Большинство читателей, скорее всего, с удивлением посмотрят на название, которое стоит в заголовке данного обзора. Что, в принципе, и не удивительно, ведь проект Defiance в русскоязычном сегменте представлен достаточно слабо, если не сказать, что вообще не представлен. Впрочем, это стандартная проблема для всех MMO, у которых здесь нет своего издателя-оператора. Хотя на Западе проект продвигается достаточно агрессивно. Поэтому обзор начнём с рассказа о том, что же такое Defiance.
Defiance – это представитель достаточно редкого для консолей жанра MMO-игр. По хорошему, единственными реальными представителями данного жанра со всеми составляющими – большим количеством игроков, постоянным миром и т.д. на консолях являются – DC Universe Online и Free Realms. И обе игры благодаря каким-то внутренним разногласиям в Sony так и не добрались до российских игроков. Все остальные игры просто умело маскируются под данный жанр, а на Xbox 360 даже этих игр нет.
Но это не главная особенность Defiance. Главная особенность проекта – это то, что игра создаётся в тесных симбиотических связях с одноимённым сериалом, начинающем выходить на телеканале Syfy в середине апреля. Во многом проект является очередным ребёнком игрового подразделения Syfy, предыдущим была последняя часть Red Faction. Тут снова телеканал отвечает за продвижение и общее виденье проекта, а разработкой самой игры занимается студия Trion Worlds, которая успела хорошо себя зарекомендовать, выпустив достаточно интересный и необычный проект Rift. Одну из немногих MMO, которая пыталась привнести в жанр что-то новое, а не заниматься в очередной раз копированием World of Warcraft.
От одноимённого телесериала игра унаследовала основную концепцию мира: в недалеком будущем к Земле прибыли космические корабли – ковчеги Вотанов. Коллектив нескольких инопланетных рас, прилетевших колонизировать нашу планету. Однако по прибытию они обнаружили, что планета уже занята, и шестилетние переговоры плавно перетекли в полномасштабную войну между людьми и пришельцами. Война закончилась уничтожением кораблей-ковчегов, осколки которых упали на землю, а активировавшиеся в них модули терраформирования сильно изменили планету. События игры разворачиваются через десятилетия после той войны. Земля изменилась до неузнаваемости: флора, фауна и рельеф стали совсем другими, а на орбите из обломков кораблей возник пояс астероидов, которые периодически падают.
Но на основной концепции влияние сериала не заканчивается. Оно продолжается и далее, игра имеет полноценный сюжет. Сюжет напрямую связан с сериалом, а некоторые персонажи с телеэкранов встретят игроков и в игре. Более того, даже обещают некое взаимодействие игроков и теле-версии проекта, впрочем, в это верится с трудом. Сам сюжет рассказывает про мир игры и сериала: поиски артефактов Вотанов, предысторию мира, и повествует об этом достаточно интересно. Не каждая фантастическая игра способна похвастаться сюжетом такого уровня и качеством реализации. Конечно, до уровня Mass Effect и других лучших представителей жанра он не дотягивает. И не столько глубиной и драматичностью, сколько полным отсутствием возможности как-то повлиять на события – сюжет линеен. По мере развития сюжета вам будет открываться доступ к новым умениям, оружию, способностям, рассказывать про новых противников и открывать доступ к новым уголкам мира. Мир игры достаточно обширен, и на то, чтобы полностью исследовать все его «уголки», у вас уйдёт не один день.
Основные сюжетные задания можно рассматривать как кооперативное прохождение однопользовательской игры, такое, какое можно было видеть в Borderlands 2. Задания разнообразны и почти под все привязаны какие-то вменяемые вводные. Вы можете проходить задания, как в одиночку, так и с друзьями. Хотя по мере продвижения по сюжету их сложность будет подниматься и некоторые в одиночку будет достаточно сложно выполнить. Основные сюжетные задания – с боссами и уникальными локациями. После прохождения становятся доступными для повторного прохождения с друзьями.
Помимо основных сюжетных заданий в игре также встречается огромное количество второстепенных заданий, как условно-сюжетных, стационарных заданий по сбору информации, взлому коммуникационных вышек, исследованию мира и т.д. Так и динамически создаваемые задания, что делает мир игры более живым. Проезжая по дороге вы можете наткнуться на кордон мутантов, увидеть на обочине стоянку «разбойников» или наткнуться на логово мутировавших животных. Эти задания достаточно разнообразные и по мере прохождения основного сюжета и продвижения далее вглубь «Области Залива» вам будут открываться всё новые и новые задания.
Помимо заданий в игре также есть «вызовы» - различные мини-игры. Всего два основных типа таких мини-игр. Первый — это гонки, когда на определённой машине вам нужно проехать какой-то участок карты за заранее указанное время. А вот задания второго типа более интересны и разнообразны. В них вам даётся какое-то оружие, включая образцы «уникального супер-оружия», и используя это оружие вам нужно уничтожить максимальное количество врагов и набрать максимальное количество очков. Но они варьируются, от простых арен, где на вас бегут толпы врагов со всех сторон, до более сложных и забавных. Отстрел куриц на крыше водонапорной башни, где вам всё время под ноги будут кидаться фермеры, стремящиеся спасти животных. Тир на руинах, где в окнах дома по очереди будут вылезать как враги, так и друзья, и вам нужно отстреливать только врагов. Таких заданий достаточно много, их можно расценивать как тренировочные полигоны, которые позволят вам научиться получать максимум от того или иного типа оружия.
Но это ещё не всё, основная изюминка игры – глобальные события, известные как «Падения-ковчега»(Arkfall) – полный аналог «Планарных разломов» в проекте Rift. Их можно расценивать как многоступенчатые сражения с боссами. Упавшие с орбиты осколки ковчегов вызывают вылезание наружу всякой мерзости – жуков-мутантов, обезумевших роботов, агрессивно настроенных киборгов и т.д. В зависимости от размера и типа такого события, после уничтожения нескольких волн, событие может завершиться, может появиться и главный босс и по результату прохождения этого задания всем принявшим участие в массивном сражении выдаются различные награды – как обычная внутриигровая валюта, так и редкие ресурсы – «ключи», которые можно использовать на покупку лотерейных сундучков. Впрочем эти сундучки также можно покупать и за реальные деньги, но об этом чуть позже. А за самые сложные события выдаётся ещё и редкое оружие, щиты и модификаторы.
Возможно, у вас создастся впечатление, что игра полностью ориентирована на PvE-сражения, и всё, что вам предстоит, — это резать пачками жуков-мутантов для получения опыта и денег. Это не совсем так. Как сами разработчики не раз говорили, сражения против игроков тут представлены как сражения без границ. Обычно, когда вы играете в игру с сюжетом или кооперативным прохождением, когда вы решаете попробовать сетевые баталии против других игроков, вы оказываетесь в совершенно другом мире. Это выглядит как начало игры с начала, неважно, что в сюжете вы успели открыть всё оружие, достигнуть 100 уровня и победить всех злодеев мира. При запуске сетевого режима вы обычно начнётесь играть персонажем первого уровня, а все ваши достижения в сюжете добавят вам пару бонусов в виде нового оружия.
В Defiance всё совсем по-другому, в любой момент времени вы можете взять своего персонажа и отправиться сражаться против других игроков. Для таких сражений в игре есть два режима – первый это стандартные кооперативные мясорубки – команда на команду. Действия таких сражений проходят на небольших картах, противостояния получаются быстрые и динамичные, и мало чем отличающиеся от сражений в любом боевике с видом от третьего лица. Арены – где происходит сражение 8 на 8 или 16 на 16, и побеждает та команда, которая настреляет больше всего врагов.
Но это не основной режим для сетевых баталий. Основной — это так называемые «Теневые Войны»(Shadow Wars), в этом режиме также идёт сражение между двумя командами, но не на очки, а за контроль над территорией. Сражения происходят не на закрытых аренах, а прямо на основной карте, ключевые точки разбросаны на огромных расстояниях между собой, и начав захват точек в лесу, вы вполне сможете закончить его возле «Золотого моста». Этот режим динамичен и быстр, и в отличие от многих других проектов вы не будете ограничены только тем оружием, которое способны унести на своих двоих. Вы можете совершенно спокойно использовать в этом режиме машины, на которых колесите по миру в обычное время. Включая вооруженные ракетницами и пулеметами броневики-танки, на которых вы можете покататься вместе с друзьями. Более того, участие в сетевых сражениях также не останется без поощрения, за победу вы будете получать доступ к различным бонусам и плюшкам, включая уникальную одежду для своих персонажей. «Теневым Войнам» не хватает влияния на большой мир после их завершения, так как после победы одной из сторон все возвращаются назад, и всё становится, как было до начала противостояния.
О транспорте в игре стоит написать отдельно. Как было сказано выше, транспорт — это отдельный тип оружия, у которого, правда, никогда не кончается боезапас. Поэтому в определённых ситуациях намного быстрее, эффективнее и эффектнее будет не вылезать из машины и начинать расстреливать жуков, а сделать пару кругов, чтобы задавить супостатов. В игре есть большой ассортимент транспортных средств: от одноместных квадроциклов до гигантских грузовиков, в которые без труда поместится полная группа игроков. У каждого класса машин есть свои положительные и отрицательные стороны. Более того, сами машины различаются по своим характеристикам даже в рамках одного класса и не только раскраской.
Графически для сетевого проекта с огромным миром игра выглядит очень и очень хорошо. Конечно, проект нельзя сравнивать с однопользовательскими играми, всё-таки тут требовалось заставить игру нормально работать на устарелом железе. Но разработчикам удалось справиться с поставленной задачей и выжать из доступных им ресурсов максимум всего. Они даже смогли правильно использовать многие современные эффекты, но без фанатизма. Дизайн локаций и общий визуальный ряд также выглядит очень недурно и хорошо передаёт атмосферу разрушенной катастрофой земли. К сожалению, местами за это приходится расплачиваться. А на консолях в больших сражениях очень сильно проседает FPS. Во время «Теневых Войн» и «Падения ковчега» можно получить 20 FPS и ниже. Скорее всего, со временем за счёт оптимизации этот показатель смогут улучшить, но не сильно. А ещё на консолях есть явные проблемы с утечкой памяти, так как через несколько часов игры начинаются заметные проседания FPS — даже на пустых локациях. Исправить которые получается только перезапуском приставки. Плюс есть проблемы с отображением текстур и другие неприятные особенности.
По этой причине, если вы хотите наслаждаться игрой без тормозов и лишних технических проблем – лучшим решением будет покупка игры на ПК. Причём из-за изначальной закладки игры под консоли, даже на достаточно слабых компьютерах можно получить плавную игру даже на максимальных настройках. Единственным существенным недостатком графической части игры является омерзительная, по меркам современных игр, дальность прорисовки. Буквально через 300 метров всё затягивается туманом и нет никакой возможности насладиться красотами мира. Ещё раздражает максимально ограниченная настройка внешности персонажей, даже удивительно видеть такое от создателей Rift, с её огромными возможностями по настройке внешнего вида героя. Скорее всего, это напрямую завязано с ограниченными ресурсами игровых консолей, но странно, почему те же ограничения получила и ПК-версия игры. Возможно, они исправят это будущими обновлениями, в которых заявлены новые расы. Но на данный момент неважно, какие настройки вы выберите, на выходе всё равно получите очередного представителя огромной армии клонов.
В плане озвучения игра также выше всех похвал, конечно, она не может похвастаться озвучением всех диалогов в игре, как это сделано в Borderlands 2, но при этом основные сюжетные диалоги озвучены, и озвучены достаточно хорошо. А на второстепенные задания записано большое количество стандартных вводных фраз, которые хорошо разнообразят игровой процесс и не позволяют заснуть от чтения однотипных надписей. Не лишены озвучения и враги, все, кому положено обращаться, будут радостно приветствовать вас. Причём различные противники озвучены различными голосами, и через какое-то время вы будете знать, кто ожидает вас за «углом», даже не видя врага. Но отдельного внимания достойно озвучение оружия, оно выше всяких похвал и вполне сравнимо по качеству с лучшими представителями жанра боевиков. Дробовики, автоматы, пистолеты и ракетницы – всё звучит очень реалистично, то же можно сказать и об озвучении машин. Не забыт и сам мир игры, разработчики постарались подобрать и поставить правильные наборы звуков под все ситуации, от общих звуков окружающей среды до фоновой музыки. Музыка в игре отлично ложится под все ситуации, за исключением разве что сражений против игроков, под эти события подобраны совсем странные дорожки.
Игра поддерживает достаточно глубокий уровень развития персонажа, убивая врагов вы получаете опыт, который может использоваться для открытия новых навыков и способностей для персонажа. Этот опыт отражается в вашем общем уровне EGO-рейтинга. EGO-рейтинг также повышается за выполнение некоторых заданий и выполнение внутриигровых задач-достижений. Что позволяет создавать очень разнообразных в плане боевых способностей бойцов. Но только открытием способностей развитие персонажа не ограничивается, от использования оружия у персонажа также происходит развитие связанных с ними навыков. Каждый новый уровень улучшает умения вашего персонажа оперировать тем или иным оружием. Повышая его точность, повреждение, объём магазина и т.д. Само оружие тоже получает опыт, и по достижение максимума получает уровень и уникальные бонусы, зависящие от производителя оружия, его типа и редкости. Впрочем, этот уровень имеет и «обратный» эффект. После того как оружие получит уровень, развитие ваших навыков использования данного типа оружия прекратится. И на ранних стадиях игры вам придётся откладывать на полочку отличную легендарную винтовку и брать вместо неё первую попавшуюся на глаза «зелёную» винтовку, чтобы продолжить развитие навыков.
Чего в игре нет, так это торговых навыков и сбора ресурсов. Это всё заменено тут «разборочной матрицей», смысл которой сводится исключительно к модификации оружия путём добавления различных модификаторов. Модификаторы позволяют улучшить различные характеристики оружия. На ранних стадиях игры это не сильно важно, хотя лишние 3 патрона в обойме помпового дробовика никогда не будут лишними. На более поздних стадиях вам будет сложно представить использование оружия без модификаторов. На более поздних уровнях некоторые модификаторы идут наборами, и установив в оружие несколько модификаторов из одного набора, можно существенно улучшить его характеристики или изменить свойства. Ещё одной функцией «разборочной матрицы» является возможность разбирать ненужное оружие на «остатки». Отдельный «тип валюты», используемый для улучшения оружия.
Во время игры вас не будут насильно загонять в группы или кланы. Более того, на многих участках игра поддерживает «виртуальные» группы, когда различные элементы задания, выполняемые разными игроками на этой территории, засчитываются всем игрокам. Игра также не заставляет игроков насильно собираться в гильдии или сражаться с другими игроками. Да, в группе игра будет веселее и проще играть, в гильдии вам будет проще найти группу для выполнения очередного задания, а за участие в сражениях против других игроков можно открыть дополнительные «костюмы» для персонажей, но это не критично.
Игра является MMOFPS без захвата цели, то есть чтобы атаковать врагов вам не нужно предварительно выделить их — прицеливайся и стреляй, как можешь, тренируя свою меткость и ловкость — особенно важно в сражениях против игроков. Из-за чего она очень сильно напоминает Tabula Rasa. Но намного более качественную и доведенную до ума. Я бы сказал, что Defiance — это ребёнок, получившийся путём скрещивания Borderlands и Звёздного десанта, которого воспитал Planetside. Игра играется хорошо, и вы не заметите, как пройдёт время за ней, конечно же, консольные версии игры имеют полноценные наборы достижений/трофеев, которыми вы сможете похвастаться перед друзьями, а вот игрокам в ПК-версию останется довольствоваться только внутриигровыми достижениями.
В отличие от многих других MMO, патроны здесь не бесконечные и не появляются в обойме магическим образом. Хорошо, появляются, но только при наличии особых навыков. Поэтому помимо простого нажатия на гашетку, вам нужно будет также не забываться своевременно перезаряжать оружие и следить за боезапасом. Особенно это актуально у помповых ружей. Ибо если в разгар битвы у вас неожиданно кончатся патроны, останется только сломя голову бежать к врагу, пытаясь вырубить его врукопашную. Впрочем, при определённом упорстве и наличии нужных навыков такая тактика бывает даже более эффективная, чем любая другая. Правда, не против боссов.
В начале игры вам может показаться, что противники в игре — это тупые болванчики, которые не способны что-то противопоставить игроку и являются исключительно декорацией, предназначенной для тренировки точности стрельбы и выбивания добычи. Но это ошибочное впечатление, просто игра очень правильно сбалансирована в плане повышения уровня сложности по мере прохождения. На ранних стадиях игры такое мнение будет подогреваться ещё и тем, что здоровье персонажа в лучших традициях жанра фантастики состоит из двух элементов – щита и полоски жизни. Щит и здоровье восстанавливаются автоматом через несколько секунд после того, как вы перестали получать повреждения, причём этот процесс можно ускорить за счёт определённых навыков. Щиты так же, как и оружие, имеют свои показатели, более того, они даже могут иметь некоторые уникальные свойства, как в Borderlands. Правда, в отличие от неё, здесь вы увидите эти бонусы только ближе к максимальному уровню. То же касается и противников и их сложности.
По мере продвижения по сюжету и удалению от стартовой локации враги будут существенно подтягиваться в интеллекте и силе. Более того, некоторые враги потребуют определённой тактики для борьбы с ними. Так, защищённых щитами «бунтарей-разбойников» бессмысленно атаковать в лоб, к ним надо подобраться со спины или забросать гранатами. А разбойника-танка вообще можно атаковать только в «баллоны», висящие у него на спине. После нескольких попаданий по ним он откроет своё «личико», точный выстрел в которое почти гарантированно вырубит его. И хотя, как было сказано, игра не принуждает вас к игре в группе, наличие в команде напарника-лекаря существенно облегчит зачистку очередного логова тварей. К несущественным недостаткам игры можно отнести полное отсутствие контекстно-зависимых укрытий, какие присутствуют во всех современных боевиках — от Uncharted до Mass Effect, они бы сделали сражения более тактичными, впрочем, этот недостаток вполне компенсируется перекатами и возможностью приседать.
В плане вещей, которые реально могут омрачить игру, но исключительно, если вы решите играть в неё на ПК, — это интерфейс и реализация меню в игре. Так как игра изначально делалась с расчётом её выхода на консоли, то и весь интерфейс затачивался под удобное управление с геймпада. Множественные переходы из меню в меню сильно раздражают, инвентарь и процесс одевания персонажей наводит ужас, а работа с чатом является просто преступлением против пользователей. Но стоит начать играть в игру с геймпада или на консолях, так сразу становится понятно и логично, и весь дискомфорт сразу проходит.
В заключение хочется немного сказать о том, сколько же игра будет стоить тем игрокам, кто решит в неё поиграть. В отличие от многих MMO-игр, включая вышеназванные DC Universe Online и Free Realms, данная игра не требует оплаты подписки, однако вам придётся отдать деньги за коробку с игрой. На этом, собственно, ваши вложения в игру и закончатся. Возможно, если вы будете играть в неё достаточно долго, вам придётся выложить ещё 30$ за сезонный абонемент или чуть больше, если вы решите купить для неё дополнения по отдельности. Впрочем, о дополнениях ещё ничего не известно, и неясно — нужно ли будет их покупать, чтобы наслаждаться игрой и далее. Но обязательные платежи в данной игре заканчиваются на покупке коробочки. И этого более чем достаточно для того, чтобы нормально играть и наслаждаться игрой.
Впрочем, если вы захотите развить своего персонажа быстрее, раньше получить доступ к некоторым возможностям, увеличить инвентарь и т.д., то можете прибегнуть к микротранзакциям. За них также можно купить те самые деньги, выдаваемые за выполнение заданий и борьбу с монстрами. Но всё это нельзя отнести к категории Pay2Win-игр, в которую нельзя комфортно играть, не занося в неё ежемесячно сумму с тремя нулями. Здесь же это на уровне покупки сундуков в сетевой игре Mass Effect 3. Да, они немного перекашивают баланс в сторону того, кто готов платить, но не критично. Единственное, за что тут реально придётся занести деньги, — увеличение объёма рюкзака. Ведь многие, кто играл в Borderlands 2, в душе мечтали о дополнении, которое позволило бы им носить на десяток предметов больше. А здесь из-за отсутствия банка и скромного размера изначального «мешка» вам либо придётся после каждой битвы превращать в ресурсы десяток новых предметов и делать сложный выбор, что оставить, а что выбросить. Или занести один раз несколько лишних долларов за +15 к инвентарю.
80Подводя черту, хочется сказать: несмотря на все технические проблемы, у игры очень неплохой потенциал, и она действительно интересная. К тому же компания-разработчик успела доказать временем, что умеет и хочет развивать свои игры — им удалось сделать это с Rift. А Defiance имеет все шансы стать неофициальным «Borderlands Online» за счет неплохо поданного постапокалипсиса, возможности улучшения оружия и наличия сюжета. И я не удивлюсь, если Borderlands 3 будет очень сильно походить на то, что мы уже сейчас видим в Defiance. Немного смущает консольная версия игры и её судьба. Если за версию для PS3 особых опасений нет — Sony как платформа-держатель за последние годы успела набраться опыта и наладить процесс утверждения обновлений для таких проектов. Хотя обычно они и выходят с задержкой в полмесяца-месяц по отношению к ПК-версии. То у Microsoft и Xbox 360 всегда были тяжёлые отношения с такими проектами, и многие разработчики, включая тот же Uber Entertainment с их Monday Night Combat, в какой-то момент просто отказались поддерживать проект из-за сложностей с утверждением обновлений. Впрочем, это проблемы решаемые, и единственным реальным врагом игры на данный момент является… телеканал Syfy. Данный канал уже успел заработать славу телеканала, который закрывает любой сериал, как только тот начинает походить на нормальную и интересную фантастику. А учитывая его непосредственную роль в развитии игры, он может выступить как раз тем, кто породил, а затем и похоронил проект.