На протяжении многих лет разработчики разных мастей и степени таланта пытались воссоздать в своих играх чувство настоящего страха за жизнь главного героя. Кому-то это удалось лучше, кому-то хуже, но многим из игр жанра «хоррор», по сути, не хватало самого главного — души, атмосферы и постоянного напряжения от того, что вот-вот что-то может случиться. И совсем недавно молодой польской студии Bloober Team наконец удалось добиться желаемого, а заодно встряхнуть общественность и слегка застоявшиеся темы, выпустив на рынок полноценную версию ужастика Layers of Fear на PlayStation 4, PC и Xbox One. Что же в нем такого особенного? Давайте разберёмся в нашем сегодняшнем обзоре.
Итак, основное действие игры разворачивается в первой половине 19 века, а в роли главного героя выступает некий хромой на одну ногу художник, который уже несколько месяцев не может выйти из глубокой депрессии и дикого запоя. Причина банальна — пропало вдохновение, а вместе с ним и желание жить, заботиться о семье и маленьком ребёнке. Остается только пить, пока не вернется муза, которая поможет ему в срочном порядке закончить один шедевр, то самое, идеальное полотно, magnum opus среди других работ, иначе о былой славе можно и забыть. Мольберт уже давно стоит в мастерской, кисти и краски разложены по своим местам, осталось только найти недостающие ингридиенты, вспомнить образ и рисовать, рисовать, рисовать... всё больше погружаясь в персональный ад с бесконечной борьбой творца с собственными страхами и переживаниями.
Дальнейшие же события по большей части разворачиваются в родном особняке протагониста, точнее, в его извращённой альтернативной форме с постоянными шорохами, скрежетом стен, закрывающимися дверями, тасующимися комнатами и бесконечными тёмными коридорами, в закоулках которых ждёт с «распростёртыми объятиями» любимая жёнушка. Вокруг летают предметы, а классические и вместе с тем, устрашающие полотна Босха, Леонардо да Винчи и Гойи, то превращаются в какое-то кровавое месиво, то трансформируются в нечто другое, то пристально наблюдают за вашими действиями со стороны.
Любой поворот виртуальной камеры может обернуться очередным сердечным приступом, а дом живёт какой-то своей собственной жизнью и не подчиняется общеизвестным правилам. Там, где раньше была дверь, в следующую секунду может возникнуть крепкая кирпичная стена, а любой близлежащий шкаф легко может превратиться в длинный проход в другое помещение, где поджидает что-то неизведанное. Постепенно реальность начинает окончательно уходить из-под ваших ног, а на её место приходит сюрреализм и многочисленные отражения душевных метаний самого художника. И обратного пути тут нет, лишь только страх и искреннее желание, чтобы вся эта чертовщина, как можно скорее осталась в прошлом.
Правда, произойдёт это далеко не сразу. Примерно через четыре-пять часов активной игры (всего в игре шесть глав), если вы не будете оглядываться по сторонам и бежать без оглядки, и семь-восемь, если не поленитесь отыскать все предметы (рисунки, фотографии и письма), которые приоткроют завесу тайны на жуткое прошлое художника. Выбрав второй («истинный») путь, вы не только поймёте, что сюжет в Layers of Fear весьма специфичен с точки зрения повествования, но и играет в этом проекте не меньшую роль, чем все остальные составляющие. Характер протагониста потихоньку обрастает новыми деталями, ранее непонятные символы становятся более явными, а многие кусочки паззла собираются в единое целое. Сценаристы всячески нагнетают обстановку, от чего ещё больше хочется раскрыть страшную тайну нашего больного на всю голову художника. В конце вас ждёт три различные концовки, каждая из которых по-своему интересна с точки зрения повествования и принятых по ходу действия решений.
В то же время от самой механики игры не стоит ждать чего-то грандиозного — перед нами классический «симулятор ходьбы», изредка разбавляемый примитивными загадками (например, нужно отыскать код от замка, ручку от следующей двери или малоприметный предмет в кромешной тьме). Большую часть времени игроки проведут за ходьбой по дому, с постоянным поиском каких-то вещей в ближайших шкафах и тумбочках. Всё предельно линейно и заранее срежессировано. Оступиться нельзя, да и прятаться от монстров тоже не нужно, поскольку герой изначально бессмертен и любое столкновение с монстрами заканчивается одной лишь кратковременной потерей памяти. Жаль только к финалу разработчики совсем уж выдыхаются, выкатывая одни и те же короткие отрывки со скримерами или собственные аналоги знаменитых сцен из других собратьев по цеху (того же P.T. или Amnesia: A Machine for Pigs).
Впрочем, это не отменяет того факта, что авторам игры удалось создать вполне себе цельное произведение и избежать множества проблем современных ужастиков. Качественная режиссура, отличная постановка и неповторимая атмосфера — вот тот самый залог успеха, без которого проект точно бы не смог выжить среди множества других похожих творений. Команде Bloober Team стоит отдать должное: практически до самого конца ей удаётся удержать основной напор и не сбавить обороты во время ключевых моментов. Каждую секунду окружающий игрока мир в буквальном смысле давит на него, не давая спокойно выдохнуть и нормально посидеть около телевизора с кружечкой горячего чая. Тем не менее, это нисколечко не останавливает вас проходить игру дальше... даже больше: вы сами захотите пройти её, хотя бы раз, в надежде, что в конце удастся узнать, что же произошло с семьёй бедного художника.
Что касается графической стороны проекта, то визуально Layers of Fear не просто удивляет, а завораживает своей внутренней, страшной красотой и роскошным дизайном. Каждый предмет, каждая мелочь или какая-то деталь — всё выглядит пугающе реалистично и самое главное, лежит именно там, где и должно быть. Общий антураж выполнен на самом высоком уровне, а некоторые залы и комнаты в игре хочется рассматривать часами, не двигаясь дальше по сюжету. Даже не верится, что графический движок Unity может выдавать столь завораживающую картинку в умелых руках. Шалит только кадровая частота, выдавая порой, отметки ниже запланированных 30 кадров в секунду, но происходит это редко и только ближе к концу самого прохождения. Не подвело и музыкальное сопровождение проекта: объёмные странные звуки дома (особенно шёпот, издающийся из картин) и сильные голоса актеров озвучки перемешиваются со спокойными треками и абсолютной тишиной, когда это особо необходимо для полноценного погружения во всё происходящее. К русской локализации проекта у нас тоже не нашлось каких-либо претензий: в субтитрах не нашлось ни одной серьезной ошибки.
80Layers of Fear очаровывает с первых же минут прохождения, хоть сами поляки из Bloober Team не создали чего-то кардинального нового. По сути, они довели до абсолюта все те идеи, которые уже были до них и разбавили своей собственной, неповторимой атмосферой настоящего безумия, которой так не хватало за последние годы различным представителям жанра хоррор. А отличная концепция, прекрасная графическая составляющая и превосходное звуковое сопровождение лишь добавили сладости и в без того вкусный коктейль из ужаса, боли и страданий одного неизвестного художника, отчаянно гонящегося за своим незаконченным идеалом.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции разработчиками. Все скриншоты, представленные в материале, сделаны напрямую с указанной системы.