Я никогда не был большим поклонником баскетбола, хотя любил играть в него в школе и на тренировке по рукопашному, где в качестве получасовой разминки мы играли в силовой баскетбол — вместо классического мяча использовали набитый песком. Наверняка все школьники, нынешний и бывшие, знают о таких! Тем не менее, я всегда любил изучать и окунаться в новые игры, потому через мои игровые платформы прошли (и проходят) проекты практически всех жанров, в том числе баскетбол.
Впервые в виртуальный баскетбол я поиграл на консоли SEGA Genesis. Это была шикарная игра, которая запомнилась мне, наверное, на всю жизнь, потому что с первого знакомства и до сих пор я легко вспоминаю именно её название, когда кто-то говорит об NBA. Имя этой игры — NBA Jam для SEGA Genesis и ряда других консолей, разработанная командой Midway, во время короткой передышки между первым и вторым Mortal Kombat. Сегодня она отмечает своё 25-летие!
Возможно, кто-то сейчас вспомнит игру Arch Rivals, выпущенную Midway в 1989 году — это был силовой баскетбол в формате 2х2, в котором игрокам нужно было бить морды соперникам, чтобы отобрать мяч. Нет, не путайте с Кунио-куном. Так вот, Arch Rivals не обрела популярность на релизе, но её формула очень уж запала в душу разработчикам, и они решили сделать уже нормальную баскетбольную игру, используя тот же парный формат команд, с реальными лицензиями NBA. В 1993 году NBA Jam стала одним из первых виртуальных аркадных баскетболов, и первой спортивной игрой с именами действующих игроков НБА и визуально похожими на свои прототипы игроками.
Впрочем, несмотря на использование лицензий, разработчики всё же допустили несколько очень аркадных отклонений, которые не позволяют отнести NBA Jam к попыткам сделать симулятор баскетбола в железных ограничениях аркадных автоматов, SEGA Genesis и SNES. Например, законы физики не действуют, когда дело доходит до прыжковых способностей игроков — они подпрыгивают выше собственного роста, что выходит далеко за рамки человеческих возможностей. В игре отсутствовали фолы, штрафные, а система нарушений отрабатывала только по двум правилам: правилу 24 секунд и помехе попаданию мяча. То есть, силовые приёмы не возбранялись, хоть и не были вынесены в качестве ключевой фишки, как в Arch Rivals.
В лучших традициях Midway, NBA Jam была до отказа набита всяческими «пасхалками», особыми фишками и скрытыми игроками. К примеру, при помощи специальных кодов можно было поиграть в баскетбол в роли представителей тогдашней верхушки США — Билла Клинтона, Хиллари Клинтон и Альберта Гора. Другими кодами можно было изменить параметры поля, например, сделав его идеально чистым и скользким — персонажи поскальзывались и падали, если бежали слишком быстро или чересчур резво меняли направление движения.
Позже NBA Jam была издана в качестве Tournament Edition с новым списком игроков, соответствующих действующим составам на 1994 год, новыми скрытыми игроками вроде принца Чарльза и разработчиков игры. Серия жила вплоть до 2011 года, когда состоялся релиз последней игры — NBA Jam: On Fire Edition. Это расширенная версия NBA Jam для PlayStation 3 и Xbox 360, в которой была улучшенная графика, новый искусственный интеллект и актуальные составы команд. С тех пор о франшизе не слыхать.