ZombiU на E3 2011 произвела настоящий фурор. Новая консоль и мощный эксклюзив от Ubisoft, плюс еще несколько интересных проектов, которые на фоне игры про зомби выглядели не столь ярко. Ubisoft показали ZombiU как страшный, но в меру динамичный и жесткий хоррор, заточенный под возможности новой консоли. Все это смотрелось более чем многообещающе. Сейчас же, после релиза игры, мы знаем, что это не столько ураганный экшн про зомби, сколько хоррор, который больше всего ориентирован на ужастики старой школы. В ZombiU все строится вокруг выживания. Жалкие горстки людей борются за жизнь в заполненном зомби Лондоне, и мы будем играть за тех немногих, кому посчастливилось уцелеть.
Примечательно, что как таковой истории в игре нет, мы просто стремимся эвакуироваться из этого опасного района и для этого нам нужно постоянно искать припасы и выполнять некоторые задачи. Именно поэтому нам придется посетить различные достопримечательности столицы Англии, среди которых Букингемский дворец, Тауэр и прочие. Однако, не смотря на это, отправная точка и самое безопасное место во всем Лондоне – это наше убежище, расположенное в одном из супермаркетов. В этом убежище предстоит побывать далеко не одному герою, ведь в ZombiU у нас нет единственного Альтер-эго. После того как человек, за которого мы играли, погибает, нам предлагают примерить на себя роль другого выжившего, при этом, добравшись до места смерти нашего предшественника, мы обнаружим его уже в качестве зомби, несущего весь лут, который он успел собрать. Если одолеть его, нам достанется все содержимое его рюкзака. Это система очень напоминает Diablo, только с той поправкой, что все ценности еще нужно отвоевать, а не просто подобрать их с трупа.
Каждый из выживших получает помощь и наставления таинственного помощника, который держит связь со всеми героями при помощи специального устройства. Именно он ставит цели и задачи перед выжившими, постепенно стремясь вывести их из Лондона. Само устройство дает огромное количество возможностей. Оно выступает в качестве радара, сенсора движений, позволяет взламывать различные системы и прочее, прочее. Весь функционал устройства вместе с рюкзаком и картой выведены на контроллер Wii U. Только благодаря этой вещи становится возможным выживание, однако она привсей своей полезности вносит и долю ужаса в жизнь героев. Например, пугают ситуации, когда на датчике движения отмечаются 3-4 живых объекта и мы, трясясь от ужаса, с битой наперевес выглядываем из-за угла и не обнаруживаем никого…а в следующую секунду в разные стороны разбегаются крысы.
Весь этот страх рождается неспроста, ведь здесь стоит бояться даже одного зомби. Выжившие - не профессиональные бойцы (хотя среди них иногда бывают полицейские), и к тому же количество патронов для оружия здесь ограничено, поэтому сохранить свою жизнь можно только умело сражаясь в ближнем бою. Даже если у игрока есть пара десятков патронов, это все равно не гарантирует победу в битве, поскольку обычные удары выжившие еще могут пережить, а вот укус сразу становится фатальным. Зомби двигаются очень нестандартно, поэтому предугадать и точно выстрелить – задача непосильная. Сложность заключается еще и в том, что даже в ближнем бою герои не слишком быстро сражаются. Долгие замахи, расчет дистанции и прочие мелочи только увеличивают напряжение во время сражений. К тому же зомби – не люди, и с одного удара падать они не будут, им нужно как минимум полдесятка увесистых оплеух и проломленный череп, чтобы затихнуть на веки вечные. После стычки с парой зомби в полминуты длинной хочется отдышаться и постоять на месте, ожидая замедления собственного сердечного ритма. Определенные зомби предстают перед нами как фантомы или даже как галлюцинации, они нарушают связь с нашим помощником и отключают карту, создавая помехи. При попытке осмотреться при помощи контроллера сканером, они выскакивают на экране геймпада и заставляют без того бешено колотящееся сердце разгонять адреналин по крови так, что он чуть не льется из ушей. Эти скримеры хоть и редки и не лишние в игре, но могут попросту довести до ручки…
Как вы уже поняли, зомби, противостоящие игроку различны, одни плюются ядом, другие телепортируются (что странно), а порой попадаются особо крепкие спецназовцы в шлемах, которых приходится либо долго расстреливать, либо очень долго мутузить битой, ведь их головы защищают шлемы. С этими ребятами шутки совсем плохи, пара неосторожностей и вы уже начинаете играть за нового героя. Поэтому аккуратность в ZombiU – залог выживания. Игра буквально заставляет иногда задыхаться от собственного бессилия и страха, ведь когда в руках бита, а на тебя идет не один, а хотя бы пара зомби, шансы выжить потихоньку стремятся к нулю. Совсем иначе чувствуешь себя, когда за плечом автомат, а в рюкзаке есть мины, коктейли Молотова, патроны и запас еды, но такое преимущество зачастую быстро улетучивается после пары крупных стычек. Реализма и дискомфорта добавляет и тот факт, что если вы не добавили в слот быстрого использования энергетик, аптечку или еду, то полечится нормально во время боя не получится, так как придется лезть в рюкзак, а для этого надо переключить все внимание на контроллер. При этом герой на экране телевизора скинет заплечный мешок и станет в нем копаться, оставаясь полностью беззащитным перед поедателями мозгов.И это еще один шаг в сторону атмосферы ужаса, поскольку внезапно нанесенный удар наводит настоящую панику, поэтому необходимо быть готовым ко всему.
Заранее подготовится к стычке помогает сканер. Когда герой использует его, нам нужно смотреть в контроллер Wii U и на его экране будет видна комната с отмеченными на ней важными местами и объектами. Так можно увидеть ящики с припасами, открываемые двери и отметить расположение зомби, которые могут активно изображать мертвую невинность, распластавшуюся на полу. Предупрежден – значит вооружен. Предупредительные выстрелы в голову или целенаправленный удар по темечку тем подателям мозгов, которые еще не встали, могут предотвратить щекотливую ситуацию. Поэтому неважно насколько хорошо вы запаслись патронами, лучше начать обследовать очередную комнату через сканер. Внезапные шумы, сирены, топот, шорох - все это заставляет судорожно сжимать биту или прицеливаться в темноту.
ZombiU действительно может напугать, и всему этому способствует атмосфера, постоянно гаснущий фонарик, живучие зомби и не слишком богатый, но в меру проработанный графический стиль. Нашлось место даже прокачке. Чем больше персонаж использует то или иное оружие, тем сильнее он становится. Терять опытного и могучего героя очень горестно, начинаешь по-настоящему сопереживать его смерти. И что примечательно, следующая встреча с ним глазами другого выжившего будет выглядеть настоящим кошмаром, ведь чем сильнее и опытнее был наш предыдущий персонаж, тем сложнее его убить, когда он предстает перед нами в обличии зомби. Снова качать навыки не так-то просто, для этого нужно перестрелять и переколотить не один десяток ходячих мертвецов. Благо, оружие, которое удалось вернуть, этому способствует, и оно остается на прежнем уровне улучшений, если вы смогли доработать его в мастерской силами предыдущего бойца.
Местный мультиплеер не имеет онлайна и даже не может похвастаться режимом выживания на двоих. Вместо этого первый игрок при помощи контроллера Wii U расставляет на карте зомби и усиливает их в процессе схватки, а второй сражается с ними либо так же с контроллером, либо благодаря связке Wii Remout + Nunchuck. Подход довольно необычный и в некоторой степени даже интересный, но почему нет кооператива с разделением экрана – непонятно, ведь он отлично бы смотрелся здесь. Да и онлайн бы явно не помешал. Онлайн - составляющая здесь ограничивается таблицами рекордов лучших выживших и метками, которые могут оставлять игроки. Таблицы регулярно обновляются, и их можно увидеть на различных стенах во время прохождения игры.
Хотя арсенал плюсов у ZombiU велик, минусов тоже оказалось немало, и самый страшный из них – однообразность. Битвы с зомби походят одна на другую, их неспешность со временем начинает утомлять, да и прогулки по Лондону от точки до точки с постоянным поиском ценного начинают надоедать уже к середине игры, ведь по достижению этой отметки ZombiU уже попросту нечему вас удивить. И это при том, что игра далеко не короткая и проходится как минимум часов за 10. Все это время мы бродим по полупустым локациям и боимся собственной тени. Кроме того, сложность в ZombiU на должном уровне, что оказалось минусом из-за однообразия. После очередной смерти просто не хочется снова начинать пробегать тот или иной участок, прокачиваться и заниматься рутинным убиением зомби в попытках найти в их карманах пачку чипсов или патрон. Даже быстрые перемещения через канализацию не слишком спасают ситуацию. Некоторые моменты с турелями или стрельбой из пулемета хоть и добавляют динамики, но их неказистое исполнение в лице не слишком удобной камеры на контроллере, немного портит впечатление.
70ZombiU - это игра, которая смогла показать положительные стороны и возможности Wii U, но при этом она оказалась не столь проработанной и глубокой, как хотелось бы. Да, она имеет отличную атмосферу, она пугает и дарит очень необычные впечатления, но происходит это только в первые часы. С каждой минутой геймплей становится все более вязким и рутинным, начиная надоедать. Не смотря на это, поиграть в творение Ubisoft все-таки стоит, особенно если вам не хватает хорроров старой школы, ужасающих и не дающих поблажек игроку. Ведь держать в напряжении у ZombiU получается отлично.