Разработчики из From Software, временно объединившись с командой Sony Computer Entertainment, наверняка очень хотели сделать новый Demon’s Souls — эксклюзивный проект для PlayStation, который вновь сумеет взорвать игровую индустрию и кое-что пониже спины у игроков. Но перед ними встало серьёзное препятствие — после созданных по мотивам упомянутой выше игры двух проектов серии Dark Souls, фактически во всём повторяющих её рыцарский антураж и механику, вторая часть Demon’s Souls хоть и получит много любви от преданных поклонников, но для самих разработчиков будет уже четвёртой однотипной игрой. Есть разработчики, которые ставят проекты на конвейер, но, к счастью, остались среди них и те, кто любит оригинальность. Скорее всего именно из таких побуждений Хидетака Миядзаки покинул команду разработчиков Dark Souls II и занялся созданием Bloodborne для PlayStation 4.
В корне, перед нами всё тот же Demon’s Souls — остался и движок, и управление подобное, и искусственный интеллект противников ни сколечко не подрос. Во время прохождения Bloodborne старый эксклюзив PlayStation 3 мерещится едва ли не каждые полчаса. Тем не менее, перед нами совершенно новый проект, использующий привычные наработки и пытающийся показать их в новом свете. Более ярком и с взвинченной динамикой. Помимо общего антуража — переход от средневекового периода к викторианской эпохе и поздней готике более чем очевиден, именно динамику можно назвать одной из главных достопримечательностей новой игры. Ветераны Souls-игр, привыкшие в большинстве своём полагаться на крепкий щит и собственную выдержку, столкнутся с новым испытанием для своих нервов и реакции — отсутствие как таковых защитных приспособлений, которые будут полностью или частично блокировать получаемый урон, заставят постоянно быть в движении, непрерывно уворачиваясь от шквала атак.
Здесь Bloodborne приблизился уже скорее к «Ведьмаку» — сражение превращается в танец с оружием, где спасительной соломинкой может стать вовремя сделанный финт или точный выстрел из вспомогательного оружия, будь то пистолет, мушкетон или ручная пушка. Огнестрельное оружие стало своеобразной и очень техничной заменой привычным щитам — если игрок достаточно сдержан и терпелив, его выстрел сможет поставить на колени или опрокинуть почти всех обычных врагов и некоторых боссов. Что для этого нужно? Выстрелить во врага в тот момент, когда он замахивается, пытаясь атаковать персонажа игрока. То, насколько вовремя был сделан выстрел, определяют доли секунды — и либо враг падёт ниц, либо выстрел его даже не пошатнёт. В последнем случае, у игрока остаётся ещё какая-то мизерная доля секунды, чтобы увернуться от летящего в него оружия — вот тут уже настоящая игра на нервах.
Многие, и я в том числе, после выстрела на автомате пытаются сделать отскок. Иногда это оправдано и позволяет увернуться от удара при неудачном выстреле. Но если всё-таки выстрел был удачен, то с высокой вероятностью он пропал зря — противник успеет оклематься после оглушения, пока герой сократит дистанцию после отскока. А пули в игре не бесконечные, у нас есть определённый их запас, с собою носить можно максимум два десятка, если не считать возможность увеличения этого максимума посредством рун на 1-4 штуки. Есть, правда, ещё вариант — можно нажать кнопочку «вверх» и тогда персонаж создать пять резервных пуль из собственной крови, пожертвовав немного здоровья. Огнестрельного оружия в игре не много, но обязательно стоит обратить внимание на расход каждого их доступных стволов — некоторые за один выстрел расходуют по 2-10 пуль. Ещё пули расходуются при использовании заклинаний. Вот же универсальное топливо для разума и стволов, а! Заклинания в игре выражены в виде уникальных предметов, называемых тут «инструментами охотника», и помимо пуль требуют ещё определённый уровень «тайной» характеристики.
Собор обычно ассоциируется с безопасностью и защитой, но только не в Ярнаме. Здесь каждый сам за себя.
Зато в сражениях они могут сослужить более значимую службу, чем пистолет или мушкетон. Например, есть заклинание (создаётся предметом «Кость старого охотника»), которое на короткое время делает перекаты и увороты игрока почти незаметными для противника, что прекрасно работает против быстрых врагов. Иное заклинание будет призывать злых кровавых духов, которые метнутся к противнику, а ещё одно вызовет несколько щупалец, атакующих врага на почтительном расстоянии. Но что это я всё о второстепенном оружии и приёмах, когда в игре отлично проработанное основное оружие! В начале, на выбор нам даётся три боевых инструмента для правой руки — то самое основное оружие. Это трость-хлыст, пила-топор и топор охотника, или как-то так. Выбор оружия зависит от того, каким типом персонажей вы любите играть больше всего.
Если быстрыми, делая ставку на проворство и скорость, то ваш лучший выбор трость-хлыст. Она работает аналогично мечу в сложенном виде, а после трансформации нажатием кнопки «L1», превращается в хлыст, имеющий хорошую дальность, бьющий одновременно по дуге, вверх и вниз, но требующий чуть больше времени для замаха. Также при помощи хлыста хорошо пользоваться различными хитростями, вроде ударов через текстуры. Пила-топор и топор — это оружие силового характера, эффективность которого не особо зависит от ловкости персонажа. В сложенном виде пила-топор довольно быстрая, но дистанция её атаки крайне мала. Зато в разложенном виде она творит чудеса. Топору же можно удлинять древко и эффектно с ним раскручиваться, поражая сразу много врагов. Дальше, с прогрессом, появится ещё немало стоящего внимания оружия — молот-меч, например, или любимая многими ветеранами Souls-игр катана.
Появление нового оружия в магазине требует получения игроком специальных значков охотников. Их можно добыть сражаясь против других охотников-NPC в игре и выполняя их задания. Некоторые значки можно просто найти, иные получаются по сюжету. Новые доспехи поступают на прилавок примерно таким же образом, но внушительная часть одеяний появляется не в обычном магазине, где расчёт производится в отголосках крови (местный аналог душ), а в специальном магазине, где валютой выступает озарение. Вот тут-то и пришло время остановиться на этом моменте. Грубо говоря, озарение в Bloodborne — это своеобразный аналог человечности. Оно получается одним из следующих способов: встреча с боссом, победа над боссом, помощь другому игроку в сражении с боссом, и использование специального предмета. Стоит отметить, что использование данного предмета может повлечь за собой приступ безумия, который может привести к смерти. У персонажа начинаются глюки, будто его собственная кровь пытается покинуть тело, и в панике он наносит себе увечье, отнимающее немало жизненной энергии. В среднем 50-90% от максимального значения. Не от имеющегося в наличии!
Озарение потребуется не только для совершения покупок, но и для призыва других охотников в свой мир — при звоне в зовущий колокол расходуется одно озарение. Не могу не отметить сразу — переживать по поводу расхода этого ресурса не стоит в принципе, потому как его очень легко восполнить, благодаря присутствию в игре уникальных подземелий, создаваемых самим игроком при помощи ритуала и различных чаш. Первая чаша попадёт в руки игроку после одного из первых боссов, третьего или четвёртого. Уже с ней можно отправлять в сон охотника — местный красивый аналог Нексуса из Demon’s Souls, и проводить ритуал, если имеются нужные для подношения материалы. Подземелье первого уровня очень лёгкое, в нём три босса, каждый из которых даст игроку по 3-4 озарения. Быстро и удобно. Также можно искать подземелья других игроков, но есть два важных условия для этого: во-первых, игрок сам уже должен был хоть раз создать подземелье такого же уровня из такой же чаши, как он ищет; во-вторых, у игрока в наличии должны быть нужные для подношения материалы.
Какой в этом смысл, если можно и самому с тем же успехом сделать своё подземелье? А смысл в том, что у всех игроков эти подземелья получаются немножко разными. По архитектуре и планировке они могут быть идентичными, но с разными врагами и сокровищами. Что немаловажно. В подземельях, как и в игре, можно призывать других игроков на помощь, и в Bloodborne разработчики приложили все усилия, чтобы облегчить связь между друзьями. Теперь в настройках сети можно поставить пароль любое слово или набор цифр, и сказать этот код товарищу. Ему нужно прописать такой же пароль у себя в настройках, и позвонить в колокольчик для призыва, в то время как хосту нужно колотить в зовущий колокольчик. Система определит два одинаковых пароля и свяжет по ним игроков. Удобно и круто, но не забывайте удалять пароль, когда желаете поиграть со случайными соратниками, иначе он станет преградой. Ритуальные подземелья также обладают собственным паролем, но его создаёт сама игра и называет «глифом чаши». Продиктуйте этот глиф друзьям или выложите в общий доступ, и ждите, пока ваше подземелье наполнится другими игроками.
Немного подробнее хочется рассказать ещё о двух важных вещах в этой игре — сне охотника, о котором упоминал выше, и истории. О последней я обычно рассказываю в начале, но здесь получилось немножко иначе. Не страшно. Итак, по порядку. Сон охотника, ранее я его назвал аналогом Нексуса, представляет собой хаб, в который можно попасть при помощи специальных ламп — местного аналога костров. Во сне нас встречает безымянная кукла — она здесь выполняет обязанности Девы в чёрном, то есть разливает отголоски крови по характеристикам главного героя. Позади неё есть большой и красивый особняк, где можно совершенствовать оружие и играться с памятью героя. Для открытия этих функций необходимо продвинуться по сюжету. Прокачка оружия здесь упрощена по сравнению с Demon’s Souls — только один тип камней, оружие прокачивается до +10. Но в качестве дополнительного улучшения, в игру добавлены специальные кровавые камни, которые можно помещать в ячейки на оружии. Благодаря ним, можно повысить урон или снабдить инструмент смертоубийства новыми способностями.
Игры с памятью проходят у специального алтаря со свечами, где мы можем заставить героя запомнить одну или несколько рун, также обеспечивающих ему дополнительные способности — сопротивление, больше душ и так далее. Местный аналог убранных из игры аксессуаров и прокачки экипировки. Руны и кровавые камни находятся на протяжении игры в разных местах, а также выпадают из трупов некоторых врагов. Стоит обратить внимание, что две одинаково названные руны могут иметь разный эффект. Например, одна прибавляет к инвентарю героя 1 банку крови, а другая — уже 4. Разница существенная! А ещё в особняке есть склад, куда автоматически отправляются все лишние предметы, не помещающиеся в инвентарь игрока. Кроме поместья, во сне охотника можно увидеть немало надгробных плит. Часть из них выполняет функции камней из Нексуса, то есть переносят игрока к той или иной лампе. Другие — позволяют провести у себя ритуал с чашами для создания подземелий. Также во дворе есть бывшие декоративные клумбы или фонтанчики, откуда торчат мелкие и мерзкие посланники — торговцы, или, на заднем дворе, те, которые будут держать оставленные игроком сообщения. Последних можно украшать разными предметами — исключительно декоративная штука, на самом деле.
А теперь об истории игры. В Bloodborne перед нами разыгрывается настоящая театральная пьеса. Я сейчас не шучу. Сюжет подаётся короткими порциями, как и в Souls-играх, но порции эти отлично подобраны, в меру содержательны и оставляющие много пространства для полёта фантазии самого игрока. Вообще, вся эта игра похожа на сюрреалистичный театр с обезумевшими актёрами, которые потеряли грань между собой и своими персонажами. Играя в религиозной пьесе, они вдруг коллективно помешались рассудком, сожгли собственный театр, а потом долго бродили по миру глюков после стахановской порции угарного газа. И посреди всего этого карнавала красоты и безрассудства, оказывается наш персонаж — охотник, пришедший убивать чудовищ в далёкий Ярнам, древний город, павший от какой-то неведомой чумы. В этом городе наш герой получил живительный заряд испорченной ярнамской крови, в результате чего сам начал превращаться в чудовище. Чтобы это исправить, герою надо разобраться в происходящем, попытаться найти чистую кровь и вообще понять — взаправду ли это всё с ним происходит, либо это какой-то жутко реальный и глубокий сон?..
Технически Bloodborne немного изменился со времён альфа-версии, с которой успело ознакомиться немало игроков. И изменился не в лучшую сторону, пусть и весьма незначительно — в полной версии несколько ухудшили графику, но это вполне объяснимо сильно возросшими объёмами проекта. Также в игре появились проседания кадровой частоты, в основном незначительные и малозаметные, но иногда скорость может на несколько секунд упасть до нескольких кадров, что уже сильно заметно и может быть фатально во время сражения. К счастью, я с таким столкнулся всего дважды и только в случайных подземельях. Божественно прекрасный и дьявольски мерзкий, от того ещё более замечательный игровой дизайн перекрывает большинство технических недостатков, вроде разрешений текстур и прочего — но разработчикам определённо стоит что-то сделать с большим количеством мокро-блестящих поверхностей, иногда из-за этого появляются артефакты, которые сбивают с толку. Ещё одна сторона игры, по своей значимости и эмоциональности сравнимая с визуальным дизайном — это музыка. Сказать, что она прекрасна — это скромно промолчать, уткнувшись в викторианский подоконник с куклой. Команда From Software уже не первый раз доказала, что в её рядах не только шикарные иллюстраторы и дизайнеры, но и превосходные композиторы, работающие вместе с не менее талантливыми дизайнерами звука.
Отдельно хочется сказать о трофеях в игре. Сегодня ночью я всё-таки взял в ней платину и имея полторы платины в Demon’s Souls просто не могу не отметить разницу в ощущениях при достижении данных целей. Я очень люблю «Новую игру+», считаю, что данная опция является важным достижением игровой индустрии и подходит большинству имеющихся на рынке игр, но есть один важный нюанс — она должна быть не просто для галочки. В Demon’s Souls, во втором, третьем и дальнейших прохождениях, игрок мог найти что-то новое. Более того, в той игре просто невозможно было собрать всё за одно прохождение, и это мотивировало переигрывать заново и заново. В Bloodborne, увы, такой мотивации нет. Даже во все ковенанты, теперь выраженные в виде полученных от персонажей голубоватых рун, можно получить в одно прохождение, а трофеи к ним вообще не привязаны. Все предметы довольно легко найти даже без сторонней помощи в виде гидов. Хотя они сильно ускорят процесс. Кубки здесь в основном связаны с победой над боссами или посещением различных локаций, но есть и собирательные вроде сбора всех инструментов (заклинаний) и видов оружия. Отдельно радует, что есть трофеи за три разных завершения сюжета — каждое уникально и, честно сказать, все они превзошли ожидания. Короткие, но в то же время предельно содержательные.
97В лице Bloodborne перед нами предстало явное стремление команды Хидетаки Миядзаки сделать новый Demon’s Souls, только с повышенной боевой динамикой и в антураже викторианской эпохи, где вместо средневековых рыцарей воинами стали охотники на всяческую нечисть. В том числе на других охотников, выживших из ума. В игре присутствует неповторимо мерзкий, атмосферный и от того жутко прекрасный визуальный дизайн от команды From Software, стиль которого отточен за многие годы со времён King’s Field, напряжённые и динамичные сражения с многочисленными противниками, интересная система создания собственных подземелий, а также весьма любопытная история с красивыми сюжетными вставками. Сюжет здесь более явный, чем в играх серии Souls, но всё равно подаётся в таком же рваном, ненавязчивом стиле. Казалось бы, перед нами почти идеальная игра и, определённо, самый сильный эксклюзив PlayStation 4 на сегодняшний день… но, увы, долгие загрузки, падение кадровой частоты и пресная «Новая игра+» не позволяют наградить этот превосходный проект высшим баллом. А ведь так хочется!