Сейчас в самом разгаре новогодняя распродажа в европейском PlayStation Store, и мне очень хочется рассказать вам подробнее об одной её позиции, которая определённо достойна внимания множества игроков. Особенно тех, кто чувствует в себе силы и уверенность к покорению чего-то необычного. Чего-то такого, что они ещё не покоряли в видеоиграх. Разве что в текстово-настольных играх, за которыми проводили (и проводят?) вечера с друзьями. Время от времени разработчики приходят к тому, что используют в виртуальных проектах механики «настолок», но нечасто это решение получается столь удачным, как в ныне обозреваемом продукте от студии Red Hook — Darkest Dungeon.
Этот скриншот не просто так открывает обзор. Ведь он предупреждает о том, что вас ждёт в данной игре. И ваших персонажей тоже...
Эта игра появилась в продаже для РС ещё летом, а в конце сентября добралась до систем PlayStation с использованием функционала «кросс-покупки». То есть, приобретая игру один раз, вы получаете обе доступные версии: для PlayStation 4 и PlayStation Vita. Отличный вариант, но с точки зрения всестороннего удобства я всё же рекомендую как минимум начать погружение в эту игру с домашней версии. Почему? Об этом я расскажу немного ниже, а сейчас начнём с игровой завязки.
В Darkest Dungeon, официальное русское название которой звучит как «Темнейшее подземелье», мы играем роль некоего человечка, получившего странное письмо от своего родственника. В нём он рассказывает, как купался в роскоши и разврате, и не заметил, как тьма поглотила его. А от роскошного фамильного имения остались лишь руины, нынче населённые всякими исчадиями тьмы, гниющими мертвецами, свихнувшимися священниками, сменившими квалификацию на некромантов, антропоморфными грибами и чумными псинами. В общем, самыми разными обывателями мрачных пучин.
Получив письмо и поняв, что в темнейших подземельях фамильного особняка валяется множество бесхозных сокровищ, наш герой, то есть мы сами, прибывает в небольшой и постепенно увядающий городишко неподалёку от имения. Здесь мы развиваем бурную деятельность по оживлению местности, прокачке полезных учреждений — трактир, лечебница, монастырь, кузница, гильдия, лесник и прочая-прочая; а также собираем могучий отряд из лихих путешественников, которому и суждено отправиться в подземелья особняка. Вся добыча будет разделена между смельчаками, но и о себе, как организаторе, мы тоже не забудем! Предприятие начинается.
Чтобы добраться до темнейшего подземелья имения, которое таит в себе великие опасности, сперва нужно хорошенько подготовить бойцов на более простых заданиях. Плюс, различные боссы, от свиней-переростков и учеников некромантов, до в корень обезумевших настоятелей, так или иначе мешают нам в осуществлении затеянного. А значит, с ними нужно разобраться. В городе есть дилижанс, который обновляется еженедельно — одна неделя, это один поход в подземелье. В дилижансе можно нанимать новых бойцов разных, случайно прибывающих классов. И я рекомендую не увлекаться с наймом, но и не брезговать им. Лучше всего поскорее прокачать вместительность своей «казармы» 20+ человек, а затем стараться балансировать, чтобы в вашем отряде всегда были как относительно среднячки, так и сильные бойцы.
Это связано с несколькими моментами, главных из которых — зазнайство бойцов. Эта игра очень хитрая и будет действовать вам на нервы множеством необычных, но круто реализованных механик, на которые большинство ролевых игр, какими бы хардкорными они себя не позиционировали, всё чаще забивают. О части этих механик я расскажу на протяжении обзора, некоторые оставлю вашему опыту. Не все же карты подземелья раскрывать! Участвуя в вылазках, наши бойцы постепенно прокачивают свой уровень опытности, и достигнув третьего, начинают отказываться ходить на задания невысоких уровней. «Я не пойду на эту детскую прогулочку», — верещит сквозь забрало шлема грозный рыцарь. «Ты издеваешься? Что мне там делать?», — резонно интересуется целительница, всё больше думающая про стакан вина и ночь в борделе.
В игре есть события по типу «Астрологов» из Heroes of Might and Magic, которые влияют на те или иные особенности игры. Может появиться больше рекрутов, они станут сильнее, появятся уникальные рекруты, или же сильные воины решат помочь своим слабосильным товарищам, и согласятся сходить на «слишком лёгкий» квест. Хотя слишком лёгких квестов в «Темнейшем подземелье» не бывает!
А на задания небольшого уровня ходить нужно будет. Во-первых, потому что ваши бойцы, в том числе высокого уровня, будут гибнуть. Смиритесь с этим сразу, даже до начала игры. Вы похороните немало персонажей. Тех, кого лелеяли и прокачивали, кого считали своей стеной и нерушимой защитой. Они все сдохнут в этом чёртовом подземелье! Или сойдут с ума от стресса, или помрут от голода, или будут прокляты, отравлены и истекут кровью, потому что бинтов с противоядиями на всех не хватает, а противники нам попались совсем уже бессовестные. Сразу расскажу про сражения в Darkest Dungeon, они того стоят.
Перед нами, пожалуй, самая тактически хитрая боевая система в этом году, которая по своей требовательности к продумыванию игроком ходов может сравниться с шахматами. Она очень интересная и беспощадная к ошибкам. А ещё в ней работает воля случая. У каждого персонажа есть показатель скорости, но то, что он у вашего героя выше, чем у противника, ещё не гарантирует вам первый ход. Если он намного выше, скажем на шесть-семь единиц, тогда да, почти гарантирует. Почти! Дело в том, что механика игры по определению очередности хода работает следующим образом: система в начале каждого хода и для каждого персонажа бросает условный восьмигранный кубик. Выпавшие числа суммируются с показателем скорости. Если у вашего героя и у противника скорость 4 и 2 соответственно, но герою кубик выпал с 4 единицами (итого 8), а противнику с 7 (итого 9), то враг с изначально меньшей скоростью будет действовать раньше.
Лучше всего сразу понять как действует боёвка и быть готовым к такому повороту событий, где четыре противника завершают один ход и открывают следующий. Такое случается, хоть и не очень часто. И это просто бесит, даже если ты подготовлен. Исходя из такой вероятности, старайтесь всегда иметь в своём отряде целителя. Если запастись бинтами или иметь бойца с умением останавливать кровь, то лучший целитель — это оккультист. Его навык исцеления путём вышивания крестиком на коже соратника пусть и вызывает кровотечение, но гораздо чаще лечит на 10-12 единиц, чем целительница, чьи навыки всё чаще освежают жизнь бойцов на 3-5 единиц здоровья. Неплохо иметь в команде шута, который умеет снимать стресс и увеличивать скорость всего отряда. С другой стороны, в игре нет «мастер-пати для всех подземелий». Поэтому экспериментируйте.
Игра требует от игрока соблюдения баланса команды и внимательности. Конечно, все наши путешественники — это инструменты достижения цели. Но не стоит забывать, что хороший инструмент требует соответствующего обращения, иначе он прослужит недолго!
Я всегда стараюсь держать впереди рыцаря, наёмника или прокажённого, на втором слоте викинга, копейщицу или прокажённого, в третьем стрелка, чумного доктора или шута. В конце обычно находится целительница или оккультист. Некоторые классы вроде дрессировщика я попросту игнорирую, не проникся. Но вам игнорировать не советую, может именно этот класс станет ключом к успеху для вашей команды! У каждого бойца есть различные способности, которые можно открывать и прокачивать в гильдии, а затем настраивать их для боевого применения. Хоть во время отдыха, хоть в путешествии. Всего в бою может быть активно по четыре навыка у героя, а открыто может быть по семь. Придётся выбирать!
В бою очень важно то, какие навыки у персонажа активны и какую позицию в отряде он занимает. Всего таких позиций четыре и идут они одна за другой. Внимательно изучайте профили своих героев, там указано, на каких позициях они себя чувствуют максимально уверенно, и по противникам на каких позициях работают лучше всего. Вот эти параметры — маленький, но золотой ключик, который не раз может стать полезен. Изучайте и запоминайте слабые и сильные стороны врагов, помните, что противники из задних рядов обычно представляют большую опасность, чем мощные увальни из передних. Как правило тем, что они наносят много стресс-урона, поражая психику бойцов, которую исцелять немного сложнее, чем здоровье. Не забывайте о способностях своих персонажей наносить кровоточащие раны, отравление, ломать строй врагов, протягивать вперёд противников из арьергарда и отбрасывать назад стоящих в авангарде. Каждая такая манипуляция может стать спасительной и обеспечить победу в сражении меньшей кровью.
Отдельно хочется сосредоточить внимание на механике стресса, потому что она едва ли не самая важная в этой игре. Накопление стресса отмечается чёрными подсвеченными цифрами и заполняющейся шкалой квадратиков. Достаточно нажать «R2» или «R», чтобы увидеть, сколько очков стресса есть у каждого из персонажей. Когда отметка перескочит за сотню, герой начнёт сходить с ума. Он может выработать отрицательную черту, буквально развалить группу из-за своего психоза и паранойи, или даже просто скончаться от разрыва сердца. Стресс — это то, что нужно контролировать всегда. У некоторых персонажей, не только у шута, есть воодушевляющие навыки. Например у рыцаря или прокажённого. Кроме боевых неудач или действий врага, на стресс соратников влияет ещё несколько факторов: их черты характера, освещённость подземелья (запасайтесь факелами!) и действия с окружающими объектами.
Во время путешествия по комнатам подземелий мы будем находить самые разные объекты. Уделяйте внимание полу, потому что можно угодить в ловушку, которая не только нанесёт урон, но и круто долбанёт персонажу по мозгам. Что же касается всяких мешочков, коробок, «железных дев», рыцарских доспехов, столов со снедью, сервантов, книжных полок, палаток и прочего добра — здесь часто играет роль случай. Можно взять книжку с полки и узнать что-то полезное, найти часть письма или разведать подземелье. А можно прочитать скучную книгу и от скуки же подхватить цингу или сифилис. Я не шучу. В «железной деве» или гниющем трупе может быть сокровище, в желудке убитой собаки может оказаться «ещё тёплая еда» (цитата!), а в брошенном дорожном мешке — несметные богатства. Но с тем же успехом можно увидеть какой-то ужас, получить отрицательный навык и ещё молоточком стресса по головушке. Словом, всё на ваш страх и риск. Я иногда предпочитаю проходить мимо объектов. Всё же подчас лучше ничего, чем стресс, сифилис или её какая-то напасть.
Подхваченные и развиты во время путешествия болезни, отрицательные и положительные черты характера, можно исцелить в больничке. За золотые кругляши. Причём делать это лучше как можно быстрее. Отрицательным чертам свойственно постепенно закрепляться и становиться постоянными, тогда их исцеление будет в несколько раз дороже. Положительные черты можно закрепить, чтобы их не сместили другие положительные черты. Это полезно, когда особенность кажется вам очень полезной. Также возвращаясь к стрессу — его можно снимать в трактире (бар, бордель и игральный зал) или в монастыре (молитва, истязание, медитация). Но тут есть пару нюансов: во-первых, эффективность действия того или иного способа снятия стресса зависит от предпочтений игрока и степени прокачки заведения; во-вторых, далеко не всем бойцам следует снимать стресс. Подчас проще сильно ушибленного по головушке персонажа попросту списать в запас, а вместо него взять новичка. Смотрите по ситуации!
Вообще вот эта фраза «смотрите по ситуации!» лучше всего описывает игровой процесс Darkest Dungeon. В интернете можно найти множество рекомендаций к прохождению, советов и прочего. Часть из них, вроде тех, что я дал выше, будут работать в большинстве случаев. Иные же, и таких большинство — в очень частных моментах. Всё это связано с тем, что каждое подземелье наполняется случайным образом, мы встречаем совершенно случайные группы врагов, которые зачастую действуют не менее случайно. Игра мотивирует изучать врагов, запоминать варианты их действий и готовиться к худшему. Общее правило для сражений в подземельях лишь одно: стараться бить по самым опасным противникам и не брезговать атаками со специальными эффектами. Пусть они и обычно слабее. На первый взгляд.
Визуальное оформление игры просто отличное, а вот управление на консолях оставляет желать лучшего. С другой стороны, учитывая его изначальную заточку под клавиатуру с мышью, оно кажется довольно неплохо оптимизированным под контроллеры. Но адепты консольного гейминга, с нагруженными интерфейсами РС-игр не встречавшиеся, могут испытывать боль и дискомфорт. Навигация по элементам управления не всегда удобная, особенно это касается версии для PlayStation Vita, где ещё и заднюю сенсорную панель задействовали, но к ней довольно быстро привыкаешь. Играть на PlayStation 4 гораздо комфортнее не только благодаря большему количеству кнопок, но и лучшей видимости всех деталей. В частности — игрового текста. На маленьком дисплее портативной системы он выглядит слишком мелко, некоторым игрокам может быть сложно или просто неприятно читать такой мелкий текст.
Оптимизация же игры хорошая, загрузки довольно быстрые и кросс-сохранения перебрасываются из версии в версию почти молниеносно. Достаточно смириться с неудобствами перегруженного, с консольной точки зрения, интерфейса и управления, а затем привыкнуть к ним — и вы будете чувствовать себя в Darkest Dungeon вполне комфортно. А учитывая хардкорность и хитрость игры, то управление с интерфейсом — это меньшее, что будет вас злить и заботить на протяжении прохождения. Ежели вы найдёте в себе силы двинуться к получению платинового кубка… да благословят вас ваши боги! Путь будет тернист, полон не виртуального стресса и виртуальных смертей, но награда в конце этого пути, наверное, достойна мучений. Или нет? Решать вам. Так или иначе, Darkest Dungeon — одна из самых достойных инди-игр на нынешней распродаже, если не самая достойная.
90Darkest Dungeon — это игра, которую вы полюбите и возненавидите одновременно. Это хардкорное и мрачное приключение, которое в равной степени испытывает на прочность игрока и виртуальных персонажей. Как далеко вы готовы пойти за баснословными богатствами, и сколько путешественников готовы загубить ради своих звенящих золотыми кругляшами амбиций? «Темнейшее подземелье» — это потрясающее испытание, к которому может прикоснуться любой желающий, но осилить его предстоит не каждому. Только через горы трупов, кровь, пот и стресс вы сможете достичь цели. Главное помнить: путешественники — это инструмент достижения ваших целей. Не партнёры, не слуги, не соратники. Инструмент.


10)
940






























Ответить с цитированием
жопу_прикрой


