Final Fantasy, одна из величайших игровых серий с которой до сего момента мне не довелось познакомится. Но друзья с горящими глазами рассказывали мне те прекрасные истории полные настоящих эмоций и живых персонажей. Те сказочные миры поглощающие с головой. Та музыка которая остается в плэйлисте навсегда. Это игры, которые заставляют плакать, смеяться, сопереживать искренне любить и ненавидеть будто это происходит с тобой. Стоит ли говорить что многие разработчики сейчас работают в индустрии потому что когда-то Final Fantasy показала им оказывается видео игры могут быть чем-то большим...
Сейчас Square Enix имеет отделения по всему миру и выпускает много игр, но когда-то все началось с Final Fantasy. Игра названа Последней Фантазией не просто так, она действительно должна была стать таковой. У Square были крупные финансовые проблемы и Хиранобу Сакогути назвал игру соответствующим образом, думая что она действительно станет последней.
Но как не трудно догадаться Final Fantasy стала настоящим хитом. Сейчас к сожалению серия сдает свои позиции. Square Enix видимо это поняли и вложили огромные деньги в Final Fantasy XV в надежде вернуть былое величие серии.
Больше десяти лет новая часть Final Fantasy была в производственном аду, несколько раз даже казалось, что проект вообще отменили. Глупо было бы думать, что игра находилась в разработке так долго. Самый пик разработки был примерно3–4 года, когда Square Enix, наконец окончательно поняли что их серия сдает свои позиции. Тогда вытащили из чуланчика Final Fantasy Versus XIII и выделили, наконец, нужные ресурсы. Правда, по пути выкинув с поста директора Тецуя Номуру и посадив туда Хадзиме Табату.
Последний не вызывал особого оптимизма, поскольку известен не только любовью к бессмысленному пафосу и дешевой драме, но и тем, что до этого никогда не работал с настолько масштабными проектами.
Этот открытый, открытый мир
Разработчикам совершенно наплевать на повествование и созданную ими вселенную. Ведь люди не зря читают фантастику или фэнтези, не просто так тратят десятки и сотни часов на RPG — они отправляются в путешествие в другой, непохожий на наш мир, существующий по своим правилам. И, конечно же, хотят знать как можно больше о нем, пожить там, пусть и виртуально, проникнуться героями и обстановкой.
Поэтому от Final Fantasy XV логично было ждать какой-то проработки мира, хотя бы чего-то адекватного. Однако на протяжении всего прохождения игра не делает особых попыток рассказать ни о королевстве Люцис, ни об империи Нифльхейм, ни о других странах. Даже друзья главного героя Ноктиса — и те просто есть.
К тому же FF XV старательно избегает отвечать на вопрос: «А кто эти люди и для чего они здесь?», предпочитая отнекиваться и подсовывать одну обрывочную сценку за другой.
Kingsglaive: Final Fantasy XV, в котором-таки рассказывают не только причины конфликта двух стран, но и показывают падение королевства и немного раскрывают мифологию. Есть аниме-сериал Brotherhood: Final Fantasy XV про знакомство главного героя со своими будущими верными соратниками Игнисом, Гладио и Промпто. Однако если не посмотреть полнометражную картину и сериал, то понять, что происходит в финалке попросту невозможно. В качестве «объяснения событий» в игру зачем-то втиснули странную нарезку из нескольких эпизодов Kingsglaive, но тем, кто не видел всей ленты, они не объяснят ровным счетом ничего.
Казалось бы, что мешало Square Enix не тратить миллионы на фотореалистичную графику двухчасового фильма, а сделать эти события геймплеем и включить в пролог самой игры? Тогда вступление финалке стало бы куда живее и заодно подготовило бы почву для дальнейшей игры на чувствах. Покажите маленького Ноктиса и его отношения с отцом, ведь фактически вы такие огромные деньги вложили в проект. Дайте нормальную предысторию, хотя бы в текстовом виде. Однако японцы решили этого не делать, что превратило и без того дырявый сюжет финалки в настоящее решето. Если для вас Final Fantasy — это яркие CG-ролики, то здесь вместо них — нелепые сценки на движке. За всю игру было, кажется, пять небольших CG-роликов, и самые яркие из них нам показали от начала до конца в рамках рекламной кампании игры.
Наши герои в процессе никак не раскрываются. Они много болтают, этого не отнять, но говорят о погоде, дороге, деревьях, машинах. Словно у них не было долгих лет дружбы. Словно им нечего вспомнить. Даже анекдот не услышишь.
Раз уж затронули героев, хотелось упомянуть Лунафрею, которую так часто показывали в трейлерах. Казалось она должна быть какой-то движущей силой, важным персонажем. Ага как же, ждите... Ее в игре очень мало и большую часть времени ее показывают на пару минут и все.
Открытый мир, которым так хвастались разработчики, оказался пустым и мертвым. Люцис — в буквальном смысле страна парковок, бензоколонок и придорожных забегаловок. Хотите городов? Ха-ха, их полтора на всю игру — один на три улицы, а второй выступает просто декорациями. Километры пустого пространства не заполнены ничем — можно бежать несколько минут и не встретить даже врагов. Square Enix просто сделала масштабы ради масштабов.
Десятки побочных квестов не рассказывают о персонажах или самом королевстве абсолютно ничего — вы, Ноктис, наследник престола. ВЫ ПРИНЦ, ваше королевство разваливается на куски, вам нужно вернуть свой трон и набраться сил.
Поймай мне лягушек, принц!
Сфотографируй мне красивую панораму, принц!
Найди мне свечи зажигания, принеси фрукты из фургона, убей скорпионов, принц!
Принеси мне почку титана, принц!
Але ребята, я принц. Это вы должны бегать и делать для меня всю эту ерунду.
Есть еще охота на особых монстров. В «демке» было отлично поставленное выслеживание огромного монстра. Героям, словно ведьмакам, нужно было сначала найти место обитания животного по следам, затем выйти к его логову, а после, используя окружение, уничтожить противника. В финальной версии мало того, что первую часть этого задания вырезали, так оно оказалось единственным действительно интересным. Все остальные поручения по убийству монстров сводятся к банальному забегу к маркеру на карте. Не менее странно и то, что одновременно можно выполнять только одну охоту. Во-первых, это банально неудобно, после каждой нужно возвращаться обратно, получать награду и только потом браться за следующую. Во-вторых, если остальные квесты можно набирать пачками, то зачем тут ставить такие ограничения?
Помимо того, миссии в открытом мире отнимают прорву времени. До точки выполнения надо ещё добежать-доехать, а путешествие сделано медленным, неудобным. Наши герои путешествуют на машине, но свободы не имеют. Автомобиль медленно тянется по рельсам, накручивая километры. Если оставить вождение автопилоту, тот доставит нас до точки назначения за несколько минут, в течение которых слушаешь лишь музыку и пустые диалоги.
В магазинах можно купить саундтрек всех номерных частей Final Fantasy, а потом включать композиции во время путешествия. Для фанатов это безусловно праздник, но вот новичку (которым является автор) могут не зайти. Хотя уверен в оригинальных частях они подходили на все 100%. Имеется возможность прикупить MP3-Player для возможности слушать музыку отдельно от автомобиля, правда это работает пока ты идешь пешком, если начинается битва, будет звучать стандартная композиция, тоже самое касается наших ездовых птичек Чокобо.
Если устали ехать на машине можно остановиться, чтобы… Чтобы что? Смотреть там не на что, поскольку разработчики выбрали неудачный графический движок для игры. На куклах персонажей много деталей, герои удивляют торчащими в разные стороны прядями волос, но всё это при небольшом отдалении превращается в мазню. Сравнительно неплохо вылепленные лица можно рассмотреть, лишь когда их показывают крупным планом. Взять например The Witcher III — не просто пропасть, а бездна лежит между техническим исполнением проектов. Кроме того, Final Fantasy XV вызывает боль длинными и долгими загрузками в случае смерти или перемещения по глобальной карте. (кстати быстрое перемещение тоже сделано не удобно).
Не только графический движок плох, но и дизайн. Сюжетные локации разочаровывают своей простотой. Просто серые коридоры, просто пустые комнаты. Если бы не карта, легко можно было бы заблудиться в этом однообразии. И так до самого финала! За всю игру выделяются от силы парочка локации.
И самое интересное... 13 глава (Привет Resident Evil). Напарники? Нету их. Боевая система? Отключена, а на её место приходит возможность убить практически любого врага одним ударом… на восстановление которого уходит около минуты. Радующие глаз локации и монстры?Идентичные серые коридоры и роботизированные зомби. Вменяемый левелдизайн? Шутите чтоли? Коридорам не нужен дизайн! Комнатам не нужен смысл! И плевать, что ты ходишь по имперской крепости, где когда-то должны были жить и трудиться люди, — бесконечная череда ведущих в никуда коридоров с разбросанными в случайных точках спальнями и рубильниками куда разумнее и интереснее!
Это не какая-то коротенькая прогулка в дизайнерский ад. Глава, длится в разы дольше остальных (спасибо хоть, не вместе взятых) — в том числе и потому, что вместе с оружием и друзьями она отбирает у Ноктиса способность бегать.
В перерывах между сражениями вы все-таки будете передвигаться по миру, и здесь Square Enix смогла удивить: стоит зайти в любую пещеру, как Ноктис начинает… медленно красться. Неизвестно, какую цель преследовали разработчики, кроме искусственного увеличения времени прохождения, но запрещать передвигаться с нормальной скоростью — явный перебор. И ведь подземелья-то немаленькие, так что будет время припомнить весь свой запас нецензурных слов. Подобное касается и городов, в которых героям предстоит побывать — там отключается возможность спринта. И снова очень хочется узнать, зачем и почему так сделано.
Лень махать мечом.
Боевая система Final Fantasy XV неплоха, но слишком уж она легкая. Табата признавался, что ему не хочется заучивать всякие комбинации и использовать много клавиш, нужна как можно более простая механика. Такая философия привела к следующему результату: для атаки нужно зажать одну кнопку, для блока — другую, а на экране в это время будет твориться феерия из спецэффектов. Удобно и зрелищно, однако очень поверхностно. Ощущение такое, будто смотришь фильм, не принимая в нем особого участия. В дополнение к этому Ноктис умеет телепортироваться либо к врагу, либо к определенным точкам, чтобы выйти из сражения и пополнить здоровье. Еще после заполнения специальной шкалы можно активировать особые приемы напарников, причем во время анимации весь отряд становится бессмертным. Есть и парирование, но оно вообще не требует какой-либо реакции — когда враг находится в нескольких десятках метров от героя, выскакивает предупреждение на весь экран о том, что он собирается вас бить. С таким раскладом вообще нет никакой сложности, а все эти однокнопочные танцы удержанцы очень быстро наскучат.
Все в кучу.
Довольно часто сражения превращаются в чистейший сумбур. Если по карте бегает больше трех противников, разобраться в происходящем бывает крайне сложно. Камера зачастую ведет себя неадекватно — стоит повстречать врага, который выше героя, как она сразу свалится на пол и будет смотреть на пятую точку Ноктиса, а не отъедет подальше, позволяя увидеть летящий в голову меч. В замкнутых пространствах становится еще хуже, и воевать приходится не столько с угрозой, сколько с сумасшедшим виртуальным оператором. И это при том, что уже вышедшие патчи должны были исправить проблему.
Ау...Сюжет, где ты ?
Допустим в открытом мире FF XV еще худо-бедно может завлечь большим количеством занятий (пусть и пустых и однообразных). Но стоит продвинуться чуть дальше, на территорию, где начинается обещанный «невероятный линейный сюжет», как игру хочется отправить в форточку вместе с консолью.
Логика? Не знаем такую. Раскрытие действующих лиц? Вы не по адресу. FF XV не стесняется выдавать наползающие друг на друга драму за драмой, даже не делая попыток подвести игрока к важным моментам. Персонажи за все 25 часов сюжетной кампании так и не выходят за рамки «парня в очках» или «девушки-блондинки», но финалка с какой-то стати желает, чтобы игрок за них переживал.
И подобное происходит в сюжете FF XV вплоть до глупого и не в меру пафосного финала, напоминающего все ту же Type-0. Хадзиме Табата как-то упоминал, что завершение истории наверняка растрогает. И, черт возьми, он оказался прав — я действительно рыдал. Из-за того, что десять лет ожидания обернулись невменяемой историей, плоскими персонажами без какой-либо предыстории, и миром, который разработчики не удосужились проработать. Из-за того что Kingsglaive: Final Fantasy XV был отличным фильмом с незаконченной историей, которую должна была продолжить игра. Спасибо Square Enix такой смачный плевок. Очень не приятно.
P.S. Пару дней назад вышел Nioh, разработка которого началась в 2004 году (12 лет.). В итоге игра получилась отличная не смотря на длительность разработки.
Игра ПРОХОДНЯК !!!
Рецензия Kingsglaive: Final Fantasy XV