Наступила осень, а с ней для нашего сайта пришли тяжёлые времена. Но несмотря на это мы решили не бросать свою новую рубрику, тем более что в сентябре вышло огромное количество легендарных проектов. У наших авторов полно воспоминаний об играх, в которые они будто бы ещё вчера играли в первый раз. Но на самом деле, память играет злую шутку, и большая часть шедевров уже отметили своё "совершеннолетие". Приятного прочтения!
Оригинальная Fable на момент релиза была истинной магией! Когда она вышла – это были золотые годы с кучей свободного времени. И я буквально жил в ней, изучая каждый миллиметр игрового мира. Прекрасно помню как сначала накопил до максимума очки добра, чтобы посмотреть как изменится внешний вид героя, а затем целенаправленно творил зло, надеясь увидеть как моё игровое альтер-эго трансформируется в исчадие ада.
Ухаживание за девушками, свадьбы, покупка домов, стрижка, переодевания, рыбалка, загадки Дверей Демонов – в игре была тьма возможностей. И тогда у меня не было нормального интернета, равно как и привычки искать подсказки и разную информацию в нём. Всё находилось методом тыка или в результате обсуждения игры с друзьями. Тогда она казалась огромной, комплексной и невероятно красивой. Надеюсь, что новая часть получится неплохой, потому что второй и третьей я в итоге не проникся…
Релиза Grand Theft Auto V я ждал как манны небесной. Для меня каждая часть серии превращалась в настоящий праздник. Начиная с GTAIII, я буквально переносился на улицы виртуальных городов. Помню, что под четвёртую часть целенаправленно брал отпуск, а два лета целиком были проведено в солнечном Сан-Андреасе и неоновом Вайс-Сити. Поэтому пятую номерную игру мне очень хотелось получить на старте. Тогда я уже перешёл с PC на PS3, но денег особо не было, поэтому по большей части приходилось играть в «подарки» из PlayStation Plus.
Один из хороших знакомых, с которым мы встретились на омском консольном форуме, всё время закупался в тройках и пятёрках. Он и предложил поучаствовать в схеме с пятёрками, отдав пятую часть от стоимости. Так у меня появился аккаунт с игрой, на который нельзя было заходить, чтобы доступ не заблокировался. Впоследствии так и продал консоль с этим аккаунтом и игрой на борту!
Старые трейлеры уже не такие впечатляющие. Почи 10 лет с момента выхода игры прошло!
GTAV не зря по сей день пользуется спросом и выходит на третьем поколении подряд, получая ремейки. Rockstar умеют делать по-настоящему качественные игры. Хотя мультиплеером я не проникся, но наиграл в пятую часть очень много даже за рамками основного сюжета. Просто GTA – это свобода. Безумная песочница, сама генерирующая всякие ситуации. Одни только бойни с полицией и попытки проникнуть на военную базу чего стоят… В общем, с нетерпением жду шестую часть, а также тайком надеюсь найти время на полное прохождение обеих RDR.
Про Metal Gear Solid мне все уши прожужжала парочка друзей. У одного из них была PS1, а у другого много энтузиазма и эмулятор. Так диск с игрой вместе с эмулятором достались и мне. Произошло это лет через пять после релиза, когда я был в старших классах школы. Хотя игра оставила просто неизгладимые впечатления, из-за эмулятора часть шарма потерялась. Например, я вообще не помню выкрутасы Психомантиса, зато не могу забыть каким адом было играть на клавиатуре и настраивать клавиши...
Шедевр Кодзимы в итоге настолько меня захватил, что костыли с управлением ушли на второй план и уже не могли испортить впечатление от происходящего. Воспоминания о прохождении стали настолько обрывочными, что мысль о покупке сборника Metal Gear Solid: Master Collection Vol. 1 стала выглядеть всё привлекательнее.
К тому же забылись нюансы сюжета, да и две книги Терри Вулфа про Кодзиму лишний раз напомнили о том, сколько у меня возникло пробелов по части знания истории MGS. И хотя первая игра сейчас немного отпугивает в визуальном плане, мне больше интересен именно сюжет, а не геймплей, который в последующих релизах сильно эволюционировал, поэтому в оригинале ему уже нечем удивить, кроме устаревшего геймдизайна. Однако те крутые впечатления, которые игра подарила мне даже через эмулятор, уже не вырезать ничем. Они останутся со мной навсегда.
В сентябре вышло много игр, с которыми у меня связаны тёплые воспоминания. Охватить все, конечно, не получится, поэтому остановлюсь на самых заметных. Metal Gear Solid. Помню, как читал обзор в древнем номере Game.exe. Мол, это шедевр на все времена, самый кинематографичный экшен с потрясающим сюжетом. Примерно в то же самое время мне в руки попал диск для PC. Ну, раз хвалят, значит надо попробовать. Дальше первой локации я так и не ушёл. Вторая попытка была в то время, когда в нашем небольшом посёлке открыли “компьютерный клуб”. По факту, компьютеров в нём не было, а только одна PlayStation 1 и парочка Sega Mega Drive 2. Ребята, которые были куда старше меня, делали вид, что разбираются в играх и отличают хорошие от плохих. Решив, что надо показать всем свой изысканный вкус, они запустили MGS и… не ушли дальше первой локации.
Первое видео, что я увидел по этой серии. Естественно, ничего не понял.
Про серию забыл вплоть до выхода четвёртой части. PlayStation 3 у меня тогда ещё не было, но “игрофильм”, выложенный на торренте локальной сети провайдера, почему-то привлёк моё внимание. Именно этой пачке из пяти трёхчасовых роликов я обязан своей любовью к серии MGS. Плевать, что из сюжета было понятно примерно процентов 25. Собственно, именно ради того, чтобы разобраться в истории, пришлось откапывать старинный диск с заброшенной когда-то игрой. С третьей попытки я наконец-то увидел, куда ведёт тот самый лифт в первой локации Shadow Moses и полноценно открыл для себя серию японского гения.
Совершенно противоположная история сложилась с серией Resident Evil — в неё я влюбился сразу, как только увидел. Началось всё со второй части (всё в том же “компьютерном клубе”), но лично окунулся в зомби-апокалипсис с триквелом. Это потом стало понятно, что Nemesis — самый слабый из оригинальной трилогии проект, а в далёком 2001 году сравнивать было ещё не с чем. Да и зачем? Выглядела игра отлично, стрелять в зомби было весело, разгадывать пазлы — сложно. Изучив всю подноготную, игру можно пробежать за пару часов, но в первый раз побег из Раккун-Сити длился недели. Особенно запомнилась головоломка в больнице, где Карлос должен найти лекарство для Джилл. Головоломку с “тумбочкой”, которую нужно было ткнуть в определённый угол, чтобы в соседней палате открылся шкафчик, решали всем двором.
Немезис вообще воспринимался как сверхразумный монстр, который реально охотился за главной героиней. Его рандомные появления на тот момент не поддавались никакой логике. Проходя игру на лёгком уровне сложности, периодически удавалось расстрелять его из штурмовой винтовки. Но на сложном — единственный способ выжить заключался в побеге. Лишь спустя много лет я узнал, что в игре реализована система уворотов, которая сильно облегчает схватки с монстрами. Но, как это часто бывает, при переносе на PC что-то где-то недокрутили.
В 2003 году на моей полке появилась та самая игра, с которой можно было сравнивать серию Resident Evil. Silent Hill 2. Нереально сложно описать те эмоции, которые я испытывал при прохождении. Одно из ярчайших воспоминаний того времени, которое регулярно всплывает в памяти — момент, когда Джеймс смотрит видеокассету с той самой записью. Как главный герой сидел в кресле с отрешённым взглядом, так и я примерно так же неподвижно пялился в экран монитора минут десять. Затем просто выключил игру и пошёл спать. Но вместо того, чтобы отправиться в объятия к Морфею, лишь смотрел в потолок с одной единственной мыслью в голове: “Так это он сам!”
Реально интересно, что нам подарит ремейк. Silent Hill 2 — в первую очередь персонажи и сюжет. С одной стороны, менять что-то кардинально нельзя, так как будет “уже не то”. С другой, если оставить всё как есть, то зачем вообще нужна переделка? Графически оригинал не устарел до такой степени, чтобы им невозможно было насладиться в 2023 году. Поживём — увидим.
Оригинальная Fable оставила довольно большой след лично для меня. Именно благодаря ей я увлёкся RPG в различных прямых и смежных жанров. Отлично помню, как в подземном переходе, где был магазинчик с видеоиграми меня привлекла толстая коробка сразу на четыре диска (в то время это было редким явлением), ради интереса я её взял, и однозначно не пожалел.
Возможность увидеть историю героя с самого детства до глубокой старости, построить свою семью, обзавестись домом и выбирать будешь ли ты героем в глазах остальных или злодеем. Всё это было очень ново, графика для того времени поражала, как и возможности что предоставлял проект. Впрочем, как и сама история с её подачей. Да, если сейчас взглянуть на неё это типичная сказка о добре и зле, но, когда ты ещё не вышел из этого возраста такое поражало. Наверное, это была первая игра, которую я стал перепроходить. Раз в полгода или год я обязательно делал новый забег и пусть особо нового там не встречал, но каждый раз получал удовольствие. Ради второй игры купил Xbox 360, но, к сожалению, таких ярких эмоций она уже не смогла подарить, как позже и третья часть. И даже несмотря на это всё ещё держу небольшую детскую надежду, что грядущее продолжение сможет хотя бы отчасти дать те же эмоции, что подарила мне в своё время оригинальная Fable.
Первой игрой, когда мне купили компьютер была Heroes of Might and Magic III, мне она безумно нравилась, но с прошествием времени была исследована уже вдоль и поперёк и хотелось чего-то похожего и одновременно нового. Тут на помощь пришла King's Bounty: The Legend. Игра действительно во многих аспектах пересекалась с Героями, но в тоже время имела своё уникальное видение. Была больше сосредоточена на истории и исследовании, ведь развития своих замков тут отсутствовало. Этакое большое приключение, не разделенное на отдельные карты, но в тоже время, утягивающее на десятки часов тактических битв и сложных решений. Немного нарочито мультяшная и местами сказочная рисовка привлекала, было в ней что-то уникальное на мой взгляд. Она давала мне именно то, что не хватало в последнее время в Героях, когда компании пройдены, а обычные карты исследованы до дыр. Чувство первооткрывателя, приключений, тайн и загадок. Были у проекта и продолжения: King's Bounty: Armored Princess, Warriors of the North и другие. Все они не уступали оригиналу привнося свои механики и новую увлекательную историю. Относительно недавно вышедшая King's Bounty II решила попробовать кардинально сменить своё амплуа, получилось на мой взгляд несколько спорно, будто бы исчезла та самая магия сказки, хотя возможно я просто вырос, как и многие из нас.
Я мало что помню о Battlefield 1942, кроме того, что игра мне в детстве очень нравилась. Не в последнюю очередь из-за своего формата: сессионный офлайн-шутер без намека на сюжет и с возможностью воскресать буквально через несколько секунд после смерти — все это удивляло своей необычностью. Динамичные сражения за разные классы в антураже зимнего Сталинграда 1942-го невероятно радовали тогда ещё совсем маленького меня. Несмышленый ребенок и подумать не мог, что игра, вообще-то, рассчитана на многопользовательские сражения, а битвы с ботами добавлены просто так. Но узнал я об этом сильно позже.
Вообще, хочется похвалить EA DICE за их удивительный стиль, который узнается с первого взгляда. Если Call of Duty с каждой последующей частью преображалась все сильнее и сильнее, то Battlefield, несмотря на смену сеттинга и нововведения, умудряется не терять лицо и преподносить пускай и новый, но всегда такой знакомый нам опыт. Одна только заглавная композиция чего стоит. Безумно люблю оригинал из все того же Battlefield 1942 и аранжировку из не менее культовой Battlefield 2. В дальнейшем студия будет играть с восприятием звукового сопровождения, но основной мотив остаётся неизменен.
Само собой, на узнаваемости сказывается и частое использование классических карт. Уж старое доброе "Метро" знает даже мимо крокодил. А в Battlefield 2042 и вовсе есть отдельный режим с картами из самых первых выпусков сериала. Но в первую очередь визитной карточкой серии является масштаб. Разработчики всегда успешно справляются с тем, чтобы игрок чувствовал себя будто бы на реальном поле боя. И эта традиция строго соблюдается уже 21 год.
Croc: The Legend of the Gobbos — это одна из тех игр, которую я так и не прошел в детстве, хотя потратил на ее изучение достаточно много времени. Тем не менее, вспоминаю о ней лишь с теплотой. Незамысловатый платформер с первого взгляда выделялся симпатичной картинкой и забавным сеттингом, балансируя между умелой копией Crash Bandicoot и оригинальными набросками, которые развили во второй части. Хотя геймплейно игра скорее напоминает Banjo-Kazooie, что немудрено, ведь в то время все черпали вдохновение из нестареющей классики студии Rare.
По сюжету наш чешуйчатый друг таинственным образом попал на неизвестные острова, где его вырастили милые пушистые гоббосы. Годы спустя на архипелаг приплыл злобный Барон Данте и пленил всех туземцев, Кроку удалось сбежать, но теперь перед ним стоит важная задача — дать отпор захватчику и спасти соплеменников. В целом, по структуре игра мало чем отличается от все того же «Крэша» или «Спайро»: проходим несколько небольших уровней, спасаем пушистиков, ломаем ящики, собираем алмазы, а после идём бить босса локации. На фоне современников проект выделяется разве что чуть более плавным управлением и милым дизайном, но и этого вполне достаточно, чтобы просить большие корпорации сделать ремастер очередной классики, что, впрочем, маловероятно. А жаль.
Heavenly Sword вышла в 2007 году, а это значит что ей исполнилось уже целых 16 лет. Времени, признаться, прошло немало, но я до сих пор хорошо помню эту игру, ведь именно ради неё я и купил себе PlayStation 3. Если смотреть правде в глаза, то в ней нет ничего сверхъестественного. Это добротный слэшер с интересной историей и условным минимумом комбо-атак. Вся прелесть была в том, что данный проект преподносился как некстген игра, а, соответственно, в ней должны были использоваться все “фишки” новенькой на то время консоли. В первую очередь это касалось музыкальной и графической составляющей, которые смотрятся отлично и по сей день. Обратной стороной подобной красоты являлся геймплей, куда был насильно включён навязанный гироскоп. Если честно, мне в целом не нравились игры, где он активно использовался. Механика всегда казалось мне инородной, но особенно явно эта неприязнь ощущалось в Ratchet & Clank Future: Tools of Destruction и “Небесном мече”. Боевая система Рэтчета крутилась вокруг постоянного перемещения и стрельбы по всем вокруг. Ничего нового, но одно из орудий выпускало смерчи, которые управлялись гироскопом. Соответственно, игроку приходилось одновременно бегать за Рэтчета, стрелять из какого-нибудь ствола и управлять смерчем, двигая геймпад в пространстве. В Heavenly Sword ситуация была другая — гироскоп здесь управлял траекторией выпущенной стрелы или ядра. Только вот проблема в том, что эти эпизоды были затянуты и сильно выбивались из общего контекста. Впрочем, всё это детали, ведь несмотря на свои минусы Heavenly Sword смогла запасть мне в душу.
Другой игрой, которую я хотел бы упомянуть, является всем известная Final Fantasy VII. Оговорюсь сразу, я проходил как ремейк, так и всю компиляцию семёрки, однако я не являюсь фанатом оригинальной FFVII. Я понимаю её важность для серии, однако мне куда ближе шестая и десятая части франшизы. Лично я считаю, что история Клауда банально переоценена. В ней было достаточно интересных моментов, однако полностью раскрылась вся её подноготная лишь после всех спин-оффов. Любопытной была и боевая система, в которой можно выделить пропускаемых персонажей и систему материй, позволяющую экспериментировать с прокачкой персонажей. Последний раз я запускал игру на PlayStation 5 и дико об этом пожалел — в максимальном ленивом переиздании разработчики улучшили спрайты персонажей, но оставили нетронутыми статичные фоны, из-за чего внешний вид игры стал напоминать своеобразного франкенштейна. Единственным плюсом данного издания являются легальные читы, позволяющие ускорить геймплей и отключить случайные битвы. Подобные механики должны быть априори встроены в любую классическую JRPG.
Напоследок скажу пару слов о еще одной игре, имеющей непосредственное отношение к Final Fantasy. Речь идёт, конечно же, о серии Kingdom Hearts, активно развиваемой Тэцуя Номурой и по сей день. В тот момент, когда я покупал себе диск с игрой, я знать не знал во что впутываюсь. Меня привлекли боевая система в реальном времени и смешения миров Диснея и FF. В какой еще игре можно встретить Дональд Дака, Симбу, Скволла и Юффи, мирно разговаривающих друг с другом? Впоследствии же оказалось, что мне куда более интересен сюжет, пронизывающий абсолютно все проекты франшизы. Но как быть тем, кто только хочет влиться в Kingdom Hearts? Основные игры серии доступны на PlayStation 5 в виде полноценных переизданий или же набора роликов, как это было в случае с 358/2 Days и Re:coded. Решение, конечно, спорное, однако это позволяет не упустить общую нить повествования. Куда сильнее выбивается из общей концепции Kingdom Hearts χ, выпущенная только на мобильных платформах. Не думайте о том, что это очередная гача — её сюжет является такой же важной частью лора, как и история Соры на Островах Судьбы. Если даже не больше. И мне очень интересно, что именно нас ждёт в четвертой части, особенно если вспоминать концовку Kingdom Hearts III: Re Mind. В ней нам во всей красе представили Йозору, являющегося жирной отсылкой на изначальный концепт Final Fantasy Versus XIII. Что будет дальше? Поживём, увидим. А пока что я продолжу искать брелок, который был вложен в одно из изданий третьей части. Оригинальные пины от первой и второй частей у меня есть.
По личным ощущениям мне всегда казалось, что Just Cause – это новая игра, и вышла она совсем недавно. Однако с момента релиза прошло уже почти 17 лет! 17 лет, Карл! Именно Just Cause в своё время стала тем самым проектом, из-за которого я бросил перепроходить серию GTA в сотый раз. Приключения на тропических островах заставили меня абсолютно по-новому посмотреть на игры с открытым миром. Возможности в Just Cause в сравнении с той же GTA III казались поистине безграничны: полетать на нормальном самолёте (да-да, но нормальном самолёте, а не на ДО-ДО!) – пожалуйста, выпрыгнуть на ходу из машины и отправиться в полёт на парашюте – легко. Оригинальная часть была заиграна до дыр и пройдена не один раз. Однако, в отличие от Just Cause 2006 года, все последующие части я так и не смог домучить до логического завершения. Видимо, взрывного ураганного геймплея из первой игры мне хватило, и повторять всё то же самое в последующих частях серии было уже не так интересно.
Несмотря на то, что оригинальную Fable я прошёл полностью всего пару раз, в памяти остались очень тёплые воспоминания об этом удивительном проекте. Если честно, не припомню похожих игр, где нам предстоит окунуться в путешествие длиною в целую жизнь. Игра начинается за мелкого мальчонку, гоняющегося за курами, и я даже не мог предположить во что может превратиться этот безобидный юный парнишка. В игре очень круто реализована система славы, и в зависимости от того, как вы себя ведёте, мальчик может вырасти как в легендарного героя, так и во всемирно известного злодея. Именно по последней ветке я прошёлся при первом прохождении. К концу игры у главного героя выросли огромные рога и он скорее стал походить на тварь из преисподней, нежели на безобидного мальчонку, гоняющего кур на заднем дворе своего одноэтажного домишки. Несколько раз задумывался о покупке Xbox именно из-за серии Fable, и, возможно, на этот новый год сделаю своей семье небольшой подарок в виде чёрной коробочки.
С момента выхода Battlefield 1942 прошло уже более двадцати лет, но я до сих считаю её одной из лучших и величайших игр, какие я когда-либо пробовал. В своё время случайно купленный на воскресном рынке в небольшом подмосковном посёлке военный шутер от Electronic Arts полностью перевернул моё представление, о том, какими могут быть сражения в виртуальных мирах. Мне даже в голову не приходило, что игры бывают столь грандиозными, что это будет не просто боевик на несколько вечеров, но развлечение на много месяцев и даже лет. В очень долго и бережно хранимой мной на компьютере Battlefield 1942 были карты всех ключевых сражений Второй мировой войны: не только Западного и Восточного, но даже ещё и Тихоокеанского фронта! Пять классов солдат с собственными арсеналами и задачами на поле боя. Понятные, универсальные и честные правила победы и поражения. Но самое главное – возможность прямо в процессе сражения прыгнуть за штурвал танка или самолёта, поуправлять джипом и боевым кораблём, провести дуэль в воздухе, разбомбить вражеский бункер, потопить авианосец, захватить город, и причём сделать всё это за одну жизнь, одним персонажем!
Впрочем, относительно умные боты-противники редко давали игроку возможность поуправлять всем на свете за одну жизнь. Но ничто не мешало после смерти возродиться, заново выбрать класс, добежать до стоянки техники и ещё раз задать врагу жару! Да и даже в качестве пехотинца играть в Battlefield 1942 было весело – несмотря на ограничение в 32 бойца с каждой стороной, сражения всегда ощущались невероятно эпичными, массовыми и захватывающими. Я никогда с тех пор не видел лучшей игры о Второй мировой и не видел лучшего многопользовательского военного шутера, хотя несколько раз пробовал как продолжения самой Battlefield, так и родственные или подражающие ей серии игр. Кстати, о некоторых сражениях и даже целых задействованных в войне регионах я впервые узнал именно из Battlefield 1942 – в учебниках истории их проигнорировали...
Это до сих пор потрясает, но в игре было всё, что показано в трейлере
«King’s Bounty. Легенда о рыцаре» пускай и не оказалась таким же приятным шоком, каким была Battlefield 1942, но всё равно остаётся великолепной и незаменимой: с каждым последующим продолжением качество исполнения игр снижалось, пока в конечном итоге издатель не занялся откровенной халтурой и тупым доением денег из бренда. «Легенда о рыцаре» же была создана студией Katauri, что обеспечило её таким же остроумием и интересным сценарием, как и в «Космических рейнджерах» – их предыдущей уникальной и шедевральной дилогии. Примешаем к этому классическую геймплейную формулу King's Bounty, частично пересекающуюся с механиками культовых Heroes of Might & Magic, добавим чрезвычайно сочную и красочную графику с собственным стилем и атмосферой – получается изумительная ролевая игра с увлекательными тактическими боями. Неудивительно, что «Легенда о рыцаре» вполне заслуженно ныне считается одной из лучших когда-либо разработанных в России игр.
В силу особенностей сеттинга и графического оформления «King’s Bounty. Легенда о рыцаре» почти не устарела – в неё можно без компромиссов и с удовольствием играть даже сейчас. Интересно, как много должно пройти лет, чтобы кто-нибудь сделал в этом жанре новый шедевр такого же уровня? Как бы то ни было, пока есть подобные «Легенде о рыцаре» игры, о будущем индустрии можно вообще не переживать – у нас и так есть чем занять себя.
Немного даже смешно, что официальное видео постарело куда сильнее самой игры