовыми шариками, которые восстанавливают столь важную в сражениях выносливость героя. В целом же задворки — это просто лесная тропинка, по которой ходят торговцы, якудза и другие личности.
- Магистрат — территория, где находятся самые сливки местного самоуправления, в их числе правоохранительные органы. У одного из констеблей можно взять пару-тройку побочных заданий с приличной наградой.
- Центральная площадь — центр города и этим, в общем-то. всё сказано. Здесь есть магазин одежды, ресторан и гостиница, кроме того, именно в этом месте будут происходить многие важные игровые события.
- Город — самая важная локация в игре, поскольку именно здесь расположена кузница, языковая школа, аптека, игорный дом, бар, столовая и, конечно же, додзё.
- Святилище — синтоистское святилище, которое облюбовала ксенофобская группировка Акаги, сражающаяся против чужеземного вмешательства в политику и быт их родного города.
- Порт — начальная точка нашего приключения, из интересных достопримечательностей, кроме очень полезных для додзё портовых девок, здесь находится казино и две забегаловки с едой. Кроме того, есть здесь и воришка, у которого можно брать побочные задания.
- Чёрный корабль — весьма бесполезное место с одним лишь баром, в котором продаются всяческие предметы, для покупки которых необходимо знание английского языка персонажем. Да и игроку данное умение не помешает, в общем-то.
После просмотра информации о сюжетном событии, для его активации просто надо пойти в указанную локацию и подойти к указанному персонажу. Пока игрок не активировал сюжетное событие, время суток будет оставаться неизменным, что даёт прекрасную возможность для исследования локаций и выполнения множества побочных заданий, которые можно взять у не сюжетных персонажей — воришки, констебля, якудзы. Кроме того, есть несюжетные события, которые могут существенно повлиять на положение дел как в текущем, так и в последующих прохождениях. Например, упомянутый ранее поиск инструктора для додзё. Сразу расскажу и о самом додзё. Чтобы его прокачивать, необходимо подыскивать себе учеников среди обычного рядового населения. Достаточно подойти к любому гражданину, незадействованному в какой-либо фракции, то есть — с моряку, самураю, ронину, девушке, няне, даме и другим — и сбить полоску выносливости с помощью ударов обратной стороной меча, которая не наносит физического урона. Противник окажется на коленях и появится пузырёк разговора, в котором надо выбрать третью строчку: «Я сделаю тебя своим учеником!». Что примечательно, далеко не все противники сразу же согласятся и поднявшись пнут нашего героя. На что можно вновь ответить ударом и ещё раз попробовать завербовать свою цель. Снующие по улице правоохранители, к сожалению, не всегда понимают, что избивая мирного жителя или жительницу тупой стороной катаны мы не пытаемся навредить оппоненту, а всего лишь проводим небольшое, так сказать, собеседование. Так что будьте осторожнее, подбежавший со спины констебль может легко опрокинуть персонажа пинком и тогда ему, персонажу, светит пройти испытание болью у одной из трёх жестоких красоток-дочерей главы города — Кинугавы.
Пытки после поимки — это очень любопытная особенность данной игры, равно как и ночные приключения в койках замужних, и не очень, женщин. Но обо всём по порядку. Попав в тюрьму мы проводим там одну треть игрового дня и чтобы выбраться, должны выдержать испытание болью у одной из трёх дочек — Майю, Тики (пишется «Тика», согласно системе Поливанова, произносится «Чика», где «Ч» нечто среднее между, собственно, «Ч» и «Т») или Юри, более известных как «Сестры Кунигава». У каждой из них свой подход к делу, я расскажу только об одном, а остальные пусть останутся сюрпризами для тех, кто решит в данную игру поиграть. Младшая из сестриц, Юри, и её «пламенная лошадка»: попав в руки этой девчонки, нашему самураю придётся висеть на верёвке над деревянной садо-мазо лошадью, под которой пылает огонь, и умудряться не только держаться на определённой высоте так, чтобы не усесться в болезненное седло и не врезаться многострадальной головой об потолок, но ещё и вовремя напрягать мышцы в то время, когда Юри вздумает пнуть несчастного или ударить его латексной плёткой. Если проиграть в этой мини-игре и позволить девушке снести всю полоску жизни героя, то это поставит крест на его истории, то есть «Game Over», с последующей возможностью сохранения профиля или начала с последней контрольной точки. Контрольной точкой игра считает или последнее сохранение, сделанное у фотографа вручную, или же предыдущую локацию, на которой побывал игрок перед тем, как погибнуть. Ночные приключения нашего самурая с местными девушками и дамами тоже можно считать весьма занимательной особенностью Way of the Samurai 4, поскольку выполнены эти импровизированные свидания весьма уникально. Для начала необходимо подойти на улице к девушке или женщине и завести разговор, сказав «Кажется, я влюбился!» (третья строчка), после чего три раза выбрать какую-то из фраз, касательно погоды, её голоса, одежды, форм и так далее, а на четвёртый сказать в заключение нечто вроде «мой корабль зайдёт в твою бухту сегодня ночью». Если варианты выбраны правильные (слышно по реакции девушки), то она пригласит персонажа забежать к ней ночью. Здесь-то и начинается самое интересное! Найдя нужное место на карте, а если возникли трудности, то в главном меню можно выбрать «Журнал», а затем «Ночные приключения», где будет имя, возраст и место проживания нашей цели, необходимо зайти в дом, а затем незаметно прокрасться к нужному футону и подбросить одеяло. Не факт, что все в доме будут спать, бодрствующих товарищей можно вырубить уверенным ударом ребром ладони, но если вы попались такому бодряку на глаза, или сдёрнули одеяло не с того футона, то с немалой долей вероятности окажетесь битыми. Чтобы безошибочно определять нужный футон, в левом нижнем углу экрана есть индикатор черепахи, которая высовывается из панциря и сияет всё ярче, если персонаж приближается к заветной цели. Сдёрнув правильный футон (кстати, если ошибиться, то пока проснувшийся побежит за констеблем, можно успеть сдёрнуть правильное одеяло и тогда приключение пройдёт успешно), самурай вместе с девушкой отправляется в гостиницу, где нас ждёт ещё одна маленькая игра. Японские девушки в Амихаме любят, чтобы мужчина не только пробирался к ним ночью, но ещё и силой укладывал на футон в гостинице, поэтому для успеха ночных утех придётся провести маленький рукопашный спарринг с избранницей, после которого запрыгают единороги и засияет радуга. Кроме простолюдинок, наш герой может привлечь внимание и более знатных персонажей, но это потребует всяческих хитростей и уловок.
Боевая система в Way of the Samurai 4 совершенно не знакома с таким явлением, как «физика», как и вся игра в целом, поскольку противники и некоторые предметы летают, словно пух, но это можно списать на слабость игрового движка, зато продумана она хорошо. Даже очень хорошо. В распоряжении нашего самурая одновременно находятся три ячейки для оружия, куда можно поместить катаны (мечи) и нагинаты (копья), а также есть возможность переключения на рукопашный бой. Катану и нагинату можно использовать как летально, то есть с каждым ударом снимая здоровье противника, так и не летально, нанося урон его выносливости. Для выбора типа атаки надо зажать кнопку «L2», ту самую, которой мы выбираем каким оружием драться, и нажать кнопку «Крест». Иконка оружия в нижнем левом углу экрана перекроется сокращением «Rev.», что значит «Reverse» — то есть удары обратной стороной оружия, не заточенной. Это очень полезно тем, что как у игрока, так и у противников жизненная энергия будет восстанавливаться, при наличии выносливости, поэтому сильным противникам можно сперва подпортить выносливость, а затем уже браться за жизнь. Многое в бою ещё зависит от выбранного стиля боя. Всего в игре 82 стиля, каждый из которых имеет свои собственные особенности. Орудуя катаной в одном стиле, наш самурай будет держать её обнажённой на протяжении всего боя, пока игрок не решит отправить её в ножны. В другом же стиле, меч будет постоянно в ножнах и самурай будет извлекать его непосредственно перед ударом и исключительно на время удара или серии, после чего отправляя его обратно в ножны. Выбирая и просматривая стили, а одновременно у самурая может быть экипировано по одному стилю каждого класса, нажатием кнопки «Треугольник» можно вызвать меню приёмов, где воочию увидеть, какие приёмы уже изучены, а какие можно изучить и что для этого требуется. Как правило, изучение того или иного приёма требует произведения определённого действия, обычно удара, при каких-либо особых условиях или просто при достижении нужного уровня мастерства. Почти каждый наносимый противникам удар награждает самурая специальными очками умений, которые засчитываются тому боевому стилю, который на данный момент используется. С достижением нужного числа очков умений, уровень мастерства растёт. Частью боевой системы в этой игре является употребление пищи во время боя и подбирание выпавших предметов и мечей противника. Чтобы употребить еду, в случае необходимости восстановления выносливости или здоровья, нужно стрелочками «Вправо» и «Влево» на крестовине выбрать нужную еду, а затем нажать «Вверх» или «Вниз». А чтобы подобрать предмет не пряча меч или копьё, достаточно просто пнуть его, нажав кнопку «Квадрат» удерживая зажатой «R1». Огромное значение в боях на просторах Амихамы играет не столько жизненная энергия, сколько выносливость, поскольку пока её полоска не опустела, потерянная жизненная энергия будет восстанавливаться буквально через несколько секунд боевого бездействия — достаточно не бить противника и не получать удары, можно просто отбежать. Ещё в нижнем левом углу экрана можно увидеть наполняющийся цветной индикатор в виде пули — это шкала специального приёма «Весенний урожай», во время применения которого наш герой способен наносить молниеносные серии атак на протяжении определённого промежутка времени. Очень полезное умение в массовых стычках, которое применяется путём зажатия блока (кнопка «R1») и нажатия кнопки «L1».
Скоротать времечко в Way of the Samurai 4, кроме выполнения сторонних заданий, избиения мирных граждан в попытках уговорить их присоединиться к додзё и сражений для прокачки стилей, можно ещё и одним из самых умиротворённых в мире способов. Нет, не общением с портовой девкой, тут спокойствия мало, а рыбалкой! Как и положено любому уважающему себя самураю, наш герой всегда носит с собой телескопическую удочку, которой, используя разнообразную наживку, мы и можем ловить рыбку. Кроме того, я уже упоминал о кузнеце, который будет одним из лучших друзей игрока в городке, ведь от его работы зависит жизнь подконтрольного самурая. Кузнец умеет чинить и улучшать имеющееся у нас оружие (меню «Refine»), а также расплавлять то, что нам не нужно (меню «Extract»), за что мы получаем «куски металла» — крайне полезную вещь. А полезность её заключается в том, что за каждые десять таких кусков, кузнец перековывает наше оружие (меню «Recast»), либо усиливая его, либо делая прочнее. То же самое можно делать и без кусков металла, но значительно дороже. Ещё кузнец может опознать для нас неизвестное оружие (меню «Appraise»), но главная его ценность — это умение ковать оружие на заказ (меню «Create»). Именно с помощью данной опции можно сделать совершенное оружие, которое будет рубить всех словно кусочки масла. Для создания оружия нам понадобятся детали, которые можно либо находить, либо получать в боях, либо самостоятельно извлекать из ненужного оружия, разбирая его в меню «Weaponry», выбрав опцию «Disassemble». Дело в том, что при создании оружия, на него можно повесить весьма полезные наговоры («Charms»), которые способны существенно помочь в бою. Например, на моём мече висит три наговора «Жизнь и смерть», которые обеспечивают герою восстановление выносливости и здоровья без необходимости употребления пищи. Что правда я его не сам делал, а он выпал мне в качестве приза за убийство ворвавшегося в мой мир персонажа другого игрока.
Да, именно таков сетевой компонент в Way of the Samurai 4, и вдохновлён он, очевидно, «Souls»-серией игр. В настройках игры нужно включить сетевую активность, и тогда, время от времени, при входе на локацию будет появляться информация, что недалеко находится противник «ник-такой-то». Победив его, можно получить весьма любопытную награду. Все врывающиеся персонажи являются героями других игроков, контролируемые искусственным интеллектом, и точно также врывается в чужие игры и наш самурай, с его оружием и настроенными стилями. Кроме врывающихся в мир противников, при включённой сетевой активности могут появляться интересные мини-события. Например, на локации может стоять говорящая лошадь, которая расскажет свою грустную историю вроде «я когда-то был(-а) самураем, пока этот хитрый подонок меня не убил». Мы можем отомстить и упокоить душу несчастного(-ой), для этого нужно будет сразиться с появившимся самураем другого игрока.
Визуальная и техническая стороны этой игры примерно одинаково неуклюжи. В то время, как концепция проекта очень затягивает, а обилие вариантов прохождения, удобренное просто огромным количеством всевозможных открываемых предметов, титулов, оружия, предметов визуальной настройки, в том числе возможность играть самураем женского пола, прекрасная «Новая игра плюс» да десяток вариантов завершения делают игру очень реиграбельной, неуклюжесть и явная отсталость технической стороны вызывают далеко не лучшие эмоции. Дело даже не в графике, её вполне можно стерпеть, дизайн здесь вполне неплох и соответствует стилю, а дело в ужасной анимации, в игнорировании физики во время боёв и перемещения, накладывающиеся друг на дружку текстуры, когда пальцы человека торчат из его плеча, кустарность многих моделей персонажей, однообразие лиц — что не сильно приятно в такого рода играх, где используется концепция «песочницы». По внешнему виду и игровым ощущениям, Way of the Samurai 4 застрял где-то на стыке не самых технически грамотных боевиков для PlayStation 2 и PlayStation 3. Эту серию. в определённой мере, можно сравнить с серией Yakuza, вот только последняя уверенно развивается и эволюционирует не только в вопросах объёма содержимого, но и в плане игрового процесса, и технической стороны, становясь более аккуратной и вылизанной. Way of the Samurai 4 же не сильно отличается от прошлой своей части технически, хоть в вопросе игрового процесса сильно её превосходит. Музыкальное сопровождение на удивление приятно, слух радуют народные мотивы и немного электронщины во время боевых стычек, а озвучены герои, как это обычно бывает в японских играх, весьма качественно, несмотря на неприкрытую бюджетность игры. Английская версия игры сопровождается японским озвучением, на радость любителей оригинального звука. Для любителей поохотиться за трофеями, Way of the Samurai 4 представляет сомнительную ценность из-за своей платины, на получение которой может уйти порядка 120 и более часов, ведь нужно для неё сделать очень многое — пройти игру множество раз для получения всего существующего оружия и стилей боя, провести ночь с сотней девушек и многое другое.
60Way of the Samurai 4 — это очень любопытный проект для тех, кто увлекается данной тематикой и кому не мешает явная техническая отсталость игры, вылезающая в разных местах, от сюжетных вставок с дёрганой и ужасной анимацией, до разнообразных боёв с обилием отличных стилей, но изрядным неуклюжием. Сюжет игры любопытен, местами интересен, а местами захватывает, но есть в нём немало такой вопиющей глупости, которая даже улыбку не вызывает. Возможно, разработчики решили сделать небольшой упор на «разгильдяйство», но это у них получилось откровенно плохо. Высокий уровень реиграбельности, обилие предметов, оружия, аксессуаров, возможностей прохождения и просто идеальная, не побоюсь этого слова, концепция «Новой игры плюс» — несомненные достоинства проекта и многим разработчикам стоит взять пример со студии Acquire, создавшей Way of the Samurai 4. Но последним у многих других учиться следует куда большему — хотя бы тому, как выжимать последнее из откровенно устаревшего движка (студия Techland и движок Chrome Engine 5, например) и стараться сделать игру комфортной для игрока. Всё-таки мы уже не в 2006 году. Если вы тот игрок, кто интересуется самураями и японской тематикой, кому интересно, смог бы он пройти «путь самурая» в Японии XIX века, возможно вам следует обратить своё внимание на данную игру. Я таковым являюсь и она мне, в общем-то, понравилась и даже затянула, несмотря на то, что «путь самурая» здесь местами оставляет желать сильно лучшего. В противном же случае, если самураи со всеми вытекающими вас интересуют мало, или не интересуют совсем, держитесь от данного проекта чем подальше. Он не стоит ваших денег и времени. Игра сильно на любителя.
«Забытые игры» — это небольшая и скромная рубрика, которая, время от времени, будет пополняться обзорами разных нишевых и не очень проектов, которые не были обозрены ранее на нашем сайте, по разным на то причинам. Здесь можно будет увидеть как крупные, дисковые проекты, так и небольшие скачиваемые игры от независимых разработчиков. Рубрика действует не на регулярной основе.