Слышали ли вы, дорогие наши читатели, что-нибудь о такой замечательной инди-игре Fez? О той, что была некогда одним из лучших эксклюзивов сервиса Xbox Live Arcade, которую после релиза со всех сторон обласкали привередливые критики и благосклонно встретили простые игроки? Если нет или вы гордый упрямец, владеющий только консолями от японской компании Sony, то настал и ваш черед, познакомиться с одним из самых многогранных платформеров последних лет, ибо на днях он появился в PSN Store по очень аппетитной цене. Стоит ли оно того? Однозначно да, если в вас ещё не умерло стремление к настоящим приключениям, полным загадок, тайн и непростых испытаний.
Первые десять минут игры вам покажется, что Fez — стандартная и ничем не примечательная игра в стиле «ретро», коих немало развелось в последнее время. Пиксельная графика, лёгкие восьмибитные мелодии на фоне, а в центре экрана ваш маленький герой — странный маленький белый человечек с большой головой, резко скачущий по своей миленькой деревне. У него и имя-то непростое — Гомез, хоть и живёт он как другие его сородичи день от дня, не зная бед и страха. И жил бы он так припеваючи, если бы однажды, ранним утром не получил одно роковое письмо от старейшины племени, круто изменившее жизнь нашего героя. Ему открывается тайна вселенной и всего мироздания — бог есть и имя ему Хексадедроном. Странное имя, не правда ли? Но это ещё цветочки по сравнению с тем, чем он является — величественным золотым кубом, мирно болтающим какую-то абракадабру. И это странное существо дарит Гомезу единственную ценную для себя вещь — феску, показывающую своему хозяину истинную суть вещь: на самом деле у здешнего мира три измерения, а не два. Но не суждено было нашему герою узнать у божества все ответы на мучащие его предков вопросы, ибо происходит жуткий катаклизм, а куб взрывается и разлетается по всему миру на 64 золотых кусочка, а нашему герою предстоит их как раз-таки собрать обратно в единое целое.
С этого момента, по сути, и начинается необычный игровой процесс, сочетающий в себе лучшие идеи других проектов в похожем жанре: от великолепного эксклюзива Echochrome для консолей PlayStation до Super Paper Mario от компании Nintendo. Главной фишкой игры является ее камера: вы можете крутить её в любую из четырёх сторон света, тем самым наполняя абсолютно плоский мир Гомеза новыми гранями и создавая на этой основе оптические иллюзии для более быстрого изучения небольших локаций. То есть, проекция окружающего мира легко меняется вместе с точкой обзора, а платформы, которые первоначально находились вне вашей досягаемости, каким-то немыслимым образом появляются прямо перед вами. Как раз на этой небольшой особенности и завязаны все загадки, а также построение многоуровневых островков, окружённых со всех сторон водой.
Сразу скажу, загадки тут непростые, и в основе своей делятся на несколько категорий: какие-то рассчитаны исключительно на вашу логику, другие на ловкость рук и умение быстро перепрыгивать с платформы на платформу, а третьи — на любопытство. С большей частью из них может справиться любой желающий, но некоторые потребуют от вас дополнительных сил и привлечения посторонней техники в виде того же сканера QR кодов. Кроме всего этого, в игре есть странные символы на стенах, которые нужно самостоятельно дешифровать и получить на выходе необычный алфавит, который с временем поможет вам лучше понять историю виртуальной вселенной. И это далеко не все, что скрывает за собой этот удивительный пиксельный мирок.
К слову, о самом мире — он огромен и полностью для вас открыт с самого начала. Вселенная Fez поделена на пять различных зон, включающих в себя не менее 60-70 непохожих друг на друга локации, перемещаться между которыми можно с помощью специальных телепортов. В игре нет определённой последовательности — вы вольны делать, что вам заблагорассудится. Каких-либо преград тоже не существует: врагов нет, количество жизней не ограничено, а сама игра бережно возвращает вас к ближайшей платформе, если вы случайно оступились во время очередного прыжка через большую пропасть. Самое приятное, что разработчики умудрились ни разу повториться, а игровой процесс не навязывает вам какой-то определённый стиль для того, чтобы пройти дальше по локации.
Единственное требование, которое ставит перед вами этот мир — хотите продвинуться дальше по сюжету, будьте добры, собрать определённое количество золотых кусочков Хексадедрона, иначе не пройдете через запертые двери. Хотя и тут есть маленькая лазейка — можно поискать по локациям анти-кубы синего цвета, которые с лихвой покроют все ваши затраты. Вы скажите, что в таком большом мире можно легко затеряться и честно, будете частично правы. Но на помощь всегда может прийти карта, несмотря на то, что и она очень запутана и порой любит сбить вас с толку. Иногда вам будет очень трудно понять, куда вы идёте и, где ближайший выход на предыдущую локацию. Это начинает слегка раздражать после третьего или четвёртого часа игры, но к этому можно привыкнуть. К счастью, на этот счёт, ведущий дизайнер проекта в лице Фила Фиша припас главный аргумент в пользу своего творения — его великую красоту. Огромные леса сменяются мрачными подземельями и прибрежными городками, готические храмы сочетаются с маяками. В каждой локации своя атмосфера, флора и фауна. Где-то вы встретите птичек, весело щебечущих свою оду радости, а где-то жирных зелёных гусениц, мирно ползающих по травке. Прибавьте к этому постоянную смену дня и ночи, погодные эффекты и получите невероятную смесь творческой мысли и толкового подхода к проработке каждой мелочи на уровне.
А какой в игре саундтрек, мне даже трудно передать словами, насколько он хорош. За музыку к Fez отвечал талантливый композитор Ричем Врелондом и она великолепно сочетается с происходящим на экране. В разных частях этого мира играет своя собственная мелодия в духе классических игр 80-х годов, заряжающая вас энергией в поиске новых приключений.
Да и что может быть лучше того, чтобы продолжить незабываемое путешествие по миру игры, взяв с собой в дорогу любимую карманную консоль PS Vita!? И это теперь возможно, благодаря включённым в порт функциям cross-buy и cross-save. Вы сможете спокойно проходить игру как во время долгих поездок в том же метро до работы или с университета домой, так и дома, разлёгшись у любимого телевизора с контроллером DualShock 4 в руках. При этом все версии игры работают стабильно и без каких-либо нареканий, а разработчики сумели-таки убрать злополучный баг с потерей сохранений, так и не исправленный в версии для Xbox 360.
90Прошло два года прежде, чем Fez вырвался за пределы Xbox Live (не считая порта на PC) и появился на консолях семейства PlayStation, но можно с уверенностью сказать, что он от этого точно не пострадал, напротив, как хорошее вино с возрастом стал только лучше. Эта игра остаётся, пожалуй, одним из лучших представителей инди-проектов нашей современности, предоставляя игрокам самые очаровательные и незабываемые приключения вместе с малышом Гомезом и его волшебной феской на голове. А идеальное сочетание головоломок с визуальным стилем и музыкой — заставит возвращаться вас в великолепный мир, созданный Филом Фишем, еще не один раз.
Обзор написан по цифровой версии игры для PS Vita, PlayStation 4 и PlayStation 3, предоставленной Sony Computer Entertainment Europe Limited.


10)
386
(скрытый профиль)
(скрытый профиль)





Ответить с цитированием

[COLOR="Silver"]







