«My dear sweet child...»
Четыре года... четыре долгих года мы ждали её возвращения. В 2010 году она резко появилась в нашей жизни, отняла частичку сердца и так же быстро исчезла из поля зрения. Тогда её славный «отец», известный японский геймдизайнер Хидэки Камия, сумел заставить игроков со всего мира по-новому посмотреть на жанр слэшеров, предложив взамен только самое лучшее: от бесподобной игровой механики, разнообразного оружия и необычных казней врагов в виде пыток до невероятных комбинаций ударов, запутанного сюжета и самой привлекательной главной героини в истории игр. Если вы ещё не догадались, о ком тут идёт речь, то вы точно пропустили одно из самых ярких пятен того года — обворожительный боевик Bayonetta, которому до сегодняшнего момента не было равных. Но настал тот самый день, когда он может со спокойной совестью уйти на покой и отдать почётный лавровый венок своему прямому продолжению в лице Bayonetta 2.
Сразу стоит оговориться, что если вы не проходили оригинал, то понять местный сюжет будет очень непросто. Мало того, что он запутан и полон отсылок к Bayonetta, так и ещё начинается не с самого начала, а с середины, как и первая часть. Добрые сценаристы сделали тот же ход, что и в первой части: отправили игроков в самую гущу событий во время небольшого пролога, где их ждёт сражение с десятком ангелов одновременно, пока закадровый голос будет монотонно зачитывать предысторию о двух организациях, борющихся за миропорядок во всей вселенной. А потом сцена резко меняется, и нам показывают Байонетту в красивом обтягивающем белом платье, мирно прогуливающуюся по улицам в предпраздничный сезон вместе со своим подручным Энцо, знакомым всем игрокам по первой части. Но не обольщайтесь, в этой игре никогда не бывает спокойно: уже через минуту красавица-ведьмочка ломает кости ангелам на корпусе реактивного истребителя, а ещё через две добивает босса своим каблучком на несущемся на всех порах поезде. И завершается вся эта дикая оргия сражением с гигантским демоном, пытающимся словно Кинг-Конг взобраться на самую вершину высокого небоскрёба. Такое беспрецедентное количество экшена разработчики обычно оставляют на большие кульминации своих игр, здесь же это только первый уровень. Больше, веселее, динамичнее — главный залог для победы, и в этом плане студия Platinum Games оправдала все наши ожидания.
Завязка же продолжения довольна проста: после финала первой части ангелы и демоны окончательно обнаглели, начав открытое противостояние на улицах городов, подвергая тем самым опасности не только простых людей, но и само существования мироздания. И кто же всей это оголтелой нечисти сможет противостоять? Конечно же, Байонетта и её лучшая подруга Жанна. Только вот незадача, при глупом стечении обстоятельств красотку-напарницу убивают, а её душа отправляется прямиком в Ад за содеянное в жизни, да и где ещё могут жить ведьмы, не правда ли? Но не была бы Байонетта самой собой, если бы не попыталась вызволить подругу из седьмого пекла за то, что она сделала для неё много лет тому назад. А дальше начинается длинное приключение в духе «Божественной Комедии» Данте Алигьери, в ходе которого где вы только не успеете побывать: в Раю, Аду, космосе, воде, настоящем, прошлом и будущем. Накал страстей и тонны событий не перестают останавливаться ни на минуту, а новые и старые персонажи то исчезают, то снова появляются в самом неожиданном для них образе. Немножко отдышаться и передохнуть вам дадут только шикарные постановочные сцены, в которых снова нашлось место отличным шуткам и хорошо прописанным диалогам. Поверьте, смеяться вы будете долго, особенно после очередного появления в кадре Энцо или Родэна. Если же вам хочется чуть больше узнать об окружающей вселенной, то на уровнях разбросаны дневники и страницы из старинных фолиантов, в точности описывающих, что за чертовщина творится вокруг.
Правда, нашлась и маленькая ложка дёгтя в этой вкусной бочке мёда: ближе к финальным титрам, примерно за три главы до конца, игра начинает точно копировать оригинал и не только боссов, но и сами уровни из первой Bayonetta. Такой ход разработчики объясняют в один из моментов сюжета, но лёгкий осадок от того, что ты снова сражаешься с теми же самыми монстрами, да и с теми же сами условиями, всё-таки остаётся. И если уж совсем придираться к мелочам, то финалу сиквела не хватает той самой масштабности оригинала: в сиквеле он проходит довольно быстро и не так запоминается, как битва за само существование вселенной из Bayonetta. Нет какой-нибудь коронной фразы вроде той же «Don't Fuck With a Witch!», после которой все сомнения отпадали сами собой. Но, как и говорилось ранее, это всего лишь мелкие предлоги, чтобы найти изъяны в шикарной игре.
Что же касается самого игрового процесса, то тут мало чего изменилось с времён оригинала, но появились новые уникальные фишки и изменились акценты. Теперь всё основное внимание разработчики уделили холодному оружию и магии главной героини. Но не беспокойтесь, самое главное — ритм и постоянный адреналин от очередной схватки — осталось на месте. С каждым разом враги становятся всё сильнее, изощрённее, а их количество пропорционально растёт вашим новым силам и способностям. Приятно удивляет с первых минут игры и то, что разработчики полностью обновили состав врагов, сменив им не только внешность, но и основное поведение в бою. Они научились делать такие неожиданные удары со спины или спереди, что не всегда удаётся отбиться от них. Например, кентавры-ангелы могут тебя и лягнуть, если ты их бьёшь со спины. Приходится постоянно уворачиваться от ударов, следить за жизненной шкалой и использовать длинные комбинации из различных кнопок. Система связок работает на ура: она в меру сложна, но и интуитивно понятна, заставляя вас напрягать ваши извилины в те самые моменты, когда вы хотите выстроить поистине изобретательную схему с применением всех основных ударов. Кроме того, выстраивая длинные комбинации и вовремя уклоняясь от атак, вы сможете накопить достаточно тёмной энергии, которую можно использовать в виде магии. И тут разработчики дают вам новый выбор: либо вы используете классические пыточные устройства с быстрым нажиманием одной кнопки или же вы включаете свежий режим Climax, который превращает ваше оружие в «машину смерти» с увеличенным в два раза уроном для противников и постоянным использованием магических «ног или каблуков» ведьмы, появляющихся из ниоткуда. Не забыли разработчики и о «ведьмином времени» или аналоге замедления, которое активируется только при правильном уклонении. Но с каждым разом хочется пробовать что-то новое, оттачивать старые приёмы и экспериментировать, экспериментировать, экспериментировать. И авторы дают вам тут полную свободу для полёта фантазии, скрасив это отличной анимацией движений главной героини.
Со временем Байонетта научится и новым трюкам с превращениями: сначала отрастит чёрные крылья, которые выглядят намного эффектнее, чем те, что были у Кратоса из серии God of War, а потом и в змею сможет перевоплощаться, чтобы было удобнее плавать под водой. Если же вы чувствуете, что твари одолевают вас, то в специальном меню осталась функция с небольшой лазейкой, облегчающей вам жизнь: мастерите конфетки из различных ингредиентов, получаете новый прилив сил в формате временного повышения здоровья или неуязвимости. Но не стоит забывать, что приняв сладкую пилюлю раз, вы автоматически понизите свой рейтинг боя, который может дать вам заветные золотые кольца и приятный бонус в виде «платины». Битвы с боссами это не просто аттракцион и масштабное зрелище, а «многоступенчатый» непростой уровень, в котором вам придется напрячь все свои пальцы, чтобы одолеть очередного гиганта из самой преисподней.
Никуда не делся и любимый бар «Врата в Ад» с подпольным магазинчиком Родэна, в котором добрый демон торгует нелегальным оружием, новыми приёмами, аксессуарами, одёжкой и другими предметами, необходимыми любой уважающей себя ведьме. Как и в оригинале, скидок для студентов и пенсионеров у мистера «Санты» нет, поэтому приходится выкладывать на барную стойку все заработанные ранее золотые кольца только ради того, чтобы заполучить себе в коллекцию пушки побольше, да посильнее. Оружия в игре предостаточно: тут вам и классические катаны вместе с пистолетами, кнуты и даже огнемёты. Каждое из них обладает собственными характеристиками и уникальными комбинациями ударов, поэтому деньги на новые «пушки» не жалко, а новые возможности их применения хочется изучать часами. Лишь малую толику из всего этого добра вы сможете найти непосредственно во время прохождения благодаря секретным испытаниям и сундукам, разбросанным в большом количестве по всем локациям. А это значит, что игру придётся ещё не раз пройти заново, если вы захотите сделать из Байонетты супер-ультра-машину для убийств. Кстати, в отличие от оригинала, с некоторыми сундуками теперь связаны и несложные мини-игры, в ходе которых вам нужно собрать на время пять осколков «невидимого» ларца. Компания Nintendo тоже решила не упускать свой шанс и напомнить всем, что у неё есть другие отличные серии, кроме Bayonetta. В игре можно открыть наряды из The Legend of Zelda, Super Mario, Star Fox и Metroid. Выглядит очень мило, особенно когда вы используете новое уникальное оружие, дающееся вам вместе с новым нарядом. Также необычно выглядит фишка с управлением главной героини при помощи одного только стилуса и сенсорного экрана.
Если же вам не хватило сюжетной кампании, которую можно пройти на среднем уровне сложности часов за десять в зависимости от ваших навыков, то всегда на помощь может прийти кооперативный режим под названием Tag Mode. Вместе с другим игроком вам предстоит взять на себя роль одного из многочисленных персонажей игры и в течение определённого времени отражать волны отовсюду наступающих врагов на отдельно взятых аренах. К слову, во время боя никто не запрещает использовать все ранее полученные предметы из одиночной кампании, а выигрывает в итоге тот, кто получит наибольшее количество очков за одну общую сессию, разделённую на несколько сражений. При этом стоит подчеркнуть, что с каждым разом растут не только масштабы, сложность и пропорции, но и количество наград, дающихся после завершения боя. Основной же упор в таких сражениях делается на способностях Tag Climax и Umbran Climax, которые намного быстрее расчистят вам путь к заветным призам. Но момент победы особенно сладок, когда вы знаете, что перед боем поставили все свои сбережения на верную «лошадку», то есть на себя. Есть, конечно, и мелкий минус, который замечаешь сразу — сетевой код довольно нестабильный, а поиски партнёров занимают от нескольких секунд до целых пяти минут. Но справедливости ради стоит отметить, что у вас есть одно маленькое преимущество — пока игра сама ищет вам соратника на ближайшие минут двадцать, вы можете спокойно подготовиться к некоторым аренам в связке с ботом. К тому же, этот недостаток можно ещё списать на то, что автор этих строк проходил игру задолго до её мировой премьеры, и в ближайшие дни игроков в многопользовательской игре станет намного больше, а может быть разработчики выпустят какую-нибудь заплатку, которая исправит эту мелочь. И да, данный режим можно с уверенностью назвать лучшей кооперативной игрой этого года, ведь где еще вам с вашим хорошим другом удастся разорвать в клочья с десяток демонов и ангелов!?
Что касается графической составляющей, то тут Platinum Games снова не подвели. Даже имея в распоряжении не самое сильное железо домашней консоли Wii U, они смогли добиться отличных результатов, а заодно улучшить практически всё основные аспекты своего движка. Первое, что бросается в глаза при запуске игры, конечно же, отличная работа художников над спецэффектами — они стали намного ярче и насыщенные, чем в оригинале, а кардинальные изменения в цветовой гамме пошли только на пользу продолжению. Забудьте о тусклых тонах первой части, ведь на их место пришли пёстрые тёплые оттенки, которые стали одним из множества украшений проекта. Кого же стоит отдельно похвалить, так это дизайнеров уровней и монстров, сумевших сделать одни из самых запоминающихся декораций этого года. Дорогой и светлый Рай в одну секунду сменяется самым настоящим Дантовским Адом, хоть и с японским колоритом. Царство Тьмы приветствует вас кровью, насилием и хаосом — в общем, той самой геенной огненной, о которой постоянно говорят ярые верующие при виде грешников. Но особенно постарались разработчики над моделями главных персонажей и самыми эпичными сценами с тотальным разрушением всего и вся. И пока на ваших глазах целые локации с огромными городами разлетаются на мелкие куски, вы в это время в роли очаровательной ведьмы будете стоять в самом эпицентре событий и с широко открытым ртом думать только об одном: «о, да, детка, хочу ещё!». И никакие скриншоты вместе с видеороликами не могут полностью передать всего то, что происходит в динамике на самом деле. Эту феерию дизайнеров отлично дополняет и поддержка полноценных 60 кадров в секунду, которые так важны в данном жанре. Единственное, что может немного напрягать во всем этом великолепии, так это новые сцены из жизни главной героини, вставленные между уровнями. Выглядят они неплохо, но картинка слишком уж «замылена» различными фильтрами по сравнению с тем, что было продемонстрировано в оригинале на том же Xbox 360.
К музыкальному сопровождению вопросов как не было, так и нет. Оно идеально сочетается с тем, что происходит на экране, а дикая смесь из различных стилей музыки хочется слушать бесконечно. И за это стоит поблагодарить целую плеяду гениальных японских композиторов, каждый из которых отвечал за определённое направление: один за мощное церковное хоровое пение, второй за джазовые композиции в духе 60-х, третий за удачное переосмысление классических песен, вроде той же «Moon River» из известного фильма «Завтрак у Тиффани» с Одри Хепбёрн в главной роли. Вернулись и все ключевые фигуры голливудского актёрского состава: от Хеллены Тейлор в роли Байонетты с её томным голоском и приятным на слух английским акцентом до Дейва Фенноя, подарившего свой мощный бас могучему демону Родэну. Отыграли они, как всегда на отлично, сумев передать все тонкости образов их персонажей одним лишь голосом.
95Главная ведьма игровой индустрии снова с нами, с*чки! Приготовьте свои пятые точки, шалуны и проказники из Рая и Ада, ведь вам уже не удастся сбежать от цепких ручек и верной плётки этой сексуальной стервы в облегающем чёрном костюме и на высоких каблуках. Вам же, дорогие игроки, дали фору в целых четыре года, пока решалась судьба серии, но теперь-то Bayonetta 2 поступила в продажу, и стоит поблагодарить за это компанию Nintendo. Что тут ещё можно сказать? Поклонникам оригинальной первой части, динамичных боёв и масштабных сражений срочно бежать в ближайший магазин видеоигр и купить себе в коллекцию продолжение одного из лучших представителей жанра, тем более когда за одну цену вы получаете сразу две игры: первую и вторую часть. Всем же остальным тихо молиться всем богам на тот день, когда и им удастся прикоснуться к живой легенде.
Обзор написан по цифровой версии игры для Wii U, предоставленной редакции российским отделением компании Nintendo.