Визуальные новеллы — это, как мне кажется, самый сложный жанр для написания обзора. И дело не в том, что здесь фактически отсутствуют стандартные для оценки экшенов, RPG или спортивных симуляторов критерии оценки, а по сути визуальные новеллы делятся на плохие и хорошие. Без «золотой середины». И даже не в том, что, как иногда случается с обозреванием средненьких игр — банально нечего сказать, потому что игра невзрачна. Дело в том, что сказать есть что, и много. Когда визуальная новелла настолько хороша, что её можно назвать если не лучшей, то одной из лучших, после прохождения остаётся масса эмоций и впечатлений. Ими хочется делиться, их хочется обсуждать или хотя бы выплеснуть наружу. Но нельзя. Особенно в обзоре. Вот поэтому я считаю визуальные новеллы — самыми сложными играми для обозрения.
Под этот критерий попадает и визуальная новелла Steins;Gate, вышедшая в этом месяце для систем PlayStation 3 и PlayStation Vita в европейском PlayStation Store. В этой игре мы оказываемся в белом халате самопровозглашённого безумного учёного Хооин Кёмы, который любит произносить это своё вымышленное имя в театральным затягиванием. Почему вымышленное? Потому что зовут нашего героя Окабе Ринтаро, он не совсем обычный японский студент, который снимает небольшую квартиру на втором этаже магазина подержанных CRT-телевизоров и мониторов. А ещё он одержим своей личной борьбой против какой-то Организации, правящей миром из-за ширмы. Для этой цели наш герой основал «Лабораторию устройств будущего», в которой трудится над созданием всяческих полезностей. По его мнению.
Говоря, что он одержим — я это и подразумеваю, в прямом смысле. Ринтаро всюду видит мировой заговор Организации, направленный либо против всего человечества, либо против него лично. Вместе с Ринтаро в «Лаборатории» состоит также его лучший друг, «супер-хакер» Дару, и подруга детства Майю — миленькая, добродушная и общительная, но немного не от мира сего. Насущным проектом, которым занимается данная троица, является «Устройство будущего #8», представляющее собой переработанную микроволновку, которая вроде как должна включаться при наборе определённого номера на мобильнике. Собственно, это у Ринтаро сотоварищи получилось, но вот что странно — предмет эксперимента, банан, в этой микроволновке превратился в нечто желеобразное.
Композиция из саундтрека к Chaos;Head, Phantasm (FES cv. Sakakibara Yui) — 罪過に契約の血を
Эта странность — один из первых толчков к странным событиям, которые начнут историю Steins;Gate. Второй толчок куда более сильный и значимый. Однажды, вместе с Майю, Ринтаро отправился на конференцию, где некий профессор должен был читать лекцию о путешествиях во времени. Данная тема очень интересует нашего героя, потому как создание машины времени поможет ему справиться с Организацией. Слушая доклад профессора Ринтаро понимает, что «научный гений» не более чем шарлатан, укравший чужую теорию, которую девятью годами ранее поведал миру некий Джон Тайтор, самопровозглашённый путешественник во времени, утверждавший, что прибыл из 2036 года. На этой же конференции Окабе-кун встречает странную, но гениальную девушку-учёного Макисе Курису, отношения с которой у него сразу же не складываются. Но кто бы мог подумать, что через каких-то 10-20 минут, он найдёт её в луже крови?..
Интересно, что история Джона Тайтора не является вымыслом разработчиков. Как и подавляющее большинство гипотез и теорий в игре. Человек под именем Джон Тайтор действительно появился на американских форумах в начале 2000-х годов, и он утверждал, что прибыл в наше время из 2036 года. На форумах он сделал множество конкретных и расплывчатых предсказаний, часть из которых сбылась. Но большинство, всё-таки, нет. Впрочем, если подключить теорию эффекта бабочки, что и делают сторонники Тайтора, можно предположить, что своими предсказаниями он изменил будущее. И события развились иначе.
И такая гипотеза действительно находит поддержку среди людей, которые любят всякие сверхъестественные вещи. Зачем Тайтору было изменять будущее при помощи своих предсказаний? По его словам, к 2036 году отгремела третья мировая война, большинство государств мира были стёрты с лица земли, а США распались на пять регионов, каждый со своей властью. Своё прибытие в прошлое Джон, назвавшийся солдатом сил специального назначения, объяснял миссией по доставке в будущее компьютера IBM 5100, который якобы обладает скрытой функцией — способностью делать отладку программного кода написанного ещё до распространения языков APL и Basic. Всё это, включая компьютер IBN 5100, присутствует в истории Stein;s Gate. А вот история Джона Тайтора пусть и, скорее всего, является интернет-вымыслом, но она сумела создать немалый резонанс и вышла далеко за пределы сети с её многочисленными форумами.
Кроме этой истории, в Steins;Gate используется множество других реально существовавших событий, теорий и гипотез, а также есть очень много отсылок к популярной культуре Запада и Востока — фильмам Роберта Земекиса «Назад в будущее», аниме «Девочка, покорившая время» и многим другим. Можно сказать, что так здесь выражается фансервис.
Запаниковав после обнаружения убитой девушки, Окабе Ринтаро спешно отправляет СМС-сообщение своему другу, Дару, не имея понятия, чем тот в данный момент занимается дома. А чем он там занимался — это вы уже сами узнаете, когда будете играть. Скажу только, что сообщение до отаку-хакера дошло, но неделей ранее отправленного числа. Да, сам того не желая и не ожидая, наш герой отправил сообщение в прошлое. И какого же было его удивление, когда мир вокруг резко изменился — с улиц мгновенно пропали люди, конференция была отменена из-за упавшего на здание спутника, а все, кроме самого героя, ничего не помнят. И главное — Макисе Курису жива-здорова! Вот такой эффект бабочки…
Эта теория — одна из многих, используемых в игре в качестве базовой. Ещё одна из важных идей Steins;Gate заключается в том, чтобы показать картину, которую себе наверняка представлял любой из нас, как минимум в детстве: играя в детективов и прочих исследователей, многие из нас мечтали найти «что-то этакое да такое!», но никогда не находили. И вот здесь герои игры нас обскакали по полной — в погоне за адреналином и раскрытием теорий заговора, они, со своей постоянно увеличивающейся командой «Лаборатории устройств будущего», находят нечто такое, что не просто пересекает черту закона, но и может поставить их жизнь под угрозу. Мальчик хотел, чтобы была всемирная Организация, контролирующая мировую власть, хотел, чтобы теории Тайтора стали реальностью и… кто-то сверху сжалился над мальчиков и устроил ему такой аттракцион жизни.
Игровой процесс «Врат Штайна» представляет собой самую типичную визуальную новеллу, где игрок преимущественно читает тысячи строк текста. Здесь нет головоломок, как в Zero Escape, или экшен-элементов, как в Danganronpa. Но свои рычаги влияния на развитие событий имеются — телефон. Это главный инструмент взаимодействия игрока с миром игры. Различные персонажи будут звонить или слать Ринтаро СМС-сообщения — во многих случаях игрок может решать: как именно ответить или не отвечать вовсе. От данных решений зависит будущее. Ещё один способ влияния, доступный ближе к середине игры — отправка Ди-мейлов, то есть сообщений в будущее. Почему именно Ди-мейл? «Ди» взята из названия марки автомобиля «ДеЛореан», который, как мне кажется, в представлении не нуждается.
Визуально игра Steins;Gate выглядит замечательно и превосходно портирована на обе системы PlayStation — быстрые загрузки и сохранения, удобное управление и хороший пользовательский интерфейс. Прямо из меню можно перечитать и заново послушать разговоры текущей главы, можно обратиться к глоссарию, сохраниться или загрузиться, а также посмотреть список трофеев. А накопительные трофеи сопровождаются процентным индикатором завершённости. Очень радует оригинальная звуковая дорожка на японском языке и отличная музыка. Кстати, о музыке — в игре есть отсылки к предыдущему проекту в серии, Chaos;Head, в частности к местной музыкальной группе PHANTASM. Их песни Окабе присылает Фейрис Нян-Нян, миленькая официантка из любимого кафе Дару.
Трофеи в Steins;Gate очень простые и собрать все, даже без гидов, можно в пределах нескольких часов. Это при условии, что игрок проматывает все диалоги. Судя по статистике нашего сайта, такие персонажи присутствуют у нас в рейтинге. Поступать так не рекомендую никому, кто купил эту игру и желает получить от неё полную отдачу. Я прошёл Steins;Gate на РС несколько раз, но всё равно играю в версию для PlayStation Vita так, будто вижу игру впервые — здесь доработанный перевод, по сравнению с фанатским патчем на РС, да и просто освежить память в такой игре дорогого стоит. Среднее прохождение всех глав данной визуальной новеллы, без пропуска не прочитанных ранее диалогов, с последующим получением платины, займёт в среднем 60-70 часов реального времени, в зависимости от скорости чтения и любопытства игрока.
Если игра Steins;Gate вас заинтересовала, но всё ещё есть сомнения в том, сможет ли она вас удержать у экрана, могу посоветовать следующее решение: обратитесь к аниме-адаптации Steins;Gate, которая получилась очень качественной. И если вы выберете данный путь (его я советую даже тем, кто купил игру, но пропустил аниме), то обязательно обратите внимание и на другие произведения, события которых развиваются в той же вселенной:
- Chaos;Head — визуальная новелла и аниме-адаптация.
- Steins;Gate — визуальная новелла и аниме-адаптация.
- Robotic;Notes — визуальная новелла, только для консолей и на японском, и аниме-адаптация.
- Chaos;Child — визуальная новелла, только для консолей и на японском.
Все эти игры не связаны напрямую, но они входят в один цикл — «Научное путешествие» (Science Adventure), созданный компаниями 5pb. и Nitroplus. События всех игр развиваются в одной теоретической вселенной, но в разное время и в разных местах. Кроме того, Chaos;Head и Steins;Gate сами по себе являются условными сериями, так обладают собственными спин-оффами и пародиями.
95Steins;Gate — визуальная новелла, история которой достойна внимания буквально каждого игрока. Но у некоторых игроков с ней могут возникнуть определённые проблемы. Виной тому обязательное понимание английского языка на довольно хорошем уровне, а также медленно развивающаяся история с большим количеством подробностей, среди которых преобладают физические и псевдонаучные теории — путешествия во времени и всё им сопутствующее. Тем не менее, ежели многочисленные теории и девятый вал терминов для вас не преграда, и с английским языком всё хорошо — то в стенах «Лаборатории устройств будущего» вас ждёт один из лучших научно-фантастических сюжетов в жанре визуальных новелл и за его пределами, сопровождаемый отлично дозированной долей фансервиса. El Psy Kongroo.
Обзор написан по предоставленным издателем копиям игры для PlayStation 3 и PlayStation Vita.