Заранее договоримся, что в рамках обзора я не буду оценивать качество оригинальных приключений Лары Крофт. Вместо этого предлагаю сосредоточиться на тех изменениях, которые принесло переиздание. С такими вводными хочется сразу же похвалить разработчиков — то, что они скромно именуют ремастером, другие не стесняются выдавать за ремейк. Ведь изменений достаточно много, и все они служат одной цели — адаптировать старые игры, чтобы ими можно было насладиться в 2025 году, не испытывая при этом боль в известном месте.
The Last Revelation и Chronicles, как проекты эпохи PlayStation 1, получили самые очевидные изменения. Естественно, как и в случае с первым сборником, существенно переработана графика: текстуры стали более детализированные и чёткие, а количество полигонов в моделях персонажей кратно увеличилось. Обновлённое освещение тоже выглядит очень красиво, хотя вновь периодически делает окружение слишком тёмным, отчего приходится куда чаще применять фальшфейеры. Приятно, что одной кнопкой можно переключать стиль отображения даже во время катсцен и восхищаться работой разработчиков. Кстати, для любителей ретро-стилистики в настройках присутствует опция сохранения плавной частоты кадров даже при игре с картинкой из 90-х.
Как и год назад, самое противоречивое изменение касается управления. Оригинальная серия Tomb Raider была спроектирована под “танковую” раскладку и новый, “современный” режим немного ломает темп игр. Больше не нужно исполнять традиционный ритуал, когда перед дальним прыжком приходилось сначала подводить Лару к краю платформы, выполнять прыжок назад потому, что ровно такое расстояние использовалось для разбега, и только после этого совершать приём. Нет, теперь подобная процедура происходит намного быстрее, плавнее и естественнее.
Более того, в ремастер добавили “горячие комбинации”: одновременное нажатие тачпада и соответствующей кнопки позволяет, например, выполнить быстрое сохранение, поменять оружие или зажечь фальшфейер. Удобно? Безусловно! Теперь не нужно прокручивать меню, чтобы просто создать контрольную точку перед акробатическим эпизодом. Также у меня сложилось субъективное мнение, что в новом сборнике и поведение камеры привели в порядок: она стала куда реже застревать в текстурах, пролетать за стену и заниматься прочим непотребством.
Однако практически на каждый плюс приходится и совсем немалых размеров минус. Если во время обычного передвижения камера ведёт себя более чем адекватно, то при выполнении виса на руках она берёт какой-то очень странный ракурс, отчего увидеть что-то впереди практически невозможно. Любовь разработчиков оригинала менять положение камеры на более кинематографичное, зафиксированное в определённой точке, также сыграло злую шутку. В эти моменты игра, как правило, путает направление и стороны света, и маневрировать персонажем становится практически невозможно. Подобное можно пережить, когда необходимо банально пройти из точки А в точку Б. А если нужно пробежать путь на время или по какой-нибудь хитрой траектории?
Другая проблема, связанная с современной схемой управления, ещё более критична. Достаточно часто, особенно в Tomb Raider IV, есть необходимость повиснуть на уступе, выползая из узкого лаза. Для выполнения этого манёвра нужно повернуть Лару филейной частью к обрыву и, удерживая кнопку движения назад, нажать “действие”. Однако с обновлённой раскладкой героиня умеет двигаться только вперёд лицом. Таким образом, каждый раз, когда приходилось выполнить вышеописанное действие, я переключался на классическое, “танковое” управление.
Не отрицаю, что я просто не до конца разобрался, и при помощи какой-то хитрой комбинации провернуть такой трюк всё-таки можно было. Однако из положения стоя перейти в требуемый хват у меня регулярно получалось, хотя это особо и не нужно: мисс Крофт автоматически цепляется руками, если бежать к обрыву с зажатой кнопкой “действие”. По сути, помог только тот факт, что я банально помнил, что такое движение вообще есть и как-то его можно выполнить. Похожая ситуация и с применением оптического прицела у оружия. В играх достаточно много головоломок, где необходимо попасть в какой-то конкретный объект — урну, мишень или дужку навесного замка. Так вот, поместив обвес на оружие, игрок столкнётся с новой задачей: как перейти в прицельный режим стрельбы? Звучит смешно, но нажатие всех доступных кнопок на геймпаде ни к чему не приведёт. В настройках управления также не указана заветная комбинация. Решение — при взведённом оружии необходимо на пару секунд зажать правый стик, кнопку
. Можно ли до этого догадаться самостоятельно? Да, у меня получилось. Очевиден ли подобное действие? Не сказал бы.
В мелкие изъянам запишем неадаптированность внутриигровых подсказок к обновлённому управлению. В Last Revelation лекции Вернона можно смело пропускать, так как его советы, фактически, не актуальны. Кстати, стоит упомянуть полную локализацию на великий и могучий всего сборника, что не может не радовать. Местами ещё и перерисовали некоторые текстуры: наличием кириллицы на плакатах в стенах русской подводной лодке никого не удивить, но вот определённые фамилии явно появились там во время работы над ремастером.
Angel of Darkness как была белой вороной серии Tomb Raider, так и осталась ею в рамках сборника. Переиздание кардинально не преображает картинку, да и общую неторопливость игры (особенно в начале) новое управление никак не меняет: движения Лары по прежнему весьма неспешные и инерционные, хотя и выглядят намного плавнее и элегантнее. Не думаю, что те игроки, которые бросили прохождение в далёком 2003 году, попробовав обновлённую версию, вскинут руки к солнцу и закричат “Ну наконец-то! Теперь в это можно играть!”
Моя удача в моих руках!
Как и в случае с первым сборником, версии для PlayStation 4 могут похвастаться отдельными списками трофеев для каждой игры, увенчанные индивидуальными платинами. Для PlayStation 5 кубок предусмотрен только у Tomb Raider IV, а две другие части выполнены в виде DLC. Немного обидно, особенно учитывая общую сложность: огромное количество ситуационных наград и прохождение с различными “модификаторами”, например, отыскать все секреты, подобрать все предметы или завершить режима “Новая игра+”. Хорошо, что хоть аптечками не запретили пользоваться.
К этому абзацу у читателя может сложиться мнение, что весь обзор сконцентрирован исключительно на негативных качествах переиздания. На самом деле я намеренно постарался весьма подробно описать разочаровывающие моменты. Во-первых, дабы предостеречь игроков, которые ждут, возможно, безупречного опыта от знакомства с классикой. Во-вторых, во мне теплится надежда, что этот текст прочитают причастные к разработке люди и исправят проблемы в ближайших патчах, так как ничего критичного, требующего фундаментальной переработки, в переиздании нет.
Не думаю, что ремастеры таких объективно старых игр выпускают для привлечения новой аудитории, нет. Tomb Raider IV—VI Remastered, равно как и предыдущий сборник — настоящий подарок для ностальгирующих фанатов Лары Крофт, которые хотят вернуться к знакомым приключениям, но не готовы мириться с архаичными механиками. Другая потенциальная целевая аудитория — энтузиасты, желающие познакомиться с легендами прошлого. Другими словами, те, кто изначально понимает, что придётся идти на определённые компромиссы. И в этом разрезе становится как-то стыдно всерьёз воспринимать описанные выше “особенности”. Разработчики проделали огромную работу и постарались адаптировать неповторимую классику под современные стандарты.
|
Сборник Tomb Raider IV—VI Remastered — достойная работа по адаптации классики. Без шероховатостей не обошлось, но стоит держать в уме, что оригинальные игры выходили более 25 лет назад. И это не традиционный “ленивый” сборник, типа Castlevania Advanced Collection или Grand Theft Auto: The Trilogy. Новая графика, без преувеличения, радует глаз, а современное управление позволяет выполнять любые кульбиты, не ломая пальцы и не вымеряя каждый шаг. |
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 5, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.