The Ascent, так же как и ранее рассмотренный нами проект Edge of Eternity, является игрой от небольшой инди-студии из 12 человек. Но в отличие от Midgar Studio, ребята из Neon Giant чётко рассчитали свои силы, и у них на выходе получился продукт намного более адекватный и качественный. Впрочем, без проблем не обошлось. Они также до конца не смогли понять, что за игру хотят сделать. Более того, игра не является новинкой в явном виде. Изначально The Ascent вышла на PC и Xbox (как консольный эксклюзив) летом прошлого года, и вот, спустя почти год, добралась до платформы PlayStation. Обзор ниже написан по версии игры для PlayStation 5.
Для тех, кому интересно, какие изменения игра получила за год, напишем их сразу, ибо их не так много. Помимо правки критических ошибок и добавления в игру различной платной брони и оружия, появился режим «Новая игра +». После завершения сюжета вы можете выбрать его, чтобы начать игру сначала с сохранением уровней, обмундирования и прокачки. Враги в новом режиме будут сильнее, персонажа можно прокачивать выше 30 уровня, а оружие – выше 10. Плюс есть несколько дополнительных материалов. И это, собственно, все изменения за год, даже загрузки так и остались долгими и печальными.
The Ascent – одна из тех инди-игр, которые способны поразить вас своей картинкой. Главная заслуга этого, конечно же, в Unreal Engine, но не менее важен и общий подход к графическому дизайну игры. Такой уровень проработки фонов и локаций редко где можно встретить. Конечно, не всё выполнено на одном уровне, встречаются места, где фоны сильно хуже. Но в целом вы действительно будете чувствовать, что попали в мрачное будущее. Мир игры выполнен хорошо не только в плане визуальной части, но и в плане проработки истории. Вы можете потратить достаточно много времени, читая историю мира, персонажей и описания различных организаций. Впрочем, в глаза сразу бросается вторичность мира игры. Разработчики явно черпали вдохновение из серии Warhammer 40K, а точнее, её ответвления – Некромунды. Вас ждёт мрачный город-улей – Аркология, масса различных банд и корпораций. Более того, здесь также будут бойцы в гигантских скафандрах, различные мутанты, и даже в финальном сражении есть отсылка ко вселенной Warhammer 40K. У этого есть и обратная сторона – из-за попыток разработчиков надёргать побольше из «Вахи», временами залитая неоновым светом обстановка киберпанка кажется показухой, а не целостной частью игрового мира.
Вы играете за наёмника, которых во вселенной игры называют «Контрактниками». Здесь следует немного поговорить про локализацию. Как и многие современные игры, на русский язык она переведена субтитрами, и это вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, качество локализации находится на достаточно высоком уровне. Переводчики старались не просто дословно переводить игру, местами они попытались сделать литературную адаптацию. Подбирали правильные фразы, которые будут хорошо вписываться во вселенную игры. И в целом это у них получилось, но кое где они сплоховали. Те же контрактники в оригинале зовутся «Индент» (Indent), что является прямым сокращением от словосочетания «наемный слуга» (indentured servant). Так что перевод выражения как «контрактник» немного сбивает с толку. Особенно это заметно, когда в диалогах о контрактниках говорят как о рабах. Но такие ситуации минимальны, а вот что реально раздражает и напрягает, так это большое количество непереведённых фраз и целых массивов текста. Скорее всего, со временем это поправят, но тем, кто будет играть на старте, стоит готовиться к тому, что игра может вываливать на вас пачку текста на английском. Вторая проблема — это странная работа субтитров для фоновых персонажей, говорящих голосом. Например, выпуски новостей в лифте. В 90% случаев эти фразы вы не увидите на экране, ибо субтитры будут показываться за пределами вашей камеры. Но, думаю, часть из этих вещей разработчики исправят обновлениями.
Ваш контрактник прилетел в одну из самых крупных Аркологий на Велесе, чтобы отработать свои долги и сделать себе имя. Вы начинаете как наёмник группы «Возвышение», и вам предстоит выполнить простую работу из разряда «выполни или умри в зловонных глубинах города». Но очень быстро ситуация выходит из-под вашего контроля. «Возвышение» распадается, и само существование Аркологии, которой она принадлежала, оказывается под угрозой. Пока город-башня балансирует на грани краха, многочисленные банды и организации решают взять на себя управление. В этом сражении корпоративных банд за контроль вы становитесь пешкой. Впрочем, по законам жанра весь сюжет будет крутиться вокруг вашей скромной персоны, и вы всегда будете оказываться в центре событий. В финале вы не только сделаете себе имя и получите свободу, но и раскроете тайну падения группы «Возвышение». Правда само повествование получается достаточно рваным и странным, а в финале... финал явно сделан с расчётом на вторую часть, а, может, и сразу на третью.
Ваш персонаж – это одна из главных проблем игры и её позиционирования как ARPG. В нём очень мало элементов этого жанра. Персонаж – ещё один контрактник без каких-то уникальных черт, который почти ничем не отличается от сотен других персонажей. Визуальных настроек минимум, а те, что есть, не позволяют выделиться из толпы. Аугментации, которые можно установить в тело, никак не отражаются на нем, просто меняют показатели, да и набор их достаточно скромный. Распределение очков после получения уровня так вообще выглядит как что-то сделанное для галочки. Их много, но по факту полезных единицы, и они могут скорее запутать, чем помочь. В игре нет логичных и понятных характеристик: урон от стрелкового оружия, ближнего, электрического и т.д. Есть характеристики, дающие ускорение перезарядки, ускорение сведения прицела, уменьшение оглушения (которого просто нет), ускорение перезарядки рывка (который и так очень быстрый) и т.д. Как итог, есть пара жизнеспособных сборок и куча остальных, которые заставят вас страдать. Прокачка оружия тоже не менее бесполезная. Мало того что оно всё падает с «запечёнными» характеристиками и нет никакого удовольствия в его выбивании, так ещё и каждый уровень прокачки даёт в буквальном смысле пару единиц урона. Как финал, особого смысла развития оружия тоже нет, ибо даже высокоуровневых противников можно легко уничтожать непрокачанным оружием, если у него хорошие базовые характеристики. После получения «Дезинтегратора» в принципе можно забыть про всё другое оружие в игре. На этом фоне забавно выглядят несколько десятков скинов для оружия, которых всё равно толком не видно в игре. И это немного печалит, ведь в целом оружие в игре сделано хорошо. У каждой пушки есть свой уникальный звук и поведение, а также ощущается вес оружия при использовании.
В остальном перед нами типичная ARPG, которая играется как типичная ARPG. Вы будете ходить по относительно отрытому миру, в котором разбросаны локации-хабы. Во время перемещения вам предстоит сражаться с противниками и выполнять различные поручения. Уничтожение противников достаточно приятное, у врагов свой резист к каждому виду оружия. Поэтому временами придётся думать головой и подбирать правильные стволы под ситуацию, без этого местами будет потно, особенно если вы играете в одиночку.
Игра поддерживает кооператив на 4 игроков, и в нём играется достаточно весело. Кооператив поддерживается как локальный, так и сетевой. Задания, как и положено, делятся на основные, которые продвигают сюжет, и на второстепенные, позволяющие получить доступ к новым предметам и поднять уровень. В хабах есть различные магазины, где можно покупать и продавать новое оружие и прокачивать старое. Впрочем, многие элементы игры, так же как и прокачка, сделаны исключительно для галочки. Диалоги примитивны, и по факту вы будете отыгрывать немого курьера с задачами «пойди туда, убей того-то». Периодически вы будете отгружать в магазин лишние стволы и броню, а на полученные деньги… ничего не будете покупать. Ибо уже к середине игры магазины не смогут вам предложить ничего нового, а полученные деньги будут накапливаться мёртвым грузом. Хотите ещё неработающих механик? Пожалуйста. В игре есть особенные противники, за убийство которых положена дополнительная награда. Так вот, за всех противников награда будет одна и та же – 1 000 уКредитов (это цена одной поездки на такси), причём не важно, убьёте вы врага 4-го уровня или элитного босса 28-го – всегда получите 1 000 уКредитов. То же самое можно сказать и про массу других игровых механик, включая механику взлома.
С миром игры на первый взгляд всё хорошо. Как уже было сказано, он неплохо проработан, красочно нарисован, разнообразен, и он большой. И вот масштаб – его ахиллесова пята. Из-за размера мира вам придётся очень много и долго бегать от локации к локации. При этом скорость передвижения персонажа оставляет желать лучшего. Вы будете постоянно бегать по одним и тем же местам десятки раз. Многие задания сводятся к пробежке на другой конец города, которая занимает до 5 минут реального времени. На само выполнение задания уйдут считанные мгновения, и вот вам снова бежать назад те же 5 минут. Настолько убогого умышленного затягивания игры я давно не встречал. В какой-то момент вам станет доступно такси, которое позволит сокращать часть беготни. Но такси летает в рамках одного этажа. Более того, полёт на такси идёт через экран загрузки. О них будет отдельно сказано ниже. Если у вас задание на другом уровне, то сначала берёте такси до локации лифта, затем бежите несколько минут до лифта. Поездка на лифте с загрузкой, снова такси на ближайшую к заданию точку и пробежка. По факту экономия зачастую будет нулевая. Если бы разработчики выкинули открытый мир с беготнёй по нему, игра только выиграла бы. Плюс есть проблема с балансом заданий, когда между ними присутствует слишком большой разрыв по уровню. И без выполнения второстепенных заданий вы очень быстро попадёте в ситуацию, когда не сможете пройти основной сюжет, так как враги там будут на пяток уровней выше вашего. Ещё нередки ситуации, когда, отправляясь на задание 14-го уровня, вам нужно будет насквозь пройти локацию 21-го уровня, со всеми вытекающими. Впрочем, разработчики, видимо, это подозревали, поэтому в игре есть трофей на 100 смертей.
Теперь пройдёмся по технической части игры. Про непереведённые куски фраз и живущие своей жизнью окна субтитров я уже писал выше. К ним можно добавить общие проблемы в работе камеры. Иногда во время диалогов камера будет стоять совсем криво, из-за чего вы будете весь диалог видеть спину амбала, который успел зайти в кадр до его начала. Но самое печальное в игре – это слабая оптимизация загрузок даже на платформах текущего поколения. При игре на PS5/Xbox Series первичная загрузка игры занимает около минуты, столько же каждая поездка на такси или лифте. При игре на платформах прошлого поколения загрузки будут и того дольше. Так что можете представить, сколько времени в среднем занимает выполнение одного второстепенного задания, описанного выше. При игре в кооперативе по сети будьте готовы к различным проблемам технического плана. Когда что-то перестанет работать, то помочь сможет только полная перезагрузка игры.
70Что получилось в итоге? Перед нами достаточно средняя ARPG, хоть и весьма красивая. Если бы создатели выкинули все нерабочие механики и сделали обычный линейный шутер с видом сверху и без ужасного бэктрекинга, то вполне мог бы получиться отличный проект уровня Hatred или Red Solstice. Но это тот случай, когда игра вроде как неплоха и пройти её можно, однако хорошей её никак не назвать. Это идеальная игра в рамках какого-нибудь сервиса платной подписки или покупки на распродаже со значительной скидкой, что для первого проекта небольшой студии тоже хороший результат.
Обзор написан по цифровой версии игры для PS5, предоставленной редакции издателем.