Как часто вы слышите про плагиат в играх? Лично я – всего раз или два в год, причём до судебных разбирательств эти истории добираются лишь в исключительных случаях. Вот и к стратегии Monarchy претензий тоже ни у кого нет, хотя её в каждой первой рецензии сравнивают с вышедшей ранее серией Kingdom. У них полно почти идентичных элементов геймплея, а также немало общего в сеттингах. Впрочем, отличия тоже есть – Monarchy радует весьма красивой и удачно стилизованной двухмерной графикой, совсем непохожей на специфический пиксельный облик Kingdom. Внешность – одно из важнейших достоинств новинки и основная причина, почему я вообще ей заинтересовался. И именно приятная графика помогла мне не бросить Monarchy в первый же час. Ну а затем игра всё-таки затянула геймплеем.
Monarchy – хоть и стратегия в режиме реального времени, но нестандартная. Во-первых, это сайд-скроллер, так что мы наблюдаем за происходящим строго сбоку, а персонажи перемещаются только влево и вправо. Во-вторых, тут есть элементы непрямого контроля, словно в Majesty и Pikmin, хотя и в совсем малом количестве. В-третьих, Monarchy чуть похожа на игры жанра tower-defense – враги испытывают качество вашей обороны лишь по ночам.
Monarchy очень проста по своей сути, так что уже через 3-5 часов вы изучите каждую её механику, а ещё через столько же можете вообще получить «платину», попутно увидев 100% контента. Однако освоить геймплей может быть тяжело, поскольку авторы мало что объясняют – краткое обучение реализовано через картинки-подсказки, игнорирует половину важных аспектов стратегии и даже способно ввести в заблуждение. Для завершения же вводной миссии нужно набрать гору золота и принести его к контрольной точке.
Примерно это же я попробовал сделать в полноценном сценарии «Земля разбойников» – десяток раз потерпел поражение, а затем обустроил базу, накопил ресурсы и донёс деньги к огромному монументу. Но мне за них только продали апгрейд для лесорубов! Причём я бежал к монументу целый день, так что обратно уже не успел – вылезшие враги мгновенно убили героя-короля, лишённого какой-либо брони, ведь ей тут являются запасы монет. Пришлось опять начинать заново. Лишь позже я методом тыка выяснил, что в «Земле разбойников» нужно истребить всех врагов, попутно открыв доступ к редким ресурсам и механику найма войск для атаки. В обучении на подобное не было даже намёка – там упоминалось лишь золото и неуклюжие охотники, пригодные для обороны, но отказывающиеся идти в поход.
Методы тыка – вообще самый полезный инструмент в Monarchy. Почему эти деревья можно рубить, а остальные нет? Да чёрт его знает! А что за флажки на земле? Сам выясняй! Ого, я случайно усвоил, что башню нельзя возводить близко к другим строениям! А словами сказать об этом было нельзя?! С чего вдруг вот этим бомжам из палатки в лесу можно дать золото и сделать их подданными, а следующей группе нельзя? Я опять промахнулся на пару пикселей? Или удерживал кнопку на долю секунды меньше, чем нужно? Ладно, тут разобрались, но почему вон ту монетку нищий не взял? Куда она делась? Её подобрал мой же охотник и всучил мне? Но нафига?! Почему в Monarchy всё так коряво?! Что за зачёркнутые ячейки ресурсов, мешающие проапгрейдить базу? Ах, надо было сперва построить полный набор прочих строений! Но и теперь апгрейд недоступен! Надо идти на самый край карты и менять золото на жетоны волшебного дерева? Вот бы картинкой хоть кто намекнул! Да чтоб вас всех! Задолбали!
Впрочем, спустя час-полтора, если вы не удалите Monarchy раньше, все элементы и механики станут понятными. Сперва вы в компании лучника/охотника находите место для королевской палатки, затем к вам приезжает строитель/лесоруб, и начинается создание лагеря, который позже превратится в крепость. Втыкаете в землю колышки на месте будущих построек, прикрепляете к ним монетки аванса и ждёте, пока заказы не выполнят. Так у вас появляются заведения, в которых можно мгновенно покупать луки и топоры/молоты, чтобы у подданных была экипировка. Вот только чем за всё это платить?
В начале партии способов получить деньги немного: копеечки от рубки деревьев, охотничьи вылазки да приезды купца. Причём лесорубы бесплатно всё равно не работают, так что без апгрейдов доход от них нулевой, а то и вообще отрицательный! Охота – занятие весьма прибыльное, но самостоятельно добывать много золота лучники начинают лишь под конец партии, а до того их нужно отводить к дичи чуть ли не за ручку! Спасибо хоть, что купец прибывает каждое утро и привозит стопку монет или подданного, в зависимости от сделанного вами заказа – поначалу без его помощи в Monarchy просто не выжить!
Но даже золото не поможет, экипировка останется невостребованной и защитная башня будет пустой, если у короля дефицит подданных! Приходится искать потенциальных сограждан по лесам. Баланс между притоком денег и жителей – важнейшая составляющая Monarchy. Если нечем платить (в том числе и купцу), то бесполезные оборванцы вас не спасут. Но когда у короля горы золота, однако некому вручить лук, то ночью в лагерь прорвутся враги и вынудят начинать партию заново. Способов проиграть много! Со временем в лагере можно создать и стабильно приносящую деньги тыквенную ферму, и порождающие оборванцев (платите, чтобы сделать их подданными) жилища. Но до тех пор вам предстоит ходить словно по лезвию ножа и даже скакать на ночь глядя по лесными дебрям в отчаянной надежде отыскать там спасительную палатку с бездомными или забытый сундук.
И не забывайте про оборону, которая в Monarchy связана напрямую с экспансией. Тут можно строить (и улучшать) стены и орудийные башни. Но есть нюансы. Во-первых, возводить что-либо дают только в границах королевства, которое и расширяется именно с помощью башен. Во-вторых, число построек ограничено. То есть башни выгодно ставить как можно реже и дальше, чтобы поскорее захватить шахту с золотом или хотя бы равнину с оленями. Да и под гражданские строения пространства тоже порой не хватает. Но чересчур рано распылять свои силы бывает опасно – работники могут банально не успеть добежать до далёких локаций, и вы останетесь на ночь без запланированного слоя защиты! И это в условиях, когда сила врагов непрестанно растёт! Как уже было сказано, Monarchy – это игра про баланс.
Помимо палаток, сундуков, шахт и пещер за пределами лагеря можно найти уже упомянутое ранее волшебное дерево, нужное для построения деревянного замка, а также рудник с небольшим запасом камня, позволяющий этот самый замок усовершенствовать. С какой стороны от стартовой точки всё это искать – узнаете сами, совершив несколько дерзких вылазок. Заодно, может быть, отыщете стойло с более быстрым (и чрезвычайно полезным) конём, торговца, готового продать королю пачку ловушек, или алтарь для особого апгрейда подданных. В общем, без разведки в Monarchy никуда – иногда наступают критические моменты, когда на ошибки нет времени и нужно срочно притащить деньги или солдат в конкретную точку.
Кроме уже упомянутой «Земли разбойников» в Monarchy есть также казуальное «Убежище», в котором вашему королю никто не угрожает, и ещё два посвящённых сражениям и выживанию уровня. «Зимний рыцарь» привлекает своими заснеженными декорациями, а также уникальным бестиарием, в то время как в сценарии «Осада» усилен акцент на построении грамотной обороны. Это достаточно неожиданно, но в Monarchy предусмотрен и кооперативный режим с разделением экрана по горизонтали – не то чтобы очень удобный, но всё же вполне исправный и даже способный сделать прохождение более лёгким. Контента немного, но его больше тут и не нужно, наверно – это не настолько глубокая и богатая на идеи игра, чтобы проводить в ней десятки часов.
70Monarchy – это хорошая игра на уикенд. Её можно начать проходить в пятницу или субботу и завершить ещё до понедельника, получив удовольствие как от процесса, так и от чувства выполненного дела. Кажущийся поначалу невнятным геймплей со временем раскрывается и не на шутку увлекает, тем более что визуальный ряд у необычной стратегии очень приятный. Каких-либо ярких воспоминаний после себя Monarchy вам не оставит, наверное, но не все игры должны быть шедеврами.
Обзор написан для Stratege.ru по цифровой версии игры для PC. Все снимки экрана, использованные в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.