Всегда радует, когда разработчики пытаются придумать новые идеи, а не просто копируют с достоинством культовые игры. Казалось, что после песочницы Squirrel with a Gun про агрессивную белку с «пушкой» следующий «симулятор жизни братьев наших меньших» придётся ждать не один год (всё-таки подобные проекты выходят не так часто). Однако спустя всего три недели после релиза «белки» французский разработчик, базирующийся в живописной столице на юго-западном побережье, выпускает Empire of the Ants, сочетающую в себе элементы стратегии, тактики и путешествий. В отличие от сюрреалистичных приключений шандарахнутой белки, «Империя муравьёв» гораздо более реалистична и от графики, выполненной на движке Unreal Engine 5, зачастую возникает желание просто любоваться окружающим миром под релаксирующие звуки леса и пение пташек. Однако насколько интересным получился геймплей? Сможет ли Empire of the Ants войти в личный топ симуляторов жизни или занять место среди полюбившихся стратегий? Увы, ответы на эти вопросы будут нелестными.
С первого взгляда Empire of the Ants выглядит как настоящее произведение искусства: фотореалистичная графика, невероятно детальные жучки-паучки, слизни, улитки, бабочки, божьи коровки, богомолы и прочие представители дикой фауны. В общем, Николай Николаевич одобряет. Однако основная кампания ужасно скучна, и восторг от визуальной составляющей улетучивается уже на третьем часу игры, а геймплей превращается в настоящую муку. Сюжет сводится к путешествиям между несколькими муравейниками. Главному герою по имени №103683 предстоит выполнять однотипные задания своих собратьев, управляя легионами букашек или занимаясь поиском тли, еды и прочих припасов, без которых муравейник, разумеется, зачахнет.
Миссии делятся на несколько категорий: исследование, тактика и стратегия. Самая унылая часть игры – сражения с ужасно сбалансированными ИИ-врагами. На боевых картах муравьишке №103683 предстоит управлять группами насекомых дальнего и ближнего боя с целью захватить гнёзда противника. Некоторые миссии безобразно лёгкие, в то время как остальные отвратительно сложные и «душные». В последних весь геймплей сводится к методичным захвату, прокачке и защите гнёзд. Нужно одновременно отбиваться от врагов, которые прут со всех сторон и, если в определённый момент пропустить «вспышку слева», враг за считанные минуты захватит базу, и придётся начинать весь уровень сначала. Учитывая, что некоторые карты длятся около часа, нежелание разработчика добавить возможность сохраниться перед наиболее ответственными этапами сражений выглядит как издевательство. Часть заданий можно пробежать, сметая всех и вся на своём пути, не встречая совершенно никакого сопротивления, а в других случаях противник чудесным образом успевает прокачать свои войска до третьего уровня, безбожно круша отряды муравьишки №103683, едва успевших доползти до второго. Управление легионами и строениями также оставляет желать лучшего: придётся постоянно гонять как угорелому между муравейниками, параллельно следя за картой и отдавая приказы своим войскам. Одновременно можно выбрать или все войска сразу, или каждый отряд отдельно, перелистывая список «лепестками» контроллера. Легионы нельзя объединять в группы, а также нет возможности выбрать только стрелков или только пехоту, из-за чего приходится листать список тудым-сюдым, судорожно гоняя букашек по карте. Помимо всего прочего, отряды, которые вступили в бой, перестают слушаться приказов, что сводит большинство тактических усилий на нет. Зачастую именно управление оказывается одним из самых страшных врагов на пути к победе.
Некоторые приключенческие миссии вызывают восторг, а другие – желание удалить игру вместе с сохранениями и скриншотами. «Хорошие» уровни отлично передают все тяготы и опасности жизни муравья: например, №103683 нужно пробраться через затопленную местность, цепляясь за травинки и цветочки, прыгая с коряги на корягу, с веточки на веточку. Передвигаться по окружающему миру действительно интересно: можно гонять по потолкам вниз головой, изучать артефакты вроде пластиковых бутылок, автомобильных колёс и футбольных мячей, затерявшихся в траве. Возможность посмотреть на природу глазами муравья реализована шикарно.
Диалоги с собратьями-насекомыми скучные и никак не раскрывают лор окружающего мира. В общем-то логично, ведь что интересного может поведать муравей №65 345 муравью №103 683?
![]()
![]()
«Душные» уровни сводятся к заданиям типа «найти иголку в стоге сена». Например, муравьишку отправляют на огромную карту с целью обнаружить десяток потерявшихся отрядов тли. Учитывая фотореалистичную графику, отсутствие навигации и невероятное количество деталей окружающего мира, поиск зелёной мелкоты – то ещё удовольствие. Не успели уложиться за 15 минут? Начинайте сначала. Иногда придётся ловить бабочек и светлячков, однако это вызывает интерес лишь первые десять минут, после чего весь процесс сводится к ожиданию в конкретной точке, пока насекомые повторяют строго записанные траектории передвижений. Остаётся лишь вовремя прыгнуть на добычу.
Yes, this is a game for ants! / Да, это игра для муравьев!
Получение платины в Empire of the Ants – невероятно нудное занятие. 12 часов, которые потребуются на прохождение скучной сюжетной кампании, придётся умножить на четыре. В «Империи муравьёв» очень много ситуационных трофеев вроде «Разрушьте свою оборону в первые 3 минуты и победите в задании «Нападение на город», не восстановив её» или «Одержите победу в задании «Перед бурей», уничтожив обоих противников с разницей менее 4 минуты», с которыми предстоит знатно повозиться. Если бы разработчики добавили возможность сохраняться во время миссий, играть и выбивать призы в Empire of the Ants было бы гораздо веселее и проще, однако без промежуточных сейвов «тошнить» на плашку придётся долго и нудно. Сложность – около 5 улиток из 10. Время: 40-45 часов.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
55Empire of the Ants завораживает фотореалистичной графикой и шикарной озвучкой, в то время как геймплей оставляет желать лучшего. «Империя муравьёв» – тот редкий случай, когда большинство игровых механик получились нудными и невероятно скучными. Ложкой мёда в бочке дёгтя могут стать приключенческие миссии, которые отлично передают все тяготы жизни насекомых, однако стратегическая часть слишком сильно тянет проект на дно. Красивая картинка с огромным трудом отвлекает внимание от неудобного управления, скудного набора тактических возможностей и неинтересного сюжета. Empire of the Ants скорее напоминает симпатичную интерактивную заставку для рабочего стола, нежели стратегию в режиме реального времени.
Обзор написан по цифровой версии игры для PS5, предоставленной редакции сообществом СОМ. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.