Приветствую всех поклонников тактических японских ролевых игр, с занимательной и разнообразной боевой системой. На повестке дня у нас вышедшая еще в октябре игра от студии Compile Heart, в работе над которой участвовал дизайнер известной тактической серии Disgaea, и которая позиционировалась и воспринималась как своеобразная пародия на последнюю. В связи с этим, на команду разработчиков были возложены определенные надежды и ожидания поклонников японской тактики, но оправдались ли они? Ответ на этот вопрос не за горами, в сегодняшнем обзоре игры Mugen Souls, любезно предоставленной нашему сайту ее локализатором и издателем, компанией NIS America.
В начале игры нам представляют тройку главных героев: совсем главную героиню, высокомерную и самопровозглашенную единственной, неповторимой богиней всея вселенной, Чоу-чоу, ее верного вассала Рьюто, форменного и классического «анимешного» извращенца и Алиас, этакую смесь прекрасных Этны и Флонн из Disgaea, полу-ангела, полу-демона. Судьба свела этих совершенно разных персонажей и теперь они следуют единой цели — получить власть во всех семи мирах, превратив их население в верных слуг Чоу-чоу, которая пусть и мечтает о мировом господстве, но на деле очень добрая. Собственно, таковая завязка и вся суть игры, ничего кардинально нового здесь не найти. По дороге к конечной цели, игрок встретит огромное множество новых персонажей, которые, как один, шаблонны до предела, а также не меньшее множество событий и диалогов, качеством и юмором не сильно превосходящих своих участников. Проблема в том, что сюжет, диалоги и шутки в игре, в подавляющем своем большинстве, уже даже не вторичны. Некоторые из них могут вызвать смешок или улыбку, но в целом интересного мало, и нажав кнопочку «пропустить» во время диалога, в большинстве случаев игрок совершенно ничего не потеряет. А просмотревшие хотя бы 20-40 анимационных сериалов гаремно-комедийного жанра рискуют зевать и ходить за новой порцией зеленого чая при каждом игровом ролике, потому что гнетущее чувство дежавю будет давить на мозг, подобно гире.
Игровой процесс Mugen Souls, это, пожалуй, та сторона игры, которая стоит внимания и хоть немного оправдывает само ее существование. Перемещение тут вполне стандартно, все происходит в трехмерной перспективе от третьего лица, мы можем перемещаться по кораблю и локациям, посещать магазины с оружием, предметами, одеждой для персонажей и слугами, которых можно полностью настроить самостоятельно. Также, во время исследования корабля и мира, можно находить места разнообразных событий, среди которых всевозможные диалоги, фестивали, горячие источники, мини-игры, и очень явная копирка со все той же Disgaea, местный аналог путешествия по миру предметов, с похожими же условиями — мы отправляемся в некий многоэтажный мир, где падают редкие предметы, а вернуться в привычную реальность можно только на определенных этажах. Боевая система здесь представлена в нескольких вариантах: сражения кораблей и, непосредственно, команды персонажей. Когда мы пересекаем пространство-время, перемещаясь по галактике, с вероятностью близкой к единице, встречаем корабли противника, сражение с которыми происходит на манер детской игры «камень-ножницы-бумага». Нам необходимо выбрать одно конкретное действие — атака, защита, пробивающий выстрел и другие, на каждое из которых есть противодействие. То же должен сделать искусственный интеллект, управляющий кораблем противника. После принятого решения мы видим небольшую анимацию и результат своего выбора, положительный, отрицательный или нейтральный, соответственно. Такой бой продолжает ровно до тех пор, пока щиты и обшивка одного из кораблей не прикажет долго жить. Откровенно говоря, стратегии здесь мало, а панацеей фактически в каждом бою может стать пробивающий выстрел, который нанесет больше урона противнику, чем его атака вам, или же прошибет щиты, в случае защитных действий врага.
Куда более любопытными являются бои с участием персонажей. Во время исследования планет и локаций, мы будем постоянно натыкаться на противников, прямо здесь и сейчас желающих выяснить с нами отношения и решить вопрос «кто же сильнее?». Как и положено в классических японских ролевушках, наш один персонаж, которым мы управляем при исследовании местности, переместится на отдельный боевой экран, где уже будет не один, а с тройкой товарищей. Боевая система Mugen Souls является тактической, но использует в себе наработки не Disgaea, Heroes of Might and Magic и подобных им «клеточных» тактик, а наработки серии Arc the Lad, не шибко популярной у нас. Вместо привычных любителям тактики клеток на поле, у нас есть радиус перемещения, в пределах которого может перемещаться персонаж, бегая туда-обратно сколько душе угодно, а его дополняет радиус атаки. Выбрав свою цель и удостоверившись, что она в зоне досягаемости, мы можем выполнить атаку или специальный прием, а в случае управления главной героиней, Чоу-чоу, нам доступна специальная способность — «Моэ убийство». Само слово «моэ» сленговым, и значит нечто вроде чего-то очень милого, любимого, обожаемого и так далее. В данном случае, используя эту способность, наша героиня пытается очаровать противников, подчинив их себе и превратив в маленьких пушистых созданий — Шампуру. Их количество влияет на уровень шарма нашей героини, поэтому лишними данные создания никогда не бывают. В зависимости от выбранных игроком действий и поз, эффект может быть как положительным, так и совершенно отрицательным — противник, вместо того, чтобы отвесить низкий поклон, еще больше возжелает отвесить пару-тройку пинков. Еще на успешность «Моэ убийства» влияет то, в какой форме находится наша главная героиня. Да-да, именно, она способна менять форму, а вместе с этим и свой характер. Изначально наша героиня эгоцентрична, но при необходимости может стать садисткой, молчуньей или застенчивой и милой девушкой. В зависимости от характера и настроя противника, нам необходимо, при желании успешного подчинения, расчетливо подбирать необходимую форму. Но, на деле, вполне можно обойтись без этого.
Помимо «Моэ убийства», среди особенностей местной боевой системы есть кристаллические парящие образования, которые находятся на поле боя и, о Господи, тоже наделены характером. Они определяют условия боя, например, могут установить ограничение на количество ходов, и если не успеть завершить бой, то получим Game Over. Именно на них есть смысл применять «Моэ убийство», чтобы подчинить себе. Если все пройдет удачно, то все враги на поле боя превратятся в наших слуг, а ежели кристалл разозлить, то он наоборот наградит врагов повышенной силой и защитой, а также восстановит их здоровье. Атаковать кристалл обычным оружием невозможно, но и здесь разработчики припрятали «фишку» — применяя специальный прием, игрок может включить или выключить эффект отталкивания противника, и в случае его включения, выбрать силу толчка. Таким образом, атакованного врага можно запустить летать по полю, как бильярдный шар, сбивая собой кристаллы и соратников, нанося им урон. При толчке нам дают проследить за траекторией полета противника и тех объектов, с которыми он столкнется, настроить ее, и уже тогда применять удар. Смысл таких действий в том, что если разбить кристалл, можно получить массу приятных бонусов и, в определенных случаях, избавление от навязанных кристаллом условий. Но стоит обращать внимание на эффект поля, которого окружает кристалл, например поле со «скользким» эффектом ускорит полет противника, в то время как «липкое» поле сделает все в точности до наоборот.
Отдельным нюансом игрового процесса, его особенностью, является подчинения континентов. Я ведь писал, что наша маленькая, но самовлюбленная и самоуверенная героиня стремиться к власти во всей вселенной, а для этого ей необходимо подчинять целые миры. В определенных уголках локации, находятся разнообразные болтающие сердечки и другие элементы, которые, так или иначе, влияют на настроения в мире, поэтому если подчинить их себе, то процент контроля над миром повысится. В специальном меню, вызываемом нажатием кнопки L1, можно посмотреть общее количество таких объектов на карте, а также подсказки по их месту расположения, после чего достаточно их найти и выполнить требуемые условия, которые хоть и отличаются, большим полетом фантазии и разнообразия не блещут. Один элемент попросит денег, в то время как другой захочет встретить милую и застенчивую девушку, а третий — быть отруганным надменной стервой. Как видим, все довольно предсказуемо и просто — достаточно иметь нужную сумму или выбрать правильную форму, и мир в наших руках. В случае неудачи придется сразиться с элементом, а после можно будет снова пробовать его подчинить.
В техническом плане Mugen Souls поражает. Нельзя сказать, что я ожидал от Compile Heart чего-то экстраординарного, внезапно хорошей и стабильной картинки, но уж точно не ожидал улыбающихся мне с экрана текстур уровня PlayStation One, передающих пламенный привет из середины девяностых. Хороший дизайн миров, персонажей и врагов, особенно боссов, здесь совершенно не спасает ситуацию, помимо плохого визуального качества, приправленную еще и постоянно плавающей частотой смены кадров. Естественно, графика в ролевых играх далеко не главная, но претензии в основном то и не к ней, а к подходу разработчиков к собственной работе — можно сделать лучше, и они могут, доказано в Hyperdimension Neptunia и Record of Agarest War, так почему не сделали? Вопрос вопросов. Зато качество рисованных вставок и музыки здесь, как обычно, на высоте парящих небесных замков из Terraria, правда, композиторы и художники поработали превосходно, равно как и дизайнеры. Это второй момент, после игрового процесса, который оправдывает существование проекта. Сильно подводит команду отдел, занимающийся воплощением идей в играбельное состояние, заседающие в котором, очевидно, решили, что раз делают нишевую игру, значит не стоит стремиться к высотам проектов класса «А». Зря.
Трофейный набор Mugen Souls представляет собой временную яму, пусть и не такой глубины, как в случае с серией Disgaea, Star Ocean: The Lash Hope или White Knight Chronicles, но определенно требует немалых затрат на полное его получение. Для получения платины необходимо прокачивать персонажей, создавать крупные серии ударов и получать множество урона, на что придется потратить порядка сотни часов реального времени. Учитывая общее качество игры, я редкому врагу посоветую такую муку, хотя чем черт не шутит, у каждой игры будут свои поклонники, да и сам я, более чем уверен, в Mugen Souls еще вернусь, когда моя травмированная психика отойдет от волн примитивных и неудачных шаблонов, коими эта игра наполнена до краев.
40Вердикт:
Несмотря на определенно интересные идеи и наработки, эта игра не выдержит соперничества даже с большинством тактических проектов, когда-либо выходивших на всей линейке консолей PlayStation, не говоря уже о жанре jRPG в общем, поклонником которого я являюсь еще со времен NES. Можно с легкостью закрыть глаза на технические стороны Mugen Souls, плевать, картинка и fps в этом жанре далеко не на первом месте, но нельзя не обратить внимания на примитивный сюжет с огромным количеством шаблонов. Не знаю, о чем думали сценаристы, но они явно перепутали понятия «пародия» и «шаблонность». Появление боссов, похожих на известных роботов их сериала «Евангелион», несомненно, радует глаз, но однообразные и часто глупые диалоги, абсолютная предсказуемость сюжета и попытка выехать на фансервисе, приправленном неуместной пошлостью, положительных эмоций не вызывают. Если вы жаждете поиграть в jRPG, а все вышедшее на PlayStation 3 уже прошли, то прежде, чем покупать Mugen Souls, я советую обратить внимание на более достойных представителей жанра, хотя бы из раздела «Классика PlayStation One».