Обзор Black Book


«Чёрная книга» – чарующая сказка, вроде тех, что принято рассказывать с наступлением темноты. Но сказка не простая, а про ведуний, леших, русалок и прочую нечисть – иными словами, русская сказка. Главная героиня – девушка Василиса, воспитанная колдуном, дедом Егором, и решившая продолжить его дело. Но не оттого что всегда мечтала стать знаткой и векшицей (слова, обозначающие ведьму), а чтобы попытаться спасти наложившего на себя руки жениха – не факт, что сделавшего это по собственной воле.
Вернуть суженого вроде можно, если открыть семь печатей на колдовской книге, а для этого придётся бросить вызов нечисти и даже смотаться в преисподнюю. Но Василисе не привыкать – благодаря наставнику профессию знатки она изучила хорошо, заговорам обучена и черти её не пугают. Да и сама книга становится её и нашим главным оружием – весь интерфейс сосредоточен в ней, включая внутриигровую энциклопедию, набор умений персонажа, инвентарь и, самое главное, раздел, где мы составляем из специальных слов-карт свою колоду.
Да, Black Book можно смело назвать игрой-колодостроем, хоть это только половина или даже 40% всего игрового процесса. На протяжении игры мы старательно собираем мощную колоду из так называемых «приказов», «жестов» и «ключей» – грубо говоря, наступательных и защитных заклинаний. Сперва Василиса в свой ход может разыграть лишь 3 жеста и 1 ключ, но со временем обзаводится новыми видами карт и учится собирать из них более длинные комбинации-заговоры. Враги тоже в долгу не остаются – в арсенале рядовой нежити всегда найдётся пара заклинаний, а более сильные противники и боссы могут иметь и собственные полноценные колоды.










Некоторые враги имеют интересные способности – вроде иммунитета к физическому урону, призыва подкреплений или смертельных проклятий
Многие карты собираются в комбо – усиливают карты одного с ними цвета, типа или эффекта, могут действовать несколько ходов. При этом в основе сражений две основные величины – урон и защита, каждая единица которой блокирует одну единицу урона, но без учёта дополнительных эффектов каждый ход обнуляется. А чтобы знать, как лучше выстроить ход – в атаке, обороне или сочетании этих и других возможных действий – заговоры противников обычно объявляются в открытую, и надо только успевать реагировать.
Таким образом, боевая система проста в освоении, но предлагает достаточный вызов. Те игроки, кто не любит подобный геймплей или испытывает трудности, могут снизить уровень сложности или даже пропустить самые тяжёлые сражения-головоломки (после пары неудач). Те же, кому «колодострои» нравятся, смогут с удовольствием составлять колоды под конкретные ситуации и искать оптимальный баланс – колода игрока может насчитывать от 13 до 33 карт, и их разнообразие весьма велико. Нарисованы карточки тоже симпатично – колдовской дух в артах и названиях удался.

Умения Василисы поделены на несколько разделов, и в ролевом аспекте игроку тоже есть, где разгуляться
Вторая половина геймплея ещё более увлекательна – пожалуй, именно она цепляет и не отпускает до самого финала. Это, собственно, сами похождения Василисы в Чердынском уезде (ныне Пермский край), выполненные в виде приключенческой игры с элементами RPG и «интерактивной книги».
Каждый сюжетный сегмент обычно начинается в избе деда Егора, где векшица принимает крестьян и других ищущих помощи персонажей. Василиса, конечно, не Мать драконов, решающая судьбы подданных, но моральный выбор и его последствия в Black Book на каждом шагу. Учитывая сеттинг, крестьяне страдают от бесов, просят помочь с любовным приворотом или наказать недруга сглазом, а в качестве оплаты готовы поделиться монетой и приносят девушке подарки – лечебные травы и полезные предметы. Но каждый выбор оценивается с точки зрения добра и зла, а плохие дела запишут Василисе в «грехи», которые финально повлияют на концовку.
Гости Василисы и Егора приходят также с сюжетными и побочными заданиями, и, выслушав просителей, можно отправиться на прогулку – по полям и тропинкам Чердыни, по перекрёсткам пустынным, лесам дремучим да болотам гиблым. Игрок перемещается от локации к локации, и в пути с ним постоянно что-то происходит. Этот сегмент немного похож на The Banner Saga, и здесь тоже приходится делать выбор. Что касается геймплея в целом, возможны ассоциации и с «Кровная вражда: Ведьмак. Истории» (Thronebreaker: The Witcher Tales).
Обойти подозрительного путника стороной, очертить защитный круг или заговорить? Взять на себя грех и забрать подношения мёртвым, надеясь на ценный предмет, или ничего не трогать? Посмеяться над шуткой обидевшего тебя крестьянина, ударить его в ответ или убежать? И, как можно догадаться, почти во всех сторонах жизни обитателей мира Black Book участвуют домовые, лешие и нечисть – так что к игре вполне можно относиться как к славянскому Yo-kai Watch. Разве что поймать, приручить и собрать их всех нельзя … вернее, можно, но только некоторых бесов! Периодически Василисе приходится брать себе в услужение чертей, и с этим связана забавная механика. Чтобы они не мучили векшицу отрицательными статусами в бою, им надо находить работу – обычно это злые шутки над деревенскими, порча имущества и прочее бесячье тунеядство. А успешно завершённая активность приносит Василисе деньги и кое-какие предметы, но повышает уровень греховности. К счастью, частично этого можно избежать, отправляя рогатых на бессмысленную работу – носить воду в решете, считать иголки в хвойном лесу и так далее.
Время от времени игра обращается к знаниям или смекалке игрока – не зря же его подопечная Василиса знаткой именуется? Приходится отвечать на вопросы персонажей и разгадывать загадки. Ответы чаще всего можно найти во внутриигровой энциклопедии, где можно подсмотреть значения различных вышедших из современного обихода слов и понятий, лучше познакомиться с лором игры и почитать былички (жанр устного народного творчества – рассказ «очевидца» о встрече со сверхъестественным). Правильно ответив или разгадав загадку, можно получить дополнительный опыт, предметы или избежать конфронтаций с врагом.
Диалоги во время сюжетных и побочных заданий не просто сопровождаются симпатично нарисованными артами с персонажами, но еще и полностью озвучены. И надо сказать, озвучка действительно хороша. Актёры смогли вжиться в роли простого и не очень люда, перенять характерную манеру речи тех людей и сыграть свои роли с огоньком и эмоцией. Была бы на таком уровне озвучка каждой игры, переведённой на русский, – играть в локализации стало бы в разы приятнее! Ну а когда запускаешь Black Book, кажется, что слушаешь шикарно озвученную, увлекательную аудиокнигу. Вернее, интерактивную книгу с приятным геймплеем и замечательными персонажами – как людьми, так и не очень. Чего только бесовский кот Прошка стоит.
А когда мы добираемся до важных сюжетных локаций, игра ненадолго переключается с интерактивной книги на приключение от третьего лица. В это время можно свободно побегать за Василису и найти пару секретов. Здесь же можно наблюдать единственную слабую сторону Black Book – уж больно простыми, угловатыми и до смешного нелепыми получились лица и модельки персонажей-людей, что более всего заметно в заставках на движке. Чертей, правда этот момент не портит, а во время карточных сражений мы видим лишь спину Василисы – так что крупных планов у комичных 3D-моделек на самом деле не много.
Судя по информации на сайте «Мортёшки», разработчики консультировались со специалистами по фольклору Пермского края, этнографами и местным музеем, так что насыщенность игры славянской культурой заслуживает уважения. И единственное, чего, возможно, не помешало бы добавить в Black Book – это какого-то отдельного режима, состоящего исключительно из сражений.
90
|
У разработчиков Black Book есть художественный вкус, умение рассказать интересную историю и, самое главное, любовь к родной культуре. И всё это они передали Black Book – игре-сказке, уже ставшей для многих игроков неожиданным открытием. Если вам катастрофически не хватало игр про славянский фольклор, под которые можно атмосферно провести не один вечер, – данный релиз пропускать ни в коем случае нельзя. |
Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo Switch, предоставленной редакции издателем. Все снимки экрана, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
собрали 49 044 из 300 000 рублей
24 комментария, 45 946 просмотров
Сортировка
Нет сортировки
Старые вначале
Новые вначале
Лучшие вначале
Подождите, идёт загрузка...
AAB-r86 — 30.08.2021 в 19:18
Серебряный охотник за трофеями
Трофеи глючные? А то платин ни у кого нет...
warhammer82 — 31.08.2021 в 00:35
X-rays
AAB-r86, да, как это и бывает в инди, один трофей недоступен
- собрать 70 быличек, остальные все спокойно народ берет, как
всегда ждать и надеяться на патч.
Klaus_Urgen — 31.08.2021 в 00:00
Деревянный охотник за трофеями

Никто не смог собрать все фольклорные записи. Вроде 70 штук. На
орге тоже все по нулям. И форум молчит.
Nebula — 31.08.2021 в 05:42
Пластмассовый охотник за трофеями

Klaus_Urgen, в стиме уже пофикшено до 50. Ждем у нас.
Originall — 31.08.2021 в 00:34
Бронзовый охотник за трофеями

Что-то хорошее происходит. Сначала Kings Bounty, теперь вот это.
Обе игры купил сразу. Хоть и поиграть в ближайшее время
маловероятно, что получится, ребят из Перми не могу не
поддержать.
Надеюсь, обзор максимально правдив, сомнения насчет того, что игра тянет аж на 90 игнорирую.
Надеюсь, обзор максимально правдив, сомнения насчет того, что игра тянет аж на 90 игнорирую.
warhammer82 — 31.08.2021 в 00:46
X-rays
Originall, про баунти пошли отзывы, как раз которые лично я
и подозревал, если коротко, то духа прошлой части катамари там
вообще нет, более того ошибок много, они уже опубликовали текст,
что собирают "жалобы/предложения" и объявили список изменений
будущего патча, и многие вещи там из разряда очевидного, опять
сырой продукт вышел на рынок. По финишу, думаю как всегда допилят
до хорошего уровня, но сейчас игра радости не вызывает.
Hendrix — 31.08.2021 в 06:34
Заблокирован
warhammer82, Про Кингс Баунти 2 это не правда, играется
отлично, багов не замечено, играю с релиза, честно скажу что давно
так не залипал в игры. Про то что она выглядит старовато да, но не
сыровато это точно!)
Kronatakimo — 31.08.2021 в 09:40
Не охотник за трофеями
Hendrix, у игры ужасная оптимизация. Посмотрите геймплей на
свиче, там кошмар.
Vadim — 31.08.2021 в 10:59
Золотой охотник за трофеями
Kronatakimo, Свич, нашёл же пример. Поражаюсь что они вообще
додумались на это доисторическое устройство выпустить.
Rasco — 31.08.2021 в 11:09
Бронзовый охотник за трофеями

Kronatakimo, на свиче много что из мультиплатформы кошмарно
выглядит.
markus77 — 31.08.2021 в 14:05
Пластмассовый охотник за трофеями
Kronatakimo, я сам не понимаю - зачем большинство
мультиплатформы выпускают на Свитч, ежу понятно что не потянет
консоль. А покупать тем более не стоит - я все мультиплатформы
тольк на PS4 беру. А на Свитче своих игр хватает, которые не
успеваешь играть
warhammer82 — 31.08.2021 в 00:39
X-rays
Спасибо за обзор, как всегда объем и подробности более чем. Сама
игра заинтересовала, но смущает карточная система, не очень
нравится мне такой подход, но посмотрю стримы - думаю всё станет
окончательно ясным.
rynn — 31.08.2021 в 17:40
Металлический охотник за трофеями
warhammer82, я вообще забила на карты , пропускала сражения
- и без этого отличная игра получилась!! хотя, сначала бомбило,
потому что хотелось полностью игру вкусить, а тут эти карты
дурацкие.. но потом смирилась 

bugardo — 31.08.2021 в 00:56
Металлический охотник за трофеями
О, прикольно, а я думал, что она только на компе.
Kazuma-2 — 31.08.2021 в 05:10
Серебряный охотник за трофеями
Спасибо автору Дарту Алексу за обзор!!! Буду конечно, с такой
оценкой!
R-m_Fenix — 31.08.2021 в 07:27
Бронзовый охотник за трофеями
"Человеколось" был дико атмосферный проект. Очень интересно было
погружаться в этнос коми-пермяков и других малых народностей. Жаль,
там геймплея почти не было. Но если в Black Book также погружаешься
в славянскую мифологию, то игра достойна внимания однозначно.
Ziggrun — 31.08.2021 в 09:32
Бронзовый охотник за трофеями
R-m_Fenix, хорошо, что вы напомнили об игре. Она сейчас на
скидках как раз около за 150 руб. продается
R-m_Fenix — 31.08.2021 в 14:51
Бронзовый охотник за трофеями
Ziggrun, я ее на свиче вообще за 89 р. купил) Неожиданная
низкая цена как для Нинтендо консоли, так и для неплохой игры
TimothyBY — 31.08.2021 в 07:58
Начинающий охотник за трофеями

Прошел, хотел 2 раз переиграть, хрен там. Начинаешь новую игру и
попадаешь в последнюю локацию, сброса прогресса нет. В стиме вроде
уже сделали, и исправили трофей с быличками, ждём-с.
Ziggrun — 31.08.2021 в 09:32
Бронзовый охотник за трофеями
Игра очень заинтересовала еще на анонсе, буду брать для ПС4. Тем
более нужно поддержать отечественных разработчиков
ElishCutber1993 — 31.08.2021 в 12:16
Деревянный охотник за трофеями
Ух ты какая конфетка! Очень интересно выглядит!
Teleri — 31.08.2021 в 13:03
Бронзовый охотник за трофеями
Спасибо за обзор! Патфайндер, King's Bounty II, эта игра и ещё
несколько неплохих инди. Неужто отечественный геймдев начинает
шевелиться и подавать признаки жизни?! Желаю игре хороших продаж и
сам куплю, когда будет такая возможность - к колодостроям отношусь
уже не так негативно, как прежде. Обалдеть. На Свиче она даже
дороже, чем на PS. Ну Нинтенда, ну что ж ты творишь, едрить твою за
ногу 

Nebula — 31.08.2021 в 13:31
Пластмассовый охотник за трофеями

Тем кто еще не купил, но собирается.
У игры небольшой бюджет, но классный сеттинг, хорошо прописанная история, мотивация персонажей. За сюжетом интересно наблюдать.
Карточная система по мне показалась недоработанная. Пройдя игру я так и не понял как работают некоторые параметры, по ним особо нет объяснений. Бои слегка затянуты.
Система сохранения заслуживает отдельного порицания, если играешь на высокой сложности и пересобрал колоду, сменив артефакты, то сохранить изменение можно лишь победив текущего противника и добравшись до чекпоинта, проиграл - давай по новой. А какой-нибудь более-менее близкий сейв в 30 минутах от текущего места.
Прошел на предпоследней сложности. Все довольно просто. Однако на Осатанении не смог победить даже первого босса.
На старте было много багов, по интерфейсу, по работе карт, по работе некоторых ачивок. Патча на текущий момент для ПС так и не было. Лучше его подождать.
Кто пойдет на платину, учтите, что тут можно играть как за плохиша, так и за хорошую (зависит от количества грехов). Есть одна ачивка, для которой в конце игры у вас должно быть не более 130 грехов. По хорошему надо подойти к концу так, чтобы было на грани и можно было сразу закончить и по хорошему и по плохому. Превысите цифру в 130 и придется переигрывать.
У игры небольшой бюджет, но классный сеттинг, хорошо прописанная история, мотивация персонажей. За сюжетом интересно наблюдать.
Карточная система по мне показалась недоработанная. Пройдя игру я так и не понял как работают некоторые параметры, по ним особо нет объяснений. Бои слегка затянуты.
Система сохранения заслуживает отдельного порицания, если играешь на высокой сложности и пересобрал колоду, сменив артефакты, то сохранить изменение можно лишь победив текущего противника и добравшись до чекпоинта, проиграл - давай по новой. А какой-нибудь более-менее близкий сейв в 30 минутах от текущего места.
Прошел на предпоследней сложности. Все довольно просто. Однако на Осатанении не смог победить даже первого босса.
На старте было много багов, по интерфейсу, по работе карт, по работе некоторых ачивок. Патча на текущий момент для ПС так и не было. Лучше его подождать.
Кто пойдет на платину, учтите, что тут можно играть как за плохиша, так и за хорошую (зависит от количества грехов). Есть одна ачивка, для которой в конце игры у вас должно быть не более 130 грехов. По хорошему надо подойти к концу так, чтобы было на грани и можно было сразу закончить и по хорошему и по плохому. Превысите цифру в 130 и придется переигрывать.
Hagrid — 14.11.2021 в 21:03
Начинающий охотник за трофеями

Привет, а будет ли в ней новая игра +? Чтобы можно было переиграть
с тем же прогрессом.