Когда-то игры серии System Shock довольно сильно впечатлили игровое сообщество своими игровыми решениями — интересным миксом уверенно совершенствовавших свою нишу в конце девяностых шутеров от первого лица, тогда ещё совсем нераспространённых хорроров и элементов ролевой игры. Что тоже было нечастым явлением для боевиков от первого лица, хотя всевозможные RPG, в том числе данжен-кроулеры от первого лица вроде Wizardry и Might & Magic процветали вовсю. Игры System Shock были по-своему уникальны и их с уверенностью можно включить в золотую библиотеку РС-геймера. Вполне естественно, что когда ведущий дизайнер второй части, Кен Левин, объявил о создании новой серии-наследницы System Shock, назвав её BioShock — ожидания соскучившейся по «шокам» публики взлетели до небес.
И они полностью оправдались. Вышедший в 2007 году BioShock представил нам совершенно уникальный и потрясающий в своей атмосфере сеттинг — игра поместила нас в роль молодого человека по имени Джек, который попадает в авиакатастрофу над Атлантическим океаном. Ему чудом удаётся уцелеть столкновение воздушного судна с водой — возможно, это связано с тем, что в 1960-х года самолёты ещё не летали так быстро и так высоко, как сейчас. Оказавшись в воде, среди обломков самолёта и постепенно воспламеняющихся разводов авиационного топлива на воде, Джек плывёт и видит неподалёку странный маяк. Поднявшись на его платформу и зайдя внутрь, герою открывается вид на капсулу, сев в которую он отправляется в Восторг — подводный город-утопию, построенный неким богатейшим человеком и оформившийся в целое общество.
Но, как и в случае большинства гипотетических утопий, в один не самый прекрасный момент атмосфера Восторга даёт трещину и общество начинает кусать само себя. Обо всё этом мы узнаём постепенно проходя игру, сталкиваясь с обезумевшими и кровожадными мутантами, некогда бывшими людьми, и находя всевозможные записи, которые так или иначе раскрывают перед нами историю города-утопии.
BioShock по-настоящему выстрелил, став одной из сильнейших игр своего года. Причин этому масса и они лежат во всех аспектах проекта: как и его предшественник, BioShock совместил в себе боевик от первого лица, элементы ужастика с круто организованной атмосферой безумия и безысходности, а также смелые элементы ролевой игры, которые позволяли не только прокачивать оружие — что уже достаточно типично для жанра шутеров — но и улучшать способности игрока путём изменения его ген. Согласно предыстории игры, учёные Восторга не переставали исследовать подводные окрестности и однажды учёная-генетик Бриджит Таненбаум раскрыла уникальные свойства одного из морских моллюсков — вырабатываемое им вещество, получившее название «адам», было способно излечивать любые раны и болезни. При участии больших денег и ресурсов, на основе «адама» стали разрабатывать генетические модификаторы — плазмиды.
Сюжет игры заигрывает с опасными и смелыми темами, он полон философских вопросов и своеобразных на них ответов, части из которых игрокам придётся искать и додумывать самостоятельно. Что и делает игру ещё более увлекательной. Пусть и вся эта история с Восторгом вымышлена, но как и многие творческие деяния имеет под собой некую базу, давшую трамплин для вдохновения — это замечательная книга-антиутопия «Атлант расправил плечи» и другие произведения, хранящие философию и творчество автора Айн Рэнд. Создавая вселенную BioShock, Кен Левин опирался на работы Рэнд, но использовал их как стену, о которую бился — сюжет игры стал результатом критического переосмысления поданной в произведениях Рэнд философии. Как может заметить любой играющий, такой подход к написанию сценария и созданию концепции игры дал превосходный результат.
Следом за оригинальным BioShock, спустя несколько лет в свет выходит продолжение — BioShock 2, разработанное другим подразделением 2K Games и без участия Кена Левина. Впрочем, студия 2K Marin не ударила в грязь лицом. Предыстория второй части начинается за два года до событий первой — мы наблюдаем за первым Большим Папочкой по имени Дельта. В отличие от своих последователей, он обладает собственным рассудком и умеет использовать как оружие, так и плазмиды. Его задача — оберегание так называемых Маленьких Сестричек, девочек, которые стали инкубаторами для вещества «адам». В полость их желудка имплантируются моллюски, вырабатывающие вещество. Мерзкая штука, да, не удивительно, что в итоге Восторг пал жертвой экспериментов на собственном населении.
Но предыстория предысторией, а события самой игры развиваются ещё спустя десять лет — в 1968 году, через восемь лет после событий первой части. Разработчики перелопатили игровой процесс, подстроив его под способности совершенно нового типа главного героя — Дельта не просто человек, как Джек, он закован в могучий глубоководный скафандр и вооружён мощным буром, которым может сверлить почти что угодно. Или кого угодно. Отталкиваясь от силы и способностей Папочки, разработчики улучшили боевую механику и позволили главному герою использовать оружие и генетические силы, обеспеченные плазмидами, одновременно. Что было невозможным в первой игре. Кроме бура и плазмидов в нашем распоряжении будет немало интересного оружия — от взламывающего пистолета, до гарпунного ружья и гранатомёта. Визитный взлом из первой части, заставлявший попотеть многих из нас, изменили на какое-то упрощённое недоразумение — вместо решения головоломки, нам нужно просто несколько раз вовремя нажать кнопку «крест». Странное решение, честно говоря.
Именно во второй части игры разработчики со всех сторон раскрывают концепцию Маленьких Сестричек и Больших Папочек, которая в оригинальной BioShock хоть и упоминалась, но внимания ей уделялось не так чтобы много. Здесь же, в BioShock 2, нас впервые знакомят с повзрослевшей Маленькой Сестричкой — Большой (или Старшей) Сестрой, которая очень подвижна, всё ещё обладает способностью высасывать «адам» из тел и подпитывать свои способности, а также облачена в облегчённую форму подводного скафандра Больших Папочек. С этой тварючкой игрокам придётся сталкиваться после освобождения Маленьких Сестричек — ищейка будет идти по следу главного героя, до определённого момента оставаясь в тени.
Сюжет второй части, возможно, менее глубокий и философский, чем в первой игре, но именно здесь была заложена одна из идей, которые использовались в BioShock Infinite — виртуальная реализация отношений «отец-дочь», пусть и в сильно исковерканной, но от этого не менее трогательной форме. Играя Дельтой, который был воскрешён спустя много лет после своей смерти, мы наблюдаем, как в нём все ещё живут запрограммированные на генетическом уровне отцовские чувства к Сестричке по имени Элеанор, которая оставляет подарки и сообщения нашему герою по всему Восторгу. И Дельта ищет свою «дочь», которая также помнит и любит его. История игры показываем там трогательную и своеобразную трансформацию генетически-искусственных отношений в подлинные, основанные на искренних чувствах. Это определённо сильная сторона BioShock 2.
Вступление получилось довольно длинным, но оно и оправдано — у нас нет обзоров первых двух частей серии и, как следствие, о них нужно было рассказать. Наверняка многие играли в BioShock на своих консолях и компьютерах, игра была доступна на PlayStation 3 и Xbox 360 во вполне вменяемом виде, хоть и несколько урезанном, по сравнению с РС-версией. Теперь компания 2K Games готовит для нас чудесный подарок — коллекцию всей трилогии, состоящей из BioShock, BioShock 2 и BioShock Infinite, которая выйдет на PlayStation 4 и Xbox One уже 13 сентября текущего года.
В отличие от последней части, приключений Букера и Элизабет, первая и вторая игры франшизы были довольно ощутимо переделаны и улучшены. Разработчики не поленились приложить усилия для того, чтобы не просто так называть переиздание «ремастером». Главным образом это коснулось визуальной стороны проекта. Хотя разработчики могли бы влезть в код и добавить игровые фишки из второй части в первую — позволить одновременное использование оружия и плазмидов, например. Но, возможно, по их мнению это бы сильно нарушило задуманный баланс.
Визуально же обе игры стали выглядеть гораздо современнее и симпатичнее, чем их оригиналы. Я проходил обе части на РС и играл в них на PlayStation 3, поэтому перед написанием данного текста я запустил все четыре игры и сравнил свои ощущения с теми, что получил во время почти часовой сессии за переизданием на PlayStation 4. Строго говоря, оригиналы выглядели хорошо на своё время, особенно на РС, но определённо бросались в глаза излишняя «желейность» оставляемой врагами крови и чрезмерное поблёскивание воды. Не знаю, кто и как это воспринимал, но похожая на кетчуп с желатином кровь казалась мне естественной для мира BioShock — мало ли, какие изменения в организме вытворяет «адам», если он превращает людей в безумных нарко-мутантов.
Но играя в переиздание первой части я обнаружил, что над кровью и многими другими эффектами была проведена немалая работа, и они стали гораздо более реалистичными, чем были. Кровь и вода теперь выглядят естественнее, без переизбытка блёсток и желатина, а окружение стало несколько более ярким. Последнее невозможно не заметить, особенно для тех, кто играл в консольные версии оригиналов — на PlayStation 3 они были слишком блеклыми, а на Xbox 360 излишне затемнёнными, что отрицательно сказывалось на живости и яркости картинки. Версия для PlayStation 4 — на Xbox One не играл — выглядит очень сочной. Заслугой тому и масса переработанных текстур, разработчики заменили фактически всё окружение, переработали множество моделей, не забыв уделить внимание улучшению персонажей и их движений.
Не менее отличную работу, чем над визуальной частью игры, студия-переработчик Blind Squirrel Games провела над оптимизацией всех трёх проектов. А компания 2K Games не поскупилась на двухдисковое издание ремастеров — на первом диске игроки обнаружат переиздания первых двух игр, в то время как второй диск полностью посвящён Infinite. На представленных в 2K-зоне стендах были все три игры в цифровом варианте, и делились они так же, как на дисках — одна иконка для двух первых частей, и одна для приключений Букера. Это не очень удобно с точки зрения переключения между BioShock и BioShock 2, потому что игроку придётся полностью закрыть приложение и запустить его заново, а потом уже выбирать игру. Я опробовал все три части, уделив каждой примерно по 15 минут, чем более чем достаточно для составления начальных впечатлений. Кроме того, разработчики предусмотрительно забросили на консоли сохранённые данные из разных фрагментов каждой игры, чтобы мы могли пропускать сюжетные вставки.
Хотя по одной вставочке я, разумеется, посмотрел. Они также были несколько обработаны в первых двух частях, чтобы соответствовать качеству основных игр и требованиям 2016 года. Во время непосредственного прохождения, все три игры показали себя отлично оптимизированными под PlayStation 4, а Infinite, самая последняя и не поддавшаяся переработке, выглядит… скажем так, очень конкурентоспособной по сравнению с РС-версией на высоких настройках. В которую я и играл ранее. Отличные эффекты, качественная графика и, что немаловажно, отличная производительность — пусть я и не был в самых загруженных сражениях, вроде бойни на летающем корабле, но почти за час игры во все три части я не встретил ощутимых проседаний кадровой частоты — 60 кадров в секунду, с вероятными падениями до 40-45 кадров, это более чем отличный результат для подобного рода ремастеров с представленным в них уровнем графики. На железе современных консолей.
В целом, переиздание трилогии BioShock мне кажется одним из самых интересных переизданий на текущем поколении консолей, потому что разработчики не просто взяли РС-версию, как в случае, например, Dead Island, и засунули её в консольный формат. Нет. Команда Blind Squirrel переработала первые две игры для всех систем, в том числе РС, сделав их качественно соответствующими году своего нового релиза, то есть сентябрю 2016. BioShock: The Collection определённо стоит внимания как новичков, так и поклонников серии. Возможно, не по полной цене в 60 долларов… но и здесь стоит учитывать, что нам предлагают три игры по цене одной новинки, все они сильные сюжетно и крутые в плане игрового процесса, а две ещё и отлично визуально улучшенные. И со всеми однопользовательскими дополнениями на борту — многопользовательский режим BioShock 2 остался за бортом.