Безумие — это делать одно и то же снова и снова, ожидая иного результата. Сегодня в клуб любителей данного девиза пополнение. Компания Aspyr вместе со свежей Dungeons & Dragons Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition. Да, именно так, с непонятно зачем добавленным в название Dungeons & Dragons. Оригинальная Neverwinter Nights 2 в 2006 году стала достойным продолжением культовой СRPG от BioWare. Теперь игра вернулась как Enhanced Edition. Как и в случае с первой частью, этот релиз — не полноценный ремейк, а скорее осторожный апгрейд, который должен сделать классику доступной на современных платформах. Простой перенос оригинала 2002 года выявил целый ряд проблем (которые мы описывали в нашем обзоре), обновлённая версия сиквела столкнулась с аналогичными трудностями адаптации. Но если Neverwinter Nights: Enhanced Edition хоть как-то пыталась скрыть возраст за счёт массового использования наработок фанатов, то здесь разработчики ограничились минимальными улучшениями, оставив нетронутыми многие проблемы оригинала.
Графика: старое вино в новых бутылках
Первое, что бросается в глаза, — визуальная составляющая. Теперь игра поддерживает современные стандарты разрешения, особенно широкоформатные. Интерфейс корректно масштабируется. Текстуры стали более четкими, но не все. Вы часто будете замечать, как качественно обновлённые текстуры соседствуют с элементами экстремально низкого разрешения.
Низкополигональные модели, угловатые анимации и «стеклянные» взгляды персонажей во время диалогов выдают возраст проекта. Это не The Elder Scrolls IV: Oblivion Remastered, где игру перенесли на новый движок и исправили многие аспекты. Здесь изменения настолько незначительны, что неопытный игрок может легко спутать Enhanced Edition с оригиналом 2006 года. Особенно если он ранее играл на PC с модами для поддержки современных стандартов разрешения и других визуальных улучшений. Фактически если у вас есть оригинал на PC, то смысла в данном издании нет. Практически любой «HD Texture Pack» выглядит лучше, чем то, что Aspyr сделали в этом релизе.
Особенно разочаровывает камера, которая по-прежнему ведёт себя, как капризный ребёнок: в узких коридорах застревает, в бою упорно смотрит не туда, а в стратегическом режиме требует ручной настройки. После удобных камер в современных CRPG вроде Baldur’s Gate 3 это чувствуется особенно остро.
Геймплей: глубина системы и архаичный интерфейс
В своё время главным достоинством Neverwinter Nights 2 считалась её ролевая система, основанная на Dungeons & Dragons 3,5. Однако сегодня она сможет привлечь лишь тех, кто скучает по былым временам и не признаёт четвёртую и пятую редакции. Как результат, мы имеем массу неактуальных механик, разобраться в которых будет тяжело даже старожилам. Более того, результаты проверок навыков в диалогах не будут отображаться в виде чеков. Подозреваю, что алгоритмы просто жёстко прописаны: для прохождения требуется уровень дипломатии 15, и никаких дополнительных условий или бросков кубиков. В 2006 году такая реализация была приемлемой, но сейчас, после выхода Baldur’s Gate 3, Pathfinder и других современных проектов, она вызывает лишь раздражение.
Зато само создание персонажа здесь — это искусство. Выбор расы, класса, навыков, особенностей и мировоззрения открывает сотни вариантов прохождения. В игре 39 классов, и не все из них доступны сразу — герой должен соответствовать определённым критериям. Хотите играть за хаотично злого тифлинга-чернокнижника, который решает вопросы угрозами и магией? Или за доброго паладина, чья честь не позволяет ему врать даже ради спасения жизни? В Neverwinter Nights 2 это возможно. Кроме того, теперь у вас есть полноценная партия соратников, которыми можно управлять в бою. Спутники обладают своим характером, а ваши действия влияют на их преданность. В базовой игре в команду можно взять трёх спутников, а в одном из дополнений собрать небольшую армию из шести персонажей.
Однако за эту глубину приходится платить. Интерфейс, заточенный под мышь и клавиатуру, на консолях превратился в кошмар. Разработчики честно старались переделать его, но вышло не до конца успешно. Попытка экипировать оружие или выбрать заклинание с геймпада — это квест на терпение. А управление отрядом в бою, где нужно быстро переключаться между персонажами, и вовсе напоминает борьбу с системой. Многие действия неинтуитивны, вы постоянно будете вываливаться из нужных окон, нажимая не на ту кнопку. Если думали, что управления хуже, чем было в Pathfinder от «Совкотиков», придумать сложно, то у меня для вас плохие новости. Особенно это неприятно в сравнении с портом первой Neverwinter Nights, где хоть и присутствовали свои проблемы с адаптацией, но в общем ощущалось всё менее дискомфортно.
Боевая система тут в реальном времени с паузой, что в теории позволяет продумывать тактику. На практике нормально играть не получится как раз из-за проблем с кривым интерфейсом и искусственным интеллектом союзников. Последний, увы, работает не лучше, чем в оригинале. Спутники всё так же цепляются за геометрию уровней и проявляют удивительное рвение, втягиваясь в ненужные схватки, или просто стоят в стороне, пока героя избивают. В отличие от Neverwinter Nights, где управление одним спутником было хотя бы минимально комфортным, здесь контроль группы из четырёх персонажей превращается в настоящий хаос. После отлаженных механик таких старичков, как Dragon Age: Origins и Divinity: Original Sin, это выглядит особенно нелепо.
Контент: богатство, которое сложно оценить
Зато Enhanced Edition предлагает не только основную кампанию, но и три дополнения: Mask of the Betrayer, Storm of Zehir и Mysteries of Westgate. Это сотни часов материалов, а «Маска Предателя» до сих пор считается одним из лучших аддонов для RPG. Сюжет здесь нелинейный, с моральными дилеммами и разветвлениями, а мир полон интересных заданий и персонажей. Кооперативный режим до четырёх игроков добавляет разнообразия в прохождение. Правда, как и в случае с оригиналом, играть можно только по сети, зато есть поддержка полноценного кроссплея с другими платформами, что для такого проекта огромный плюс.
Однако технические проблемы мешают насладиться этим богатством. Загрузки даже на PS5 Pro длятся неприлично долго — до 10 секунд на небольших локациях. Это в очередной раз подтверждает теорию, что Aspyr (или Saber?) просто не умеют работать с SSD. Плюс достаточно часто встречаются и другие баги, такие как вылеты и застревание в текстурах. Хотя стоит отметить, что прогресс есть: это первая игра от Aspyr, которая продержалась у меня почти два часа до первого вылета. Обычно до выхода исправлений такое случается чаще, так что прогресс налицо. Плюс, так как у нас ленивый порт, то сохранялись почти все проблемы оригинала. Вас ждут сломанные квесты, криво работающие механики и многое другое. Конечно, не так много, как было в 2006 году, но всё равно более чем достаточно. Да и мультиплеер, который является одним из главных козырей проекта, тоже работает неидеально: лаги и вылеты портят впечатление. А ещё нормально играть в кроссплей будет сложно, так как на PC игру обвешивают массой модов, что делает такие сессии несовместимыми с консольными версиями.
Отдельно стоит отметить локализацию на русский язык, включая текст и озвучивание. Перевод выполнен качественно, особенно это касается правил. В отличие от английской версии, где представлена только базовая информация, в русской подробно описано, как работает каждый навык, способность, класс и так далее. Фактически, сюда добавлена полноценная редакция правил. Всё необходимое есть, и вам не нужно ничего дополнительно знать, чтобы наслаждаться проектом. Учитывая, что это игра по редакции 3.5, для которой сейчас будет сложно найти книгу правил, такой подход – отличное решение. Не помню, было ли это в переводе от «Акеллы» или уже доработка команды, которая делала порт, но так или иначе результат впечатляет.
А вот озвучка омерзительная. В игре очень много непереведённых фраз, особенно в ситуационных репликах. Но главная проблема — плавающие голоса персонажей и использование пары актёров на всё озвучивание игры. В одном диалоге один персонаж может говорить совершенно разными голосами, а в другом — наоборот, разные персонажи могут вещать одним голосом. Из-за чего просто не поймёте, кто с кем и о чём говорит, ибо у вас будет единый монолог одним голосом. Про различные фильтры, которые должны быть наложены на голоса, я вообще промолчу, что явно указывает на то, что озвучку записывали в разное время. Я, опять же, не помню, было ли такое в оригинальной версии от «Акеллы». Подозреваю, что было, и Aspyr просто взяли её оттуда без корректировок вместе со всеми недостатками. Не самая приятная озвучка накладывается на общие проблемы со сведением звука: фоновые шумы очень часто заглушают важные диалоги. Данная игра — это тот редкий случай, когда очень не хватает возможности взять английскую озвучку и русский текст. К сожалению, звук и текст тут идут нераздельным комплектом.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ну и, конечно, в игру добавили трофеи и достижения. Есть как относящиеся к оригинальной игре, так и к дополнениям. При этом разработчики решили не разбивать их на отдельные «списки» и всё слили в одну большую пачку. Как результат — трофеев очень мало, и почти все только на ключевые точки сюжета. Из заковыристых только один — пройти игру и все дополнения со сложностью полных правил или выше. Но с ним не должно возникнуть проблем, так как персонажей можно импортировать между всеми кампаниями. Так что вы без труда можете создать героя высокого уровня в дополнениях, пройти их, а затем импортировать его в кампанию и рвать им всех уже там. Или сразу после создания закинуть персонажа в основную кампанию, раскачать его там, а потом уже его использовать для закрытия более сложных миссий из дополнений. Остальные трофеи, как было сказано выше, сюжетные, и проблем быть с ними не должно, разве что вы не словите какой-то баг, который сломает вам прогресс. Так что сохраняйтесь чаще!
Вместо заключения: для фанатов и стойких любителей классики
Dungeons & Dragons Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition — это игра с огромным потенциалом, но минимальными усилиями со стороны разработчиков. Как и в случае с Neverwinter Nights: Enhanced Edition, здесь исправили самые критические баги и добавили поддержку современных платформ, но не более того.
Если вы готовы мириться с отсталой графикой, архаичным интерфейсом, капризной камерой и AI из 2006 года, вас ждёт одна из самых глубоких CRPG в истории индустрии. Но для тех, кто привык к удобству современных проектов вроде Baldur’s Gate 3, этот релиз может показаться устаревшим даже несмотря на все улучшения.
По сути, это тот случай, когда любовь к классике должна быть сильнее, чем раздражение от столь поверхностного «улучшения». Примерно то же самое можно было наблюдать в Neverwinter Nights: Enhanced Edition, где лишь самые преданные фанаты смогли преодолеть все неудобства порта.
70Dungeons & Dragons Neverwinter Nights 2: Enhanced Edition — это скорее музейный экспонат, чем полноценный ремастер. Но если всегда мечтали погрузиться в мир Forgotten Realms, лёжа на диване с геймпадом в руках, теперь у вас есть шанс. Главное — запастись терпением. Оценка: для фанатов — 80, для всех остальных — 60.
Обзор написан для stratege.ru по цифровой версии игры для PS5, предоставленной редакции издателем.