О серии Star Ocean и её новейшей игре, Star Ocean: Integrity and Faithlessness, на нашем сайте было довольно много информации, и теперь настал день для появления обзора данного проекта. «Звёздный океан» всегда был своеобразной серией в рамках жанра JRPG, он начался как «давайте сделаем Tales of про космос», и уверенно шёл по данному пути. С каждой новой игрой, разработчики всё глубже и глубже вводили в игру космическую тематику — межзвёздные путешествия, новые цивилизации и планеты. К четвёртой части, The Last Hope, разработчики сподобились на создание нескольких планет, а наша команда состояла из представителей нескольких рас. Естественно, что при таком раскладе, от пятой части франшизы ждали ещё один шаг вперёд… но не получили его. Почему? А об этом мы поговорим ниже.
События новой игры развиваются в промежутке между второй и третьей частью, на отдалённой и недоразвитой планете Фэйкрид IV, где живут-поживают обычные люди. Не хвостатые, не ушастые, а простые люди, ничем не примечательные. Что уже немного выбивается из привычного для серии фэнтезийного антуража. Здесь есть свой континент, несколько крупных городов, воюющие за территорию и ресурсы страны, а также символьная магия — симвология. Мы оказываемся в ботинках юноши по имени Фидель, который проживает в тихом городке Шталь, внезапно атакованном группой кровожадных бандитов. Отбив атаку, он отправляется в столицу — Ресулию — чтобы попросить о помощи короля. Десяток-другой королевских пехотинцев для охранения городка действительно не помешает. Но по пути обратно, Фидель и его подруга Мики становятся свидетелями падения шаттла.
Незамедлительно отправившись посмотреть, что же это за шайтан такой с небес прилетел, сладкая парочка находит причудливое творение продвинутой цивилизации, из которого, пошатываясь, выходит маленькая девочка. А за ней — банда педобиров с автоматами, явно положивших глаз на светловолосое чудо. Фидель, как и любой нормальный мужчина, генетически недолюбливает педобиров и спасает девчушку. Причём парня совершенно не удивляет диковинный летательный аппарат или продвинутые шайтан-палки противников, стреляющие лучами. Помнится, в прошлых частях серии, представители недоразвитых планет были в глубоком шоке от встречи с гостями из космоса и их устройствами. Но, видимо, в случае пятой части сценаристы решили об этом забыть — наши герои абсолютно нормально воспринимают компьютеры, космические корабли, сам космос и так далее. Да, они задают ненавязчивые вопросы, приличия ради, но воспринимают поступающую информацию так, будто на планете с уровнем жизни XV века, в каждом доме есть компьютер, интернет и дакимакура.
Это всё касается не только Фиделя с Мики. Все персонажи игры, которые родом с Фэйкрида IV, ведут себя словно гении. Фиора — роскошная и вызывающе одетая колдунья из исследовательского института, вне всяких сомнений уже сталкивалась с продвинутыми технологиями по долгу службы, и меньше других выглядит нелепо в своём нормальном восприятии происходящего. Хотя порой она общается с представителями Галактической Федерации так, будто всю жизнь паяла микросхемы своей магией. Я не придираюсь, это действительно рушит антураж и базовую идею сериала — продвинутая цивилизация приходит на недоразвитую планету и всех удивляет. А вот и не удивляет! Но приходит.
Игровой процесс Star Ocean: Integrity and Faithlessness довольно интересный и увлекательный, в отличие от результата работы бессовестно расслабившихся сценаристов tri-ACE. Перед нами типичная экшен-JRPG с боевой системой в реальном времени и максимально возможной бесшовностью вообще всего. Загрузочные экраны улыбаются нам только во время телепортации или перехода между локациями, а сражения начинаются ровно в том же месте, где мы встречаем противников. Что правда, поле боя всё равно ограничено невидимым кругом. Во время путешествия по местности, мы наблюдаем врагов, различные сокровища и точки сбора материалов, таких как травы, руда, морская живность. Большинство фрагментов взаимодействия между героями также проходят в бесшовном формате — разработчики отказались от выделенных сюжетных вставок в угоду более плавному повествованию. Решение неплохое, игра ощущается как самая целостная в серии, но в то же время, невозможность пропустить некоторые диалоги натурально огорчает.
Особенно это касается так называемых «Личных действий» — Private Actions. Их в игре около четырёх сотен, и делятся они на два типа: случайные, возникающие во время путешествия по местности, и активируемые игроком. Последние отображаются в виде круга со свистком, обычно возле гостиниц. Войдя в круг, мы активируем режим РА и можем пообщаться с соратниками. Недостаток такого подхода в том, что с каждым персонажем на определённом участке истории может быть связано два десятка РА, и посмотреть их за одну РА-сессию не получится. Нужно активировать режим, общаться один раз, потом деактивировать режим, войдя в ещё один круг со свистом, затем покинуть локацию, вернуться на неё и вновь запустить РА-режим. Несмотря на то, что в игре немало забавных и интересных РА, такая механика их активации запредельно утомляет.
На протяжении моего 60-часового прохождения игры, мне казалось, что это РА-ивенты мне специально мстят за то, что в четырёх предыдущих частях я за ними охотился. И вот, охотник превратился в добычу, ведь дух JRPG-перфеционизма не позволяет просто пропустить РА… И здесь в голову приходит другая подобная система — скиты из франшизы Tales. Star Ocean: Integrity and Faithlessness настолько похож на типичную игру франшизы-конкурента, что tri-ACE могли бы уже и собственные скиты сделать, которые смотрятся красивее и не такие навязчивые. На фоне и так бесконечного ощущения «я играю в Tales of Star Ocean, такое заимствование смотрелось бы очень органично.
Боевая система пятой части «Звёздного океана» — это аспект, который хочется одновременно и хвалить, и ругать. Она динамичная и увлекательная, с отличной анимацией движений и массой приёмов. Но искусственный интеллект напарников ещё никогда не был таким дурацким. Привычную систему настройки поведения соратников, которая была в четырёх предыдущих частях серии, разработчики решили заменить системой ролей. У каждого персонажа есть четыре ролевых слота, куда можно поместить четыре разные роли соответственно. Каждая из ролей так или иначе влияет на характеристики и поведение героя. Например, заставляет чаще применять мощные навыки, фокусироваться на исцелении и поддержке соратников, и так далее. Дополнительно, и это очень важно — в настройках навыков колдуний, Фиоры и Мики, можно включить/отключить определённые заклинания. Я эту фишку пропустил мимо ушей и в итоге мучился, потому что Мики применяла исцеление первого звена, вместо второго. Что приводило к преждевременной кончине иных героев.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Сражения зрелищные и увлекательные, но нередко игрок будет путаться в хаосе битвы. Это добавляет реалистичности, но её необходимость в Star Ocean очень сомнительна.
В целом, идея ролей очень интересная, особенно если в ней разобраться. Но она никоим образом не мешала оставить и привычный контроль ИИ соратников — указание конкретных рамок поведения. Ещё один момент в местной боёвке, который одновременно и радует, и огорчает — количество активных персонажей. Семь бойцов лишь кажутся крутой мощью, на самом же деле большинство сражений таким составом превращается в балаган. Честно говоря, я бы предпочёл возможность ручной настройки команды — отправки кого-то на скамью запасных, и уменьшение активной группы до четырёх человек. С другой стороны, можно всем персонажам установить управление «Manual», переключившись на них и нажав кнопку «вверх». Тогда они просто будут бегать по полю боя, не применяя атаки или навыки. Полезно для охоты за боевыми трофеями и наполнения бонусной шкалы.
Бонусная шкала в Integrity and Faithlessness мне понравилась меньше, чем в The Last Hope. Здесь она заполняется тремя цветами: синим (деньги) за прерывание атак врагов, розовым (опыт) за нанесение урона врагам, и зелёным (SP) за контратаки. Если нанесение урона и прерывание атак работает при любой численности команды, то заморачиваться с контратаками при боевом балагане очень трудно. Это как крутить блайндсайды в The Last Hope, предварительно не отправив всех соратников в состояние болванчиков. Неблагодарное занятие. А вот боевое управление в новой игре исключительно радует — удобная навигация, неплохая камера и возможность привязки четырёх боевых навыков на кнопки «крест» и «круг».
Многое поменялось в новом Star Ocean, в лучшую или худшую сторону, но есть кое-что неизменное — система крафтинга. В Integrity and Faithlessness она, пожалуй, лучшая во всей франшизе. С прогрессом в сюжете и побочных задачах, мы будем открывать разные специальности для героев, обучая их ковке, шитью, готовке, алхимии и прочим полезным занятиям. После чего, применяя полученные навыки можно химичить всевозможные полезные предметы — еду для повышения характеристик, целебные предметы, оружие и аксессуары, а также материалы для создания всего этого добра. Кроме того, не стали tri-ACE исключать из игры и элемент случайности, который был корнем системы крафтинга в The Last Hope — подменю «Синтез» позволяет смешать вплоть до шести предметов разных категорий, и получить взамен нечто крутое. Или не очень крутое. Всё зависит от удачи! Некоторые игровые предметы можно получить только при помощи синтеза.
![]()
![]()
В игре удобный интерфейс и навигация по меню. Главное — обращать внимание на дополнительные функции, вроде переключения опций при помощи кнопки «квадрат». Именно так можно вызвать окно настройки синергии (магии, символогии) двух колдуний.
Ещё в подменю крафтинга есть опция усиления экипировки. Мы можем присваивать полюбившимся образцам оружия, доспехам и аксессуарам всевозможные дополнительные свойства, делая их ещё сильнее и полезнее. Довольно интересная функция, но для работы с ней, как и с ремеслами в целом, от игрока понадобится немало времени на так называемый «гринд», и немного удачи с синтезом материалов, которые можно получить лишь случайным путём. Впрочем, охотникам за платиновыми трофеями в любом случае следует подготовиться к путешествию на 100+ часов — заполнение всего бестиария и энциклопедии предметов займёт кое-какое время, равно как прохождение опционального пост-гейм подземелья (Maze of Tribulations или просто МоТ) и ещё два прохождения основной игры на разных сложностях. И вот здесь хочется сказать — может это и хорошо, что завершить сюжет Integrity and Faithlessness можно за совершенно смешные для этой серии 20 часов? нет, даже это не оправдание такой оплошности сценаристов. Или недостатка бюджета, который ушёл на отличный моушен-кэмчур и крутые модели персонажей. Очень выделяющихся на фоне часто повторяющихся врагов и в целом не хай-эндовой графики.
Впрочем, визуально игра выглядит приятно и кукольный дизайн персонажей скорее умиляет, чем раздражает. Мимика богатая и забавная, движения качественные и плавные. Всё это сопровождается стабильной кадровой частотой в районе 50-60 fps. Разработчики отлично потрудились над оптимизацией и игра не проседает даже в самые забитые эффектами моменты. Отдельно можно похвалить и музыкальное сопровождение, которое у tri-ACE и Square Enix почти всегда на высоте, а доступность музыкальных треков из двух частей культовой франшизы Valkyrie Profile заряжает позитивом. Эти треки можно настроить в опциях игры, предварительно купив их в PlayStation Store. Или получив в комплекте с игрой, при условии оформления предварительного заказа или покупки специального издания.
Резюмируя всё вышенаписанное хочется отметить, что Star Ocean: Integrity and Faithlessness ощущается не как пятая часть франшизы, дальше развивающая нараставшие от игры к игре идеи, а как этакая Star Ocean 1.5. Она совсем немного развивает идеи первой игры и находится примерно в таких же рамках — перед нами всего одна планета и лёгкий выход в космос на непродолжительное время. Но большинство событий происходит на нескольких доступных игроку локациях, затесавшихся между пятью городами. Каждая последующая игра сериала, начиная со второй, всё больше и больше становилась космической одиссеей, и вот к пятой части разработчики почему-то решили вернуться к базовой идее франшизы: появлению на недоразвитой планете высоких технологий и гостей из космоса. Да ещё и каких — мужчины-капитана из рода Кенни и миловидной девушки-лейтенанта, которая явно неровно дышит к боссу. И он к ней. Никого не напоминает?.. Роникс Джей Кенни и Илия Сильвестри машут ручкой из прошлого.
65Star Ocean: Integrity and Faithlessness — это неплохая и увлекательная японская ролевая игра с большим, но нераскрытым потенциалом. Поклонники жанра найдут, чем в ней заняться на протяжении 30-60 часов, но это лишь потому, что мы привыкли пешочком мотаться по континенту, выполнять побочные задания и фармить материалы для крафтинга. Те же, кто охотится за интересной историей и развитием идей космической одиссеи, будут несколько разочарованы небольшим количеством контента, отсутствием новых и старых рас, и малой продолжительностью сюжета.
Обзор написан по цифровой версии игры, предоставленной редакции компанией «Бука».