Через неделю состоится официальный западный релиз одной из сильнейших японских ролевых игр последних лет, что вполне ожидаемо для проекта, носящего название культовой франшизы Shin Megami Tensei — Persona 5. Во вторник, 4 апреля, эта игра поступит в официальную продажу на территории Европы и США. Она предложит всем желающим погрузиться в уникальную атмосферу нуарно-мистических приключений, цель которых — не только изменить виртуальный мир, в котором живут герои истории, но и заставить зрителей по нашу сторону экрана задуматься о многих нюансах собственной жизни. В частности, о своих желаниях, целях и методах их достижения.
Сегодня мне хочется рассказать вам о первых впечатлениях, полученных за 35 часов игры в Persona 5 на PlayStation 4. Сразу хочется сказать, что поклонники сериала, особенно находившиеся в состоянии восторга от Persona 3 и Persona 4, будут в ещё большем восторге от новой части серии. Основные принципы течения игрового процесса здесь сохранены с завидной скрупулёзностью, однако визуальная часть, боевая система, разнообразие возможностей и качество повествования обстоятельно «апгрейднулись».
В первую очередь хочется отметить местное повествование, которое мне кажется самым близким к широкой аудитории среди всех проектов франшизы. Оно наполнено типичной для работ Atlus мистикой и изрядной долей выдумки, но в то же время чертовски умело ломает четвёртую стену, заставляя игрока задумываться об окружающей его реальности. Persona 5 в своей истории поднимает множество социальных вопросов, близких жителям любой страны мира, как политически, так и социально, преимущественно сосредотачивая внимание на отношениях между людьми, человеческих мечтах, стремлениях, поступках и их последствиях.
К сожалению, функция снятия скриншотов пока что заблокирована в пресс-версии игры, поэтому приходится выуживать из поисковика. Viva la Google!
Я традиционно не буду уходить в спойлеры и говорить и сценарии дальше условного пролога, которым здесь представляется первая глава, множество кадров из которой мелькало в трейлерах. Но данный абзац необходим для того, чтобы подчеркнуть ключевые тематические отличия новой игры от предшествующих ей частей сериала. В начале игры наш герой сталкивается со сложной жизненной ситуацией, которая не будет близка отечественным игрокам, однако для японского социума является вполне обыденной проблемой. В результате, парнишку ставят на учёт в полиции и отправляют в другой город на попечение и учёбу — таково его наказание на ближайший год.
Оказавшись в новом для себя месте и попав в новую школу, «юный преступник» встречает массу недружелюбных, скорее даже недоверчивых людей. Слух о новичке уже разлетелся, и другие ученики опасаются проводить время… да что там время, даже общаться!.. с человеком, имеющим на плечах криминальное дело. Впрочем, один парнишка начинает общаться с Протагонистом — его зовут Рюдзи. Хулиганистая внешность, высветленные волосы и взгляд, словно у члена банды байкеров из парка Инокасира — всё это выдаёт в нём такого же изгоя, с которым остальные опасаются общаться.
Спустя короткое время и удачное(?) стечение обстоятельств, Протагонист и Рюдзи, обнаружив на телефонах странную навигационную программу, что приводит их к замку, мрачному и тёмному снаружи. «Где это мы?» — задаётся вполне естественным вопросом светловолосый Рюдзи. «Ведь здесь должна стоять наша школа!». Можно подумать, что герои во время прогулки надышались галлюциногенных газов, но правда оказывается гораздо интереснее: замок — это то, как видит школу один из учителей, наглый и высокомерный физрук. Это его тёмное сердце, где-то в глубине хранящее сокровище, источающее тёмные желания своего владельца.
Близняшки — очень своеобразные, но не менее полезные персонажи. Вместе с бессменным Игорем, они помогут нашему Протагонисту раскрыть потенциал Персон. Но об этом я подробнее расскажу в полноценном обзоре!
Похитив такое сокровище, обладающие необходимой силой люди могут изменить чувства человека, заставить его раскаяться и исправиться. Но в случае неосторожного обращения, похищение сокровища из сердца может обернуться психическим срывом и смертью. Взвесив все «за» и «против», наши герои принимают решение рискнуть — так и начинается история «Похитителей сердец», постепенно пополняющейся новыми активными членами команды, ведомой формальным лидером в лице Протагониста, кодовое имя Джокер. Есть ещё и неформальный лидер, а скорее кладезь полезной информации — Моргана, кот (да, это мальчик!), который уверен, что когда-то был человеком.
Как и во всех прошлых играх серии, наши герои ничем бы не отличались от своих сверстников, не будь в их распоряжении Персон — сверхъестественных созданий, олицетворяющих подсознание и истинное «я» человека. Далеко не всем людям в мирах Shin Megami Tensei удаётся приручить и развивать эту сущность, а ещё больше представителей человеческой расы даже не представляют о существовании Персон. Именно поэтому главные герои выделяются из серой массы и попадают во множество опасных ситуаций. Ведь обладатели власти над Персонами могут проникать в параллельный, скрытый от обычных глаз мир — сумрачный, сердечный, его называют по-разному в разных частях сериала. Но есть у него и общая: в этом мире обитают Тени, олицетворение злобных желаний, намерений и мыслей людей. В сущности, Персоны тоже Тени, только прирученные и обученные своими мастерами.
Боевая система пошаговая, но динамичная. Действия привязаны к лицевым кнопкам контроллера, D-pad и триггерам. Например, триггер «R1» позволяет автоматически выбрать эффективный приём, если известна слабость противников и у героя есть необходимые удары/заклинания.
Исходя из этой концепции, традиционной для серии является и способность Протагониста, а иногда и сопровождающих его персонажей, приручать Теней. С ними можно сражаться и уничтожать, однако это грубый и варварский метод. Хоть и эффективный, а подчас даже необходимый — команда получает больше опыта. Но помимо размахивания оружием, стрельбы и применения магии, мы также можем сломить дух противников и заставить их повиноваться главному герою. Доступно три опции: привлечение Тени на свою сторону, требование денежного вознаграждения за сохранение жизни сущности, или же требование предмета. Привлечение Теней в свою команду — чертовски полезная штука, ведь можно использовать их для объединения и получения более могущественных созданий, которые окажут поддержку в сражениях. Но всегда стоит помнить: мы не можем создать Персону выше уровнем, чем главный герой (считается базовый уровень существа, повышение уровня при создании за счёт бонусного опыта допускается).
Целесообразно ли требовать деньги или предметы у Теней? Более чем. Если игрок поставил себе за цель накопление необходимой суммы средств, а деньки в играх Persona никогда не бывают лишними, то требование денежного вознаграждения — самый быстрый способ сколотить капитал. Сумма, которую отдаст Тень, по большей части случайна. Бывает, что одна и та же сущность оставляет 400 йен и 3500 йен. Причём независимо от того, одиночка она, или с товарками. Ах, чуть не забыл — чтобы получить возможность общаться с Тенями, необходимо нанести всем врагам критический урон, или попасть по слабым местам. Допустим, Хуа-По боится выстрелов из огнестрельного оружия и ледяной магии. Когда противников много и удаётся обезвредить всех разом, возможно будет целесообразно провести массовую атаку всей командой, чтобы получить побольше опыта, чем требовать деньги и остаться с парой сотен йен.
Что же касается основного игрового процесса, то если вас раздражали ограничения по действиям в Persona 4 Golden, готовьтесь к повторению пройденного в Persona 5. Свобода – лишь иллюзия, а на ногах и руках героев фигуральные кандалы. Впрочем, в рамках истории и игровой ситуации это воспринимается как данность, а может даже необходимое зло. Боюсь, что сделай Кацура Хасино в своей игре свободу действий, это разрушило бы гармонию и баланс всей концепции. Здешнее повествование плотно привязано к календарю, на котором имеют своё значение многие дни – особые праздники и примечательные даты, дни распродаж и уникальных предложений в магазинах, дни рабочие и выходные. Благодаря выбранному подходу, течение повествования Persona 5 обретает жизнь, уникальный дух и делает каждый внутриигровой день особенным. Как в жизни.
В день у героя есть два действия, за редким исключением. Первое можно совершить после школы, а второе — вечером, вернувшись домой. Но есть тут свои небольшие нюансы. Если в качестве первого действия выбрано путешествие в чей-то Замок, то есть в сердце цели или в общее подземелье человеческих воспоминаний, которое открывается после первой главы, то второе действие будет недоступно. Герои выматываются в сражениях и исследовании подземелий, поэтому вернувшись домой хотят лишь одного — отправиться спать. Так что планировать действия и прокачку нужно с умом, ведь каждое решение может принести как пользу, так и вред. Зря потраченный день в условиях строгого «дедлайна» — это однозначный вред! Словом, здесь всё как в Persona 4: Golden. Посиделки в забегаловках, мини-игры, встречи с одноклассниками, общение с интересными людьми, посещение магазинов и прочая-прочая.
Что-то у меня традиционно затягивается превью. Хочется быть лаконичным, однако, когда дело касается крутых игр — сдержать себя бывает непросто. А Persona 5 не просто крутая, она чертовски крутая. Это игра категории «прощай, реальная жизнь; здравствуй окутанный мистикой Токио». Поэтому чтобы не превращать превью в слишком ранний обзор — 35 наигранных часов для такого проекта, всё-таки, маловато, поэтому финальный вердикт ожидайте через неделю-полторы. Но сейчас я перейду к предварительному вердикту и уверен, что для поклонников франшизы этого текста будет достаточно.
Но прежде хочется отметить техническую часть игры. Словосочетание «визуальный оргазм» вам о чём-то говорит? Если да, то вы его получите, играя в Persona 5. Здесь нет передового «графония», но команда Atlus выдержала абсолютно потрясающий стиль — в меру красочный, не пренебрегающий штрихами, всё чаще присущими комиксам, но в то же время мрачный. Поэтому вначале я назвал его нуарным. Когда играешь и вглядываешься во все углы, модели, объекты и прочее, приходит понимание: движок застрял где-то на стыке поколений, ведь не просто так проект вышел и для PlayStation 3. Здесь есть свои неуклюжести в анимации и физике, в различных искусственных ограничениях на локациях. Но на них особо и не обращаешь внимание. Не потому, что хочешь закрывать глаза, отнюдь. А потому что они попросту не мешают наслаждаться отточенным за годы игровым процессом, обёрнутым в превосходно стилизованную обёртку.
Игра Persona 5 — это не только превосходное продолжение культовой и великолепной мистической серии, часто поднимающей острые социальные вопросы и подающей их под уникальным соусом, но и чудесная стартовая точка для тех игроков, кто прошёл мимо серии и хочет наверстать упущенное. Финальный вердикт coming in full-scale review, друзья.
_______________________________________
Внимание, конкурс для «Похитителей сердец»!
