Заботливо представленная нам до официального выхода игры «За гранью: Две души» (Beyond: Two Souls) демонстрационная версия этого кинематографичного проекта от талантливой студии Quantic Dream, предложила нам опробовать две небольшие главы игры. В первой, «Эксперимент», мы смогли познакомиться с основными способностями Айдена, связанного с всё ещё маленькой Джоди невидимой нитью, а во второй, «Облава», мы удирали от полицейских, прыгали с поезда и безжалостно показали группе SWAT, что их особое оружие и тактика не так уж хороши, когда в дело вступают потусторонние силы. Демо-версия определённо захватывала своим показательным намёком на разнообразие полной версии игры, но сумела ли команда Дэвида Кейджа выдержать стиль и провести игрока по тонкой красной линии судьбы милой и во многом несчастной девушки Джоди Холмс?.. Скорее да, чем нет.
Сюжет «За гранью» действительно удался на славу, хотя, откровенно говоря, какими-либо серьёзными инновациями он похвастаться не может. Большинство из увиденного и услышанного здесь мы видели или читали где-то, когда-то, в том или ином виде, с тем или иным подтекстом. Но сюжет настолько кинематографической игры, что во время её прохождения частенько словно чёртик из табакерки выскакивает мысль «А где здесь игра?..», не стоит рассматривать по каким-то конкретным деталям, куда лучше подойти к нему комплексно. Авторы игры решили подать историю Джоди рваными отрывками её памяти, что вначале может показаться не самым лучшим дизайнерским решением, зато потом станет восприниматься как само собой разумеющееся явление и даже поможет сохранить кое-какую интригу — нам не разжёвывают каждую деталь событий, а время от времени позволяют дать волю фантазии и догадкам. Просто нельзя не отметить потрясающее разнообразие красок и оттенков этой игры, причём не только в прямом, но и в переносном смысле — история «За гранью» будет бросать нас не только в совершенно разнообразную местность, от знойной пустыни до заснеженной деревни, но и от маленькой Джоди к едва сформировавшейся девчонке-сорванцу, к проходящей тренировку малолетней «Джейн» или к простодушной, не знавшей общения со сверстниками девочке-подростку и ещё многим, так сказать, амплуа нашей героини.
Таким образом, разделив игру на главы разной длины и степени насыщенности — от мимолётных глав с экспериментами над маленькой Джоди, до продолжительных и полных событий, разработчики сумели сделать её намного разнообразнее и колоритнее, чем она была бы в цельном виде. Кроме того, если подобный объём истории — вдумайтесь: мы, будучи зрителями, способными влиять на происходящее и ход событий, наблюдаем за пятнадцатью годами жизни даже не одного персонажа, Джоди, но и людей, которые её окружают. Переходы из местности в местность, из амплуа в амплуа было бы либо очень сложно, либо попросту невозможно воплотить в цельном проекте с последовательной сюжетной линией — слишком муторно, разжёвано и, вполне вероятно, скучно. А вот «За гранью», такая, как она получилась, заскучать не даст. Пускай эту игру и можно отнести к интерактивному кино, сделавшему шаг одним кедом в игровую индустрию, но повлиять на происходящие события, принять в них посильное участие нам предлагают очень часто.
Взаимодействие с окружением в этой игре завязано на правом аналоге — когда мы видим белую точку, нужно наклонить аналог в её сторону и Джоди произведёт взаимодействие: взберётся на уступ, возьмёт с полки книгу, откроет дверь и многое другое. Все экшен-сцены игры, в которых принимает участие игрок в роли Джоди, в основном представляют собой QTE, где от нас требуется в определённой последовательности нажимать или зажимать кнопки, трясти или наклонять контроллер, крутить аналог по часовой стрелке. Здесь-то и вмешивается наша духовная сущность, наш привязанный невидимой нитью напарник, который вносит в игровой процесс множество интересных элементов, выводя его за рамки интерактивного QTE-кинофильма. Переключившись на Айдена, а именно так зовут нашего духовного соратника, мы можем свободно летать по игровой локации, правда на определённом и часто ограниченном расстоянии от Джоди, поскольку связывающая наших героев сила причиняет боль обоим, ежели они сильно отдаляются друг от друга. Айден способен двигать предметы, помогать Джоди открывать запертые двери, или справляться с опасными противниками — отвлекая их, завлекая в ловушку, просто убивая или же подчиняя себе их волю. Потрясающее чувство, когда можешь вселиться в бойца специального подразделения, чья команда тебя окружила, и нашпиговать воинов свинцом из табельного оружия, или устроить небольшое барбекю с пылающими бронемашинами SWAT. Жаль, конечно, что игра чётко определяет, какого бойца можно убить, а какого подчинить, и очень часто нас ставят перед выбором — подчинив бойца, мы не сможем убить другого, или подчинение противника в левой части карты не позволит более подчинить другого противника, находящегося, например, на юге игровой местности. Тем не менее, эти возможности вполне успешно вносят разнообразие в игровой процесс, я например с удовольствием по несколько раз прошёл некоторые главы игры, чтобы посмотреть, как мои действия будут влиять на положение дел в этой главе. Развязка большинства событий в итоге будет одна — в «За гранью» нет пугающего многих экрана «Конец игры», нет криков «Джодииии!» и тому подобного, нет как таковых развилок во время игры, которые повлияют на дальнейшие события. Даже выбор концовки, честно говоря, не чувствуется чем-то значимым.
Чтобы показать игрокам своё видение истории, провести их по той самой красной линии судьбы Джоди, безусловно талантливая команда Дэвида Кейджа сделала ещё один шаг от игры к фильму. Решения, которые нам дают принять в игре: варианты ответов на вопросы, мстить или не мстить тем, кто обидел нас, бежать от копов или сдаться им — все они определённо радуют, но чувства значимости не вызывают. Есть — ну и хорошо, пусть будет иллюзия выбора во имя получения заветного трофея или просто дабы потешить собственное любопытство «а что если?», всё равно ждущая за углом заскриптованная сцена никуда не денется, во время езды на мотоцикле нельзя разбиться, даже если всю дорогу направлять аналог к обочине, а от поймавших нас копов всегда можно удрать. Честно говоря, это не самый мудрый дизайнерский ход, как по мне, но не скажу, что он способен испортить общее впечатление от игры, особенно если проходить её на высоком уровне сложности, когда все QTE требуют от нас больше внимательности, реакции и действий. Для этого надо в начале выбрать вариант «Часто играю в видеоигры». Мне кажется, что большинство игроков разделят мой взгляд на вещи в данном случае — даже если знаешь, что всё равно пройдёшь главу и умереть в ней не можешь, удовольствие от успешно выполненных условий всё равно остаётся и греет душу. На то мы и игроки. Огорчает, правда, то, что нет кнопки, отключающей в некоторых моментах хныканье Джоди. Я не могу назвать себя чёрствым человеком, но в некоторых моментах она ревёт совершенно непонятно почему, и это всхлипывание раздражает. Наверное, каждого парня или мужчину раздражают женские слёзы, хоть мы это тактично пытаемся скрыть, когда находящаяся рядом девушка плачет, но при этом, в зависимости от ситуации и причины, конечно, многие из нас продолжают думать: «Ну и чего ты ревёшь, глупость-то какая, ну хватит, уже уши скрутились в тонкие трубки…». Примерно такие же мысли вызывает хныканье Джоди в «За гранью».
Отдельно из игрового процесса хочется выделить боевую механику в этой игре. Она очень интересна, суть в следующем: от нас требуется следить за движением тела Джоди и в момент замедления камеры, направлять правый аналог в ту сторону, куда девушка направляет свою руку, ногу или корпус, таким образом как бы придавая движению либо удару инерцию и силу. Звучит и выглядит очень простецки — собственно, так оно и есть на деле. Простенько и со вкусом… и с изрядной долей неуклюжести, не сильно зависящей от прямоты рук игрока и версии важного, жизненного файла hands.dll. Иногда камера поворачивается так, что не сразу и поймёшь, куда мелкая проказница движется. А иначе я Джоди назвать не могу даже в образе бойца «Конторы». Правда, она… выглядит в этом амплуа весьма нелепо. Меcтами напоминает очень молодую Линду Хэмильтон из «Терминатор 2» и Деми Мур в образе Джейн, когда последняя ещё в школе училась и шпану в унитазах топила. Та же система, назовём её, для удобства, «продлением движений», используется и при некоторых типах экшен-сцен. Например, при беге с препятствиями — здесь нам нужно вовремя направлять правый аналог вниз или вверх, дабы проскочить под препятствием или перепрыгнуть через него. Кстати, буквально за несколько дней до игры в «За гранью», я пересматривал (в очередной раз…) «Цельнометаллическую оболочку» Стенли Кубрика, и честно говоря, если бы инструкторы в ЦРУ действительно были такими мягкими и покладистыми, как в этой игре, то разведка США не находилась бы на столь высоком уровне, в том числе и в плане физической подготовки кадров. Смотреть на инструкторов ЦРУ в «За гранью» после колоритного сержанта Хартмана, это как после образа Клинта Иствуда из «За пригоршню долларов» или Рассела Кроу из «Поезда на Юму» представить себе образы Джона Рида и Бутча Кэвендиша из недавнего фильма «Одинокий рейнджер» с Джонни Деппом.
Визуально и технически «За гранью» выполнена довольно хорошо — качественные модели персонажей, неплохо проработанное окружение, улыбающиеся текстуры расширением «два на полтора» в глаза не бросаются. Управление настроено удобно и за исключением ряда неуклюжих моментов, очень отзывчиво. Время от времени напрягает камера, которая ведёт себя непослушно, кроме того, можно случайно, пытаясь повернуть камеру, совершить какое-то незапланированное действие персонажем. Очень любопытно реализован в игре совместный режим прохождения: один игрок управляет Джоди, а второй — Айденом. Играть можно с двумя контроллерами DualShock 3, с двумя смартфонами, работающими под управлением систем Android или iOS, а также комбинировать эти устройства. Я играл на Motorola Atrix 4G, под управлением MIUI на базе Android 4.2 и, честно говоря, удивился, насколько управление удобно «заточено» под смартфон. Конечно, на DualShock 3 больше свободы, удобнее поворачивать камеру, лучше чувствуется персонаж и так далее, в то время как на смартфоне Айден летает больше по контрольным точкам, отмеченным оранжевыми пульсирующими кружками, потому что постоянно осматриваться используя в качестве аналога сенсорный дисплей — не самое удобное занятие в мире. Персонажи в «За гранью» смотрятся очень живо, особенно Уиллем Дефо — ему очень хорошо подошла роль учёного, и он отлично вжился в новый образ. Правда, мне было несколько непривычно было видеть его таким из-за ассоциаций с сержантом из «Взвода» и эксцентричным детективом из фильма «Святые из трущоб». Слабовато проработали сценаристы персонажей второго и третьего плана, сфокусировав всё внимание на основных действующих лицах, но учитывая эпизодическую подачу сюжета, этот ход вполне понятен и оставляет просторы как для фантазии, так и для недоумения. Кстати, касательно тех самых «смартфонных» контрольных точек для перемещения Айдена — они присутствуют и в управлении контроллером DualShock, если сложность игры переключить на лёгкую («редко играю или совсем не играю в видеоигры»), чего я, честно говоря, никому делать не советую. Если на смартфоне такое управление ощущается естественным, то с DualShock 3 в руках можно почувствовать себя участником, простите, Паралимпийских игр. Кроме того, на лёгком уровне сложности нам не нужно трясти несчастный контроллер, благодаря чему парни не попадут в ситуацию той старой рекламы, кажется, Adidas, когда мужчина безобидно накачивал мяч, сидя на диване, а у вошедшей в комнату девушки немножко разгулялась фантазия. Также нам будут показывать большие направляющие стрелки в те моменты, когда надо будет отклонять правый аналог. Здесь уже можно почувствовать себя ещё и участником Специальной Олимпиады...
Трофеи в «За гранью» присутствуют и почти все они относятся к категории скрытых, потому особо распространяться о них не буду, дабы никому не испортить впечатлений. Большинство получаемых в этой игре «кубков» выдаются за совершение тех или иных действий в различных главах, причём часто эти действия несовместимы друг с другом, а это значит, что да здравствует перезапуск глав. И он здесь есть. Пользуясь случаем скажу, что считаю подобную возможность очень правильным решением со стороны разработчиков игры в целом, и лично меня частенько огорчает отсутствие в играх выбора глав или полноценной «Новой игры плюс». Это необъективный, но такой себе «минус для личного списочка». Но помимо кучи ситуационных и сюжетных трофеев, в том числе за разные концовки, есть здесь даже один накопительный, рассказав о котором уверен. что не сорву покров. Играя Айденом, во многих главах игры вы можете увидеть маленький сгусток энергии голубого цвета, который можно поглотить. Каждый такой сгусток является информацией, открывающей новые бонусные материалы, вроде концептуальных набросков и прочих пряников. Мелочь, но приятно, концепты у этой игры весьма симпатичные.
88Игра «За гранью: Две души» получилась качественной и хорошей историей, с занимательным, хоть и весьма ограниченным игровым процессом, с интересными нововведениями в жанре полуигрового кино. Если вы ищете историю, которая способна немного удивить, порадовать и даже затронуть какие-то сентиментальные струнки, при этом не боитесь наткнуться на пару-тройку роялей в кустах и готовы погрузиться в размеренный игровой процесс — вам стоит обратить внимание на эту игру. Ежели вы поклонник динамичного экшена и терпеть не можете больше наблюдать, чем играть — лучше проходите мимо или, как минимум, хорошо подумайте перед покупкой «За гранью». Кто-то может сказать, что-де это не игра даже, и будет неправ. Игра, такая же, как боевики или визуальные новеллы. Шире надо смотреть на игровую индустрию, она сильно меняется с каждым годом, случается как хорошее, так и плохое. «За гранью: Две души» я с чистой совестью отнесу к первой категории. Но не ждите от неё разрывов шаблона и совершенно незабываемых впечатлений, не стоит. Рискуете разочароваться.