Когда привычная серия полностью меняет свои устоявшиеся принципы, это может быть воспринято по-разному. Но главное не в этом — важно то, насколько новый формат хорошо работает, как по сравнению со старым, так и в условиях сравнительного вакуума. Франшиза Valkyria Chronicles насчитывает в своём арсенале три полноценные игры, одну полноценную экранизацию в формате сериала, странное двухсерийное OVA-недоразумение, мангу, килотонну фигурок и прочего мерчендайза. Но часть этого добра осталась эксклюзивной для Японии, в том числе самая мрачная и жёсткая третья часть.
Все прошлые игры серии строились на основе единого игрового формата: стратегии и тактики с активным действием, где мы выбирали активных бойцов, а затем управляли ими поочерёдно, наступая, защищаясь, заходя во фланг противникам и выдумывая хитрости, чтобы пройти сражение как можно быстрее, с наименьшими потерями и наибольшей результативностью. За это серию и полюбили, несмотря на существенные тактические прорехи в игровом балансе, напрочь уничтожаемом посредством «приказов». В новой части, которая открыла альтернативную ветку развития франшизы, разработчики решили кардинально изменить всё, кроме нескольких привычных «фишек».
Из последних в игре осталось акварельное оформление, преступно выброшенное из второй номерной части для PlayStation Portable, но вернувшееся в третьей; здесь привычное для поклонников оформление меню, карты операции во время брифинга, дизайн оружия и персонажей. Осталась в игре и чудесная музыка, которой отличаются игры данной франшизы. Приятно, что при локализации на английский язык, исполняемые персонажами песни перевели и хорошо исполнили. В целом локализация осталась на уровне, но японская озвучка сохранена — идеальный вариант для двух прохождений (если вы нацелены взять платиновый кубок, они могут вам понадобиться).
Мне кажется, что в одном из обновлении игры следует уменьшить частоту возникновения боестолкновений, защитных и наступательных. Иногда они появляются по несколько штук подряд, а то и одновременно. Как следствие, ты вроде бы хочешь пойти по сценарию, но в то же время вынужден ввязываться в опциональный бой, потому что завоёванную территорию терять не хочется. Цены повысятся, какие-то товары из оборота вылетят...
Дизайн персонажей и декораций в Valkyria Revolution является продолжением третьей Valkyria Chronicles, и наиболее похож именно на неё — более резкие черты, более яркие тона и даже несколько попугайское оформление, по сравнению с акварельными и мягкими тонами оригинала. Также ближе к третьей части оригинальной трилогии и атмосфера происходящего. Под нашим управлением пусть и не штрафной батальон, но герои антивалькирийского специального отряда не менее эксцентричны. А местами даже более, ведь будучи исключительной элитой, что связано со способностями героев к управлению потоками рагнитовой энергии, не входящей в состав регулярной армии, бойцы «Ванарганда» могут позволить себе вольности в одежде и некоторых действиях.
Во время последнего сеанса спиритизма, дедушка Фрейд сообщил мне, что он в восторге от этого снимка экрана.
История новой игры начинается в 1954 году, через сто лет после событий основной истории. Молодой историк посещает могилу «Пятерых Предателей» вместе со своей наставницей, чей род единственный хранит истинные знания о тёмных временах войны — «Лазурной революции— «Лазурной революции» середины XVIII века в альтернативной Европе. На этом и строится повествование: женщина рассказывает нам о событиях, свидетельницей которых была её прабабка.
На дворе 1853 год, небольшое королевство Ютланд остаётся едва ли не единственным независимым государством в Европе. Все остальные страны и регионы подмяли под себя пять мировых сверхдержав, империй: Бренланд, Прейцен, Франк, Хабстрия и Рузь. Параллели очевидны, правда? Девятнадцатый век исторической Европы был примерно таким же, конгда континент был разделён между несколькими империями, в числе которых: Британская, Австрийская, Германская, Османская и Российская.
Основной целью Ютланда становится накал отношений с Рузью, поскольку гигантская восточная империя оказывает наибольшее давление на небольшое государство и наложила на него серьёзное продовольственное эмбарго, однако истинная причина кроется глубже, в личной ненависти и вендетте, которая пылает в душах пятерых человек, которых позже назовут Предателями. Интересно, что вопреки ожиданиям, игра не имеет в себе какого-либо существенного политического контекста и все стороны конфликта показываются игроку с нейтральным посылом: все они в одинаковой степени манипулируют мнением общества, лгут и готовы на жертвы ради достижения личных целей и амбиций, пусть и прикрываемых громкими лозунгами о вселенском добре.
В игре дивная ранговая арифметика. Когда во всех играх S+A=A, здесь допустим вариант S+A=S. Не всегда, иногда может работать и «классическая» формула, а подчас S+B может равняться S, особенно шанс велик, когда выполнена опциональная задача миссии. Вроде захвата баз противника, уничтожения бочек, танков, асов и так далее.
![]()
![]()
Благодаря выбранному методу повествования, история раскрывается постепенно, через большие серии видеороликов, между которыми мы отправляемся в сражения, сюжетные или опциональные. И в этом плане игра ближе к третьей части оригинальной трилогии: у нас перед глазами карта мира с отметками-булавками, наведя курсор на которые мы видим задачу конкретной миссии: опциональная она, или сюжетная, и что требуется сделать. Есть тут новый тип задач: прямое противостояние. Их выполнение или игнорирование влияет на игровой мир, цены в магазинах и доступность материалов, ведь имперские войска могут в любой момент попытаться отобрать завоёванные Ютландом территории. Если им не противопоставить «Ванарганд», разумеется.
Как и в предыдущих частях, в «Лазурной революции» игрокам предстоит прокачивать своих персонажей, к счастью индивидуально, как в Valkyria Chronicles 3, а не классово. Строго говоря, прокачивается не сам герой, а его оружие и совместимость с боевым инструментом, вместе с чем повышаются различные характеристики: эффективность использования того или иного стихийного элемента, сила атаки, мощь рагнитового колдовства, количество очков маны и так далее. Ресурсом для прокачки служат рагнитовые кристаллы с навыками, которые можно «сливать», либо использовать в сражении, экипировав в желаемые ячейки. Есть тут разработка оружия и создание новой экипировки, которая одна на всех и разделена на четыре элемента: куртка, перчатки, сапоги и пояс с подсумком. Что меня очень огорчает — так это игровая экономика. Предметы продаются в 10-30 раз дешевле, чем покупаются. Следовательно, ради столь ценных денег необходимо переигрывать задания, длительность которых варьируется от пять до двадцати минут.
Боевая система игры изменилась кардинально, до абсолютной неузнаваемости. Теперь перед нами не тактика, пусть и с активной паузой, приказами ИИ-соратникам и прочими плюшками. Но тактического в Valkyria Revolution нет практически ничего. Во всяком случае, пройдя пять глав из десяти, я не встретил каких-либо сражений, где нужно продумывать тактику. Достаточно просто бежать боевой четвёркой от цели к цели, попутно снося противников рагнитовым колдовством, уничтожающими всё на своём пути гранатами, или рукопашными атаками. Есть ещё стрелковое оружие, но его применяешь нечасто. Представьте, что на картах Valkyria Chronicles появился боевой отряд из God Eater, и вместо Арагами стал разносить закованных в броню солдат и массивную бронетехнику. Представили? Вот это Valkyria Revolution.
Насколько хорошо такое решение? С точки зрения метаморфозы привычной тактической серии оно спорное. Однако, мне хочется посмотреть на этот момент немного шире. Даже опуская тот факт, что тактическая часть оригинальной трилогии, при всей своей крутости, страдала от плохого баланса, на лицо у нас есть другая и более существенная проблема: недостаток идей. Если вы играли в первые две Valkyria Chronicles, а затем пришли в третью часть, то за всё прохождение оригинальной кампании и дополнений не встретите ни единой миссии, которую с первого раза не сможете пройти на высший ранг с минимальными потерями. Особенно учитывая возможность бесконечной прокачки, которая есть и в Valkyria Revolution, что наносит балансу сокрушительный удар по ценным шарикам.
Исходя из этого, решение о переводе тактического экшена в практически чистый боевик — свежий и правильный ход, из которого можно развить параллельную серию. Другое дело, что сам по себе этот экшен имеет ряд сомнительных решений на своём борту, и пока что мне решительно неясно, чем игра оберётся в итоге. Одно могу сказать точно: несмотря на свою аддиктивность, глубина игрового процесса Revolution заметно уступает Chronicles, тогда как история выглядит весьма интересной, а персонажи запоминающимися. Впрочем, без определённых шаблонов тоже не обошлось. Но к этому я вернусь уже в полном обзоре, который появится на следующей неделе!