Долгие годы компания Capcom экспериментировала со своей легендарной серией Resident Evil, пытаясь выявить идеальную игровую формулу. После откровенного провала с Operation Raccoon City и выпуска самой спорной шестой части, разделившей поклонников франшизы на два противоборствующих лагеря, умными японцами было принято правильное решение — вернуться к тому с чего они начали. После этого на свет появился бывший эксклюзив карманной консоли Nintendo 3DS Resident Evil: Revelations, который встретили с распростертыми объятиями. Финансовый успех и всеобщая любовь подстегнули разработчиков сначала на портирование проекта на другие платформы, а потом и на разработку полноценного продолжения, о котором и пойдет речь в нашем сегодняшнем обзоре.
Если вы активно следили за новостями об игре, то без сомнения уже знаете, что перед вами не цельный проект с большим размахом и дорогой оберткой, а бюджетный вариант, продающийся по частям. Многие из фанатов Capcom до сих пор спорят на просторах интернета о том, зачем надо было резать игру на куски, если можно было продать её целиком. По правде говоря, ответ, в общем-то, лежит на самой поверхности: авторы Resident Evil: Revelations 2 продолжают изучать рынок, а заодно проталкивают недавно воскресший сериальный формат ради одной цели — понять, стоит ли игра свеч и можно ли делать так и с другими собственными сериями. Судя по первым данным о продажах, еще как возможно.
Но от легкой лирики перейдем напрямую к делу. На данный момент игрокам доступно первые два эпизода из четырех запланированных и мы постараемся во всех деталях рассказать о них обоих. Начнем, как обычно с сюжета, ведь это один из самых интригующих фрагментов сиквела. История Resident Evil: Revelations 2 берёт своё начало между событиями пятой и шестой части серии. После катастрофы, произошедшей в Раккун-сити, младшая сестра Криса Редфилда, Клэр решила самостоятельно поступить на службу в независимую организацию Terra Save, борющуюся с биотерроризмом по всей Земле. За считаные годы она смогла добиться там больших успехов и сыскать славу среди других сотрудников компании. Само же действие игры стартует на вечеринке, устроенной ранее упоминаемой организацией, на которой помимо всего прочего присутствует дочка легендарного Барри Бёртона, Мойра, едва вступившая в ряды Terra Save. Но, к большому сожалению всех гостей, праздник жизни оканчивается не дружным похмельем и смешными фотографиями в социальных сетях, а жестоким захватом в заложники неизвестными солдатами, вооружёнными до зубов. Наемникам удается усыпить обеих героинь, и тайно перенаправить в заброшенную тюрьму, располагающуюся на богом забытом острове. Теперь девушкам предстоит работать в одной слаженной команде, чтобы выбраться из этого ужасного места и не сойти с ума от всего происходящего.
Дальнейшая история постепенно обрастает новыми подробностями, а закрученное повествование и интрига вокруг личности главной злодейки дают все необходимое, чтобы удержать вас около экрана до самого появление финальных титров и классической фразы «в следующей серии». Медленное ненавязчивое повествование отлично сочетается с резким появлением Барри и его юной спутницы Натальи примерно через час игры, прибавляя тем самым еще пару пунктов в общую копилку проекта. Ваши впечатления могут испортить лишь некоторые клише и «неожиданные повороты», о которых догадываешься заранее, но если говорить откровенно, к ним не хочется особо прицепляться, из-за добротной постановки и давно закрепившейся за Resident Evil репутации «стильного, но не слишком сильно думающего кино».
Когда же дело доходит до непосредственно игрового процесса, то продолжение по-хорошему расцветает. Если в первой части вы в основном бродили в гордом одиночестве по огромному заброшенному лайнеру, то с этой игрой разработчики пошли на свой второй главный опыт — введение полноценного кооперативного режима, который будет выгодно выделяться на фоне того, что вы могли видеть ранее. И можно уже сейчас сказать, что механика получилась непросто отменно смоделированной и протестированной, а увлекающей вас с головой с первых минут после запуска. Отныне все персонажи играют отведенные им заранее роли: Клэр и Барри — настоящие бойцы, управляющиеся с несколькими видами оружия одновременно, а их спутницы в лице Мойры и Натальи что-то вроде поддержки, которая придет всегда на помощь. Вдобавок ко всему, герои научились уворачиваться от ударов и стрелять в движении.
Capcom удалось практически идеально вплести схему «сильный-слабый», по которой один не может существовать без другого. Например, дочка Барри не любит стрелять из оружия, но зато она постоянно носит с собой ручной фонарик, ослепляющий врагов и подсвечивающий различные секреты. Кто-то резонно заметит, что первая идея не нова и взята прямиком из психологического триллера Alan Wake. И вправду, японцы по-доброму позаимствовали данную особенность игрового процесса у своих финских коллег, но в отличие от других умело ей распорядились. Кроме того, Мойра владеет большим ломом, которым можно добивать мутантов, вскрывать заколоченные двери и запертые сундуки с всякими обновлениями для оружия. Наталья в свою очередь не умеет делать и половины того, что предыдущая героиня, но ее крошечные ручки, небольшие размеры и сверхспособности играют неменьшую роль, чем все остальное. Например, она с легкостью может увидеть монстров прямо за стеной или залезть в любой доступный лаз.
Переключаться между протагонистами легко, но лучше всего проходить игру вдвоем с хорошим другом, чем в одиночку с слегка глуповатым искусственным интеллектом. К сожалению, последний хоть и старается не мешать под ногами, все равно особо не помогает во время сражений, оставаясь в стороне и изредка подбегая для того, чтобы нанести удар с разворота. Отсутствие нормального сетевого кооператива сильно расстраивает, но будем надеяться, что после 17-го числа разработчики все-таки запустят сервера и дадут игрокам полностью насладиться всеми прелестями игры.
В зависимости от выбора сложности ситуация в механике кардинально меняется: если на легком и среднем особо не думаешь о количестве оставшихся патронов или бутылках с зажигательной смесью, то на сложном уже стараешься беречь их как зеницу ока. Чаще всего вы будете стоять по нескольку минут, изучая инвентарь и мучаться думами о том, стоит ли убить следующего монстра из пистолета или лучше всего убрать его при помощи ножа. К слову, тихая нейтрализация неприятелей обставлена в лучших традициях «Одни из нас». Самих мутантов немного и их легко можно разделить на два типа: проворные и быстрые в своих действиях, и медленные, но наносящие мощные удары.
Местные загадки не радуют особой оригинальностью и вариативностью, но ничем не отличаются от тех, что были в первой Revelations. Сбор ключей ограничивается всего лишь поиском нового прохода до нужного места, тем самым упрощая вам жизнь и забывая о том, что нужно было когда-то тащиться через всю локацию ради одной вещи. Вдобавок в течение всей игры можно собирать различные коллекционные предметы и другие интересные вещички. Такой подход удовлетворит и тех, кто любит искать секреты, и тех, кому на них откровенно наплевать.
Есть в продолжении и система прокачки каждого персонажа. Она открывается после прохождение эпизода и сбора определенных бонусов, которые можно потратить на различные улучшения, вроде повышения мощности стрельбы или более быстрые перекаты в сторону. Но воспринимать серьезно данную программу невозможно, потому что она несильно влияет на игровой процесс и служит всего лишь хорошим дополнением ко всему остальному. Оружие тоже можно обновлять с помощью верстаков, чем-то напоминающих те, на которых работал Джоэл из ранее упомянутой игры от Naughty Dog.
После просмотра финальных титров вам предлагается два варианта на выбор: либо заново пройти всю кампанию, включив новые режимы, либо окунуться в режим «Рейд». В данный момент в него нельзя поиграть с друзьями по онлайну, но разработчики обещают исправить эту проблему с ближайшими обновлениями. По сути, перед нами набор из множества испытаний, главной целью которых является зачистка территории от монстров на определенных условиях. Сначала вам нужно выбрать одного из доступных бойцов, выставить все характеристики, а потом только отправиться непосредственно в бой. Через пару раундов вы накопите достаточно очков, чтобы купить новое оружие, навыки и многое другое. Миссий много, враги постепенно умнеют и становятся более агрессивными, а игровой процесс может затянуть на долгие-долгие часы вперед.
С графической точки зрения новый проект Capcom выглядит бедновато, расстраивая не только плохой анимацией и низкими текстурами, но и не самым удачным дизайном уровней. За все время игры вашему глазу попросту не за что уцепиться, так как герои в основном бегают по пустынным коридорам и помещениям, в которых практически нет никаких лишних предметов обихода или мебели. По сравнению с той же первой частью и её великолепным залом с огромными, позолоченными часами, Resident Evil: Revelations 2 попросту нечем похвастаться. Но в отличие от других она обладает какой-то таинственной магией, не отторгая своим внешним видом. К тому же, общей атмосфере отлично помогает качественное музыкальное сопровождение и достойное звуковое оформление. К актерской игре западных артистов у нас никаких особых претензий не нашлось.
И последнее, о чем хотелось бы упомянуть в данном части обзора — об особенностях отечественной локализации, сделанной усилиями самой Capcom. Шрифты подобраны хорошо, а вот сам перевод страдает от множества мелких ошибок в виде тех же неправильных окончаний, но эта досадная оплошность никак не влияет на нашу окончательную оценку и к счастью, не мешает игрокам понять, что от них требуется во время прохождения.
75Resident Evil: Revelations 2 - Episode 1: Penal Colony — приличный старт в новой истории франшизы. В первом эпизоде есть множество недостатков, вроде отсутствия онлайнового кооперативного прохождения и посредственной графики, но это не мешает проекту доставлять вам удовольствие с помощью других его составляющих. Поиск секретов, недурная подача сюжета и ожесточенные схватки с монстрами делают свое дело, уверено покрывая все основные минусы, а высокая степень реиграбельности и веселый режим Raid помогут скоротать вам долгие вечера перед выходом следующего эпизода.
Как вы уже могли догадаться, второй эпизод стартует ровно с того самого места, где закончился предыдущий. Мы не станем особо вдаваться во все подробности сюжета, дабы не испортить вам будущие впечатления от игры, но скажем вкратце: первая половина кампании за Клэр и Мойру выиграла за счет увлекательного повествования и одновременно с этим всухую проиграла Барри и Наталье в плане постановки заданий и их решения. Стандартные «повороты» сюжета и классические штампы жанра ужасов присутствуют и там, и там, но первой части хотя бы удается разбавить все действо непрерывающимися перестрелками и первой встречей с гнетущей атмосферой смерти и тишины в полуразрушенном городе. Портят же общие впечатления от всего лишь новые персонажи — еще одни сотрудники TerraSave, случайно попавшиеся девушкам по дороге к спасению. Мало того, что они плохо смоделированы и отыграны западными актерами, так еще и раздражают своим глупым поведением. Хорошо, что встречи с ними недолгие и быстро отходят на задний план. Вытягивает всю оставшуюся часть финальный твист сценаристов, который дает благоприятную почву для размышлений и разжигает еще больший интерес к предстоящему третьему эпизоду.
Что касается самого игрового процесса, то тут появились кое-какие сдвиги в лучшую сторону. Вам все еще нужно проходить одни и те же локации с разницей в полгода, но на этот раз между двумя кампаниями образовалась маленькая пропасть, дарующая то, что так хотелось видеть в Penal Colony — четкое разделение между ролями. Если раньше Барри практически ничем не отличался от Клэр, расстреливая всех налево и направо из своего богатого арсенала, то теперь его миссии в основном посвящены тихими вылазками и убийствам врагов со спины. В то же время Наталья обзавелась новыми навыками, сделав её не глупым клоном Мойры, а жизненно необходимой напарницей, без которой вам будет очень непросто пройти один из участков игры. Помните: невидимые монстры могут прятаться, где угодно!
Самым же большим изменением в кампании за девушек, как ни странно оказались сами локации, выгодно отличающиеся своим простором по сравнению с закрытыми коридорами и замкнутыми пространствами первого эпизода. У вас наконец-то появилась возможность нормально маневрировать и чувствовать себя более свободным в своих действиях. Кроме того, в каждой истории появились и собственные толстокожие боссы, правда, второй здоровяк оказался куда интереснее, чем первый. На все прохождение у вас уйдет от силы 2-3 часа, но в целом можно признать, что Contemplation тяжелее, чем Penal Colony, в особенности в главах за Клэр, в которых у вас постоянно не хватает патронов или лечебных трав, а красный экран смерти появляется намного чаще. Оставшееся же время можно спокойно разбавить обновленным режимом «Рейд», предлагающим свежие уровни и персонажей из первой части Revelations.
75Второй эпизод Resident Evil: Revelations 2 получился на одном уровне с первым. С одной стороны он сможет порадовать вас новыми монстрами, напряженными схватками и более интересными особенностями кооперативного прохождения, с другой разочарует не самыми удачной постановкой и слабой второй половиной сюжетной кампании. Во всем же остальном это довольно неплохое продолжение, которое не разочарует тех, кому понравился первая часть приключений четырех героев на «необитаемом» острове. Получится ли удержать планку оставшимся двум эпизодам? Посмотрим, но уже сейчас игра наконец-то начала потихоньку превращаться в то, что хотелось видеть изначально — полноценный проект с разнообразным игровым процессом и мелкими деталями.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции компанией «1С-СофтКлаб». Все скриншоты, представленные в материале, сделаны напрямую с указанной системы.