Создавать продолжение для обласканного критиками, любимого публикой и вполне законченного произведения – занятие неблагодарное: обязательно будет куча недовольных. Даже если полностью сменишь сеттинг и улучшишь каждый элемент игрового процесса, то всё равно рискуешь нарваться на обвинения в повторах и попытке срубить деньжат, а также спровоцировать волну не смешных шуток в интернете. А уж если авторы сиквела вольно или невольно сохраняют неизменным даже место действия, то и вовсе нет им прощенья. Вот и Bioshock 2 многие считают «фанфиком» и отказываются ставить в один ряд с созданными при участии Кена Левина оригинальным Bioshock и Bioshock Infinite. Это большая ошибка: хоть вторая игра в серии и лишена внезапных (и от того уже не впечатляющих при повторном прохождении) сюжетных поворотов, в целом она даже немного превосходит вознесённый в ранг культа оригинал.
Действие Bioshock 2 разворачивается через десять лет после концовки первой игры. Пусть оба лидера Рапчура и погибли, город продолжает влачить своё полубезумное существование. Без регулярной подпитки волшебным «адамом» не могут и не желают жить ни низы, ни верхи общества, а для регулярных поставок чудесного наркотика нужны добывающие его маленькие девочки. Сюжет сиквела вертится вокруг «сестрёнок», и это вполне логично – ведь определение их судьбы было наиболее душещипательным моментом оригинала. Я сам был свидетелем, как уже видевший «хэппи-енд» человек даже ради «ачивки» не решился обидеть малышек и предпочёл посмотреть «плохую» концовку на Youtube. Где сестрёнки, там и доктор Тененбаум, которая поначалу служит главным связующим звеном между Bioshock и Bioshock 2, но есть в сиквеле и другие занятные персонажи.
Даже протагонистом в Bioshock 2 выступает личность весьма интересная: пусть мы почти ничего о нём и не знаем, принадлежность к «Большим Папочкам» делает героя совершенно особенным. И самое главное – он вооружён боевой дрелью, намного более эффектной и эффективной, нежели гаечный ключ из первой игры. Ассортимент оружия в сиквеле вообще очень интересный: место банального револьвера занял заклёпкомёт с функцией минирования, пистолёта-пулемёта – «миниган», а вместо арбалета «Большой Папочка» таскает за спиной мощный гарпунострел. Такие «пушки» отлично подходят и игровому миру и конкретному протагонисту. Само по себе новое оружие не смогло бы значительно изменить впечатления от боевой системы, но в Bioshock 2 хватает и других нововведений.
Взять хотя бы плазмиды. Авторы сиквела не добавили новых и даже убрали некоторые старые, но они также сделали кое-что очень важное: разрешили использовать и плазмиды, и оружие одновременно. Если дробовик и гранатомёт были лучше любого боевого плазмида, то в Bioshock 2 эксперименты действительно обрели смысл (хотя были вполне возможны и раньше). Какое же это удовольствие — одновременно и жарить противников пламенем и расстреливать из пистолета-пулемёта. Больше никаких невыносимо длинных секундных пауз при переключении с одной руки на другую! И при этом общая сложность перестрелок лишь выросла, потому что противникам улучшили интеллект и значительно повысили эффективность атак. Теперь главный герой настолько же лихо убивает вражин, насколько и сам быстро получает несовместимый с жизнью урон. Бои в Bioshock 2 вышли на загляденье: быстрые, напряжённые, зрелищные и с высокой ценой каждой ошибки.
К разработке Bioshock 2 привлекли сразу несколько подразделений компании 2K и, возможно, именно поэтому они всем скопом сумели придумать достаточно новых элементов. Например, в сиквеле полностью изменили систему взлома. И если замену занудной головоломки на ритм-игру ещё можно назвать спорной (хотя «трубопровод» из первой игры надоедал задолго до финала), то появление хакерских дротиков иначе как «манной небесной» я назвать не могу. Больше нет нужды в спринтерских забегах до расположенных на другом конце комнаты турелей и камер – их можно взломать и с расстояния. При этом дротики отнюдь не бесконечны, и до менее опасных целей всё равно идти на своих двоих, так что просто стоять на одном месте и развешивать «хаки» налево и направо тоже не выйдет.
Но главное нововведение, конечно, заключается в регулярной защите «сестричек» от напирающих волн противников-сплайсеров. На высоком уровне сложности каждый такой эпизод превращается в крещение огнём, а ценность правильно расставленных мин-заклёпок, тросов с гарпунами и мини-турелей (ещё одна крутая новинка!) просто зашкаливает. Если в первой игре запоминающихся перестрелок было всего парочка, то в Bioshock 2 подготовка и проведение обороны оставляют яркие впечатления и на десятый раз. Разработчикам эта идея (впервые появившаяся ещё в первой игре, но лишь в качестве эксперимента) так понравилась, что для Bioshock 2 сделали специальное дополнение The Protector Trials (входящее в комплект переиздания) именно про защиту девочек на различных аренах. Впрочем, вряд ли кому-то будет недостаточно более чем десятка таких ситуаций в основной сюжетной кампании. А ведь ещё в сиквеле есть бои со «Старшей сестрой», немало отличающиеся от прежних схваток с «Папочками»! В общем, развлечений тут хватает. Если в первой игре насыщенность игрового процесса возрастала постепенно, то сиквел стартует намного сильнее, и даже улучшить оружие предлагает уже в первые часы, а не во второй половине истории. Да и структура локаций стала больше располагать к увлекательным перестрелкам. За вычетом сюжета Bioshock 2 можно назвать настоящим «Bioshock на стероидах». Или на «адаме», если угодно.
Помимо базовой игры и посвящённого «режиму орды» дополнения, в состав ремастера также входит и Minerva's Den – достаточно большой сюжетный DLC. Совершенно новые уровни, персонажи, мутанты-сплайсеры, турели и оружие - всё это очень круто, но дополнение всё равно выглядит «огрызком», уж простите. Такова уж судьба DLC – даже лучшие из них зачастую выглядят ненужными, неуместными и приделанными в последний момент ради большей прибыли. После завершения Bioshiock 2 и просмотра одной из четырёх возможных концовок чувствуешь, что завершил дело, и желания возиться с ненужной добавкой уже не возникает. Что же касается многопользовательского режима, то его из переиздания вырезали, и вряд ли найдётся много по нему скучающих – сейчас, в 2016 году, и даже среди тех, кто увлечённо сражался под водой с другими игроками ранее.
Графические улучшения в ремастере Bioshock 2 схожи с улучшениями первой игры и в основном заключаются в добавлении совершенно новых деталей, делающих игровой мир более «живым» и красивым. Однако, то ли над сиквелом трудились чуть менее упорно, то ли у меня «замылился» глаз после прохождения первого переиздания, но в Bioshock 2 я таких приятных деталей заметил значительно меньше. Тем не менее, уже хотя бы в силу первоначальной даты выхода графически сиквел превосходит предшественника: художники, дизайнеры и аниматоры очень постарались.
90Bioshock 2 пусть и ненамного, но превосходит первую игру по всем параметрам. Единственное исключение – сценарий, который, однако, с каждым последующим прохождением играет всё меньшую роль. Если это и «фанфик», то такой, на какой надо всем и всегда равняться. Слегка изменилась даже жанровая принадлежность игры: теперь это именно шутер, а всё остальное уже второстепенно. Что же касается переиздания, то оно радует наличием наиболее важных наборов дополнительного контента и слегка подтянутой графикой, благодаря которой этот шедевр ещё долго сможет радовать аудиторию.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана сделаны автором обзора непосредственно при помощи стандартных функций консоли.