Вторая мировая война уже долгие годы не дает покоя, как различным творческим личностям, так и тем, кто просто хочет подзаработать. Снимают фильмы, пишут книги, создают музыку и, конечно же, разрабатывают игры, в которых центральной ареной для всех событий становятся времена великой войны. Первая Company of Heroes, вышедшая в 2006 году, была не просто прекрасной игрой, она была эталоном стратегии в реальном времени. Не только передовая графика, физика и идеальный геймплей поспособствовали тому, что игра обрела миллионы поклонников по всему миру, но и прекрасный, драматический сюжет, основанный на реальных событиях. То была настоящая военная драма, с уймой живых, проработанных персонажей и действительно сильным сценарием.
Оригинальная игра включала в себя только одну сюжетную кампанию – за армию США. Дополнение Opposing Fronts, вышедшее в 2007, добавляло новые игровые кампании, где игрокам предстояло выступить за Британию и Германию. В 2009 году свет увидело второе дополнение - Tales of Valor, открывающее еще три кампании: за тех же немцев, британцев и американцев. Целых шесть сюжетных кампаний были выпущены, где чередовались три стороны конфликта, однако все эти годы разработчиками из Relic Entertainment упорно игнорировались события, произошедшие на восточном фронте, в период с 1941 по 1945 года. И наконец-таки, в 2013 году эта досадная оплошность исправлена, ведь уже 25 июня, должна выйти Company of Heroes 2, целиком и полностью посвященная Великой Отечественной войне. А сейчас в наши руки попала закрытая бета игры, благодаря которой уже можно составить приблизительное мнение о будущем эксклюзиве для PC.
Так как в этой версии игры полностью отсутствует режим кампании, то пока мы можем лишь предполагать, каким же будет сюжет, персонажи, задания, какой длинны будет основная кампания, сравнить ее с кампанией оригинальной CoH, и конечно же, выставить оценку игре. Однако, бета позволила помериться в мультиплеере силами не только с реальными игроками, но и с искусственным интеллектом игры, опробовать обе армии, а также оценить столь расхваленную разработчиками систему погоды. Благодаря всему этому уже сейчас можно с уверенностью говорить, что в плане игрового процесса игра превзошла оригинальную игру, ведь разработчики улучшили то, что и так было идеальным. Но обо всем по порядку.
Основа игры осталась неизменной. У нас все еще есть три вида ресурсов:
- Личный состав - он "капает" сам и на него строятся здания и юниты.
- Боеприпасы - для получения которых нужно захватывать определенные контрольные точки, разбросанные тут и там на карте, благодаря которым можно покупать дополнительное оружие солдатам, улучшения на технику, а также использовать различные способности
- Топливо - так же нужно захватывать определенные контрольные точки, которое нужно для строительства зданий и техники
У нас все еще есть командный штаб (если стены этого здания рухнут, считай, конец настал), все еще есть несколько видов построек, где можно вызывать подкрепления, и все еще есть инженеры, способные эти постройки строить. Все бои, по сути, проходят за контрольные точки, что заставляет игрока быть более активным и постоянно пытаться урвать себе больший кусок пирога, чем тот, что у него уже имеется. Без точек нет ресурсов, без ресурсов нет новых зданий, без новых зданий нет техники и новых отрядов, так что хочешь не хочешь, а не захватывая территорию у соперника далеко не уедешь (просто не на чем ехать будет).
В игре все еще присутствуют многие игровые фишки из первой части, такие как система укрытий, или раздача оружия, что открывает множество тактических решений. Каждый бой нужно продумывать и тщательно контролировать, ведь успех зависит не только от того, сколько солдат ведут бой, а от того, как они его ведут. Отряд, спрятавшийся за деревянным забором труднее убить, чем отряд, стоящий в центре поля. Что и говорить про мешки с песком, или разрушенную технику, за которой солдаты чувствуют себя как за каменной стеной и получают намного меньше урона (впрочем, за настоящей каменной стеной солдатам стоять еще лучше). Поэтому войска не стоит отправлять в самое пекло и забывать про них со словами "Ладно, и так сойдет", а стоит постоянно выбирать место сражения получше, и следить за ходом сражения, меняя тактику на ходу. А иначе есть риск получить в свои руки вместо плодов победы, горелые пирожки, и тут уж, как в том мультфильме – "Сам испек, сам и кушай".
С раздачей оружия все еще проще. Практически каждому юниту можно купить новое оружие или улучшение. Скажем, инженеры могут получить в свои золотые руки огнеметы, которыми очень удобно выкуривать врагов из укрытий и зданий, некоторым солдатам можно раздавать гранаты или коктейли Молотова (в зависимости от армии, за которую играешь), ППШ-41 или MG42 (опять же, в зависимости от армии, которую ведешь бой), и так далее. Естественно, вся эта радость не бесплатна, а требует определенного количества боеприпасов. Однако получать все эти плюшки можно и не покупая их, ведь при смерти, солдаты роняют свое оружие, которым их с любовью снабдил игрок. Минометы, пулеметы, все это остается лежать на поле боя и словно в ожидании нового хозяина. Даже техника, и ту можно захватить в определенном случае (если она не будет уничтожена в бою, а весь экипаж машины боевой погибнет). Однако ждать, пока враг вооружит своих солдат улучшенным оружием для того, что бы это оружие получить – не самая лучшая идея, ведь довольно трудно будет отбивать вооружение, когда твои солдаты чуть ли не с пустыми руками идут в бой, вот и приходится постоянно тратить боеприпасы, которые так же расходуются при использовании специальных способностей юнитов. Скажем, использовать гранату, стоит столько-то боеприпасов, захочешь использовать ее еще раз, опять минус какое-то количество ресурса, все честно.
Осталась в игре система опыта. Каждый отряд под командованием игрока постепенно получает опыт, когда участвует в сражениях, уничтожает неприятеля, и выполняет прочие действия. Всего есть три уровня, каждый из которых как-то улучшает отряд (то новая способность откроется, то броня улучшится, то дальность атаки увеличится). На месте остались и ветки развития, которые теперь называются генералами и которых теперь больше трех на каждую армию. В начале боя нужно выбрать одного из генералов, и на протяжении боя, выбранная ветка умений будет развиваться (от различных активных действий, таких как захват контрольных точек или уничтожения солдат противника) и открывать доступ к полезным бонусам и умениям, как например, дополнительные виды оружия для солдат, какой-нибудь очень мощный танк или же артиллерийский обстрел определенной местности (так же требует боеприпасы).
Все бои по прежнему максимально реалистичны. Солдаты не появляются из воздуха и не выходят бесконечно из одного маленького здания, они появляются из-за края карты. Неполные отряды нельзя восполнять где угодно, это можно делать лишь возле штабного здания. Лечатся солдаты тоже не сами по себе, а только в руках медика, которые есть лишь в штабе (у СССР) и в особых бункерах (у Германии). Снайпер тут либо невидим для врага, либо мертв, но в то же время, правило "один выстрел – один труп", так же действует на снайпера и делает его особенно эффективным, если враг засел в укрытии и практически не несет урона от обычных солдат, с обычными винтовками. Свои тут могут случайно убивать своих: танк может случайно попасть в машину союзников, солдаты, попавшие под обстрел союзных войск, вряд ли смогут вернуться домой живыми. Тут нельзя уничтожить танк просто послав на него сотню обыкновенных солдат с винтовками. И дело даже не в том, что солдаты умирают с первого же прямого попадания танка, вне зависимости от того, насколько полна была их линейка здоровья, а в том, что винтовки не способны нанести какой-либо урон бронированной машине для убийств. Против техники помогут гранаты, гранатомёты, противотанковые орудия или же танки, но никак не обычные пули. Учитываются в игре даже такие вещи, как разные виды брони у техники. Намного эффектнее атаковать не прямо в лоб, а обойдя с фланга, ведь броня у танков и прочих бронированных машин слабее с боков и еще слабее сзади, что дает шанс, при удачном выстреле, уничтожить двигатель вражеской машины, повредить гусеницы танка или же и вовсе, лишить главного орудия. Именно поэтому многие танковые бои напоминают своего рода танец, в котором каждый пытается зайти в тыл другому, и поразить танк врага сбоку или сзади для нанесения максимального ущерба (при условии, что игроки не из тех, кто любит есть горелые пирожки). Ну и не стоит забывать, что любая техника может быть уничтожена даже маленьким отрядом солдат с винтовками, если у них есть гранаты или что-то еще, способное пробить броню техники (пусть и за боеприпасы).
Основным нововведением игры стала долгожданная армия СССР, со своими особенностями, возможностями и юнитами. Из важных отличий от немецкой армии – советские инженеры не умеют строить бункеры, поэтому СССР приходится обходиться без них. Танков у наших тоже не особо много (по сравнению с армией третьего рейха), нет у нас и равносильного ответа немецкому Элефанту, однако и тем что есть советы способны задать жару, ведь во многом наши отличаются в лучшую сторону. Скажем, людей в отрядах больше, тех же снайперов в отряде два, а у немцев всего один. А ведь снайпер способен посеять в рядах врага панику, что и говорить когда их двое. Ну и просто дух захватывает, когда к берегу выходит парочка БМ-13 (более известная всем как Катюша) и запускает ракеты, сравнивающие противников с землей. В такой момент невольно сам затянешь "Расцветали яблони и груши...", от переполняющего восторга. Надо заметить, вся игра постоянно вызывает патриотические чувства, не только из-за солдат, которые то и дело кричат "Ура!" и "За родину, за Сталина!", рассекая глубокие сугробы, или в моментах, когда Катюши, выходят на берег, что бы прикрыть огнем в трудную минуту, или танки Т-34, переправляются по льду через замерзшую реку, но и из-за постоянно угадываемых советских мотивов в музыке, сопровождающей армию СССР тут и там, от главного меню и до конца любого боя.
Со звуком в игре вообще все отлично, помимо прекрасной музыки, которую, как кажется, можно слушать вечно, проект радует мощными и очень реалистичными звуками оружия, техники и взрывов. К слову, тут весьма забавное оригинальное озвучивание юнитов. Русские всегда говорят по-английски с русским акцентом, немцы же говорят по-английски с немецким акцентом. При всем при этом, солдаты армии СССР иногда ругаются и говорят что-то по-русски с нелепым английским акцентом. И что еще неплохо – фраз, которые говорят юниты довольно много и они еще и меняются в зависимости от погоды (весной они будут говорить одно, зимой совершенно другое).
То же касается и всего, что связано с графикой. Еще первая часть поражала невиданной красотой и детальностью (по меркам RTS), сиквел же продолжает эту традицию и выдает просто чудесную картинку, которая безумно радует даже при максимальном приближении камеры к войскам. И посмотреть там действительно есть на что, ведь даже обмундирование армий зимой одно, а в теплую погоду абсолютно другое. Все-все подопечные созданы с особой тщательностью и выглядят просто прекрасно. Да впрочем, не только солдатам уделено особое внимание. Каждая из шести доступных в бета-версии карт поражали своей проработанностью и количеством деталей. Разглядывай себе и разглядывай, да вот только, обычно на это времени нет.
Никуда не делась и реалистичная физика из первой игры. Залпы из минометов способны деформировать ландшафт, тем самым создавая дополнительные укрытия для солдат, от зданий отваливаются целые куски и рушатся стены, различные объекты на карте горят, если случайно попадут под инженерский огнемет, а те же деревья одно за другим падают, вырванные с корнем, если их задевает могучий, немецкий Элефант, способный одним своим видом посеять страх в глазах экипажа любой бронированной техники, и от выстрела которого, сама земля дрожит, а в воздух поднимаются клубы пыли.
Отдельно хочется заметить систему динамического тумана войны, благодаря которой, теперь игрок будет видеть только то, что видят его юниты, учитывая все преграды. Грубо говоря, если перед отрядом инженеров будет стоять дом, то игрок будет видеть только то, что могут видеть инженеры, а коль они не обладают рентгеновским зрением, то и увидеть что творится за домом, или скажем, за стеной, они не могут, что добавляет игре еще больше тактических маневров. Если враги будут наступать с севера, с целью захватить важную контрольную точку, почему бы не поставить отряд пулеметчиков с южной стороны здания, который стоит как раз около точки, ведь что бы враг не делал, а пулеметчиков он сможет увидеть только тогда, когда заглянет за угол и обнаружит неутешительную для себя картину.
Очень эффектная в игре и система, учитывающая погодные условия. Когда на дворе весна, то все сражения происходят примерно по тем же сценариям, что и раньше, а вот если на земле лежит снег, тогда в бою может произойти что угодно. Солдаты перемещаются намного медленнее, минуя огромные сугробы, техника так же может застревать и в целом перемещается медленнее обычного. В любой момент погода может ухудшиться, а температура упасть еще ниже, тем самым, заставляя солдат дрожать и умирать от холода, если не давать им греться около костров (которые могут создавать только инженеры), около горящих предметов, или же в домах. Более того, иногда погода становится еще хуже, поднимается сильная метель, видимость падает практически до нуля, да и у игрока пропадают многие возможности, как например, возможность создавать костры, или вызывать ИЛ-2 для поддержки с воздуха. В такие моменты идеально строить засады, ведь солдаты дальше своего носа почти ничего не видят (как и игрок, под управлением которого эти солдаты находятся), однако в такую погоду можно потерять все свои отряды, заморозив их до смерти (а холода в игре не боятся всего парочка отрядов, да экипажи боевых машин). Именно поэтому, чаще всего, когда начинается ураган, обе воюющие стороны пережидают плохую погоду, отправляя всех своих солдат сидеть у костра, и только когда метель проходит, снова продолжают активные действия. Не стоит забывать и про замерзшую воду, которая вполне может сыграть с вами злую шутку. Мало того, что любую технику заносит на льду, так если она в момент перехода попадет под обстрел, то велик шанс, что экипаж машины отправится спать вместе с рыбами на дно.
Кроме того в игру была добавлена глобальная система уровней: после каждого боя вы получаете очки опыта за сражение, и получаете новые уровни, которые открывают различные бонусы, такие как увеличение точности стрельбы определенным солдатам, или понижение стоимости определенного вида техники, новые виды покраски боевых машин, или же новых генералов, которых можно будет выбрать в начале каждого боя, и которые откроют новые ветки развития.
Последним пунктом хочется отметить искусственный интеллект. Он сойдет для тренировок, особенно первое время, если вы новичок или немного подзабыли, как играть в RTS, и конкретно в CoH, но после, компьютерные противники не будут приносить особых проблем. Они всегда действуют довольно шаблонно, начинают серьезно прессовать в первые минуты боя, пускают на вас мощь всей армии и оккупируют вашу базу, но после, получив отпор и потеряв свои силы, словно бросают в гневе клавиатуру и мышку в сторону и практически перестают что либо делать. Они неохотно чинят технику, почти ничего не покупают и словно ждут, пока их уничтожат. Даже на более высоких уровнях сложности ИИ ведет себя так же: стремительно атакует первое время, а как получит достойный отпор, практически перестает сопротивляется, причем это было во всех сражениях. Стоит заметить, что все это касается только армии Вермахта. Если сражаться против СССР, то проблем будет больше. Они все равно не идеальный соперник, но они словно красные дьяволята, наступают, наступают и еще раз наступают, до самого конца. Но в любом случае, каким бы слабым или шаблонным не был искусственный интеллект, главная цель мультиплеера – в схватке против живых людей, и именно там режим схватки способен раскрыться на 100%. Доступны бои 1 на 1, 2 на 2, 3 на 3, и 4 на 4. Режимов же всего два, в одном нужно просто уничтожить базу врага, в другом необходимо удерживать особые контрольные точки. Одно плохо в идеальном мультиплеере – странная система по исключению игроков. Был случай, когда у меня что-то произошло со связью, и на пару секунд я отключился от игры. Проблема в том, что вражеская команда сразу же выгнала меня из игры, оставив моего союзника сражаться в одиночку. Да, попались странные игроки, для которых победа важнее честного боя, но все же эта беспощадная система оставляет в недоумении, зачем позволять вражеской команде исключать игрока из игры, тем самым создавая себе преимущество, а игроку, которого исключают, полностью закрывать возможность вернуться в бой.
Были и некоторые вопросы, когда обнаруживались интересные баги. К примеру, когда я уже закончил бой против ботов, уничтожив вражескую базу до основания, мне вдруг высветилось сообщение, в котором игра заявляла, что бой я проиграл и очков опыта за победу мне не видать как своих ушей. Я не жадный, не дала мне игра очки за победу, пожалуйста, пусть оставит себе, но это весьма интересно наблюдать, что ты в бою побеждаешь, а тебе засчитывается поражение. Впрочем, это можно объяснить тем, что в наших руках побывала бета-версия игры, а до выхода в свет полной версии игры осталось более двух месяцев.
Вердикт: Судя по всему, нас ждет просто потрясающая игра, в мультиплеере которой можно будет проводить целые месяцы напролет. Неизвестно какой будет одиночная кампания, и что в ней будет с сюжетом, зато уже точно известно, что идеальный игровой процесс стал только лучше, благодаря системе динамического тумана войны, погодным условиям и полностью новой армии СССР. Что и говорить про потрясающее музыкальное сопровождение, отличный звук, графику и все то, что изменилось по сравнению с первой частью только в лучшую сторону. Осталось только улучшить искусственный интеллект, убрать те немногочисленные баги, что обнаружились в бете, сделать кампанию, не уступающую по качеству кампании из первой Company of Heroes, и скорее всего, 25 июня выйдет один из лучших игровых сиквелов и лучшая RTS 2013 года.