
А что будет, если взять и объединить пару культовых серий, совершенно разных по жанру, но схожих по уровню своей легендарности? Очевидно, получится нечто крайне интересное. Возможно, именно такие мысли посещали команду разработчиков Questline, и, недолго думая, они скрестили серию The Elder Scrolls с Dark Souls, взяв понемногу от каждой франшизы и приправив всё это добро своим авторским видением фэнтезийной вселенной мрачного Авалона, пережившего падение Короля Артура и погрузившегося в мрачные, смутные и невероятно жестокие времена.
Несмотря на то, что Tainted Grail: The Fall of Avalon находилась в раннем доступе почти два года, старт на PlayStation 5 едва ли можно назвать беспроблемным. Хотя во время условного тестирования студия выпустила множество обновлений, учитывая отзывы геймеров, игра страдала от проседающих FPS, сломанных скриптов и прочих недоработок, присущих множеству проектов от не самых именитых студий. Учитывая размах фэнтезийного мира Tainted Grail, разработчикам можно многое простить, однако даже после выхода вереницы крупных патчей весом более 2 ГБ каждый, играть по-прежнему было не очень комфортно. По несколько вылетов за вечер с критической ошибкой обязательно случалось, что портило впечатление и мешало полному погружению в удивительный мир тёмной сказки.
Почему обзор начинается с подробного описания технического состояния игры, спросите вы? Да потому, что в остальном Tainted Grail: The Fall of Avalon практически идеальна. Итак, поехали!
События игры разворачиваются в мрачном фэнтезийном мире, вдохновлённом кельтской мифологией и легендами о Короле Артуре. В безрадостном, искажённом Авалоне, игрок берёт на себя роль изгнанника, возвращающегося на родной остров, охваченный древней тьмой. Загадочная марь поглощает всё живое, превращая местных обитателей в ужасающих созданий. Авалон, некогда цветущая земля, погружается в хаос из-за таинственного проклятия — «Порчи» (Taint). Игрокам предстоит исследовать увядающие земли открытого мира на трёх масштабных картах, раскрывать древние секреты, общаться с чудом уцелевшим местным населением и принимать сложные моральные решения.
Сразу хочется отметить, что квестовые ветки в Tainted Grail просто великолепны. Невероятное количество диалогов и побочных заданий не перестаёт удивлять на протяжении нескольких десятков часов. Внимание к деталям и взаимосвязям между десятками персонажей умирающего Авалона заслуживает отдельной похвалы. Мир игры ощущается по-настоящему живым. Пьяница с трагической историей, который поделится своими тайнами, лишь выкушав с десяток бутылок вина, браги и всего, что горит. Сложные семейные отношения, когда муж сбегает от жены, притворившись мёртвым. Интриги внутри кланов. И даже местная эротическая серия любовных романов, которая не даёт покоя местным фанатикам… Список социальных взаимосвязей второстепенных персонажей и деталей лора игры можно продолжать бесконечно.

Боевая система в чём-то напоминает TES: Oblivion, однако механики Tainted Grail выглядят более современными и глубокими. Увороты, блоки, стандартная шкала здоровья, выносливости и маны никуда не делись, поэтому как поклонники The Elder Scrolls, так и фанаты Dark Souls будут чувствовать себя как рыба в воде. Есть у Tainted Grail и свои находки: у каждого заклинания есть два эффекта — лёгкий и усиленный. Первый активируется коротким нажатием кнопки, второй — удержанием. Например, заклинание «Кровопускание» выпускает снаряд, наносящий урон с эффектом кровотечения, но если удерживать кнопку, оно начинает высасывать здоровье врага и лечить главного героя. От возможностей комбинирования оружия ближнего и дальнего боя с магическими скиллами первое время голова идёт кругом. К примеру, можно призвать до шести саммонов, которые будут атаковать или отвлекать внимание врага, одновременно с этим, используя остатки магии, запустить в противника пару файерболов, после чего нажатием одной кнопки переключиться на двуручный молот и с криком «Кавабанга!» ринуться в драку. Система предусматривает до пяти быстрых слотов под различные сеты вооружения, что станет настоящей находкой для любителей многогранной «боёвки». Однако по мере прокачки, скорее всего, каждый подберёт для себя пару-тройку полюбившихся тактик боя, и вариативность постепенно сойдёт на нет. Прокачка выстроена таким образом, что уже на первой карте можно развить одно из основных боевых умений до максимума. Если хочется и дальше повышать уровень, придётся, к примеру, из мага переквалифицироваться в фехтовальщика двумя клинками. Но, во-первых, это совершенно не обязательно, а во-вторых, возможность комбинирования полностью прокаченной ветки с новой специализацией никто не запрещал.
Если к магическим скиллам вопросы почти отсутствуют, то с ближним боем всё не так радужно. Хитбоксы очень часто ощущаются сломанными. Оружие наносит урон только при прямом физическом контакте с противником, и зачастую удары пролетают мимо, даже если наносить их в упор. Помните махание кинжалом с нулевым уровнем скилла в оригинальной The Elder Scrolls III: Morrowind? Вот что-то в этом духе, только промахи случаются гораздо реже. Луки практически бесполезны, так как магия восстанавливается очень быстро, и куда проще метнуть пару убийственных молний, чем тыкать во врага деревянными стрелами или выцеливать хедшоты по движущимся целям.
Древо навыков в Tainted Grail очень раскидистое, и бóльшая часть скиллов действительно полезна, а не добавлена ради галочки, что часто встречается в подобных проектах. Прокачка в игре очень приятная, и любое действие — будь то обычный бег, прыжки, махание палкой, торговля или даже получение по щам — ведёт к повышению уровня. С помощью специального предмета очки навыков можно перераспределить в любой момент, благодаря чему есть возможность молниеносно из мага переобуться в любителя тяжеленного двуручного оружия.
Мир в Tainted Grail: The Fall of Avalon скорее мёртв, чем жив. Тут есть и легендарные ядовитые болота, и леса, и заснеженные пейзажи с уходящими в небо горами. Однако всё весьма грустно и пустынно. Карта не перегружена аванпостами, пещерами и прочими точками интереса, благодаря чему изучение просторов Авалона не надоедает и не превращается в рутинный «пылесосинг». Из минусов можно отметить повторяющихся врагов, встречающихся на карте — это будут либо волки, либо медведи, либо враждебно настроенные люди с разным уровнем оснащённости (от нищебродских крестьян с вилами до дезертиров армии Авалона с двуручными мечами и луками). Иногда попадаются главари бандитов, за которых предусмотрена специальная награда у охотников за головами. Для получения «золотых дублонов» в прямом смысле слова нужно оттяпать «тыкву» нехорошего человека и сдать её соответствующему NPC. Большинство пещер и развалин весьма компактны и пробегаются за каких-то пару-тройку минут, однако можно встретить секретные локации, способные затянуть на несколько часов. Каждое из таких мест обладает собственной историей и, пусть и небольшой, но крайне увлекательной сюжетной линией, в конце которой игрока ждёт щедрое вознаграждение в виде уникального набора доспехов или вооружения.
Бóльшая часть внутриигровых механик работает как надо, однако часть из них ощущается совершенно бесполезными и добавленными по причине «ну в других же играх это есть!». Взять, к примеру, стелс, реализованный очень плохо, или вскрытие замков, которое похоже на кусок кода, находящийся на стадии пре-альфа-тестирования. Почти любой сундук взламывается даже при нулевом уровне навыка вора. В Tainted Grail также можно готовить еду, ловить рыбу, варить зелья, рубить дрова… в общем, проще перечислить, чего нельзя делать в игре. Однако все эти развлечения очень быстро теряют свою актуальность. Почти в каждой бочке или сундуке, коих по миру разбросаны тысячи, можно встретить сотни бутылок с «напитками» и отдельными ингредиентами, что убивает саму идею их добычи и изготовления.
ИИ врагов зачастую оставляет желать лучшего. Противники прут напролом, охотно агрятся на саммонов, полностью игнорируя главного героя, да и в целом ведут себя как запрограммированные на слепую агрессию создания. Иногда враги не реагируют на атаки и просто смотрят в пустоту. Или, начав преследование, застревают в странных местах. Модели некоторых NPC выглядят так, будто они перенесены из эпохи PS3, что контрастирует с красивым открытым миром. Однако зачастую графика в целом смотрится сильно устаревшей и текстурам не хватает чёткости.
Музыкальное сопровождение в Tainted Grail потрясающее, и саундтрек хочется добавить в свой плейлист покрытого пылью Winamp’а. Руки-ноги при прослушивании некоторых треков словно сами собой начинают подёргиваться в такт музыки.
The Fall of Avalon / Падение Авалона
Разработчики очень постарались в плане трофеев и напихали в игру аж 61 приз. Для получения платины придётся завершить множество побочных квестов, выбрав соответствующие варианты диалогов. Иногда второстепенные сюжетки тянутся через все три карты, и если ненароком прибить важного NPC или ляпнуть чего-то лишнего в ходе беседы, трофей можно запороть. Поэтому крайне важно почаще делать ручные сохранения, чтобы потом было проще вернуться и сделать правильный выбор. Разнообразию ситуационных трофеев может позавидовать даже самый изощрённый ум. Прибить медведя голыми кулаками? Превратить в сыр человека, который научил вас заклинанию превращения в сыр? Победить 10 волков, используя призванных волков? Убить одного из боссов удочкой? Поговорить с Карадоком после убийства Карадока, надев доспехи Карадока? Всё это предстоит сделать, если вы хотите выбить из Tainted Grail 100%. Самый лёгкий уровень сложности не блокирует получение трофеев. По времени можно уложиться в 50 часов.

|
Несмотря на крайне сомнительное техническое состояние и устаревшую графику, Tainted Grail: The Fall of Avalon определённо заслуживает внимания как любителей серии The Elder Scrolls, так и фанатов мрачных историй и эстетики Dark Souls. Исследование тёмного фэнтезийного мира со своими тайнами и глубочайшим лором на фоне потрясающего саундтрека подарит не один десяток часов крайне увлекательного геймплея. Невероятно гибкая боевая система порадует ценителей неординарных сражений, а некоторые фишки Tainted Grail и вовсе станут уникальными среди собратьев по жанру. Впечатление могут испортить туповатый ИИ, бесполезность ряда игровых механик и не самая лучшая реализация ближнего боя. В остальном же польская студия Questline наглядно показала, что, смешав плохо сочетаемые на первый взгляд жанры, получится весьма интересный результат. Главное – вложить в проект любовь и душу. Очень хочется верить, что разработчики со временем починят хотя бы регулярные вылеты с критической ошибкой. Всем, кто не готов мириться с обильными техническими косяками, лучше подождать новых патчей и хороших скидок.
|
Обзор написан для Stratege.ru по цифровой версии игры для PS5. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.