Drova - Forsaken Kin — это увлекательный проект, созданный студией Just2D и изданный компанией Deck13. Игра представляет собой пиксельную action-RPG, вдохновлённую классическими компьютерными ролёвками и кельтской мифологией.
Когда запускаешь игру с названием «Дрова», ожидаешь, что она сделана где-то на просторах бывшего СССР, но нет, Just2D — скромная немецкая студия. Поскольку команда небольшая, локализация ограничена тремя языками: английским, немецким и французским. Озвучки нет ни на одном языке, так же как и перевода на русский, что для проекта в этом жанре является большой проблемой. На PC существует фанатская локализация, но на консолях по понятным причинам её использовать не получится. Здесь много текста, и если вы не владеете одним из вышеперечисленных языков, играть будет сложно.
Сюжет повествует о молодом «викинге», который оказывается в мире легенд — Дрова. На деле выясняется, что это не что иное, как своеобразная тюрьма, куда легко попасть, но невозможно выбраться. На прохождение уйдёт около 40-50 часов, при этом есть несколько взаимоисключающих ветвлений сюжета и два варианта концовки. Правда, отличаются они минимально, фактически двумя дополнительными строками диалогов. Наподобие того, как это было реализовано в серии Fallout. Я люблю ругать игры за их «повесточку». В случае с Drova мне её критиковать не за что, хотя игра и выступает за равноправие. Соотношение женщин и мужчин здесь почти одинаковое, и представители сильного и слабого пола работают наравне. Но на этом моменте не делается какого-то уклона в диалогах и сюжете, так что воспринимается всё гармонично.
Однако не история является главной изюминкой этой игры. Основная её прелесть заключается в игровом процессе и механиках, которые вдохновлены лучшими классическими проектами. По духу Drova напоминает первые части легендарной «Готики», «Князей», Morrowind и другие CRPG конца 90-х — начала 2000-х. Нарисованная карта лишена меток, и квесты также не обозначены: «Топор потерял где-то по дороге сюда из лагеря лесорубов, иди ищи следы». Игрокам, которые привыкли, что их всегда водят за ручку, будет тяжко, а вот любителей до всего доходить своим умом такой подход порадует.
Открывать новые навыки и характеристики персонажа можно, тратя очки обучения у учителей. Они начисляются за достижение новых уровней и исследование мира. Здесь нет функции быстрого перемещения через телепортацию, поэтому изучать местность придётся на своих двоих. Однако мир не такой уж и большой, чтобы это было проблемой. Да и само исследование доставляет массу удовольствия. В игре полно второстепенных заданий, и каждое из них позволено выполнить несколькими способами. Например, в шахтах вы вольны заплатить местным гопникам за защиту или дать им отпор. В другом задании, если у вас хватит сил, то можно силой вернуть редкую траву, которую ранее сдали по сюжету. К сожалению, ближе к концу игры количество второстепенных заданий уменьшается, и вам остаётся только зачищать мир ради опыта, лута и выполнения основных сюжетных квестов. Это особенно заметно в третьем акте, когда на каждую локацию остаётся дай бог одно задание. Практически все персонажи в игре имеют свой распорядок дня: днём они работают, ночью спят, а по вечерам проводят время в барах.
Боевая система весьма увлекательна и отчасти напоминает классические ролевые игры, хотя её стиль ближе к серии Souls. В игре представлено четыре вида оружия ближнего боя, каждое из которых обладает уникальными особенностями, и два вида — для дальнего боя. Весь арсенал ведёт себя по-разному, но, на мой взгляд, всё стрелковое вооружение не имеет практического применения и может использоваться лишь для нанесения дополнительного урона в начале битвы, но не в качестве основного.
Сражения здесь происходят в реальном времени. У вас есть возможность уклоняться от атак, блокировать их, проводить комбинации, продолжая наступление в момент завершения предыдущего удара, и применять разнообразные приёмы. Как в играх жанра Souls, здесь присутствует стамина — энергия, которая расходуется на уклонения и особые атаки. Враги же теряют её, когда вы наносите им урон. Если противник израсходовал всю полоску, он будет оглушён на несколько секунд.
По мере прохождения открывается доступ к магии. Она основана на той же механике, что и приёмы. За атаки по врагу получаете очки фокуса, которые можно потратить в бою. Чем сильнее способность, тем больше нужно накопить. В отличие от многих современных игр, здесь хорошо чувствуются прогрессия и развитие героя. Каждая локация создана для персонажа определённого уровня. В начале игры вы будете избегать сражений с гигантскими комарами, стараясь натравить их на охранников лагеря, чтобы забить толпой. А победить медведя сможете только с помощью редких магических свитков и ловушек. Но ближе к концу, когда прокачаете характеристики, обзаведётесь нормальной бронёй и оружием, косолапый уже будет не страшнее тех самых кровососов.
Однако даже максимально экипированному игроку могут доставить проблемы некоторые монстры. Например, подземные черви способны легко «сожрать» даже подготовленного персонажа. И, что самое неприятное, на них нельзя «навесить» негативные эффекты. Даже призраков и скелетов можно заставить истекать кровью, но не этих милых зверушек!
В целом боевая система неплохая, но очень сильно страдает от топорной реализации анимаций. Это единственная часть игры, к которой у меня есть серьёзные претензии. Анимации сделаны очень плохо, им не хватает плавности и проработанности. Во время движения это просто выглядит ужасно, но в сражениях приводит к ощутимым проблемам. Вы зачастую не будете понимать, когда враг атакует или на каком расстоянии вас заденет. То же верно и в обратную сторону – вы не всегда можете понять, куда достанет ваша атака. Вторая проблема, которая сильно раздражает, особенно на PS5, — постоянные зависания игры во время автосохранений. Они происходят через интервалы, которые вы указываете в настройках, а также на важных моментах. Иногда эти самые сохранения случаются по несколько раз за десяток секунд, что вызывает очень неприятные ощущения.
В остальном Drova играется и выглядит отлично. Выполненная в пиксельном стиле изометрическая графика радует глаз, за исключением анимаций. В игре реализована смена дня и ночи, а также есть различные погодные условия, включая туман, в котором скрываются достаточно мерзостные монстры – туманники. Музыка отлично дополняет атмосферу, создавая ощущение полного погружения в игровой мир. Но самое главное, что, несмотря на обилие заданий и возможностей для прохождения, критических ошибок почти не встречается.
Платина/1000G здесь достаточно простые, но долгие. Вам придётся пройти игру минимум два раза, ну или полтора, если перед выбором фракции сделаете сохранение. Есть несколько трофеев/достижений, которые легко пропустить. Но в целом ничего сложного, особенно если будете ориентироваться по гидам и путеводителям.
95Drova - Forsaken Kin — это превосходная игра для тех, кто соскучился по классическим проектам конца прошлого века. Здесь вы найдёте множество увлекательных диалогов, захватывающих локаций и секретов, которые стоит отыскать. Вас ждут разнообразные враги и обилие способов их победить. Эту игру можно смело рекомендовать к покупке, если не смущает отсутствие русской локализации и поводка, за который авторы вас не будут водить от задания к заданию. Тут придётся работать головой, ну или искать подсказки на просторах интернета.
Обзор написан для stratege.ru по цифровой версии игры для PS5, предоставленной редакции издателем.