Думаю, многие слышали об искусстве взращивания миниатюрных деревьев — так называемом «бонсай». И пусть далеко не все знают тонкости получения маленьких деревьев и философию, стоящую за ними, для победы в настольной игре «Бонсай» они вам всё равно не понадобятся.
Как и положено игре о миниатюрных деревцах, её компоненты прячутся в довольно небольшой коробке, в которой притаились:
- Игровое поле.
- 156 жетонов бонсай.
- 47 карт дзена.
- 4 памятки.
- 4 начальных жетона сэйси.
- 4 жетона горшков.
- 15 жетонов целей.
- Блокнот для подсчёта очков.
Оформление у игры довольно симпатичное, особенно понравился внешний вид игрового поля и карт. Показалась интересной задумка, связанная с жетоном сэйси: по бокам от него очень органично выкладываются карты инструментов и роста, при этом остаётся видна вся необходимая информация. Разве что не совсем пришлись по душе жетоны бонсай — я бы предпочла другой стиль изображения текстур дерева, листвы и прочего. В жизни из них складывается не шибко красивое деревце, к сожалению. Но это уже личные предпочтения, поэтому продолжим. Все компоненты выполнены из плотного картона, с вырубкой проблем не возникло. После завершения партии всё добро без проблем вмещается обратно в коробку. Особых компонентов, которые были бы выполнены из дерева, пластика или акрила, в игре нет.
Полюбовались наполнением, и хватит: пора доставать картонные горшочки и начинать выращивать свои деревья! Благо, правила у игры простенькие и коротенькие, поэтому освоить их не составит труда. В свой ход участник может выбрать одно из двух действий: медитацию или уход. Выбрав медитацию, игрок берёт одну карту с игрового поля и не более двух жетонов. Строение игрового поля и связанные с ним механики понравились. Так, из общей колоды на поле во время подготовки к партии выкладываются карты дзена. Вы можете выбрать любую карту с игрового поля, но присутствует интересная тонкость — только часть ячеек предусматривает получение жетонов, которые так необходимы для выращивания бонсай. Самая крайняя ячейка слева предлагает игроку только карту, и именно на эту ячейку попадают все новые карты.
Другими словами, в свой ход вам придётся подумать, схватить ли вышедшую (и иногда столь полезную) карту сейчас и остаться без жетонов, или понадеяться, что её никто не тронет, и она в процессе хода других игроков сдвинется вправо на более «вкусные ячейки». Впрочем, всегда можно пойти на компромисс с самим собой, и взять пусть не идеальную, но отличную карту, и получить при этом ценные жетоны бонсай.
Карты дзена делятся на карты инструментов, роста, свитков, мастеров и помощников. Карты инструментов определяют, сколько вы можете иметь в своём личном запасе жетонов бонсай. Информация, указанная на картах роста, понадобится вам во время второго возможного действия — ухода, ведь они показывают, сколько и какие именно типы жетонов бонсай вы сможете разыграть в свой ход. Карты инструментов и роста выкладываются по бокам от жетона сэйси. В свою очередь, мастера дают вам жетоны бонсай, указанные на карте, в то время как помощники позволяют без действия ухода добавить к дереву указанные на карте жетоны бонсай. А вот карты свитков понадобятся вам, чтобы получить дополнительные очки за указанные на ней жетоны или карты.
Пора перейти ко второму действию, которое игрок может выбрать в свой ход — к уходу. Выбрав уход, вы можете добавить жетоны бонсай из личного запаса к своему дереву. При этом нужно учитывать правила размещения жетонов. Например, жетон ствола должен соприкасаться хотя бы 1 стороной с другим жетоном ствола, а жетон листка — хотя бы 1 стороной с жетоном ствола. Однако есть одно большое «но», которое мне лично показалось не лучшим игровым решением: без карт инструментов и роста вы можете хранить в личном запасе только пять жетонов бонсай, а разыграть во время ухода — только три. Причём три жетона не на своё усмотрение, а именно 1 жетон ствола, 1 жетон листка и 1 жетон на ваш выбор. То есть, вы не сможете разыграть один жетон ствола и два жетона фрукта, если не получили необходимые карты.
На бумаге эти правила выглядели недурно, но на практике без карт инструментов и роста выбор действия ухода кажется вынужденной мерой, так как личный запас быстро заполняется жетонами, а деревце растить надо. В итоге пропускаешь возможность забрать ценную карту и ресурсы в свой ход, так как лишние жетоны в любом случае придётся просто вернуть в общий запас. Кроме того, карт инструментов и роста в колоде мало, и когда они появляются на игровом поле, их мгновенно расхватывают. Если карты регулярно появляются не в ваш ход, то вам грозит до конца игры просидеть с базовыми ограничениями. Да, вы ещё можете победить, но выкладывать всего лишь три конкретных жетона во время ухода за деревом оказалось не особо увлекательным действием. Лично я не смогла избавиться от чувства, что правила слишком сильно ограничивают действия игрока, не давая насладиться процессом. Ещё сильнее оно закрепляется, когда в конце партии видишь результат в виде захудалого деревца, так как вырастить что-то приличное редко выходит. Было бы здорово, если бы карты инструментов и роста можно было получить каким-нибудь альтернативным способом.
Напоследок стоит упомянуть жетоны целей. Они бывают нескольких видов, и дают дополнительные очки за совершение определённых действий. Например, жетоны неформального прямого стиля поощрят вас, если в вашем дереве несколько жетонов листьев будут соединены друг с другом. При этом каждый стиль включает три жетона за достижение определённых порогов цели. Например, в случае с неформальным прямым стилем присутствует три жетона за соединение друг с другом 5, 7 и 9 жетонов листьев соответственно. Согласно правилам после совершения одного из двух основных действий (медитации или ухода) вы в конце своего хода должны проверить, не положен ли вам жетон цели. Если вы достигли одной из целей и вам положен жетон, то вы должны либо забрать его себе, либо отказаться, чтобы в дальнейшем получить более «дорогой» жетон этого стиля. Возвращаясь к нашим листьям: если вы последовательно добавили к дереву пять жетонов листвы, то вы должны либо взять самый «дешёвый» по очкам жетон цели неформального прямого стиля, либо отказаться от него и попытаться быстрее оппонентов достичь следующей цели в семь листьев и получить более «дорогой» жетон цели.
На мой взгляд, жетоны цели и связанные с ними механики очень плохо реализованы в рамках данной настольной игры. В начале партии вы не можете достичь какой-либо цели, так как они довольно долгосрочные либо ситуационные. Но после первых ходов про них частенько забываешь. Если же согласно правилам в конце каждого хода постоянно проверять, была ли достигнута одна из целей, а потом ещё ждать решения игрока, хочет ли он забрать текущий жетон или попытаться достичь следующей награды, то проседает и без того неспешная динамика игры. Я бы предпочла, например, увидеть систему целей из настольной игры «Токайдо»: в ней игроки просто в самом конце партии проверяют, кто лучше всего справился с достижением указанных целей, и всем участникам начисляется разное количество очков в зависимости от их успехов. То есть, достаточно было бы в конце партии посмотреть, кто какое количество жетонов листьев добавил на дерево, и присвоить лидеру 12 очков, следующим за ним игрокам 9 очков и 6 очков соответственно, а последнему — 0 очков.
Игра завершается, когда подходит к концу колода карт дзена. Тогда все участники подсчитывают свои очки согласно правилам и определяют самого лучшего мастера бонсай. К балансу игрового процесса у меня тоже возник ряд вопросов. Например, все сыгранные партии с разным количеством человек выигрывал тот, кто взращивал большее количество фруктов. На мой взгляд, их не так уж сложно располагать на дереве, при этом они приносят очень большое количество очков. Если ещё удастся ухватить хорошие карты свитков и первым выполнить пару целей и получить за них жетоны, победа почти гарантирована. При этом оппоненты пытались целенаправленно достичь как можно большего числа целей и продумывали форму дерева (условие для некоторых целей), но уступали силе фруктов. Когда игроки пытаются продумать многое наперёд, а кто-то просто фрукты выращивает и побеждает хоть и с не самым большим, но отрывом, баланс не особо ощущается. Возможно, это просто мой опыт, и у других кампаний игроков подобная проблема не возникала.
Что касается количества участников, то оптимальными кажутся партии на трёх-четырёх игроков. При этом колода масштабируется в зависимости от количества участников, поэтому вы можете и вдвоём ухаживать за миниатюрными деревцами. Также разработчики подробно описали правила для одиночного режима. Я бы сказала, что в таком случае «Бонсай» напоминает медитативную головоломку, в которой вы пытаетесь достичь определённых целей, указанных в специальных сценариях.
«Бонсай», если честно, не оставил после себя ярких эмоций и впечатлений. Многие механики показались плохо реализованными на практике, в то время как сам игровой процесс — слегка неуклюжим и не приносящим должного удовольствия. При этом «Бонсай» вполне может прийтись по вкусу игрокам, которые любят медитативные настольные игры, небольшое количество взаимодействия (тут разве что отличную карту могут увести из-под носа), а также новичкам. Правила игры легко объяснить, к тому же они короткие, много времени на чтение не уйдёт. Кроме того, присутствует элемент интерактивности, который часто подкупает новичков — ведь на твоих глазах из пустого горшка вырастает целое деревце! Поэтому я бы посоветовала перед покупкой получше изучить игру, чтобы понять, понравится ли она конкретно вашей кампании.
Материал написан для stratege.ru, игра предоставлена на обзор издательством Hobby World.