Когда каждый день хотя бы по паре часов проводишь за играми, и ещё вдвое больше – за чтением и написанием материалов о них, то быстро перестаёшь чему-либо удивляться. Все новинки кажутся однотипными, и не возникает ни малейшего желания играть в них и покупать в день релиза. А уж если ты и по своей натуре зануда, то дело принимает совсем плохой оборот. Тем приятней наткнуться на настоящий сюрприз там, где его вообще не ожидал встретить. Вот кто бы мог подумать, что Letter Quest: Grimm's Journey Remastered окажется лучшей из опробованных мной за эту зиму игр? Никто, а ведь коллега OldGamer ранее уже хвалил почти идентичную версию для Xbox One. Тем не менее, на моей Wii U игра «пылилась» аж с осени, благо российская Nintendo забыла о новинке и не требовала текста. Но я всегда плачу по счетам.
Если говорить о жанровой принадлежности, то Letter Quest – это простенькая RPG, в которой нет ничего, кроме боёв и прокачки. Главным героем выступает сам Смерть с косой, а противники отделяют его от вкусной и давно желаемой пиццы. Cюжет на уровне классических игр Nintendo и исчерпывается парочкой комиксов, но на качество игры это никак не влияет, ни в какую из сторон – видали мы истории и похуже. Уровень за уровнем Смерть пробивается к своей цели, постепенно улучшая оружие и приобретая новые пассивные умения. Изюминка этой RPG заключается в уникальной боевой системе. Уж какие только варианты не изобретали за сорокалетнюю историю жанра – и много пошаговых, и разный экшен, и ритм-игры – но Letter Quest всё равно отличилась: тут надо собирать слова из букв, как в классической Scrabble или её русскоязычном аналоге «Эрудит».
Суть «боёвки» проста: чем длиннее слово, тем больше урон, который получит противник на этом ходу. И победить монстра нужно как можно меньшим числом действий, чтобы он не ударил вас много раз в ответ. Приходится изо всех сил думать, стараясь задействовать максимум букв. Никакая другая ролевая игра не доводила мой мозг до такого жуткого скрежета. Потратить пять и более минут на один ход в Letter Quest – норма, причём порой к раздумьям приходится привлекать и жену, и вообще всех, кто по неосторожности оказался поблизости.
![]()
![]()
Ну в какой ещё игре можно убивать монстров членом? Даже в Saint's Row только резиновые. А тут это суровая необходимость.
Впрочем, одной лишь зависимостью силы атак от числа букв боевая система отнюдь не исчерпывается. Вполне логично, что «Z» или «X» задействованные в слове, наносят значительно больший урон, нежели гораздо более популярные «P» или «A». Кроме того, порой некоторые литеры отмечаются как усиленные – их есть смысл использовать в первую очередь. По мере прохождения можно обзавестись и оружием, и умениями, чей эффект также надо учитывать. Повышенный урон от использования двойных гласных и, например, буквы «R» – хорошее подспорье в тяжёлых боях, если удастся составить подходящее слово. В совсем отчаянных ситуациях можно потратить ход на сброс поля с литерами и получить новый набор, но противник будет очень этому рад и сам отдыхать вовсе не станет.
Монстры в Letter Quest вообще довольно опасные. У них нередко бывает иммунитет к коротким словам или ещё чему-нибудь. К тому же, вражеские атаки часто накладывают негативные эффекты на часть букв. Если ваши «R» и «T» в слове «root» расколоты, то за них просто не засчитают урон, но если же их отравили на время, то при использовании протагонист получит урон. Враги могут замораживать буквы и ещё много чего с ними делать, но самая мерзость – чума, которая расползается всё дальше и дальше, если не избавиться от переносчиков. Составьте слово, перетряхните всё поле или используйте расходуемый предмет для излечения – выбор остаётся за вами. Какие буквы использовать сейчас, а какие приберечь на потом, стоит ли корпеть над словом ещё пять минут или оно сгодится и так – вариативности здешних сражений позавидуют многие более дорогие и разрекламированные RPG.
Если вам мало сорока базовых уровней игры, то можете пройти их на время, чтобы получить в каждом дополнительную звезду. Когда перед глазами постоянно маячит цифровой таймер, приоритеты тут же меняются: становится совсем не до поиска наиболее длинных и красивых слов. Но при этом противник продолжает отвечать на удары, так что составлять всё только из трёх букв – тоже не вариант. В таком режиме Letter Quest усложняется и преображается. Вторую дополнительную награду дают за прохождение уровня с дополнительным условием – не использовать букву «A», например, что тоже бывает непросто. Есть и совсем «хардкорный» режим, в котором хоть какая-нибудь особая способность есть у каждого из противников, а также в целом повышена сложность. В итоге я очень сомневаюсь, что пройти Letter Quest на 100% сможет кто-либо кроме носителей языка.
Эта игра особенно понравится тем, кто любит узнавать что-то новое и развиваться. Эксперименты со словами не только позволяют доставать из самых дальних уголков памяти такое, о чём давно, казалось бы, забыл, но и создавать слова просто случайно, после долгих попыток. А после некоторых уровней полагается ещё и интерлюдия: игроку предлагают отгадать слово по буквам, как в «Виселице» или «Поле чудес». Это не оригинально, но в качестве дополнительного развлечения вполне подходит.
Чего действительно не достаёт Letter Quest, так это собственного уникального художественного стиля и сколь-либо яркого саундтрека. Игра достаточно приятна как для глаз, так и для слуха, но до совершенства ей далеко. Дизайн монстров и локаций иначе как «усреднённым» не назовёшь, даже несмотря на толику гротеска и чёрного юмора. Понятно, что бюджет у разработчиков был небольшим, но художника им всё-таки стоило как-то подбодрить и вдохновить или же просто найти другого.
Но главный недостаток игры подкрался оттуда, откуда вообще его вряд ли кто ожидал. Letter Quest базируется на буквах и составлении из них слов, но созданный разработчиками словарь даёт повод для неприятных вопросов. Он не просто далёк от статуса полного, но, что гораздо хуже, лишён внятной логики. Крайне сложно понять, почему одни типы имён собственных игра засчитывает, а другие отказывается принимать. Можно лишь методом проб и ошибок выяснить, каковы здешние правила. Спасибо хоть, что нет никаких ограничений на число попыток – противник не атакует, пока вы не закончите свой ход.
И всё же: почему Letter Quest знает слова «penis», «farted» и британское ругательство «arse», но не приемлет вообще ничем принципиально не отличающееся «vagina»? Вот только не надо тут возмущаться: когда встретите особо мощного монстра, то мигом забудете о приличиях и будете пробовать все слова, какие только возможны. Это лишь самый яркий пример, который запомнился мне, по понятным причинам. Letter Quest часто отвергает современные словечки из интернет-эпохи, хотя вполне может принять какое-нибудь сокращение или предлог, успешно использовать которое ты и не рассчитывал. Более того: игра знает и любит глаголы, причём, если это возможно, то при одинаковом написании засчитывает слово именно как эту часть речи (хотя на уроне это не сказывается). Но если в случае с существительными почти всякий раз можно использовать форму множественного числа для увеличения числа букв, то герундии с «-ing» Letter Quest или вообще не знает, или мне так не повезло в те два раза, когда получилось составить именно такой вариант.
Обзор игры написан по цифровой версии для Wii U, представленной редакции компанией Nintendo of Russia. Все использованные скриншоты сделаны автором в процессе прохождения.
К сожалению, у Letter Quest: Grimm's Journey Remastered нет шансов на успех в нашем регионе, даже если говорить о версиях для более популярных платформ, нежели Wii U. Буквы и слова – сердце и плоть этой игры, а потому локализовать её невозможно. Без русского же языка найдётся немного желающих опробовать свои силы, и у ещё меньшего числа игроков получится Letter Quest пройти. Но всё это никак не умаляет достижения разработчиков: их RPG с уникальной боевой системой добавила разнообразия в жанр и наверняка понравится поклонникам головоломок. Тут интересно не только нестись вперёд, но и по многу раз проходить уже знакомые уровни. Гибрид получился очень удачным, и только некоторые проблемы со встроенным словарём не дают в полной мере насладиться составлением слов и закипанием своего мозга. 85