Celeste
Обзор Celeste
showgazer
101
Практически все журналисты в один голос назвали Celeste шедевром жанра платформеров. Наслушавшись восторженных отзывов, мы тоже решили взяться за эту игру. Но я не увидел в ней настоящего шедевра. Да, это отличная игра, и один из немногих платформеров, которые хочется пройти еще раз или хотя бы вернуться за пропущенными бонусами. Celeste не хватает совсем чуть-чуть, чтобы «зажечь» по-настоящему.

Часто говорилось, что подъем главной героини Мэдлин на гору Селеста — аллегория на поиски самого себя, на примирение с самим собой. Собственно, это находит отражение даже в игровом процессе, причем очень весомое. В финале само восхождение вообще отходит на второй план, никаких сомнений не возникает, что вершина покорится Мэдлин. Я не почувствовал настоящих переживаний во всем этом. Трудно требовать от пиксельного платформера соответствия реальным человеческим чувствам, но раз уж у нас тут претензии на шедевр, то почему бы и нет?

Мэдлин постоянно мечется от одного к другому практически в любых условиях, чтобы ни произошло, удача или провал — неважно. Изменчивая мотивация героини кажется наигранной, искусственный, натянутой. Даже когда она окончательно с чем-то определилась и минут 20 уже как следует собственным выводам, в диалогах нет-нет да возникают намекающие на смену курса реплики. Правда, через секунду все опасения развеиваются, оставляя после лишь неприятный осадок. Словно персонажей насильно заставляют сомневаться в собственных убеждениях. Ладно, говоря о ветренных персонажах, имеется в виду всего три. Остальные два — адекватный хипстер и неадекватная бабулька, которые с самого начала знают, чего хотят. Как бы то ни было, с самым прозрачным минусом Celeste мы уже разобрались. Дальше будет только сложнее.


Сначала о хорошем. К механике претензий практически нет, авторы Celeste отточили все до блеска. Мэдлин умеет прыгать, дэшится, а также цепляться за отвесные стены и ползать по ним. Силы девушки ограничены, поэтому дэшится можно только один раз до тех пор, пока под ногами не окажется твердая земля (и в некоторых других случаях). Время, в течение которого можно висеть на стене и лезть по ней, тоже ограничено. Есть и некоторые незадокументированные секреты. Предлагаем вам самим их найти. Подсказка: Celeste отлично подходит для спидрана!

В игровую формулу постоянно подмешивают новые элементы. Все начинается с желеобразных субстанций, через которые целиком можно дэшится по прямой. Дальше будут движущиеся враги, какая-то плесень, появляющаяся на месте затоптанных ростков, «платформы по вызову» и еще куча всего. Celeste хороша в этом. Все, что предлагают игроку разработчики, в нужной мере оригинально и сложнопроходимо. Никаких HP, умирай на чек-поинте сколько влезет, только пройди эту секцию. А уж как оформлено! Анимация в Celesta плавная и выверенная, милая и приятная. И ни одна задача в ней не кажется непроходимой. Но даже если придется много умирать (мой счетчик в конце перевалил за тысячу), раздражение не появляется —смерть обыграна приятно! Словно имеешь дело с игрой от Blizzard. Иногда, правда, хочется, чтобы пикселей все же было побольше, особенно, скажем так, при крупных планах.

По первости кажется, что Celeste собирается немного порвать шаблоны. В один прекрасный момент весь мир замирает, все вокруг Мэдлин резко меняется. Думаешь, что дальше так будет постоянно. Это лишь обман. В приключениях Мэдлин нет ничего прорывного, игра сделана по всем правилам платформеров. От гениальной игры ждешь чего-то из ряда вон, чего-то на уровне «я первый раз поиграл в Dark Souls». Но нет. Даже жонглирование дизайнерскими решениями словно по учебнику делали. Новая локация — новая механика. Финал — еще раз пройдемся по частям из всех предыдущих локаций. Как насчет полностью отобрать дэш? Как насчет сменить перспективу? Фигу. Все, на что способна Celeste — погрузить игрока в темноту и заставить искать фонари. Не то, чтобы это минус, но игра немного недотягивает, немного недожимает до шедевра. Обидно! Celeste лучше назвать «отполированной».

Но так не везде. Например, звукорежиссура бесподобна без всяких оговорок. Иногда просто по нескольку раз проделываешь одно и то же действие чтобы послушать, как с ним справились авторы. Даже деревянные платформы на пружинках, даже книжные полки и сопутствующие эффекты содержат в себе чистый аудиокайф. Музыка чуть проще, но здесь и конкуренция сложнее. Последняя время так много крутых саундтреков, что Celeste какой-то теряется на фоне тех же Crypt of the Necrodancer или A11 Hall-A. Ничего не поделаешь. Просто качественная работа, без изысков.


Судить Celeste, разобрав ее на составляющие, было бы слишком поверхностно. Она и без этого скрывает в себе массу секретов, скрытых от игрока. Даже самые обыкновенные бонусы! В заметках говорится, что они вообще не нужны, только друзьям показать и похвастаться. Но так ли это на самом деле? По большому счету, да, но это словно один из секретных индикаторов хорошего платформера. Здесь, как и в Psychonauts, оставлена небольшая тайна, которую не нужно просто так рассказывать или смотреть на YouTube. Это такое личное достижение, награда за весь проделанный путь и изученные вдоль и поперек уровни. Игрок это заслужил, так пусть же остальные тоже постараются. Да и в принципе должно оставаться чувство неизведанного.

В общих ощущениях от Celeste скрывается и другая ее неуловимая особенность. Все вместе складывается в затягивающую игру, которую не получается бросить или забыть. Ее хочется добить, пройти до самого конца. Все детали в оформлении, геймдизайне и звуках в итоге оформляются в очень приятное времяпрепровождение. Во, что-то, что не хочется пропускать. Хорошо, что индустрия вынесла Celesta к сцене на руках сразу после релиза. Пусть это и порождает мои собственные завышенные ожидания, в финале нисколько не жалеешь. Даже если далек от платформеров.



85
В целом у Celeste есть недостатки. Например, она местам слишком наивна, неестественна. Она принимает на себя мало рисков ради игрока, ожидания которого после восхваляющих рецензий поднялись выше самой Мэдлин. Но это все еще выверенный, отполированный до блеска платформер, с хорошей сложностью и оригинальными дизайном. Его смело можно рекомендовать любому человеку, который переваривает пиксель-арт, но прохладно относится к самим платформерам. Celesta покажет ему, почему жанр все еще востребован.
Подписывайтесь на нас в соцсетях
Stratege для смартфонов
 Pеклама
6 комментариев, 18 299 просмотров
Подождите, идёт загрузка...
Holesimus — 24.02.2018 в 13:39
Деревянный охотник за трофеями
0
Позалипал бы на вите в нее.
Спасибо за обзор.
Gilaruil — 24.02.2018 в 14:12
Охотник за постельными сценами
38
Графически отталкивает, ну не люблю пиксели, и все тут(
Majin — 24.02.2018 в 14:34
Начинающий охотник за трофеями
0
Немного не по теме, но будет ли обзор на Battle Chef Brigade?

Vadim — 24.02.2018 в 15:09
Золотой охотник за трофеями
3
Позабавило столько внимания и критики к сюжету в игре, в которой диалогов меньше, чем в одном небольшом общении персонажей в какой-нить JRPG)) Он тут просто забавный и хоть какое-то оправдание всему происходящему) Но особого глубинного смысла тут нет в принципе) А вот за что реально стоило бы поругать, так это про узаконенное читерство, которое не отключает трофеи даже.

И слишком многого не упоминается типа это надо увидеть самому, только вот этого всего тут в 2+ раза больше, чем описано в рецензии, так что многие вещи всё ж стоило упомянуть. Как минимум убер хардкорные уровни стороны В на каждом из которых умираешь в несколько раз больше, чем за основную локацию, не такая уж это и тайна, но и это далеко не всё. Игра удивляет очень долго обилием секретов. Судя по рецензии даже не пройден настоящий финал, там целая пачка уникальных шикарных механик.
Tusky — 24.02.2018 в 22:00
Пластмассовый охотник за трофеями
14
Может, это и хороший платформер, но для меня слишком уж пиксильно, глаза вываливаются от такого, на Vita бы прошел с удовольствием, на телевизоре нет удовольствия запускать.
Второе, товарищи сравнивают ее сложность с Super Meat Boy, так ли она сложна, есть игравшие?
Vadim — 24.02.2018 в 23:37
Золотой охотник за трофеями
0
Tusky, нет, мит бой немного посложней, тут всё же уровни покороче и намного меньше движущихся препятствий.