Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy
Обзор Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy
Varyag_Ericsson
292
Прошло три года с момента завершения приключений миловидной деревенской простушки Райзы, отлынивающей от работы на родительской ферме при первой же возможности, но до мозга костей проникшейся алхимической наукой. Её друзья покинули небольшой островок, где развивалась история Atelier Ryza: Ever Darkness & the Secret Hideout — Лент отправился на дальнейшие поиски приключений и стал охотником на чудовищ, Тао и Бос подались на обучение в столичный университет, а Клаудия вернулась к работе с отцом. Алхимик Эмпел и его чертовски эффектная сопровождающая Лила тоже потопали своей дорогой.

Новые друзья и приключения!

Одна Райза осталась дома и продолжила совершенствовать свои знания в области алхимии. Но вот прошли годы и девушка, нарядив рваные шортики и прихватив бесконечный запас энтузиазма, тоже решилась покорять большой мир — села на корабль и отправилась в столичный град со сложным названием. Прибыв на место, она встретила Тао, которого сперва не признала, а после обзавелась новым местом жительства, по совместительству «Ателье Райзы 2» — в унисон с названием игры, не отнять. Отойдя от шокирующей информации по ценам на жильё в большом городе, где за месячную стоимость одной квартиры можно едва ли не год арендовать все свободные дома на родном острове Райзы, девушка принялась проявлять свои лучшие алхимические качества, что открыло ей путь к новым приключениям.

Тао хоть изменился внешне, подрос и возмужал, в сущности, остался тем же любителем изучать всё связанное с древними цивилизациями, руинами и сокровищами. Последние его, правда, интересуют с научной, а не финансовой точки зрения. Чего не сказать о новом члене команды — Клиффорде, местном Индиане Джонсе. Нет, он не преподаёт в университете, но одержим сокровищами и готов лететь на их поиски в любое время. Кроме него, новые члены команды — миленькая дочь управляющего городом по имени Патриция, или Пэтти, а также не менее эффектная, чем Лила, другая девушка из иного мира. Зовут Серри. У неё прелестные глазки с гетерохромией и замечательный дизайнер одежды, которому хочется пожать лапу.


Остальные члены команды, присоединяющиеся по мере прохождения, знакомы по первой игре — Тао, Лент и Клаудия. Последняя похорошела и в новом деловом прикиде выглядит сногсшибательно. Ещё Клаудия поменяла основное оружие — теперь она сражается при помощи лука со стрелами, запуская десятки смертоносных дротиков во врагов, когда активируются приёмы поддержки.

Приключенческая составляющая игрового процесса осталась без существенных изменений, но обросла приятными мелочами. Так, Райзу научили плавать, ползать, прижиматься спиной к стене, чтобы пройти по небольшим уступам, а также пользоваться особым браслетом — он выполняет функции кнута, помогающего преодолевать пропасти в заранее продуманных местах. С этим браслетом связана одна важная алхимическая фишка: для раскрытия потенциала, чтобы его энергетическая верёвка могла цепляться за все три типа кристаллов (голубые, жёлтые и красные), нужно провести не простую алхимическую процедуру, а воспользоваться системой эссенций. Про неё подробнее расскажу в разделе алхимии, а прежде давайте затронем боевую систему, как основное продолжение приключенческого игрового процесса.







Загадочные руины

Команда GUST уже не первый раз экспериментирует со всевозможными загадками в играх Atelier, и в новых приключениях Райзы разработчики, похоже, попали в цель. Руин тут немного, но все они насыщены событиями прошлого, в которые мы погружаемся по мере изучения остаточных фрагментов. Почти в начале игры герои находят таинственный компас, и в каждых новых руинах он «заряжается» путём выполнения ряда условий, а затем ведёт игрока к остаткам воспоминаний из прошлого. Отголоскам маны и душ людей. Из этих фрагментов потом в дневнике складывается общая картина — игроку нужно расположить все найденные фрагменты в правильных местах дневника, ориентируясь по словам-подсказкам.

Важно отметить, что далеко не всегда слова-подсказки будут присутствовать точно в таком же сочетании во фрагментах. Иногда очерёдность слов отличается, или не все слова из подсказки присутствуют в тексте фрагмента. Но общий смысл всегда должен совпадать. Конечно, никто не мешает воспользоваться старым и добрым методом «научного тыка». Он, несомненно, поможет игрокам с пробелами в английском языке, но заодно и подпортит впечатления. Всё-таки интереснее прочитать, понять и догадаться самостоятельно, заодно сложив общую картину прошлого. За все разгаданные фрагменты воспоминаний полагаются награды — новые рецепты, очки SP и открытые ячейки на сетке навыков Райзы.



Какое же приключение без сражений?!

Боевая система игры претерпела изменения в механиках, которые можно смело назвать более удачными, чем в Atelier Ryza: Ever Darkness & the Secret Hideout. В частности, радикально изменилась система работы так называемых «Кристаллов ядра» (Core Crystal), позволяющих персонажам использовать предметы во время боя. Игры Atelier за свои 20 с лишним лет существования прошли путь от классических механизмов использования предметов в бою, когда игрок просто выбирает их из корзины и теряет по факту использования, до фактически бесконечных — восстанавливающихся по возвращении домой или находящихся в «Кристаллах ядра». Для использования предметов в Atelier Ryza требовались специальные СС-очки, и персонажи получали некоторое их количество в начале каждой вылазки. Восстанавливать СС можно было путём «уничтожения» предмета в бою — игрок терял возможность использовать его, но мог воспользоваться более полезным в текущей ситуации.




Данная система, что вполне естественно, встретила шквал критики со стороны игроков. В команде GUST приняли это во внимание, и новая система СС получилась куда более комфортной. «Кристаллы» остались на месте, а СС-очки теперь получаются в процессе боя — при использовании комбинаций скиллов. Все персонажи начинают с лимитом в 5-6 СС, но по мере прохождения открывается возможность улучшения «Кристаллов ядра» за специальные расходники (получаются в боях). Можно прокачать лимит СС до 10, а также добиться наличия 2 СС в начале каждого боя. Кроме того, у «Кристаллов» появились настраиваемая стихийная принадлежность и собственная система особых боевых комбинаций. Для её открытия потребуется пройти несколько руин полностью и прокачать нужные ячейки на сетке навыков Райзы. Подробнее о сетке ниже.

Система комбинаций «Кристаллов ядра» работает следующим образом: игроку нужно зайти в настройку Core Crystal, нажав «квадрат» в меню кристалла, после чего выбрать желаемую комбинацию из выпадающего списка и внимательно прочитать условия. Всего таких комбинаций около 10 штук, и желающему получить платину придётся выполнить их все. Например, первая же комбинация требует использовать три Core-предмета категории «бомбы» одновременно. Для этого потребуется от 3 до 10 СС, в зависимости от характеристик бомб. Важно: два одинаковых предмета в комбинации использовать нельзя, все должны быть разными. Другая комбинация потребует использовать один усиливающий соратников предмет в паре с ослабляющим противников. У каждого Core-приёма свои положительные стороны.


Помимо Core-навыков есть так называемые «Смертоносные серии» (Fatal Drive) — это особые приёмы, по одному у каждого персонажа, выполняемые только при достижении 5-го уровня тактики. Этот уровень растёт в бою по мере применения навыков персонажей и ещё одного крутого скилла — молниеносной замены. В сражении активными бойцами могут быть трое, но четвёртый персонаж занимает позицию активного наблюдателя и готов сменить одного из участников по нажатию кнопки «L1». А вот если эту кнопку прожать во время выполнения комбо-атаки из навыков, то боец с галёрки залетит сразу с активным навыком и будет готов продолжать серию. Шкала тактического уровня хорошо заполняется, если постоянно чередовать бойцов. А СС отлично набираются, если выполнять серии из трёх атак одного навыка, удерживая «R1» и нажимая одну из лицевых кнопок. Каждый из доступных персонажу приёмов можно провести до трёх раз подряд, повысив их урон на «+» и «++» соответственно. Ещё и анимация меняется.

В остальном сражения сохранили свои корни, но, как уже говорил, добавили в динамике. Хоть и пошаговые, но основаны они на системе АТВ — то есть противники и соратники не будут ждать, пока игрок соизволит отдать приказ своему подконтрольному персонажу. Учитывая такое положение дел, у игрока есть возможность нажимать кнопку «треугольник» для блокирования атак, а если сделать незадолго до получения урона — получится «идеальная защита», награждающая 2 очками действия (АР). Чем выше уровень тактики, тем больше очков действия может аккумулировать персонаж в одном раунде. Примечательно, что АР у всех персонажей собственные, а не общие на команду. Как и СС, то есть очки «Кристаллов ядра». Поэтому иногда есть смысл переключаться между персонажами, чтобы использовать ими предметы.







Алхимический рай!

Система алхимии — визитная фишка серии Atelier в целом. А главное в ней — постоянная эволюция. Она присутствует в Atelier и Mana Khemia, небольшом ответвлении от основной франшизы, с первой вышедшей игры, и неустанно меняется, предлагая игрокам разнообразные фишки, иногда усложняющие процесс, а подчас и наоборот — облегчающие его. Собственно, в Atelier Ryza 2 внесённые изменения делают алхимический процесс немного сложнее для освоения в деталях, но в то же время и легче, чем раньше. Более последовательным. Игрока не заваливают рецептами, а предлагают три основных источника их получения: выполнение побочных заданий, прокачка сетки навыков Райзы и система «Морфирования». Последняя открывается только при желании игрока и за очки SP — получаются во время синтеза, за квесты и исследование руин. Очки SP тратятся на заполнение сетки навыков Райзы, функционирующей по принципу, скажем, Path of Exile или Final Fantasy X.


От центральной ячейки расходятся лучи к другим, постепенно открывающимся для развития. Некоторые ячейки закрыты цепями и требуют выполнения определённых условий. Как правило, самое частое условие — изучение руин через разгадывание их загадок и заполнение приключенческого дневника. В корне своём алхимическая система осталась верна предшествующей Atelier Ryza, но стала чуть более комплексной. Виной тому механика эссенций. В специальных горшках для копирования предметов, которые появляются в ателье с прокачкой сетки навыков, появляется возможность разборки любых предметов — превращение их в драгоценные камни для алхимии. В процессе этого добываются и фрагменты эссенции, разделённые на семь видов. Четыре из них — стихии, плюс три усиленные.


Каждая эссенция может радикально повлиять на алхимический процесс, наградив одну ячейку или всю цепь каким-то свойством. Например, если на ячейку добавления ингредиента при создании бомбы, которая обеспечивает добавление параметра «Fire Damage M», капнуть немного огненной эссенции, появится параметр «Fire Damage L» в этой же ячейке. Просто потребуется больше ингредиентов в неё добавить. Как следствие, игроку уже не надо пробиваться через алхимическую сетку, чтобы добраться до дальней ячейки с параметром «Fire Damage L». Но если добраться до неё и капнуть эссенцию, то появится характеристика «Fire Damage XL».



Ещё алхимические ингредиенты можно тратить на улучшения магазинов, сбывая их торговке Роми, и на дополнительный апгрейд экипировки у кузнеца Денниса. На этот раз не лысого здоровяка!


При желании игрок может менять и стихийную принадлежность ячеек, используя разные эссенции. Зачем? Например, если у него нет ингредиента с нужными параметрами и подходящей стихией, но есть альтернатива с другой принадлежностью. Усиленные эссенции дают более глобальные параметры, но их конверсия стоит в десять раз дороже. Например, одна из них повышает качество всех ингредиентов в алхимической цепи на 100%. Как и в прошлой игре, радикально на процесс создания предмета влияет и морфирование — создание нового рецепта на базе текущего путём достижения «ячейки перехода» и применения требуемого ингредиента. Так, на основе условной бомбы «Craft» можно создать «Omega Craft», а слиток металла морфировать в нечто более прочное. Словом, морфирование — это путь к созданию качественно новой экипировки.



Техническое состояние и платиновый кубок!

Визуально игра выглядит очень приятно, но не более того. Это касается и версии для системы PlayStation 5, которую я так и не поиграл толком. Дело в том, что начинать всё приключение с нуля ради возможного повышения кадровой частоты и устранения редкого замыливания окружения, проявляющегося в версии для PlayStation 4, — задачка явно лишняя. Побегав по первому городу и лесу, я пришёл к выводу, что можно смело играть в Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy на PS4, почти ничего не теряя. Графика всё равно приятная, а версия для PS5 не располагает какими-то современными апгрейдами, типа более крутого освещения, текстур и прочего.

Платиновый кубок в Atelier Ryza 2 не сложный, но весьма долгий. Судите сами — я прошёл всю сюжетку и побегал в постгейме (загружаешь Clear Data и можешь выбрать: вернуться в игру перед финальной битвой, сохранив всё полученное, или же начать «Новую игру+», также сохранив большинство обретённых ништяков), но ещё не нашёл бонусного противника и не выполнил до конца две ветки побочных заданий. Только в постгейме и удалось их активировать — нашёл ещё пару не до конца исследованных локаций. Для получения платины нужно выполнить все личные побочные задания соратников, поднять уровень доверия со всеми городскими группами (аристократы, торговцы и т.д.) до максимума, разгадать все загадки руин, нахимичить предмет 99 уровня/999 качества… и многое другое.

Но чертовски захватывающе, не отнять. Даже несмотря на то, что за некоторыми побочными сюжетками наблюдать не так чтобы увлекательно. Штука индивидуальная, как и во всех прошлых Atelier — не все развития отношений кажутся интересными. В таком случае событие можно пропустить и прочитать его краткое текстовое резюме в логе заданий.



Вердикт
85
Atelier Ryza 2: Lost Legends & the Secret Fairy — яркая традиционная JRPG с активной пошаговой боевой системой, простенькой историей, обилием приключений, загадок и алхимии. Последняя является визитной карточкой всей франшизы и представляет собой многогранную систему крафта, предлагающую игрокам огромный уровень свободы и возможности повлиять на конечный результат. В процессе алхимических манипуляций, во имя создания ультимативного оружия, экипировки и предметов, проходит примерно половина игрового времени.

Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции издателем Koei Tecmo.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
27 комментариев, 85 579 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
Exudna — 01.02.2021 в 06:49
Деревянный охотник за трофеями
23
В общем все, я в конец запутался, в каком порядке идут игры в этой серии и связаны ли между собой? А то на днях узнал про русификатор и купил Atelier Sophie: The Alchemist of the Mysterious Book.
Varyag_Ericsson — 01.02.2021 в 11:58
Nippon Ichi Fan
29
Exudna, Atelier Sophie - это первая игра трилогии Mysterious.
Atelier Ryza - это отдельная пока дилогия, но вероятно станет трилогией

Atelier связаны между собой в дилогии-трилогии, одна тетралогия. Сами же эти связки с другими связками не коррелируют.
RockaRollaJP — 01.02.2021 в 09:19
Бронзовый охотник за трофеями
10
Играть в первую часть желательно для понимания сюжета? Есть ли лок на 30 кадров?
Varyag_Ericsson — 01.02.2021 в 11:59
Nippon Ichi Fan
19
RockaRollaJP, желательно, но не обязательно. Не так чтобы глубокий сюжет тут - обычное, местами весёлое, а иногда занудное приключение. Главное - геймплей.
Aldorr — 01.02.2021 в 10:37
Деревянный охотник за трофеями
0
После провала Lydie and Suelle это первая из "Мастерских", которая вызывает желание поиграть...
Varyag_Ericsson — 01.02.2021 в 11:59
Nippon Ichi Fan
0
Aldorr, для меня Лидия и Сюэль провал, потому что в то время ещё не было автосейва (сейчас есть, ура!), и пропавший свет вырубил порядка 15-20 часов прогресса. После чего я опустил руки. А почему для тебя провал?
Pinokew — 01.02.2021 в 15:31
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Varyag_Ericsson,
Это немного забавная причина ))
Все, кто играет в jrpg должен выработаь привычку сохраняться каждую минуту :3

Я сейчас играю Lydie and Suelle. Мне очень нравится.
Aldorr — 03.02.2021 в 14:20
Деревянный охотник за трофеями
0
Varyag_Ericsson,

Игра окончательно скатилась в "Cute girls doing cute things" (
Это не было бы так плохо, если б не "картонные" персонажи без следа развития характеров. Не просто плохо написанные, нет. Вообще дрова. Как создали их макетиками с одной явно прописанной и узнаваемой чертой, так они всю игру и проходили. Хуже всего пришлось Лианэ =
Так что проскучав сюжетку игра была отправлена на полку. Дальнюю.

Блин я думал Tasogare была вся из недосказанностей и упрощений, но по сравнению с ЭТИМ, она вообще шедевр
Provisorus — 01.02.2021 в 12:13
Бронзовый охотник за трофеями
18
О, ляхастенькая опять спасает мир Спасибо за обзор, правда я ещё даже первую часть пока не поиграл.
JuiceLemon96 — 01.02.2021 в 12:23
Old hunter
10
Я со времен виты хочу попробовать серию Ателье, но никак руки не дойдут. Возьму первую Райзу по скидке и начну знакомится, а там насчет второй подумаю Спасибо за обзор!
kperep — 01.02.2021 в 12:27
Металлический охотник за трофеями
20
Не играл ни в одну часть Atelier, из jrpg опыт только в FF и Disgaea. Какую часть порекомендуете для ознакомления?
Varyag_Ericsson — 01.02.2021 в 12:59
Nippon Ichi Fan
9
kperep, эту рекомендую. Но поскольку она сейчас непомерно дорогая (максимальное издание за 7к ценой уходит), советую подкараулить на скидках прошлую Atelier Ryza и/или трилогию Atelier Dusk
Vadim — 01.02.2021 в 17:19
Золотой охотник за трофеями
0
Настолько наигрался в алхимию на платину в прошлой части, что ещё раз чуть ли не то же самое я не выдержу) Лучше возьму Y`s 9, надеюсь цена не 5+к будет всё ж как ща предзаказ...
Anisovets — 01.02.2021 в 19:20
Swordman
10
Очень красивая игра, удивила как в своё время Valkyria Chronicles в плане графики. Спасибо за обзор, давно пора знакомиться с этой серией!
Grizantik — 02.02.2021 в 09:29
Пластмассовый охотник за трофеями
10
Atelier Ryza 2 это конечно хорошо, но там
уже Control (полное издание) и Concrete Genie (городские духи) раздали на PS plus навсегда
Я уже качаю и вам советую. Игры эти - топ! Пушка!
Ziggrun — 02.02.2021 в 13:30
Бронзовый охотник за трофеями
10
Grizantik, что значит навсегда?)
Virus_Maxwell — 02.02.2021 в 10:06
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Эхх, серия Ателиер. Случайно взял в своё время Ирис на 2 Соньку и понеслось (прошёл все на 2, 3 и почти все на 4 Соньке).
Вообще радует, что авторы вроде и экспериментируют, но при этом сохраняют скелет серии и не впадают в крайности. Да, это отпугивает немного новых игроков, но при этом покупая данные игры всегда понимаешь, что от неё ожидать и это, для меня, хороший плюс.
Спасибо за обзор! В целом, отличная новая игра в серии и повод отдохнуть и расслабиться за неторопливым путешествием.
Varyag_Ericsson — 02.02.2021 в 14:22
Nippon Ichi Fan
9
Virus_Maxwell, а под конец рехнуться от алхимических манипуляций. Я до 5 утра эквип под супер-босса крафтил, переносил трейты и набивал их уровни Зато сделал весь эквип 4 активным членам команды с эссенциями и эволюцией. Но оторваться реально невозможно, увлекает. Правда я вот чего не понял - выполнил все квесты, но так и не получил некоторые декорации для Мастерской. Например, золотую статую лысого кузнеца. Баг или фича...
Virus_Maxwell — 02.02.2021 в 14:57
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Varyag_Ericsson, так в этом и "норма" для этой серии. Если идти по истории - мы получаем спокойное и ламповое приключение... хочешь выполнить и найти всё? - добро пожаловать в игру, которая ломает нервы и доводит до бессонницы. Я до сих пор вспоминаю трилогию (квадралогию) Арланда и её прохождение на 3 Соньке... Это было жутко, с учётом того, что хотелось всё найти и обыскать.
В этих играх вообще сложно понять, где баг, а где фича. Может часть декора получается другим способом, но так как пока не играл, не знаю. С учётом того, что эти игры придумывают, то эта статую может лежать в сундуке в какой-нибудь секретной комнате...
Varyag_Ericsson — 03.02.2021 в 00:40
Nippon Ichi Fan
0
Virus_Maxwell, нет, статуя числится как награда за выполнение квеста. Квест выполнен, награда до получателя не доехала. Почтальон Печкин потерял...
А синтез упоротый да, норма. За него и люблю серию, в том числе.
Virus_Maxwell — 03.02.2021 в 09:25
Пластмассовый охотник за трофеями
0
Varyag_Ericsson, тогда, скорее всего, баг. Починят, когда-нибудь. Либо просто глич единичный, что уже не так весело.
Так и сам люблю за это серию. Синтез сразу стал геймплейной фишкой и механикой на которой основано всё. Особенно упоротость была, когда было ещё и ограничение по времени... Сейчас стало попроще. Хотя всё ещё куча рецептов и/или их получение вызывают головную боль и необходимость забыть про сон.
Slavikk — 02.02.2021 в 15:17
Заблокирован
30
Напишу так как написал один известный чувак на редите - Решили фансервисную игру спасти еще большими размерами бедр.
В эту серию игр не играл и играть не буду.
Даже не знаю для кого она.
Бегал бы на ее месте парень в черном плаще и с мечем - было б что то стоящее.
Vadim — 03.02.2021 в 22:27
Золотой охотник за трофеями
0
Slavikk, Игра по Мастерам меча онлайн итак есть)))
VOLcOM — 02.02.2021 в 15:49
IBlooDwinGI
0
Я только Ророну начал потихоньку проходить) пока до Райзы доберусь, глядишь и скидки на неё норм уже будут)
Feliksun — 02.02.2021 в 23:24
Заблокирован
0
Решили игру спасти еще большими размерами бедр потому что кругом сисиьки и жопы)
x_S — 03.02.2021 в 13:03
Бронзовый охотник за трофеями
0
Беру опять ради этих сочных бёдер, обзор можно было не писать
flyoffly — 24.02.2021 в 08:17
Начинающий охотник за трофеями
0
(Играл на пк)
Ну, во первых, трейлер гонит. По рекламе было ощущение мрачника, с серьезными проблемами: Описание Лента, Намеки на то что Рязки придется убить Фи в трейлере. А на деле вышла обычная ательерка, что не плохо, ибо хоть фи не убивают, ну концовка все равно зацепила и даже может вышла интереснее, чем убийство фи. С Другой стороны, второстепенные квесты мне кажется, даже в арланде были интереснее.
В вторых, авторы начали нерфить бомбы(раньше можно было просто взять самую крутую бомбу и забить ими боса, теперь это не получиться.
В третьи, игру усложнили(в сравнение с Первой рязкой, конечно. В Сравнение с мистикой и арландом - сложность как обычно сосёт.). Как раз из за пункта выше и более широкого дипозона качества. Заменил слабый Uni charm на сделаный из более качественого материала и увеличил статы с 400 до 500 . Тоже самое и с оружием, более сильная оружия найденая в сундуках обычно была более слабее, чем сделанная вручную более старое в 2 раза.
В четвертых, серия не приспособлено к продолжение без измены главного георя. Единствинное изменение героини с прошлой части это раз в 20часов слова про то, что она работает учителем. Буквально, если сравнить рязку из середины первой части и рязку из этой части, то ты разницы не шибко много заметишь. Да и оправдание того, что героиня забыла рецепты это "Новый котёл, я не знаю как им пользоваться", что выглядит немного глупым. В Прошлых частях, это проблема решалась тем, то что мы играем за нового главного героя, поэтому старого можно сделать мудрым наставником, а рецепты мы изучаем снова из за того, что мы только начинаем изучать алхимию.
В пятых, ОПТИМИЗАЦИЮ ЗАВЕЗЛИ. ОПТИМИЗАЦИЮ И НОРМАЛЬНЫЕ НАСТРОЙКИ ГРАФИКИ.

Подведем итог, игра понравилось, достойное продолжение и хорошая попытка игру сделать более масовой.
Жду 2022 год и завершение трилогии, а там уже можно и новую трилогию ждать.