Американской студии Insomniac Games конкретно не везло последние два года: после выпуска логичного завершения серии Resistance в 2011 году, разработчики смогли-таки подпортить себе репутацию, решив вернуться к приключениям своей любимой парочки героев галактики – Рэтчету и Кланку. Если Ratchet & Clank: All 4 One оказался еще более или менее достойным проектом для игры в хорошей компании друзей, то бестолковый и однообразный Ratchet & Clank: Full Frontal Assault, делавший основную ставку на многопользовательский режим, окончательно провалил все попытки студии выпустить достойное продолжение серии. Видимо поняв это и решив немного отдохнуть от своих основных франшиз, студия не стала сидеть без дела, а решила подзаработать на стороне, уйдя от компании Sony к крупному издателю EA. Лучше бы они этого не делали, потому что последовавший за этим Fuse, не просто не оправдал ожиданий фанатов, но и показал легкую деградацию Insomniac Games. Окончательно растеряв доверие со стороны поклонников, команда решила пойти на отчаянный шаг – выпустить еще одну игру (и последнюю для PlayStation 3) в серии Ratchet & Clank и тем самым вернуть себе былые лавры. Так и появился на свет Ratchet & Clank: Nexus, сделавший, пожалуй, невозможное – вернул игрокам, то чувство ностальгии и воспоминаний по былым временам, которого им давно так не хватало в серии.
С самых первых сцен становится ясно, что Nexus делался специально для фанатов, которые хорошо знакомы со всеми героями и окружающей их вселенной. История развивается стремительно и не дает вам передохнуть ни на минуту: вы только запустили игру, а на сцене уже появляются новые главные злодеи в виде космической ведьмы Вендры Прог и её братца-близнеца, неуклюжего громилы Нефтина, а вот, вы сражаетесь со странным инопланетными существами Пустяками, готовыми завоевать мир Рэтчета любыми доступными им способами. И таких быстрых чередований в сюжете, и в самом игровом процессе под конец игры слишком уж много, что не успеваешь ею толком насладиться. Основной сюжет быстро заканчивается (проходится за 6-7 часов на «Легенде») и хочется какой-то добавки, но её, к сожалению, не у кого попросить. Но благодаря умелой постановке, харизматичным персонажам и нескончаемому потоку шуток и острот, льющемуся на вас со всех сторон, этот небольшой недостаток как-то быстро уходит на задний план, а игру хочется запустить и перепройти еще не один раз. Советуем запастись хорошим кремом для расслабления мышц лица, ведь толком отдохнуть от смеха и помассировать разболевшуюся челюсть, эта забавная парочка с ломбаксом Рэтчетом и маленьким роботом Кланком вам просто не даст.
Вы сможете управлять обоими, хотя основным персонажем все-таки является Рэтчет. Благодаря нормальной камере и толковому управлению, играть за него одно удовольствие. Взрывы, погони, исследования, постоянная стрельба – вот основные занятия героя. Последнее, займет у вас большую часть времени, так как уровни строятся на классической схеме боевых арен и постоянно наступающими волнами врагов. Стрелять в игре несложно: удерживаете L1 для прицеливания, а нажимая на R1 – стреляете. С помощью деретесь гаечным ключом в ближнем бою, а зажимая , вы сможете включить двойное круговое (изначально одно) меню и выбрать нужную вам пушку.
Кстати, у Рэтчета этого добра более чем достаточно. Тут тебе и «Запугиватель», стреляющий маленькими коробочками, откуда выскакивают страшные металлические клоуны, как черти из табакерки. Они напугают любого, даже самого прожженного злодея. А тот же «Зазимнитель» – маленькое чудо, умело превращающее всех ваших врагов в смешных снеговиков под веселый аккомпанемент рождественских песенок. Сможете вовремя разбить замерзших негодяев, получите интересные подарочки. Но самым смешным и милым оказался дроид-убийца Зуркон, постоянно болтающий детским голоском со своей маленькой железной семейкой. Лучше всех запоминается его восклицание: «Малышу Зуркону не нужны болты! Он получил квоту – квоту на убийство!». И таких вот забавных фразочек у него еще предостаточно в запасе. Кроме этого, игровой процесс сам толкает вас на то, чтобы вы постоянно экспериментировали с пушками и часто переходили с одной на другую для того, чтобы быстрее разобраться с противниками.
Весь арсенал и его последующее улучшение обойдется вам в копеечку: за каждую новую пушку придется отдать найденные шестеренки и болты, выпадающие из деревянных коробок и монстров, а с самим прокачиванием оружия придется немного попотеть. При первом прохождении максимальный уровень любого из видов оружия достигает 3 уровня (при втором – 6). Для того, чтобы добиться его, придется использовать только один из видов вооружения, пока не получите желаемого. После этого вам откроются новые дополнительные улучшения в особом древе развития, вынесенном в отдельное меню. Купить их вы сможете за найденные кристаллы Раританиума, разбросанных по всем планетам в разных местах. И не забывайте, не все пушки смогут достаться вам при первом прохождении, что автоматически наталкивает вас на то, чтобы пройти игру, как минимум два раза, если вам хочется опробовать весь боевой арсенал в действии.
Все остальное время вы будете прыгать с платформы на платформу, летать при помощи своего реактивного ранца, создавать специальные гравитационные потоки, умеющие перемещать вас из одной точки карты в другую (при этом, когда вы запрыгиваете в этот розовый поток на фоне играет ангельская арфа и от этого становится как-то легче на душе и чертовски приятно, что разработчики уделяют таким мелочам особое внимание) и конечно же, решать легкие загадки. Нашлось место даже гравитационным ботинкам и платформам, сильно напоминающим аналоги из боевика от первого лица Prey. В игре всего пять различных планет, хотя одна из них и не планета толком, а огромный Колизей со своими гладиаторскими боями, предлагающими вам деньги, славу и ценные призы за победу в раундах. Исследований не так много, как хотелось бы: есть и дополнительные задания, по типу «Найди птичку-друга-подельника контрабандиста» или собери ключи, чтобы получить приз. А вот противников в игре как раз много, да и расслабиться они толком вам не дадут: берут числом, хорошим запасом здоровья и даже умеют летать. Те же Пустяки умеют телепортироваться с места на место и от этого сложность ведения боя немного возрастает. А грандиозные сражения с боссами заставят вас постоянно бегать, как на теннисном корте, прибавляя к этому прыжки и быстрое переключение между оружием. Хотя частенько сами боссы повторяются или действуют по схожей схеме, что не есть хорошо.
Тем не менее, нашлось место и головоломкам, связанным с Кланком. Все они выполнены в 2D-стиле и в общем-то не очень-то и сложные (чем-то они напоминают уровни из инди-игры VVVVVV в свое время вышедшей на PC). По сути, Кланк должен добраться из точки А в точку Б при помощи своих двоих и постоянно меняющейся гравитации (переключение которой происходит за счет перемещения правого аналогового стика вверх или вниз). По дороге ему встретятся различные препятствия, двигающиеся стены и лазеры. На самом тяжелом уровне сложности вас, возможно, будет раздражать тот факт, что некоторые чекпойнты располагаются немного дальше друг от друга, чем хотелось бы, и в какие-то моменты даже захочется кинуть геймпад в телевизор от того, что Кланк случайно погиб по дороге или провалился в текстуру, а вам из-за этого придется возвращаться обратно к контрольной точке.
С графической точки зрения игра сделана на довольно приличном уровне: космическая локация и непохожие на друг друга планеты радуют глаз своей необычностью, пестротой и буйством красок. Есть, конечно, и мелкие проблемы с движком: то текстуры не всегда подзагружаются вовремя, то иногда проседает общая частота кадров. О претензиях к звуку или музыке в игре не может быть и речи, ведь они приятны, ненавязчивы и запоминаются своими веселыми нотками. После первого, основного прохождения открывается режим «Испытаний» или, если быть точнее, «Новая игра +», дающий вам право пройти игру заново, но с уже открытым ранее арсеналом и увеличенным получением болтов за каждого сраженного монстра. Трофеи к игре не трудные, за первое прохождение вам удастся заработать 70% из них, если все сделаете правильно (начнете проходить игру сразу же на уровне сложности «Легенда», а потом перепройдете на легком). Один трофей будет связан с максимальной прокачкой одного типа оружия и его вы сможете получите только во время второго прохождения, так как доступ к 6 уровню можно получить за найденные золотые болты (всего их 12). Все остальные трофеи либо связаны с сюжетом, либо с дополнительными заданиями, которые не стоит пропускать, если хотите получить хорошую награду и интересные призы (по типу карты, отмечающей, где располагаются те же самые золотые болты, ранее нами упоминаемые). Желаем вам удачной охоты и приятной игры!
80Ratchet & Clank: Nexus – достойное завершение серии на PlayStation 3. Разработчики смогли обратиться к самым сильным сторонам проекта и вернуть то незабываемое чувство, с которым все мы проходили первый Ratchet & Clank более десяти лет тому назад на старушке PlayStation 2. Конечно, не обошлось и без проблем: простота головоломок и общая непродолжительность проекта расстроит любого, кто хотел чего-то большего. Но можно с уверенностью сказать, что поклонники серии останутся полностью довольны, а те, кто еще не играл ни в одну часть серии, советуем в обязательном порядке пройти Nexus, ведь где еще вы сможете почувствовать себя настоящими героем красивого детского мультфильма в духе картин от студии Pixar или DreamWorks? С другой стороны, можно с уверенностью сказать, что мы еще не раз увидим эту парочку героев, но уже на PlayStation 4. Возможно, к этому времени студия решит радикально изменить облик серии, но, к счастью или сожалению, это произойдет еще очень и очень нескоро.