В начале 2007 года на PlayStation Portable вышла Patapon — притягательная ритм-стратегия, в которой армии одноглазых воинов шли в бой под стук племенных барабанов. Год спустя последовало продолжение, расширившее механики, но сохранившее узнаваемый минималистичный стиль. Обе игры быстро обрели культовый статус, однако так и остались прикованными к легендарной портативке Sony, давно отправленной на пенсию. И вот, почти два десятилетия спустя, дилогия наконец добралась до современных платформ в сборнике Patapon 1+2 Replay. Жаль лишь, что третью часть франшиза потеряла где-то по дороге. Впрочем, давайте по порядку.
О сюжете серии сложно сказать что-то определённое. Это история о слепой вере, поданная с щепоткой иронии. Когда-то могущественное племя доблестных воителей лишилось божественного покровительства и оказалось на грани исчезновения в войне с красноглазыми Зиготонами. Всё меняется, когда один из Патапонов пробуждает древнего бога — то есть нас — и вручает ему магический барабан. С этого момента игрок ведёт своих подопечных к заветной цели. Первая часть повествует о долгом пути к “Оно” — символу, олицетворяющему мечты, идеалы и конец странствий. Вторая начинается с крушения корабля, потопленного зловредным Кракеном, а заканчивается путешествием к Краю Мира, возвращением на земли предков и битвой с племенем Карменов и демоном Деттанкарменом. Впрочем, откровений ждать не стоит: сюжет здесь не самоцель, но он задаёт тон происходящему, превращая каждую миссию в кусочек большого эпоса о пути, вере и надежде.
А вот игровой процесс куда интереснее, хотя строится он вокруг одной-единственной механики — ритма. Управление отрядом осуществляется через удары по четырём виртуальным барабанам: “пата”, “пон”, “чакка” и “дон”. Каждая кнопка отвечает за свой звук, а их комбинации задают действия, такие как марш, атака или защита. К примеру, “пата-пата-пата-пон” двигает армию вперёд, а “пон-пон-пата-пон” приказывает вступить в бой. Главное — соблюдать ритм. Чем точнее игрок попадает в такт внешним барабанам, тем выше шанс войти в состояние “жара” (FEVER), при котором отряд действует куда эффективнее: те же лучники, например, начинают выпускать по три стрелы вместо одной. Сбились и не нажали кнопку вовремя — строй рассыпается, команда игнорируется, а счётчик обнуляется.
На бумаге подобное звучит просто, однако уже к середине прохождения игра заметно усложняется и начинает требовать не только музыкального слуха, но и тактического мышления. Юниты различаются по характеристикам, при этом в бой разрешается взять лишь три типа солдат одновременно. Татепоны, к примеру, оснащены щитами и способны прикрыть союзников от огненного дыхания дракона, тогда как всадники Кибапоны — ударная сила армии, сбивающая врагов с ног. Погодная магия работает по тому же принципу: каждое заклинание имеет строго определённый эффект и требует некоторых манипуляций для применения. В противном случае войско легко окажется в невыгодных условиях — раскалённый песок обжигает ноги, молнии бьют в щиты, а сильный ветер влияет на траекторию выпущенных снарядов. Согласитесь, тяжело сражаться, когда ваши стрелы не способны даже долететь до цели.
Но и это ещё не всё. По мере прохождения и охоты на беззащитных страусов, драконов и бегемотов мы собираем ресурсы и предметы, позволяющие усиливать существующих воинов или призывать более мощные типы солдат. Редкопоны (Rarepons) — уникальные патапоны, отличающиеся от обычных не только внешностью и цветом глаза, но и улучшенными характеристиками. Самая сильная армия в игре состоит из этих разномастных “цветастиков”, однако путь к ней не из дешёвых — каждый призыв невероятно больно бьёт по кошельку.
Patapon 2 в плане геймплея мало чем отличается от оригинала. Она логично развивает идеи первой части, слегка расширяя — и заметно упрощая — базовые механики. Появились новые типы солдат, команды управления, условно бессмертный герой и эволюционное древо, предлагающее куда более гибкую, понятную и вариативную систему прокачки. Каждый усиленный юнит теперь может быть развит с 1-го по 10-ый уровень, что не только улучшает характеристики, но и меняет внешний облик. Кроме того, больше не требуется жертвовать старыми воинами ради новых — улучшение происходит одним нажатием, а ресурсы и оружие встречаются гораздо чаще, чем раньше.
Великий и Всемогущий
Платиновый кубок в Patapon 1+2 Replay невероятно прост. Для его получения достаточно пройти обе игры, разблокировать все эволюции классических патапонов, одолеть боссов, заполучить божественное оружие и призвать несколько конкретных типов Редкопонов. Время получения трофеев зависит от удачи, случайных факторов и вашего мастерства. В среднем на это потребуется от 30 до 45 часов.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
К технической части претензий нет. За время прохождения не было замечено ни багов, ни падений кадровой частоты. Цветастый минимализм, ставший визитной карточкой серии, не устарел и до сих пор смотрится отлично. Из странного — интерфейс, перекочевавший в ремастер практически без изменений. Смотреть на значок квадрата с PlayStation, играя на Nintendo Switch, одновременно и забавно, и странно. В минусы я бы записал отсутствие автосохранения, которого здесь явно не хватает. Забыли вручную сохраниться перед выходом — готовьтесь начинать всё сначала. К несомненным плюсам стоит отнести возможность ручного варьирования времени отклика между нажатием кнопки и ударом в барабан (input timing), а также добавленные уровни сложности. Грустно лишь, что при использовании Bluetooth-наушников появляется искусственная задержка, из-за которой попасть в ритм почти невозможно. Появляется диссонанс между музыкой и световой рамкой по краю экрана, пульсация которой должна помогать игроку держать ритм.
Напоследок — немного о грустном. В сборник 1+2 Replay вошли только однопользовательские кампании. Мультиплеер, впервые появившийся во второй части, здесь формально присутствует, но работает лишь с ботами: попытки найти живого напарника заканчиваются бесконечно идущим поиском. Ещё сильнее на впечатление влияет отсутствие Patapon 3. Возможных объяснений всего два. Утрата исходного кода или проблемы с авторскими правами, как это нередко бывает, здесь маловероятны — PSP Classics-версия трилогии без каких-либо затруднений вышла на PlayStation 5. Остаётся менее приятный, но, увы, более реалистичный вариант: банальное решение издателя приберечь Patapon 3 для отдельного релиза с завышенным ценником.
75Patapon 1+2 Replay — это привет из прошлого, наглядно показывающий, что уникальные концепции не теряют своей силы даже спустя годы. Увлекательный ритм-геймплей, сочетающий музыку, простоту и тактическую глубину, минималистичный, но невероятно яркий визуальный стиль и харизма одноглазых героев наверняка придутся по душе всем, кто ценит жанр. Преданным же фанатам, которые всё ещё помнят звуки волшебных барабанов, стоит понимать, что, несмотря на бережное отношение к оригиналам, в сборник вошли лишь сюжетные кампании первых двух частей. Мультиплеер из Patapon 2 работает только с ботами, а Patapon 3 и вовсе остался за бортом.
Обзор написан для stratege.ru по версии игры для Nintendo Switch, приобретенной редакцией самостоятельно. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на Nintendo Switch 2 по обратной совместимости.