Вся информация о Kingdom Come: Deliverance, появлявшаяся в медиапространстве до её выхода и попадавшаяся мне на глаза, прямо кричала: «Ты должен в это поиграть!». Вместе с тем она же вызывала небеспочвенную гору опасений за техническую сторону проекта, где нередко проскакивали баги и другие шероховатости. Вот так и проходили мои дни до выхода игры, в переживаниях за результат студии Warhorse и надежде на глубокую и затягивающую RPG.
Kingdom Come: Deliverance выполнена в средневековом сеттинге без фэнтезийных элементов. Она была анонсирована ещё четыре года назад, но добралась до релиза только в феврале 2018 года. Разработчики из Warhorse Studios уверяли нас, что игра сможет похвастаться своей масштабностью и скрупулёзным отношением к реалистичности большинства аспектов жизни в Богемии четырнадцатого века. Но так ли всё на самом деле?
Вы наверняка помните релиз ставшей впоследствии культовой игры S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля? Если нет, то в двух словах — это было море багов, которое абсолютно не помешало влюбить в себя целую армию игроков. Лично для меня существует такой пласт игр, в которые хочется просто играть, закрывая глаза на возникающие технические проблемы и прощая разработчикам все косяки. В таких проектах видишь сплошь положительные стороны, а отрицательные кажутся мелкими и незначительными. Именно про эти игры обычно говорят, что они «сделаны с душой», цепляя своей атмосферой, интересными механиками и идеями, заложенными в игровой процесс, пусть они и требуют доработки патчами. Как вы, наверное, уже догадались, Kingdom Come: Deliverance удалось занять место в этом довольно узком ряду.
С самого своего запуска Kingdom Come будто бы открывает портал в прошлое, отправляя игрока прямиком в нулевые, с пятиминутными загрузками перед попаданием в саму игру. Без шуток, загрузка главного меню на обычной версии PlayStation 4 занимает около 3 минут, тогда как само сохранение грузится чуть меньше минуты. Здесь даже грех не провести аналогию с польским «Ведьмак 3: Дикая охота». Вообще чешская команда Warhorse проделала работу, одновременно похожую и радикально отличную от произведения своих польских коллег. Но одно хочется сказать однозначно: чертовски приятно, что славянские студии создали две настолько большие, проработанные и великолепные в своей атмосфере игры, покоряющие мир и предлагающие уникальный игровой опыт.
Но отвлечёмся от лирики и перейдём к делу! В Kingdom Come: Deliverance перед нами открывает свои двери средневековая Богемия, где мы вживаемся в роль обычного сына деревенского кузнеца — Индржиха. В прямом смысле обычного: учиться боевым искусствам, охоте, травничеству, алхимии и даже чтению Индро будет исключительно благодаря желаниям и действиям игрока. Значительно повысить свои умения вам помогут учителя, но большинство из них попросят плату за обучение, пусть и относительно небольшую. К тому же разные по сложности уроки требуют определённого уровня изучаемого навыка, поэтому даже имея полные карманы золота, без приложенного труда мастерства нам не добиться. В любом случае, основную часть опыта, как и в жизни, наш герой получает только на практике — например, сражаясь с врагами, читая книги, вскрывая замки, собирая травы или проводя время за приготовлением зелий.
В мире Богемии XIV века мы будем не просто отыгрывать роль отпрыска кузнеца, бегающего за пивом и выбивающего гроши из должников отца. Мы планомерно пойдём по сюжету, впрочем, без разного рода дурных и забавных ситуаций не останемся. Вступительная цепочка квестов не требует ежесекундного запоминания тучи механик и позволяет последовательно ознакомиться с основами и освоиться с управлением. Тем не менее, порог вхождения в Kingdom Come нельзя назвать низким, ведь привыкать к тому, какое действие выполняет каждая кнопка и в каком пункте искать нужную информацию, всё же придётся. Как и во всех крупных RPG, да. Уже через пару-тройку часов вы будете чувствовать себя увереннее, но для того, чтобы изучить все её тонкости, потребуется гораздо больше времени.
Все квесты в игре получились довольно жизненными и обычными для того времени, учитывая, конечно, обстоятельства, в которых окажется наш главный герой. Вот вам с друзьями нужно закидать навозом свежевыкрашенный дом немца, несогласного с вашими политическими взглядами, а спустя несколько часов вы уже сбегаете из замка, в котором пан приказал вам оправляться от ранения. К тому же цели заданий не ограничивают вас в способах их достижения, и порой даже не отображаются конкретной точкой на карте. В такие моменты по имеющейся у вас информации вы должны сами догадаться, что делать, или обыскать обозначенную на карте зону задания. В том числе и упомянутый выше побег из замка можно совершить множеством способов, которые, в свою очередь, приведут вашего персонажа к различным последствиям. Например, можно украсть броню и ускользнуть под видом стражника, но есть и другой путь – преступить закон, после чего Индро просто выдворят из городка.
Kingdom Come: Deliverance вполне заслуженно можно назвать средневековым симулятором жизни, но со своими вынужденными условностями. А как же без них? Часть занятий здесь выполнена в виде органично вписывающихся в игровой процесс мини-игр, будь то карманничество, заточка оружия на точильном круге, взлом замков или приготовление зелий. Последнее к тому же напоминает зельеварение из игр про Гарри Поттера, правда, в несколько более простом исполнении. Из инструментов за алхимическим столом найдётся ступка для измельчения трав, дистиллятор, собственно, сам котелок, меха для раздувания огня, песочные часы, дабы следить за временем варки, несколько типов жидкостей и бутылки, в которые нужно заливать получившееся варево. Узнать, как готовить то или иное зелье и почитать описание трав можно здесь же в книге рецептов с гербарием. Правда, чтобы её прочесть, вам для начала придётся научить Индро читать, иначе текст книг будет выглядеть как для больного дислексией — буквы в словах будут перемешаны в случайном порядке и прочитать что-либо окажется затруднительно. Травы для своих зелий тоже придётся собирать самостоятельно, либо же покупать их у травника, при условии, что нужные окажутся у него в наличии.
Также среди мини-игр здесь можно найти игру в кости под названием «Зонк». Обычно любители этого развлечения располагаются у корчмы, где они только и ждут, пока к ним кто-нибудь присоединится. На деле это несложная азартная игра, в которой при наличии доли везения и мастерства можно выиграть немного грошей. А вот упомянутый ранее взлом замков похож на оный из The Elder Scrolls V: Skyrim, но здесь он намного более хардкорный. Чтобы взломать даже простой замок, придётся изрядно попотеть. Правый стик нужно выставить в правильную позицию, а затем начать проворачивать левый стик, вместе с ним же проворачивая правый, продолжая удерживать его в правильной точке. Но это ещё куда ни шло, по сравнению с карманными кражами. В них нужно за ограниченное время успеть вытащить у жертвы самые ценные вещи, причём ограниченность этого времени зависит только от вас и вашей реакции. Чем дольше вы будете обшаривать карманы, тем выше шанс найти ценную вещь, но вместе с тем растёт и вероятность быть замеченным. И печально удалиться в тюрячку с разбитым носом. Даже простую тренировку у мельника Пешека мне удалось пройти только раза с шестого, когда как взлом замка получился почти сразу.
![]()
![]()
В местной менюшке можно сломать руки и глаза, по крайней мере первые несколько часов. Потом привыкаешь. К слову о часах — пропуск времени сделан решительно неудобно тем, что он лишь немного ускоряет время, а не просто телепортирует нас от одного часа к другому.
Карта в игре оформлена очень круто, а «быстрое» перемещение по ней реализовано в стиле Fallout
— мы просто смотрим, как фигурка героя перемещается по карте, время от времени сталкиваясь с потенциальными препятствиями, о которых сообщает диалоговое окно.
Многие диалоги и задания в игре предлагают разные варианты ответов и реакций, которые влекут за собой различные последствия. Тем не менее, чаще всего плоды выбора предстоит пожинать сразу, а на глобальную обстановку эти события не оказывают никакого влияния. В игре всего одна концовка, однако дорога до неё будет у каждого игрока своя. На разговоры с NPC влияют характеристики Индро. Он может угрожать, убеждать или давить своим социальным статусом. При этом внешний вид его играет важную роль в процессе общения. Имея на поясе окровавленный тесак и броню а-ля ходячий танк, запугать собеседника будет гораздо проще, нежели в одеянии колхозника. Знатные одежды позволят разговаривать с людьми так, словно они ничтожная челядь. Впрочем… а почему «словно»?
Разговоры помогают Индро и в бытовых вопросах. Например, он может торговаться с купцами. Опытный торгаш почти всегда стоит на своём и не пытается подвинуться в цене. Тут поможет прокачанное красноречие, однако сильно наглеть даже с ним не стоит, ведь продавец может разозлиться и торги пойдут насмарку, а ваша репутация среди торговцев понизится, что повлечёт за собой повышение цен. Вообще разнообразие всевозможных торговцев удивляет. Так, чтобы купить или починить различные виды экипировки, довольно быстро приходящие в негодность во время сражений, придётся посетить отдельно бронника, портного, сапожника, оружейника или кузнеца. Также у них можно приобрести ремонтные комплекты, но, чтобы отремонтировать серьезные повреждения, вам предстоит для начала повысить уровень отвечающего за это навыка.
Помимо них здесь есть бакалейщики, купцы, пекари, кожевники, писари, охотники, алхимики и прочие представители неигровых персонажей, оказывающие определенные услуги. При наличии некоторой способности вы можете бесплатно пользоваться купальнями, что не только залечивает раны и отмывает снаряжение от застывшей крови и грязи, а также является ещё одним способом сохранения и повышает обаяние.
На карте мира можно «быстро» переместиться в любой ранее посещенный город или деревню. Правда, от быстрого здесь только название, а на самом деле перемещение происходит в виде демонстрации полного пути до пункта назначения на карте, где вам будут встречаться случайные события: от безобидных путников до трупов на дороге или нападений разбойников. В зависимости от ситуации у вас будет выбор: сбежать или остаться с указанием шанса на успех обоих действий.
Сражения в Kingdom Come: Deliverance могут показаться сложными для новичков, но ветераны The Elder Scrolls быстро разберутся в ситуации и найдут выход. У каждого он будет свой. Лично для меня первую половину игры было проще ходить с луком наперевес, подпускать врагов поближе и засаживать стрелы промеж глаз — чаще всего такой финт оказывался мгновенно летальным для противников, сиюминутно обрушивая их бренное тельце на грунт, и отправляя душу на суд к господу нашему Иисусу Христу. Сражения с мечом, топором или булавой потребуют немало сноровки, равно как и дальнобойная стрельба из лука — никакой помощи с прицелом на консолях нет, и активировать «кроссхейр» в консоли не получится, как это можно сделать на PC.
Ещё задолго до выхода игры разработчики говорили, что намерены утопить игроков в хардкоре боевой системы. Скажем так: утопить не получилось, но изрядно искупать всё-таки удалось. Сражаясь, мы можем при помощи правого аналога выбирать направление удара (в зависимости от оружия или его отсутствия, некоторые направления могут быть недоступны), наносить два типа основных ударов — быстрый колющий и медленный рубящий, а также пинать и отталкивать врагов. Наконец, случить противнику накидать в штанишки и попытаться смыться, мы можем властною рукою развернуть супостата и заставить его продолжать драться. Стоит помнить, что большинство людей в мире хотят жить и не спешат знакомиться с апостолом Петром, поэтому в Kingdom Come: Deliverance предусмотрена функция сдачи на милость сильнейшего. Лучше быть трижды ограбленным и живым, чем преждевременно отправиться на корм рыбам или червям.
В сражениях с местными противниками, помимо нападений, неплохо использовать и защитные меры — блок. Он поможет отразить удары и уменьшить получаемые повреждения, что жизненно необходимо для путника и скитальца в Богемии XIV века. В Kingdom Come: Deliverance нужно очень внимательно относиться к битвам, окружению и собственному телу героя, ведь любая кровоточащая рана может медленно, но верно отправить нас на встречу с родителями. В случае Индро, в этом нет ничего хорошего, потому что его родители похоронены под липой в саду.
Но не только оружие убивает. Потребности в еде и сне сделаны не просто для галочки, а являются проработанной необходимостью, поскольку они накладывают отрицательные эффекты на персонажа. От голода можно банально умереть, а усталость и недосыпание превращают игровой процесс в муку — изображение мутнеет, персонаж постоянно моргает и пошатывается. Наконец, во время моего прохождения дважды была ситуация, когда во время усталости перестали нормально прогружаться текстуры окружения, в результате чего все дома, включая интерьер, выглядели почти «голыми». После сна всё пришло в консольную норму. Вероятно, это связано не столько с усталостью, сколько с постепенной загрузкой оперативной памяти консоли, которая резко разгружается при обновлении мира после сна. Способов получить положительные баффы тоже достаточно, например, выпить зелье, какой-нибудь другой напиток, поесть или приобрести способность за очки умений. Однако стоит помнить, что всё хорошо в меру, поэтому стоит следить за состоянием героя.
После завершения сюжетной кампании внутриигровой счётчик у меня перевалил за шестьдесят часов, и это при том, что львиной долей дополнительных поручений пришлось пожертвовать, чтобы успеть хотя бы просто завершить игру перед неумолимо приближающейся сессией. Стоит отметить, что сюда, естественно, не вошли имеющие место быть долгие загрузки и довольно длинные отрезки из неудачных попыток, в чём вина не только недружелюбной системы сохранений вместе с моими ошибками, но и критических багов. Конечно, до уничтожения моих данных дело не дошло, тем не менее перезапускать игру приходилось не раз. Спасибо автосохранению. Оно неустанно сопровождало меня до самого конца игры. К слову, в момент появления на экране финальных титров у меня было стойкое ощущение, что передо мной только половина игры, но, к сожалению, далее оставался лишь эпилог.
Наверняка те, кто слышал о существовании Kingdom Come: Deliverance, знают про необходимость наличия в инвентаре расходуемого Спасительного шнапса для запоминания прогресса в любом месте. Поначалу данное ограничение может доставлять неудобство, поскольку данный напиток дорогой, да и слотов сохранений всего три, но на самом деле всё не так страшно. Во-первых, существуют контрольные точки, срабатывающие в важные сюжетные моменты. Во-вторых, после сна игра также сохраняется, поэтому лучше снять комнату на ночь в ближайшем поселении за пару грошей, чем потратить шнапс за сотню монет или чего хуже — потерять игровой прогресс.
В игре даже нашлось место романтике и девушкам лёгкого поведения. Впрочем, времяпрепровождение с последними выглядит как блэкаут со стонами на фоне. Скучно.
В проекте периодически встречаются кинематографичные кат-сцены, хорошо поставленные и выглядящие довольно красиво, в отличие от заставок, обрабатываемых в реальном времени, где и трава и текстуры прогружаются прямо на наших глазах. Масштабных сражений за всю представленную кампанию в игре не наберется больше пяти штук. Причем все они сопровождаются пониженной кадровой частотой на обычной PlayStation 4 из-за большого скопления персонажей на экране. Играть это не сильно мешает, но всё равно неприятно. Поведение воинов на поле брани строго заскриптовано, по причине чего чувствуется недостаток живости происходящего. К тому же порой поведение солдат несколько неадекватное, например, в одной из битв лучники бежали спиной вперёд, не обращая на меня внимания, а потом и вовсе исчезли, достигнув определенного места.
![]()
![]()
В какой-то момент, если долго играть без перезагрузки, консоль начинает задыхаться и забывает покрывать объекты текстурами.
Несмотря на все вышедшие заплатки, коих уже набралось несколько, включая огромный патч первого дня, Kingdom Come: Deliverance требует ещё немало внимания со стороны своих создателей — игра похожа на ребёнка или очень домашнее животное, пока что неспособное полноценно существовать без поддержки своих родителей или хозяев. Нередко встречается ошибка, когда действия становятся недоступны персонажу: в начале игры горожане не хотели со мной разговаривать, кнопка общения отображалось в сером цвете. Я было подумал, что проблема в руках, измазанных какашками после выполнения побочного квеста... а вы бы стали говорить с вьюношей бледным со взором горящим, да руками в какахах? То-то же. Однако, после перезагрузки последнего сохранения проблема исчезла. А потом возвращалась ещё раз шесть за прохождение игры, то и дело отключая мне возможность взаимодействия с людьми и предметами, вплоть до живительной перезагрузки.
Олдскульность Kingdom Come: Deliverance – это один из элементов её чарующей магии. Warhorse не стремятся развлекать игрока каждую секунду, скорее наоборот. Мы предоставлены сами себе. Нет правильного решения задачи, есть набор вариантов, есть долгие и нудные путешествия на лошадях, нет торговцев, продающих всё необходимое сразу — это лишь часть решений, сделавшая игру хардкорной и правильной. Именно такого продукта, не гладящего нас по головке, давненько не хватало. Однако, несмотря на все свои достоинства, атмосферу и превосходное повествование, игра то и дело наступает на грабли погони за излишним реализмом.
80В Kingdom Come: Deliverance вас ждёт захватывающее и детально проработанное средневековое приключение, наполненное драматичными и забавными ситуациями, а сверху приправленное изрядной долей хардкора, пропитавшего всё вокруг. В то же время игра создаёт впечатление блюда, специи в которое добавили хаотично, забыв перемешать — местами она кажется совершенной, затем на язык попадает слишком много соли или перца, а иногда вкус будто отсутствует. Kingdom Come: Deliverance — это отличная концептуальная игра, которой нужно ещё много внимания со стороны разработчиков, и немало заплаток.
Кросс-обзор написан по цифровым версиям игры для PlayStation 4, предоставленным редакции компанией «Бука».

13.03.2018 в 13:14 


10)
940
































Ответить с цитированием







