Совершенно неудивительно, что многолетний успех кооперативного сетевого экшен-слэшера от Capcom, под названием Monster Hunter, подталкивает многие студии и отдельных разработчиков создавать и придумывать собственные кооперативные боевики, созданные по подобному принципу — объединение до четырёх игроков, совместное выполнение заданий разной длины и с разной целью: от сбора предметов до уничтожения мощных противников; прокачка персонажей и средней глубины система их, персонажей, настройки. Не стала исключением в вопросе общей концепции и новая кооперативная игра Soul Sacrifice, созданная объединением двух именитых студий — Marvelous AQL и Sony Japan Studio — под началом известного игрового дизайнера Кейдзи Инафунэ. Более того, она сумела не только использовать уже устоявшиеся каноны, но и основательно выделиться на фоне конкурентов, благодаря своей атмосфере, тематике и сюжету.
Атмосфера и тематика игры полностью оправдывает её название, которое буквально значит «Принесение души в жертву». Здесь абсолютно всё, каждый уголок тёмного фэнтезийного мира, находящегося на рубеже между существованием и вечной бездной, так или иначе связано с принесением в жертву душ живых существ, будь то люди, звери или птицы. Силой этих душ живут местные колдуны, чьи правые руки являются сосудами для душ поверженных врагов, но есть и отступники от общего кодекса, те колдуны, которые выбирают светлый путь и вместо принесения в жертву человека, вернувшегося в свою форму после того, как был повержен в образе чудовища, спасают его душу и отпускают на волю. Сюжет Soul Sacrifice мы переживаем от третьего лица — заключённого колдуна, попавшегося в руки беспощадного Магузара. Сидя в клетке и ожидая, пока за ним придут отроки палача, наш герой случайно находит книгу, но не простой пресс бумаги в переплёте, а живую. Имя этой книге Либром и представляет она собой дневник, некогда написанный одним странствующим колдуном, который путешествовал вместе с Магузаром. К сожалению, большинство записей потускнело и утратило пригодный для чтения вид, но это можно исправить, самостоятельно отправившись на страницы книги и пройдя путь её автора. Делая это, чтец не только познаёт историю, описанную в этом таинственном живом дневнике, но и обретает мощь его автора. С первой страницы книги и начинается наше путешествие по разбитому на локации миру Soul Sacrifice.
Сюжет и его подача в этой игре находятся на довольно высоком уровне — история интересна и прекрасно подана, каждый персонаж обладает собственной личностью, интересно расписанной, у каждого из главных противников своя история, будь то Вервольф, Гарпия, Виверна, Джек-О-Латерн или любой другой. Каждое дополнительное задание — в данной игре задания называются пактами, но я продолжу называть их привычным всем словом — сопровождается собственным примечанием, а принятое решение об убийстве или спасении главного злодея конкретного задания, может повлиять на то, какие ещё задания станут доступны по прохождению данного. Например, есть развилка: если противника убить, мы выполним свой долг колдуна и пойдём по одной ветке заданий, но ежели его спасти, мы нарушим кодекс и пойдём по другой ветке, на которой нас может даже встретить посланный по нашу душу ассасин. Впрочем, не лишена Soul Sacrifice и странностей, например, в одной из историй нам рассказывают о грядущей битве со здоровым слизнем, но задание представляет собой уничтожение пары-тройки пауков и прочей живности. После чего история продолжает настаивать на том, что мы победили слизня, и сейчас встретим ещё одного. К счастью, на этот раз история не солгала, и слизня мы встречаем. Но в первом случае произошедшее выглядит немного странно. Видимо, это такой хитрый ход разработчиков, чтобы запутать игрока.
Игровой процесс Soul Sacrifice представляет собой экшен от третьего лица, в котором игрок создаёт собственного персонажа, определяя пол, имя и внешний вид, а затем, экипировав желаемые «подношения» (Offerings) — местный вариант оружия — из имеющихся в арсенале, оправляется на выбранное из доступных задание, в одиночку или с напарниками (до двух компьютерных или до трех, управляемых другими игроками). Как только нога персонажа ступила на землю игровой локации, Soul Sacrifice, за исключением свежей и своеобразной системы подношений, становится классическим представителем ролевой игры от третьего лица, с боевой системой в реальном времени. Система же подношений здесь следующая: у нас есть шесть ячеек для экипировки желаемых подношений, по две из них привязаны к расположенным рядами кнопкам «квадрат», «треугольник» и «круг». Переключение между рядами производится нажатием кнопки «R». Каждое подношение имеет свой запас прочности — количество раз, которое можно это подношение использовать в обряде жертвоприношения, — а также собственные уникальные эффекты: одно подношение создаст ледяной меч, другое — превратит персонажа в каменно-огненный шар, третье — исцелит раны, четвёртое — запустит тяжелое ядро по траектории в указанном игроком направлении. Подбор подношений полностью зависит от того, какую цель преследует игрок: быстрее убить врага, уничтожить чем больше его проклятых частей, активировать «Ад»; а также от того, против кого игрок сражается. Например, метательное оружие очень хорошо для уничтожения проклятых частей противника, достаточно использовать «Глаз разума» (Mind’s Eye), нажатием кнопки «вниз» на крестовине PlayStation Vita, и можно увидеть все уязвимые точки противника. Естественно, метательным оружием намного легче прицелиться и попасть в них, впрочем, с иными слабыми местами проще справиться в рукопашном бою.
Подношений в Soul Sacrifice просто огромное количество, и почти каждый их вид обладает ещё и несколькими подвидами. Так, например, метательные яйца, исполняющие роль местных ядер, бывают как обычными, так и сопровождаются элементальными особенностями — огнём, льдом, электричеством, камнем или ядом. То же касается очень многих боевых подношений, а вот целебные подношения, с зелёной полосой по внутреннему радиусу, естественно никакими элементами и дополнительными подвидами не отличаются. Элементальные особенности играют очень важную роль в боях против высших демонов, поскольку многие из них обладают слабостями к определённому элементу. Например, Кракен слаб к электричеству, следовательно подношения с электрическим элементом будут как наносить больше урона, так и скорее помогут игроку уничтожить так называемые «проклятые части» противника. Выше я говорил об «Аде», теперь пришло самое время объяснить, что это такое. Это состояние противника, который сильно пострадал от определенного элемента и получил критический урон. Простейший пример «Ледяной ад» (Frozen Hell) — это замороженное состояние врага, которого можно достичь применяя на противника подношения с ледяным элементом. В таком состоянии противник не только получает дополнительный элементальный урон, но и полностью уязвим для атак со стороны колдунов. За отправку противника в состояние «Ада» игрок получает дополнительные очки в конце задания. Помимо особенностей элементальных, все подношения, независимо от их предназначения, обладают уровнями, которые можно повысить путём смешения двух совершенно одинаковых подношений. Так, два простых топора превращаются в топор со звёздочкой, которая символизирует первую стадию прокачки. Два топора со звёздочкой образуют топор с двумя звёздочками, а затем два таких — один с тремя. Если смешать два одинаковых подношения с тремя звёздочками, получим подношение нового уровня, более мощное, но, как правило, менее выносливое. Но это можно исправить всё тем же смешением, ведь каждая звёздочка будет добавлять подношению прочности.
Такой метод прокачки называется «Повышением» (Boost), осуществляется он нажатием кнопки «треугольник» при курсоре, наведенном на желаемое подношение. Но есть и иной способ прокачки, более требовательный к ресурсам, зато часто более быстрый — «Объединение» (Fuse), который вызывается нажатием кнопки «L» из меню выбора подношений (Select Offerings). Здесь нам предоставляется возможность создать подношение нового уровня или нового вида, путём смешения нескольких подношении послабее. На начальных уровнях «Объединение» может выглядеть несколько невыгодным, но с прогрессом игры станет незаменимым инструментом для создания желаемого оружия. Помимо оружия в Soul Sacrifice прокачивается и персонаж, иначе какая же это ролевая игра? Всего у нашего героя есть два уровня: магии, с повышением которого увеличивается наносимый персонажем урон, и жизни, с повышением которого увеличивается защита персонажа и его сила исцеления. Проще говоря, персонаж прокачанный по ветке магии представляет собой танк, с мощной пушкой и сделанный из органического стекла, а прокачанный по ветке жизни — сплошной лист брони с примитивной заточкой в руке. Но игра не мешает игрокам балансировать свою прокачку, более того — в идеале обязательно стоит достичь сорокового уровня в каждой ветке, чтобы получить все «Тёмные ритуалы» (Black Rite), о которых я скажу чуть ниже. Но с балансировкой уровня, невозможно достичь максимального эффекта ветки, который просто сокрушителен, поэтому разработчики предусмотрительно дали игрокам возможность понижать накопленный уровень, используя слёзы (Lacrima) демонической книги. Слёзы эти можно получить, время от времени закрывая книгу и проводя пальцем по её глазу. Делать это крайне рекомендуется, поскольку эти слёзы будут очень полезны, особенно в совместной игре с другими игроками, где полным ходом используются «Тёмные ритуалы».
Эти ритуалы получаются с достижением определенного уровня по одной из веток, магии или жизни, и находятся в меню вооружения, в которое, помимо подготовки к заданию, можно попасть ещё через меню «Описание» (Portraiture), доступное на первой странице Либрома. Представляют они собой мощнейшие заклинания, приводимые в действие не посредством подношений, а путём принесения в жертву части тела главного персонажа. Например, применяя очень полезный в кооперативной игре ритуал «Глепнир» (Gleipnir), персонаж жертвует частью силы своей правой руки, зато на время связывает противника, позволяя другим игрокам наносить урон, не боясь получить повреждения. Или ритуал «Инфернус» (infernus), самый первый из доступных, требует приношения в жертву кожи персонажа, но при этом наносит огромный урон противникам священным пламенем. Восстановить своё тело после совершения ритуала можно в меню ритуалов, используя слёзы. Стоит обратить внимание, что цена за восстановление растёт неумолимо, поэтому не забывайте копить чем больше слёз. Важным аспектом боевой системы, компенсирующим лишь две ветки развития, Soul Sacrifice является система печатей (Sigil), еще одна особенность этой игры. Печати эти получаются за прохождение заданий и каждая из них обладает своими особенностями. Одна печать повышает урон и понижает защиту, иная, в свою очередь, понижает сопротивление к одному из элементов, но при этом повышает уровень здоровья. Многие печати требуют от игрока определенного уровня прокачки правой колдовской руки, коих всего шесть: Небесная длань (Divine Arm) I-VI и Тёмная длань (Dark Arm) I-VI.
Слёзы демонической книги Либром полезны не только для того, чтобы переписывать информацию об уровнях или увечьях, но и для того, чтобы возвращать или оживлять своих союзников, ушедших от нас по собственному желанию, или принесённых нами в жертву во время одного из заданий. В Soul Sacrifice великое множество союзников, которых мы встречаем на страницах книги. Это и просто спасённые нами колдуны, которые находятся при смерти на локации, где мы выполняем задание, так и те высшие демоны, которых мы решили спасти, а не уничтожить. Погибнуть наши союзники могут в том случае, если потеряв силы в битве, они будут принесены нами в жертву — порой, очень полезное действие для уничтожения опасного противника. В таком случае, при желании вернуть жертвенного ягнёнка, придётся заплатить слезами. Что же касается ухода колдуна, то здесь дело обстоит несколько иначе — если колдуну, который участвует в задании, не понравится решение игрока в вопросе «убить или не убить», то он покинет команду, раздосадованный тем, что его начальник, по его мнению, человек не самый достойный. В исправлении такой ситуации тоже помогут слёзы, а узнать реакцию напарников можно заранее: владельцы небесной длани предпочитают спасать, а не убивать, владельцы же тёмной длани — наоборот. Не могу не отметить важный момент — переиграть в игре можно любое задание, но если сперва спасти человека, после уничтожения в нём высшего демона, а потом, переиграв этот уровень, принести его в жертву — он исчезнет из списка союзников. Поэтому в тех моментах, где требуется пойти по обеим тропам, то есть и убить, чтобы открыть часть заданий, и спасти, чтобы сделать то же самое, я рекомендую сперва убивать, а потом спасать.
Дизайн локаций в Soul Sacrifice очень красивый и качественный, но из PlayStation Vita, я более чем уверен, разработчики могли выжать несколько больше качества и сделать окружение более детальным и менее однообразным. То и дело на локациях мы будем видеть одинаковые предметы, деревья и постройки (в том числе и их остатки), но нельзя сказать, что это способно сильно испортить впечатление от игры. Бестиарий миньонов, младших демонов, от которых нам суждено отбиваться во время заданий по сбору предметов, или во время битвы с высшим демоном, выглядит вполне уверенно, но если копнуть несколько глубже — немного огорчает своим однообразием. От задания к заданию нас ждут несколько видов гоблинов, произошедших от крыс, орков, появившихся от одержимых котов, птиц и пауков. Это не считая безобидные деревья, которых в игре величают кобольдами. Противники одного типа отличаются друг от друга слабостями и, незначительно, внешним видом демонической формы. Впрочем, не стоит забывать, что немало противников, среди которых и миньоны, будут добавлены в игру с грядущими дополнениями. Но с какой стороны не погляди, это не оправдание. Зато уверенный плюс Soul Sacrifice в представленных здесь высших демонах, каждый из которых (вид, допельгангеров не считаем) может похвастаться собственной грустной историей появления, которую можно прочесть в меню «Знаний» (Lore), в подменю «Высшие демоны» (Archfiends).
Сетевой компонент Soul Sacrifice состоит из полноценного онлайна, то есть игры через интернет, и режима «ад-хок», по которому могут играть игроки, находящиеся в непосредственной близости друг к другу, например в одном помещении. В таком случае связь не зависит от каких-либо провайдеров интернета и прочих нюансов, способных нарушить беспокойный покой сетевого сражения. Кроме того, разработчики добавили поддержку приложения Ad-Hoc Party (PlayStation 3) для тех игроков, у которых поблизости нет друзей с PlayStation Vita и отсутствует точка Wi-Fi в зоне доступности. Не могу не отметить очень удобный фильтр поиска, который включает манеру игры (Room Policy), диапазон «пактов Авалона» (Avalon Pacts) и наличие «Слухов» (Whispers) — системы временного влияние на те или иные явления во время выполнения кооперативного задания (увеличенный процент выпадения редких предметов, более сильные противники и так далее). Любопытной частью сетевого компонента является система применения к игре приобретенных или полученных дополнений. Для этого следует пройти в раздел сетевой игры (Network), затем зайти к «Торговцу» (Peddler), где выбрать «Получить подарок» (Claim Gift). Именно здесь, в кооперативной сетевой или локальной («ад-хок») игре полноценно раскрывается потенциал тёмных ритуалов и самопожертвования, о котором я не писал ранее, приберегая на данный абзац. Когда наш персонаж умирает, его могут спасти напарники ценой половины своего здоровья — точно та же цена, за которую мы спасаем своих соратников в одиночной игре — но также они могут и принести его в жертву. По собственному желанию, или же по желанию игрока. В предсмертном состоянии у игрока есть три варианта выбора — выбрать смерть, просить его спасти или же просить принести его в жертву. Принесённый в жертву игрок превращается в призрака и принимает активное участи в бою на правах потусторонней поддержки. Касание персонажа другого игрока, или компьютерного напарника, посредством сенсорного дисплея консоли, обеспечивает оному увеличение силы атаки, а вот касание противника — понижает нашей цели защиту.
Технически игра выполнена очень хорошо, но для оценки «отлично» разработчикам стоило побольше выжать из железа PlayStation Vita, благо выжимать там есть из чего. Как я уже сказал выше, подводит скудность в архитектуре и географии локаций, но помимо этого, неприятные впечатления может оставить и искусственный интеллект управляемых компьютером напарников. Нет, дело не в том, что они своенравны в случае воскрешения или жертвоприношения игрока — здесь всё зависит от наклонности напарника и уровня отношения с ним (если напарник с развитой темной дланью, а уровень отношений с ним не ахти, то с вероятностью стремящейся к единице он принесёт игрока в жертву при первой же возможности, даже если игрок будет умолять его спасти). Напарники нередко могут основательно подпортить игроку задуманную стратегию боя, помешать получению дополнительных очков (например, игрок ждёт пока противник начнёт наносить удар, чтобы сделать контратаку, но в этот момент напарник влетает в противника катящимся шаром, попутно сбивая с ног игрока, на которого, через секунду, напрыгивает цербер, до этого целивший в напарника), или попросту сбить с ног, подставив под удар. Почему разработчики не внесли в игру систему приказов, хотя бы минимальную — «не вмешивайся», «атакуй», «защищайся» — тайна, покрытая мраком. Ничего хорошего не могу сказать о системе захвата цели в данной игре. Я привык к захвату цели в Demon’s Souls и Dark Souls без особых проблем, хотя учитывая кривизну того движка, дело это не для каждого покажется лёгким, но захват цели в Soul Sacrifice — это целое испытание терпения. После десятка попыток привыкнуть к ней и её неуклюжести, я принял самое очевидное, в таком случае, решение — перестал её использовать вообще. Нельзя, никогда нельзя делать в играх систему захвата цели, которая будет перебрасывать «лок» с цели на цель с поворотом камеры. В такой системе нет смысла, она просто нелепа. А вот похвалить разработчиков, кроме уже неоднократно упомянутого потрясающего дизайна, хочется еще и за качественные модели персонажей, отличную анимацию движений во время бега, кувырков и применения подношений или тёмных обрядов, а также хорошие спецэффекты. Невероятно радует и грамотный подход разработчиков к особенностям PlayStation Vita, который ярко выражен в отсутствии нелепо навязываемого сенсорного управления. Принудительное его использование встречается только в форме призрака, что очень удобно, на самом деле. И при смахивании слёз с глаза дружелюбной демонической книги. Навигация же по меню, использование подношений и другие операции, могут быть выполнены как при участи сенсорного дисплея, так и без оного. А ещё очень забавно можно толкать Либрома, попеременно оперируя сенсорным дисплеем и задней сенсорной панелью консоли.
Музыкальное сопровождение Soul Sacrifice вполне достойно оказаться в плеере любителя официальных игровых саундтреков, а к озвучению американские актеры подошли со всей ответственностью. Английские голоса звучат хоть и не так колоритно, как японские, доступные для всех, кто купил игру по предварительному заказу, но тем не менее — слушать их приятно. Несколько огорчает другое: при локализации было решено изменить многие имена, так, например, Морган Ле Фэй стала Иллецеброй, Парцифаль — Радуксом, Гавейн — Ванатаром и так далее. Список трофеев здесь представляет собой мечту каждого игрока, которому приятно получать трофеи в играх, при этом не обязательно быть трофейным фанатиком или охотником за оными. В Soul Sacrifice есть трофеи сюжетные, получаемые за прохождение последовательностей заданий и разделов в Авалоне, а также есть трофеи за совместную игру. Не обделяет трофейный список и тех игроков, кто любит накопительную и статистическую часть в играх — получение полусотни высших рангов за выполнение заданий «Былинный заклинатель» (Legendary Sorcerer, в североамериканской версии «Небесный заклинатель» (Divine Sorcerer)), накопление тысячи и более подношений, совершения множество жертвоприношений и многое другое. Несомненно, такие разнообразные и интересные списки трофеев, в наше время и особенно с этими нелепыми ограничениями на количество призов (очков, не суть важно), которые накладывает Sony и Microsoft, не сказать, что частое явление. Такому лично я очень рад, несмотря на то, что охотником за трофеями себя назвать не могу. Но считаю, что это отличное дополнение для игр, наличие которого желательно везде, ведь получать награды, пусть и в виде бессмысленных картинок, в понравившихся играх всегда приятно.
Вердикт:
Soul Sacrifice не получилась шедевром, но уверенно заняла своё место среди качественных кооперативных проектов, созданных для портативных консолей, и более того — она является, без преувеличения, лучшим представителем данного рода игр на PlayStation Vita. Интересная система подношений, множество заданий и всяческих открываемых элементов, потрясающие высшие демоны, разнообразие вариантов прокачки и ведения боя, и самое важное — совершенная портативная идеальность заданий — есть короткие, есть длинные, но нет часовых побегушек, как в Monster Hunter, которые, со временем, начинают невероятно утомлять — определённо достойна внимания каждого поклонника ролевых игр с боевой системой в реальном времени, события которых происходят во мрачном и недружелюбном к своим обитателям мире. Визуальная часть игровых локаций и их разнообразие (равно как и низших демонов), хоть и оставляют желать лучшего, а система захвата цели в большинстве случаев представляет собой нечто совершенно неуклюжее (я вообще перестал ей пользоваться), Soul Sacrifice невероятно захватывающая, особенно если есть друзья, с которыми можно устроить кооперативную игру. За 1400 рублей, учитывая цены других игр для PlayStation Vita, покупатель получает отличную игру, качественный продукт с огромным количеством игрового содержимого, в котором можно попросту затеряться.


10)
944









Ответить с цитированием







Меня очень напрягает когда игра кидает тебя в тесную комнатку 2х2 с толпой врагов, которых тупо нужно месить... Если так весь геймплей построен, то я не осилю...




