Не так давно, на домашних и портативных консолях семейства PlayStation, состоялся релиз японской ролевой игры Atelier Firis: The Alchemist and the Mysterious Journey — восемнадцатой по счёту части франшизы, и прямого сиквела к Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book — предыдущему проекту серии от талантливой команды Gust. Наша редакция, конечно же, не смогла пройти мимо такого события, а посему заполучила в свои руки копию игры для PlayStation Vita, и принялась выяснять, чем же в этот раз способна порадовать или даже удивить новая глава о приключениях девочек-алхимиков.
Сюжет в этот раз завязан вокруг девушки по имени, как не сложно догадаться, Фирис. Юная особа проживает в шахтёрском городке под названием Элтона, находящимся внутри горы, а также обладает уникальным талантом «слышать» ценные горные породы, спрятанные внутри каменных массивов. Так уж вышло, что за всё время проживания, Фирис (а точнее, с самого рождения) ни разу не видела того, что происходит за пределами городка. Конечно же, как и всякий юный энтузиаст, девушка буквально сутки напролёт грезит о том, как бы выбраться за пределы Элтоны и взглянуть на окружающий мир, но, к сожалению, совсем не представляет как преодолеть громадную стальную дверь, охраняющую проход во внешний мир.
К счастью главной протагонистки, совершенно случайно (ну конечно, ведь это же сиквел Atelier Sophie) гости из предыдущей части франшизы: Софи, в сопровождении Плахты, буквально сносят дверь с петель, и оказываются прямиком перед Фирис, словно всесильные герои из какой нибудь байки. С этого момента, со знакомства девушек и начинается славный путь обучения нашей героини алхимическому мастерству, и последующему его совершенствованию.
В первые несколько часов игры, может показаться, что Atelier Firis это такой крайне стандартный и традиционный представитель серии. В течение не самого подробного туториала, вы начнёте замечать, что вопреки своим амбициям, Gust, будто бы решили резко развернутся назад, и вернуть серию, как говорится, «к её корням». Но не позволяйте себя обмануть, ведь за тем, что боевая система в игре вернулась вновь к классической (как вернулась возможность Support Guard'а, например и полоска Heat-атак), схема алхимического крафта тоже более походит на традиционную, хотя и не лишилась нововведений, и даже таймер вновь решил осчастливить своим присутствием, стоит куда больше нововведений, чем можно себе представить. Я бы подвёл Atelier Firis под категорию «переосмысления классики», ведь некоторые аспекты данного проекта являются довольно серьёзным шагом для серии в целом.
Начать стоит с того, что Atelier наконец добралась до открытого мира. Да да, вы не ослышались, больше не какой глобальной карты и маркеров для перемещения, и никаких отрезков локаций и постоянных экранов загрузок. Мир в Atelier Firis стал пусть не без условных ограничений, но всё же бесшовным. Вместе с доступными масштабами разработчики решили и серьезно подойти к переосмыслению механики исследования: теперь Фирис и её команда обладают специальными очками бодрости (LP), которые тратятся буквально на любые действия в открытом мире, окромя простого перемещения. Рубите дерево? Каждый удар будет стоить вам 1 очка, а если дерево ещё и попадает под класс особо ценных то и дороже. Захотели напасть на монстра? Расплатитесь своими драгоценными LP за возможность ударить первым. Таких вот очков даётся в количестве 100, а восстанавливать их можно отдыхая в специальном шатре-чекпоинте, который можно устанавливать на кострах, периодически встречающихся по ходу исследования. В нём же можно сохранить игру, заняться крафтом и пообщаться с NPC (привет из Dark Souls?).
Кроме того в игре появилась динамическая смена времени суток и даже погоды, а самое интересное то, что эти параметры умудряются также влиять на окружающий мир вокруг вас. Днём по локациям бродят одни противники, ночью другие, ровно как и NPC, периодически встречающиеся, на ночлег обычно устраиваются в каком-нибудь укромном месте. Даже объекты, связанные со второстепенными заданиями не будут круглые сутки находиться в одном месте. Стоит ли упоминать о том, что сайд-квесты вы теперь тоже получаете по мере исследования мира, а не в определённом месте, как было принято в предыдущих частях серии. Погода же, в свою очередь, оказывает прямое влияние на комфорт вашего отряда при путешествии. Так, например, в солнечную погоду у Фирис активируется пассивная способность «Blue Sky Girl», которая увеличит её характеристики, а вот дождь напротив повысит количество расходуемых LP на те или иные действия.
Радует, что в Gust совсем не забывают о том, за что любят их серию, а посему все геймплейные «визитные карточки» Atelier остались на месте. Тут всё также львиная доля игрового процесса строится на поиске и гринде алхимических ингредиентов, которые нас окружают просто в колоссальном количестве, поиске новых рецептов, которые и без того теперь можно даже купить за специальные очки, освобождая себя от необходимости выполнения условий получения, и, конечно же алхимическом крафте, который успел обзавестись новой «системой цепочек», улучшающих качество создаваемых предметов при правильном их расположении на доске. Последнее напоминает этакую мини-игру, довольно занимательную. Глобальные нововведения, само собой, влияют на вышеперечисленные элементы, но не настолько, чтобы изменить их до неузнаваемости, а это значит фанаты явно почувствуют себя «в своей тарелке».
Стилистически Atelier Firis старается соответствовать уже давно устоявшимся канонам. Здесь всё также японская анимация переплетается с лёгким сказочным фольклором, мир полон разношерстных персонажей, и забавных квестов, связанных с ними, а сюжетная составляющая вновь подаётся в форме ненавязчивой истории-мечты главной героини о великих свершениях и славных поступках.
В графическом плане, стоит отметить, игра умудрилась немного подрасти. Пусть это и не особо заметно на PlayStation 4, зато на портативной PlayStation Vita новая часть серии выглядит на порядок лучше прочих проектов Atelier, выходивших на ней. Однако, портативная версия всё же не смогла избавится от своего главного недостатка, а именно не самых приятных просадок частоты кадров. Причём в Atelier Firis данная проблема способна подпортить впечатление от игры скорее на начальном этапе, т.к. игра умудряется опускаться в FPS именно в главном меню (!) и в самой первой локации, хотя в дальнейшем ведёт себя довольно стабильно. Будем надеяться, патч от разработчиков не заставит себя долго ждать.
***
И всё же чего не смогла унаследовать Atelier Firis: The Alchemist and the Mysterious Journey от своей предшественницы, ровно как и от недавно вышедшей Atelier Shallie Plus: Alchemists of the Dusk Sea, так это дружелюбной предрасположенности к новичкам. Проведя в игре несколько часов, понимаешь, что проект рассчитан в первую очередь на старожилов серии, и чрезвычайно часто он старается играть на ностальгических чувствах игрока. Кроме того, являясь прямым сиквелом Atelier Sophie, игра не забывает об этом постоянно напоминать. Как я уже отмечал выше, тут не самый лучший и подробный режим обучения, и хоть к подсказкам можно обратиться в любой момент времени, вероятность немного запутаться в местной механике алхимии довольно высока.
Несмотря на это, я всё равно неустанно буду рекомендовать данную серию как отличную возможность начать знакомиться с JRPG: проводя параллель с остальными представителями жанра, Atelier довольно проста и приятна в игре, не требует высокого уровня знания английского языка, ненавязчива и в то же время довольно увлекательна. Подобная ненавязчивость и простота, наверное, является «палкой о двух концах» всей серии на протяжении её существования: Atelier весьма хороша, однако не располагает к её воспеванию.
80Добротный сиквел и свежий взгляд на переосмысление собственных стандартов — это именно то, что хочется сказать об Atelier Firis: The Alchemist and the Mysterious Journey. Поклонники франшизы уж наверняка останутся в восторге, а для рядовых фанатов японских ролевых игр это неплохая возможность ознакомиться с очередным образцовым представителем жанра.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation Vita, предоставленной редакции издателем. В обзоре использованы снимки экрана с PlayStation Vita и PlayStation 4.