В начале 2014 года мир впервые познакомился с мрачной вселенной тактической игры The Banner Saga и практически сразу в него влюбился. И теперь, после недолгого отсутствия американская команда Stoic вновь возвращается к нам, но уже со второй частью серии, которая должна стать переходным этапом в эпичной трилогии, рассказывающей о захватывающей борьбе жизни и смерти на удивительном фоне, сложенном из скандинавских мифов и историй о могучих викингах. Удалось ли разработчикам удержать планку качества оригинала и не ударить лицом в грязь перед своими поклонниками? Разберёмся в нашем сегодняшнем обзоре.
Основной сюжет сиквела стартует в том же самом месте, где и завершился оригинал. Вы можете перенести свои сохранения, если они осталась у вас после прохождения первой части, и начать ровно с тем составом персонажей, который был у вас ранее. Впрочем, новички смогут понять основную часть истории The Banner Saga 2 и без знаний о предыдущем эпизоде, ведь проект отличается от многих своих собратьев несложной формой повествования и лёгким языком, ловко раскрывающем все основы за первые полчаса знакомства с ним. Хотя и не станем отрицать, тот же пятый эпизод «Звёздных войн» можно с лёгкостью посмотреть и без четвёртого, однако, весь подтекст вселенной Джорджа Лукаса так и останется для вас чем-то недосягаемым. Поэтому мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с The Banner Saga прежде, чем приступать к прохождению прямого продолжения.
Об остальной же части сюжета, не вдаваясь особо в спойлеры, говорить можно часами, но мы попытаемся сократить все наши мысли в несколько абзацев. Сценаристы проекта оставили в качестве основы концепцию «лидер и его бремя правления» и вы всё ещё выступаете в качестве предводителя небольшого отряда великанов, пытающегося выжить в сказочном мире, который вот-вот рухнет под натиском злого Рока. Армия Тьмы продолжает завоёвывать земли за землями, а вам только и остаётся, что бежать дальше к неприступному городу Арберрангу, пытаясь найти новых союзников в этом угасающем мире.
Обратного пути нет, злой рок настигнет всех, остаётся лишь мириться с потерями и продолжать свой долгий путь к заветному спасению. И всё было бы хорошо, если бы не возрастающее со временем количество конфликтов между своими же людьми. Каждое ваше решение по ходу прохождения имеет какое-то последствие, но количество самих «горячих» ситуаций выросло в разы по сравнению с оригиналом. Приходится постоянно крутиться, чтобы все члены отряда остались с вами до финальных титров (около 20-25 часов реального времени), и решать за один короткий переход по десять конфликтов сразу. Причём, сохранить перемирие или остаться «гордой Швейцарией» попросту невозможно, рано или поздно всё равно придётся принять чью-то сторону. Напряжение нарастает до предела, а The Banner Saga 2 дарит игрокам уникальную возможность по написанию собственной, неповторимой истории со своими предательствами, интригами и неожиданными поворотами судьбы.
Другая же сильная сторона оригинала — игровой процесс, а точнее пошаговые бои в духе Final Fantasy Tactics — практически не претерпела никаких коренных изменений. Игрок всё ещё должен сражаться с многочисленной армией зла на своеобразных полях, покрытых сеткой из больших квадратных клеток, по которым поочерёдно ходят бойцы и наносят друг другу удары. Каждый из них обладает своей собственной неповторимой внешностью, уникальной способностью, определённым классом и двумя полосками, отвечающими за жизненные показатели (броня и сила).
Сила их атаки зависит непосредственно от уровня здоровья, а количество персонажей, сражающихся на вашей стороне в одной сессии, осталось прежним — до шести рыцарей на одном поле брани. Кроме того, ваши персонажи постепенно развиваются, получают новые навыки, но прокачать их характеристики можно только во время привалов или в городах (там же можно провести тренировочные поединки, отточив разные тактики). Вашей же главной целью остаётся сохранение всей доступной армии и сведение общего урона от врага к минимуму.
Так что же успели сделать разработчики за два активных года разработки? К сожалению, не так много. Появилось несколько новых классов (теперь вместе с вами смогут сражаться даже поэты) и препятствия на полях, вроде заборов или каких-нибудь валунов, повысился максимальный уровень прокачки (по три уровня на способность), а на подмогу теперь может прийти «тяжёлая кавалерия» в лице новой расы horseborn (кентавры). Искусственный интеллект тоже успел немного преобразиться в лучшую сторону, однако, иногда всё ещё допускает непростительные для своего уровня ошибки.
Из других нововведений можно ещё отметить смещение некоторых акцентов в сторону постоянного поддержания морального духа в караване и умении правильно учитывать баланс между своими основными бойцами и простыми жителями, примкнувшими к обозу. Чем ниже моральный дух среди солдат, тем больше шансов, что во время боя появятся какие-то штрафы или отсутствие у бойцов мотивации для продолжения боя. К слову, обычные люди теперь тоже играют немаленькую роль, ведь они могут уйти на поиски драгоценной пищи, и именно вам со временем предстоит решать, на что тратить больше сил: на обучение новых новобранцев, которые увеличат оборонные способности отряда, или же на их возможности по поиску пропитания? Вроде мелочь, но благодаря ей игра слегка преображается, заставляя игроков каждый раз задумываться над тем или иным решением.
Хорошо, что на таком стабильном фоне разработчики не решились менять и две оставшиеся, самые значимые составляющие проекта — графику и музыкальное сопровождение. Роскошные пейзажи вкупе со стилистикой американских мультфильмов 60-80-х годов прошлого столетия (чем-то напоминают лучшие работы Дона Блута) и ручной прорисовкой каждой из деталей всё ещё чаруют взгляд и создают ту неповторимую атмосферу, за которую который когда-то и полюбили оригинал, проспонсированный на Kickstarter.
Основные диалоги и тонна прилагающегося текста всё ещё не озвучены, но до сих пор невозможно до конца понять, стоит ли к такому проекту привлекать живых актёров или нет. Вряд ли бы они смогли настолько хорошо его озвучить, да и такая подача сюжета нисколечко не мешает, ведь многих из героев нетрудно охарактеризовать из-за великолепного подхода художников студии к каким-то мелочам при создании их облика. Оставшуюся же часть проекта вытягивает шикарный саундтрек от мастера своего дела, Остина Унтри. В своё время за музыкальное сопровождение первой части серии он получил престижную награду BAFTA и не сдаёт позиции с сиквелом. Ревущие гимны хитро переплетаются со сложными песнопеньями, и полностью погружают вас в мрачную вселенную игры.
85The Banner Saga 2 не лучше, но и не хуже своего предшественника. Перед нами ни прорыв или революция по сравнению с оригиналом, а лишь ещё один, более масштабный, но всё-таки эпизод из готовящейся трилогии. Если в своё время запал в душу оригинал, то можете смело брать продолжение — ничего кардинального нового оно не предложит, но незначительные улучшения в игровом процессе вкупе с интригующей историей одного каравана с головой покрывают данный недостаток. Да и что там говорить... если и финальная часть будет, хотя бы на уровне второй, то мы даже не станем жаловаться, ведь такого мастерства надо ещё достигнуть, а сама франшиза уже успела вписать себя в историю.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции разработчиками.