Вот и настала игровая осень. На той неделе вышли одни из самых ожидаемых игр года – Dishonored и новый XCOM. Честно говоря, я не фанат пошаговых стратегий, но, несмотря на это, ролики по второму проекту мне понравились, и сейчас моя цифровая копия спокойно ожидает запуска. Но сегодня не об этом. Мы с Varyag_Ericcson заранее разобрали проекты и сам Варя сейчас наслаждается возрожденным XCOM. А вот я, в последнее время, находился в тесном контакте с Dishonored, который, лично для меня, стал второй игрой, претендующей на звание «Игры Года».
В Dishonored собрано довольно-таки много всего, по чему сейчас тоскуют геймеры. Стимпанк тематика, стелс, при желании лобовые столкновения с врагами, небольшая часть RPG системы. Нам предлагают поиграть за Корво Аттано – телохранителя императрицы, на которого и вешают убийство последней. Всеобщее мнение о том, что Корво убийца - очень и очень ошибочно. Он никого не убивал и не собирается. Он просто оказался не в то время и не в том месте. Он просто телохранитель, который знает свое дело. Он не ассасин, как нам пытались сказать разработчики.
С этим в игре, на самом деле, связано многое. Можно озлобиться на коррумпированную власть и начать рубить головы. А можно тихо обходить супостатов, докапываясь до правды, которая станет причиной для ухода неугодных. Ну или что-то типа того. От ваших действий зависит то, каким становится город, а также отношение окружающих вас людей к вам. Избегая убийств, город становится чуточку лучше. Чума бьет слабее, зараженные встречаются все реже, да и вообще на улицах, в целом, спокойно. Если же начать убивать всех подряд, то по Данволлу начинают бегать стаи зараженных крыс, в переулках все чаще можно наткнуться на инфицированных, а охранники начинают расстреливать мирных жителей за любой проступок. Город отражается в народе и все дела. От ваших действий зависит и концовка игры. Если вести себя как добрый самаритянин, то и концовка выйдет светлой. По мере прохождения Корво предстоит очистить свое имя, а также вернуть престол в правильные руки. Ему в этом деле поможет компания оппозиционеров.
Сперва я решил полностью проникнуться красивыми убийствами.
Проведя в тюрьме определенное количество времени, практически прямо перед казнью герою в камеру приносят еду и говорят поесть, ведь еда от друзей. На подносе, кроме прочего, оказывается записка и ключ от камеры. Здесь, в общем-то, и начинается сама игра. Нам предстоит сбежать из тюрьмы и выйти к воде, где нас ждет человек с лодкой. Уже в тюрьме включается статистика (для трофея, кстати, нужно продержаться без убийств и в самом начале игры), которая отражает ваши убийства, поднятые тревоги и различные коллекционные вещи. При выходе из камеры сразу же натыкаешься на нескольких охранников и решать, убить их, или обойти стороной, лишь вам. Корво простой человек. Он не робот и не может выдержать сотню другую выстрелов и ударов. Даже упав с определенной высоты отнимется немало здоровья. Уже на средней сложности, решив раскидать группу охранников, можно запросто умереть. Стоит ли говорить о самой высокой? Играя в Dishonored как в экшен, придется частенько восстанавливать здоровье. На помощь придет разбросанная по городу еда, а также бутылки с зельем.
Между заданиями Корво спит, как и любой другой человек, и однажды он просыпается в незнакомом ему месте, не похожем на мир. Там он знакомится с Чужим и получает от него подарок в виде татуировки, способностей, и механического сердца. Проснувшись, наш герой понимает, что тату никуда не исчезло, да и способности не пропали. Тут нам представляют RPG систему. В Dishonored не нужно добывать опыт всеразличными путями, чтобы открыть очередное умение – все перед вашими глазами. Выбирать, какое умение прокачивать первым, лишь вам. Как я уже сказал – здесь нет XP, тут иная система. На уровнях разбросаны руны, с помощью которых и приобретаются нужные таланты. Иногда добыть их совсем просто, а бывает так, что вам придется сделать немаленький крюк и встретить на пути определенное количество врагов. Также на уровнях можно найти немалое количество амулетов, которые значительно упростят герою жизнь. Одни увеличивают максимальное здоровье, другие уменьшают урон, а третьи так и вообще делают Корво еще более искусным владыкой клинка. Все эти магические штуки отражаются перед глазами в виде иконок, стоит герою достать механическое сердце. На «базе» есть свой человек, который за определенную сумму продаст вам патроны и подготовит обновки для снаряжения. Изредка у него появляются и руны. Сама вот эта RPG система в Dishonored очень проста и будет понятна каждому. Здесь не надо бегать из пункта в пункт и искать, кто же продает определенную вещь. Не нужно прокачивать сомнительные умения, чтобы открыть то самое. Все гениальное просто, не так ли?
Враги и не знают, что Корво умеет перепрограммировать выключатели...
Способностей у Корво не так уж и много, но, в целом, и не мало. Основой тут является телепортация. Можно пройти игру, используя лишь ее. А может быть и телепортация не нужна. Обходных путей в игре ну просто море. Не обязательно пользоваться способностями, даже если нужно забраться на крышу здания - либо есть главная лестница, либо трубы с системами охлаждения. Телепортация, скорее, сделана для удобства. Вспоминается уровень, где нужно перебраться с одной стороны моста на другую. Естественно, везде куча охранников. Можно было пойти в лоб, убивая всех на своем пути, можно было пробраться к рубильникам, поднять "дамбу" и перебежать по ней. А можно было вообще залезть на верхушку моста, получить достижение, насладиться видом, и со спокойной душой перебежать на другую сторону. Различных путей множество и они есть всегда. Это добавляет реиграбельности, и в целом показывает, как хорошо студия поработала над игрой. Кроме телепортации, Корво может пускать сильную волну воздуха, которая собьет с ног охрану, захватывать разум людей, останавливать время, призывать на помощь стаю крыс и еще несколько вещей. Есть одна очень удобная способность, прокачав которую, все убитые противники превращаются в пепел. Но опять же - это все лишь добавляет реиграбельности и дополняет игру. Лично я считаю, что пройти ее можно и без использования способностей.
Вид с вершины моста.
В самой игре очень и очень много исследования. Можно просто пробежать игру, ничего не заметив, насладиться геймплеем и остаться довольным. А можно углубиться и прочувствовать ее полностью. Данволл - простой город. Здесь люди живут в своих квартирах, коллекционируют картины, запирают ценные вещи в сейфах. Город чувствуется живым не только по этому. Здесь можно наткнуться на всякого рода ситуации. Можно защитить девушку от продажной охраны. Можно увидеть ссору бандитов, не поделивших наживу. Или охранники, которые убивают своего напарника, из-за подозрений в заражении. По Данволлу разбросаны книги и записки, повествующие о городе и местных людях. В Dishonored разработчики уделили огромную порцию времени деталям, которые очень просто не заметить. Ты заходишь в здание, видишь книгу, читаешь ее, узнаешь что-то о китобойном деле и вспоминаешь, как однажды видел китобойное судно, отправляющееся на дело. И так на протяжении всей игры. В одной миссии можно расписаться в альбоме, а потом найти записку о том, что кто-то все же заметил это, и посчитал чьей-то шуткой. Между миссиями можно кого-то спасти, а после этот человек начнет продавать вам патроны и схемы для обновления снаряжения. Кроме сюжетной линии, Arkane Studios добавили и второстепенные задания, о которых также нигде не сказано. Ты буквально натыкаешься на них. Так, встретив Старую Ветошь, ты узнаешь о небольшой "войне" между ей и местным главой бандитов, Слекджовом. В итоге, на одном из последних уровней можно наблюдать весьма забавный конец противостояния. Естественно, проморгав первый сторонний квест, вы не увидите и последнего. Кстати, можно не заметить, как Чужой говорит, что сердце не только покажет, где же лежат волшебные вещицы, но и расскажет о секретах. Так и есть, взяв в руку механическое сердце и немного сжав его, оно начинает рассказывать секреты места, в котором ты находишься. А если направить его на любого человека, вам станут доступны его тайны. Узнать, на самом деле, можно много. И в этом весь Dishonored.
Местные бандиты не поделили добычу.
Именно поэтому я рекомендую в первый раз играть в роли разозленного убийцы. Ну, или, хотя бы как бесследный ассасин. Пройти второстепенные квесты, исследовать город, обчистить, наконец, этот чертов сейф в квартире художника... Лишь окунувшись в мир Dishonored ты понимаешь, насколько замечательная это игра. Уже потом, поняв, что и как устроено, какие таланты нужны, а какие не очень, можно включать самую высокую сложность и наслаждаться стелсом.
Что касается графики – в игре используется Unreal Engine 3, который, не смотря на свой возраст, выдает очень даже неплохую картинку, радующую глаз. Здесь отличное освещение, хорошая анимация, модели героев. Но все же стоит помнить, что это UE3, и ждать каких-то неописуемых красот не стоит. Движок свое дело делает, а я могу без проблем сказать, что графика в игре хороша. Но не в графике дело. В Dishonored "рулит" арт-дизайн. Над игрой работал Виктор Антонов, человек, буквально создавший City 17, и это видно с первых минут игры. Окружение сразу же станет знакомым фанатам Half-Life 2, а расставленные по городу посты охраны так и вообще почти один в один модели из "халфы". Ну и, естественно, голос, который разносится по всему Данволлу. Ничего не напоминает?
Dishonored, несмотря на весь скепсис, выдался замечательной игрой. Многие ждали отличный стелс, с возможностью вступить в драку, а на выходе получили детально проработанную игру. Тот самый стелс, приправленный экшеном, со своим интересным и живым миром, где всегда что-то обязательно происходит. Именно в Dishonored вы захотите поиграть во время очередного игрового затишья. И я уверен, в следующий раз вы найдете что-то новое, что не заметили в предыдущий. У вас есть всё, чтобы избежать кровопролития, но выбор лишь ваш. Поверите ли вы, что этот мир все еще можно изменить? Корво Аттано. Защитник или убийца? Решать вам.