Жанр визуальных новелл — это своеобразный небольшой мирок или экосистема в рамках большой игровой индустрии, полной самых разнообразных продуктов и возможностей. Игра этого направления в своей базе одинаковы: они заставляют игрока читать огромное количество текста и диалогов, поглощая времени больше, чем фактически любая другая игра. MMO aside. Отталкиваясь от этой базы, разные разработчики по-разному же экспериментируют над своими проектами, добавляя головоломки, интерактивные возможности и прочие прелести, которые помогают игроку развлечься и не страдать от однообразия игрового процесса категории «Нажмите Х, чтобы победить». Ирония ли, но именно в визуальных новеллах данная шутка самая уместная — весь игровой процесс большинства игр жанра сводится к нажатию одной этой кнопки.
Среди визуальных романов особую нишу занимают ортодоксальные проекты, обладающие абсолютным минимумом интерактивности и максимальным сосредоточием на повествовании. К таким относится, например, Steins;Gate, одна из лучших визуальных новелл в мире, рассказывающая одну из лучших историй в игровой индустрии. Не верите? Проверьте сами! Игра доступна на PlayStation 3 и PlayStation Vita, а если вам необходим русский язык — обратитесь к РС-версии в Steam, на которую ставится любительский, но довольно качественный русификатор.
Проект Psycho-Pass: Mandatory Happiness для PlayStation 4 и PlayStation Vita, вышедший в середине этого месяца в Европе, относится к точно таким же ортодоксальным визуальным романам, где игровой процесс отсутствует как явление, а все манипуляции игрока сводятся к подтверждению о прочтении диалога или выбору ответа/действия, случись такая необходимость. Многим такое покажется скукой и в какой-то мере они будут правы, но визуальные новеллы не просто так являются огромной нишей и собирают множество поклонников во всём мире — зачастую скучный игровой процесс компенсируется сильными историями. Это обратная сторона большинства экшенов и прочих боевиков, где всё происходит с точностью до наоборот: слабый сюжет компенсируется увлекательным игровым процессом.
События игры развиваются в мире отдалённого будущего, где, казалось бы, наступила всеобщая стабильность и благодать. Изобретённая какими-то безумными японскими учёными система «Сибиль» взяла под контроль фактически всю жизнь людей — она анализирует все их действия, следит за психологическим состоянием, определяет потенциальные таланты и направляет на лучшие рабочие места — те, где согласно анализу эти люди принесут больше всего пользы обществу, и так далее. Люди же обитают в продвинутом мире, где «секретарь» с искусственным интеллектом на борту может мгновенно изменить обстановку в квартире, заставив её выглядеть подземельем, замком, космопортом или прекрасным садом с цветущей сакурой. Масса функций и возможностей. Но какова цена? Она проста: быть послушным винтиком большой системы.
Этот мир прописан детально и интересно, но есть у игры такая же слабая сторона, как и у одноимённого сериала, на основе которого проект разработан — моментам интереснейших диалогов и действий нередко предшествуют скучные описания и переговоры. Игра пусть и основана на сериале, никакой существенной связи между их историями нет — они полностью независимы, и даже некоторые тайны «Сибиль», уже давно раскрытые в аниме и известные Акане, тамошней главной героине, в игре её не на шутку удивляют. Так что если вы не смотрели Psycho-Pass, играть в Mandatory Happiness будет ещё интереснее.
Сюжет игры довольно глубокий и насыщенный событиями, причём он подаётся очень хитрым образом: когда играешь, может показаться, будто основная тайна местной истории — личности главных героев, оперативника Такумы Цуруги и детектива Надесико Кугатати. Но эта загадка проста и ответ приходит сам по себе буквально через полчаса игры — ты начинаешь всё больше и больше утверждаться в правильности своих догадок. Однако, всё ближе к концу того или иного пути, который зависит от принятых игроком решений, становится ясно другое — сами по себе личности главных героев и их связь друг с другом не очень-то и важны. Они просто есть и добавляют своеобразный отвлекающий элемент в истории, где настоящее значение имеют принятые решения и гораздо более глубокие тайны.
На первый взгляд, опции диалогов и действий могут показаться слишком простенькими, но каждый выбор имеет значение. Так, я раз восемь натыкался на плохую концовку в одном из «рутов», пока не выбрал правильную для достижения истинной концовки последовательность ответов. Всего в игре три главы, каждая из которых — одна небольшая история из жизни первого детективного отделения, но все они связаны между собой, а последняя глава может вылиться как в коротенький пролог, так и раздуться раза в два, в зависимости от принятых ранее решений.
Такая многогранность истории, подводящая к немалому количеству совершенно разных концовок, определённо радует. Как и то, что каждое дело будет отличаться от предыдущего, ведь мы не только будем выбирать другие варианты действий, но и играть за другого персонажа. Mandatory Happiness позволяет игроку ощутить себя как в роли детектива, так и в роли оперативника — цепного пса системы «Сибиль». Хотя кого я обманываю — такая метафора подойдёт почти всем, кто живёт в рамках этой системы.
Когда же игроку надоест читать огромные полотна текста и принимать решения, либо проматывать диалоги в охоте за следующими трофеями — да, в игре есть возможность пропуска текста, что просто бальзам на душу тем, кто собирается перепроходить «руты» и не делает частые сохранения — всегда можно выйти в главное меню, оттуда забежать во вкладку «Экстра» и поиграть в мини-игру типа «Пятнашек». Здесь мы двигаем кубики с изображением персонажей, и основная задача: столкнуть кубики с одинаковыми персонажами на них. В награду мы получаем очки, необходимые для открытия бонусов в игровой галерее — концепт-артов и голосов героев.
Визуально проект выглядит хорошо, сохраняя оригинальный стиль своего прототипа — сериала Psycho-Pass, состоящего из дух полноценных сезонов. Технически здесь тоже всё хорошо, за исключением заблокированной функции снятия скриншотов силами портативной консоли PlayStation Vita, на которой я и проходил Mandatory Happiness. Возможно, на PlayStation 4 эта функция и не заблокирована. Скорее всего, таким образом разработчики решили оградить игровое сообщество от всяческих спойлеров.
80Psycho-Pass: Mandatory Happiness — это ортодоксальный визуальный роман, который определённо придётся по вкусу поклонникам жанра и оригинального анимационного сериала, но столь же определённо отпугнёт тех игроков, что привыкли получать от игр нечто большее, чем полотна текста и редкий выбор диалоговых опций. Местный сценарий пошёл по стопам истории сериала, хоть и стал гораздо полноценнее, благодаря выросшему объёму — ему необходимо время на раскрутку в каждой главе, потому что начало скучновато, а вот середина и завершение попросту не позволят игроку оторваться от экрана.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation Vita, предоставленной редакции издателем.